Литва 26.03.2009

Молочные подвохи

Источник: d-pils.lv
Производители в этом году не раз обещали существенное падение цен на молоко и молочные продукты в Литве. То же самое прогнозировали и экономисты. Но пройдитесь по магазинам. Особого падения не заметно. Если и упали цены, то на сущие сантимы.

Производители в этом году не раз обещали существенное падение цен на молоко и молочные продукты в Литве. То же самое прогнозировали и экономисты. Но пройдитесь по магазинам. Особого падения не заметно. Если и упали цены, то на сущие сантимы.

В "Рими", к примеру, литр молока стоит от 39 сантимов до 76 — в зависимости от жирности. Самое дорогое — "Карумс", 3,5–процентное — 76 сантимов, самое дешевое — 1,8 процента "Рими" — 39 сантимов. А между ними "Лимбажу пиенс" — 49 сантимов, "Валмиерас пиенс" — 55 сантимов, "Талсу пиенс" — 53 сантима, "Раса" — 61 сантим, "Цесвайне" — 49 сантимов.

В "Максиме" увидел на полке и новое молоко Рижского молочного комбината — по 36 сантимов. Но в упаковке 900 граммов, а не литр, поэтому стоимость литра порядка тех же 40 сантимов. Так в чем же дело, почему не заметно резкого падения цен на молоко, когда закупочные падают?

Заместитель руководителя общественной организации Крестьянский сейм, которая в январе возглавила шествие фермеров на Ригу, Улдис Криеварс рассказал "Вести Сегодня", что при нынешних закупочных ценах на молоко на полках магазинов оно должно стоить процентов на 30 дешевле.

"У нас самые низкие закупочные цены молоко в Европе, — продолжает Криеварс. — Молочные комбинаты покупают у фермеров молоко в среднем от 7 до 13 сантимов. У мелких хозяйств — по 7–8 сантимов за литр, у крупных — по 10–13. Однако есть и вопиющие случаи. Перерабатывающее предприятие "Прейлю сиерс" у крестьянского хозяйства "Яунпурини" покупало молоко по 2,4 сантима за литр. При таких расценках молоко этого комбината должно в магазине стоить не более 10 сантимов".

Криеварс считает, что ситуация изменилась бы, если бы крестьяне сами были владельцами перерабатывающих предприятий. Впрочем, у нас есть молокозаводы, в числе акционеров которых фермеры, — "Триката", "Страупе", "Дундага", "Яунпилс", но объемы производства там невелики, поэтому оказать влияние на рынок продукция этих предприятий не может.

"Мы ведем переговоры с правительством о выделении крестьянам субсидий для строительства нового молочного комбината, который принадлежал бы им, — говорит Криеварс. — В Европе фермеры не только владеют молокозаводами, но и имеют долю в торговых сетях. К примеру, известный у нас магазин "Призма" принадлежит финскому крестьянскому кооперативу".

Закупочные цены, по которым латвийские молокозаводы скупают крестьянское молоко, известны. А сколько накручивают сами перерабатывающие предприятия? По какой цене отдают готовую продукцию в торговлю?

Выяснить это оказалось непросто. На Валмиерском молочном комбинате вначале попросили переслать вопросы в письменном виде. Через день ответили, что руководство предприятия хотело бы дать ответ лично — с глазу на глаз. И опять не сразу — при приезде этого руководства в Ригу.

Единственное предприятие, где нам частично открыли карты, — Рижский молочный комбинат. Устами его пресс–секретаря Лиги Римшевицы сообщили, что базовая цена, по которой молоко отправляется в торговлю, для "Лимбажу пиенс" — 34 сантима за литр, "Раса" — 42. Но по этим базовым ценам молоко получают маленькие магазины. Торговые сети имеют существенные скидки, которые нам не открыли.

В торговой сети "Максима", в свою очередь, сообщили, что наценки на каждый вид молока свои — на "Тукумское" — меньше 10 процентов, на другие — больше. По неофициальной информации "Вести Сегодня", это 15–21 процент. Что мы имеем? Возьмем, к примеру, молоко "Раса". Закупочная цена на это молоко чуть больше, чем на остальные, — 14 сантимов. На полке оно продается за 61 сантим. 47 сантимов набрасывается на него в процессе переработки и в торговле. Мне возразят, что 21 процент в виде НДС идет с этой суммы государству — 12,8 сантима. Но и и после уплаты налога остается больше 48 сантимов. Втрое выше закупочной цены.

— Это ненормально, — комментирует ситуацию с ценами на основные продукты питания доктор наук, глава Совета по маркетингу Ингуна Гулбе. — Я не заметила существенного снижения цен. В сравнении с тем же периодом прошлого года топливо подешевело в три раза, закупочные цены на молоко — почти вдвое, зарплаты не растут, а цены на полках если и упали, то на сущие сантимы. А на многие продукты — выросли. У переработчиков, торговли снизились объемы продаж — вот они компенсируют их за счет высоких цен. В Западной Европе падение цен действительно заметное. При этом в Германии фермеры получают от переработчиков за молоко на 20 процентов больше, чем наши. И это без учета европейских субсидий.

Что ж, народ уже сделал выбор, покупая напрямую молочные продукты у крестьян, которые теперь приехали в Ригу не на тракторах, а со своими продуктами. Кстати, здесь мы не отличаемся от многих просвещенных стран. 5 миллионов англичан ежедневно получают свежее молоко тоже прямо с фермерских хозяйства, а не из супермаркетов.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью