Молочные реки, сырные берега

Источник: russia-today.ru
Белорусские аграрники и пищевики готовы к замещению импортных продуктов питания на российском рынке продовольствия.

Вкладу Республики Беларусь в продовольствен­ную безопасность наших стран был посвящен пресс-тур, организованный Постоянным комите­том Союзного государства. О стенаниях незначительной по массовости, но притом неумеренно говорливой части российского общества по случаю исчезновения из элитных магазинов моцареллы и пармезана написано и сказано уже столько, что кто-то может и впасть в коллапс от опаски: а не приведет ли их отсутствие к продовольственному кри­зису типа того, что наблюдался году этак в 1918-м? По­бывав только что в Минске, с полным на то основанием смею заверить всех заинтересованных лиц: белорусские аграрники и пищевики готовы, так сказать, опармезанить и омоцареллить всех страждущих своими аналогичны­ми сырами. Как сообщил на пресс-конференции министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц, в одном только августе прирост сырных потоков в сравнении к августу годичной давности составил более 40 процентов. А если говорить в более ласкающем слух объ­еме поставок в весовых единицах, то прибавка исчисляется более чем в 17 тысяч тонн.

Весомые увеличения уже есть и ожидаются по всему ассортименту традиционного спектра экспорта союзно-братского государства в нашу страну. И речь не только о столицах и городах-миллионниках — вот-вот молочные про­дукты и мясные консервы из Беларуси появятся на Дальнем Востоке. Министр категорически исключил возможность ис­пользования ГМО, особо подчеркнув, что подведомственные ему предприятия работают по ГОСТам, а государственные стандарты генной модификации не признают.

Не обошлось без вопроса об импортной морской рыбе с белорусской маркировкой. Леонид Заяц кривить душой не стал, оговорив, что некоторое количество сырья предпри­ятия Беларуси действительно приобретают в той же Нор­вегии, но далее рыба — тот же лосось — следует уже в виде готовой обработанной и расфасованной продукции. По его словам, российские партнеры в курсе, а общий объем таких рыбных изделий невелик.

Между тем Беларусь готова не только увеличивать экс­порт в Россию, но и не против увеличения импорта. Сейчас наши партнеры по Союзному государству и Таможенному союзу получают из РФ 25 процентов от всей ввозимой в Беларусь агро- и пищевой продукции. Однако по расчетам Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, импорт из России уже сейчас может быть увеличен на 10-15 процентов, в том числе по рыбному сектору, доля которого в общем объеме пока что не достигает и одной десятой. Конечно, логистика — наука конкретная. Скандинавия ближе, чем Сахалин или Камчат­ка, но, к примеру, дальневосточный лосось во всех видах на постоянно проводящихся ярмарках ВДНХ разлетается с ходу. Значит... и логистику можно приручить. К тому и Мур­манск с его окрестными, не вычерпанными до дна морями поближе Фарерских островов.

Не обходится без некоторого вкрапления еэсовского сырья в профильные предприятия молочной отрасли. Его тоннаж, правда, в общем дебете молочных белорусских рек символичен. На Минском молочном заводе № 1 за сутки превращают в йогурты, сырки, кефиры и прочее — 1100 тонн молока. Гендиректор Эдуард Чернавский сказал мне, что в этом впечатляющем потоке (более 18 железнодорож­ных цистерн) импорт из Литвы составляет всего лишь 20 тонн. Разглядеть такую «каплю» и впрямь непросто. Рас­сказывая о строжайшем контроле за качеством, глава од­ной из крупнейших в стране молочной фирмы заверил, что ни о каких антибиотиках в трехстах (!) наименованиях его продукции не может быть и речи. Уличенное в наличии такого «греха» молоко возвращается на агрофирму и в дальнейшем утекает через канализацию. Забегая немного вперед, отмечу, что отказ от антибиотиков, увы, сокращает коровий век. Буренку можно зачастую вылечить, но мо­локо от нее попадет под запрет, а потому бедолагу безжа­лостно отбраковывают. Кстати, все, что выходит из цехов, подвергается строжайшему радиационному контролю — результаты стопроцентно отрицательные.

В поездке по Беларуси мне то и дело вспоминались давние перестроечные дискуссии и более поздние споры гайдаровско-чубайсовской эры о том, что крупные сельхоз­предприятия (будь то колхозы, совхозы или фирмы под лю­бым другим названием) себя изжили и от проблем со всеми видами пропитания спасет только переход к фермерскому варианту агробизнеса. В Беларуси подобная теория макси­мальной опоры на единоличника в общем и в целом не при­жилась, и совсем не потому, что ее кто-то пытался запре­тить. Но факты таковы, что на долю фермеров приходится два процента земель и опять же два процента производства сельхозпродукции. Личные подсобные хозяйства с отведен­ными для них 10 процентами земельных угодий дают 22,1 процента валового производства, но структура его весьма любопытна: зерна, мяса и молока приусадебники постав­ляют на страну около 10 процентов, зато по картофелю, плодам, ягодам и овощам они набирают в целом 70-80 процентов. Крупные же агропредприятия безраздельно царят на рынке мяса и молока. Иначе говоря, в Беларуси сложи­лось разделение труда в сельском секторе экономики.

Да и как единоличнику обзавестись комплексом на ты­сячи коров, приобрести оборудование и технологии, при которых сама профессия доярки или дояра практически исчезла, поскольку все их традиционные функции взяли на себя роботы? В ОАО «Гастелловское» под Минском молоко вообще не соприкасается с воздухом на всем пути до цехов переработки, где оно идет прямиком на детское питание, к которому, понятно, особые требования. Его гендиректор Станислав Соколовский не без гордости говорит, что сейчас его коровки дают в год более девяти тысяч литров молока в расчете на одну корову, а в ближайшие годы, по планам, превзойдут одиннадцатитысячный рубеж.

Что еще пленяет в Беларуси, так это стремление агро­фирм не упускать ничего, что выгоду способно принести. Агрокомбинат «Ждановичи» в придачу к овощам, идущим в том числе в Москву и Санкт-Петербург, занимается племен­ным скотом, пшеницей, медом и еще бог весть чем. Здесь зарабатывают даже на разведении шмелей, необходимых для опыления тепличных растений. Начальник цеха произ­водства шмелей Иван Климко поведал, что во всем мире не больше 35-40 подобных фирм, технологии все они держат в строжайшем секрете. Но в Ждановичах смогли эти тайны разгадать. А шмель куда эффективней и неприхотливей ка­призных пчел. Жужжащих трудяг охотно покупают теплич­ные хозяйства других областей Беларуси. Вполне реальны грядущие поставки и в Россию. Недавно появился здесь и свой розарий, который успешно потеснил на цветочном рынке страны розы из Голландии. А вот к нам цветы пока не идут, так как голландцы способны предложить условия повыгодней. Но овощные ниши заполняются незамедли­тельно. Стоило войти в моду мини-помидорчикам черри, и ждановичские овощеводы тут же предложили их всем желающим. Я поинтересовался, а не собираются ли они за­менить в российских магазинах голландский имбирь своим. Меня заверили, что проблем нет, был бы надежный спрос, а он еще невелик.

Особый разговор о яблоках. Перед самой поездкой я прошелся по нескольким супермаркетам Москвы и обнаружил в них разве что не первой свежести уродцев якобы сорта «голден». Между тем в Беларуси несколько лет назад запустили программу закладки яблоневых садов. В одних только «Ждановичах» заняли ими 400 гектаров. Сад еще молодой, но в этом году собрали уже две тысячи тонн. Близкую по площади плантацию завел агрокомбинат «Дзержинский», успешно и с размахом специализирующийся в основном на птицеводстве. Не отстают и другие хозяйства. Яблоки многих сортов — лежкие, хрустящие на зубах, сочные и сладкие — куда лучше польских, от которых мы после введения санкций ЕС отказались, что и к лучшему. Но с поставками в Россию есть загвоздки, хотя белорусские яблочники настроены по-деловому и не скрывают намерений в конце концов заменить поляков не только до отмены санкций, но и впредь.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью