Молочные пояса, валютные берега

Источник: megapolis.kz
276 RU EN KZ
Без молока и масла стол – не стол. Поэтому в рамках создания продовольственных поясов вокруг Алматы и Астаны этим продуктам уделяют особое внимание: важно не только насытить рынок отечественной молочкой, а ещё и удержать цены. О том, как справляются с этими задачами наши производители, рассказала начальник отдела маркетинга АО «Агропромышленная компания «Адал» Светлана ОБУХОВА.
– Светлана Юрьевна, что сделано компанией «Адал» в рамках госпрограммы по созданию продпояса вокруг Алматы? Какие линии закуплены, породы скота завезены?

– Мы не закупаем коров за границей. Как показывает практика, заморские бурёнки плохо адаптируются к нашим условиям. Наша компания использует искусственное осеменение. Считается, что в 3–4-м поколении у коров проявляются все признаки чистопородных. Наши бурёнки уже в 6–7 поколении, и их можно считать настоящими европейками.

– То есть компания занималась улучшением пород ещё до принятия госпрограммы?

– Да. И мы продолжаем это делать. Сейчас у нас более 2,5 тыс. коров, две фермы. На одной из них мы выращиваем молодняк, на другой содержим дойных коров. В начале следующего года в рамках госпрограммы запустим ещё одну мегаферму.

– Какую долю рынка в Алматы и Алматинской области вы сегодня занимаете?

– По рынку пастеризованного молока в плёнке – 50%. По кефиру тоже.

МАСЛОМ ВНИЗ, ЦЕНАМИ ВВЕРХ

– Одну из задач программы вы выполнили: напоили алматинцев молоком. А как насчёт снижения цен?

– К сожалению, молоко из года в год дорожает. Ведь мы привязаны к стоимости электроэнергии, ГСМ. К тому же в стране произошла девальвация.

– Причём тут девальвация? У вас же свои корма, сырьё…

– Оборудование у нас импортное. И запчасти нужно покупать за доллары. Мы подписали контракт с компанией «Тетрапак», и через две недели у нас появится ультрапастеризованное молоко со сроком хранения – 6 месяцев. Тетрапаковская упаковка не производится в Казахстане, её закупают в Европе. Поэтому нам не всё равно, какой сегодня курс валют.

– Мероприятия в рамках госпрограммы как-то помогли вам снизить себестоимость продукции?

– За три года её стоимость увеличилась где-то на 20%, а сырьё подорожало на 50–60%. Так что определённый результат есть.

– Насколько нам известно, ваша компания брала кредит на реконструкцию действующей молочнотоварной фермы в АО «КазАгроФинанс» и «Аграрной кредитной корпорации» на 1,3 млрд тенге. Снизится ли стоимость продукции после погашения кредита?

– Маловероятно. Мало ли, что произойдёт за это время? Вырастут цены на энергоносители, и мы вынуждены будем на это отреагировать.

МОЛОКО НЕ СТАНЕТ НАПИТКОМ

– Отправляете ли вы свою продукцию на экспорт в Россию?

– Нет. Пока мы обеспечиваем молочкой только алматинцев. Но планируем выйти на рынки России, Кыргызстана и Узбекистана.

– С 1 мая в ТС вступил в силу новый техрегламент «О безопасности молока и молочной продукции». В Казахстане переходный период продлится до 31 декабря 2015 года. А с 2016 года наши производители будут обязаны писать на упаковках восстановленное это молоко или натуральное. Как вы думаете, повысится ли в связи с этим цена на натуральное молоко?

– Хотелось бы, чтобы натуральный продукт был дороже. Мы бы от этого только выиграли. Но сейчас в техрегламенте снова убрали термин «молочный напиток» – по требованию большинства производителей молока.

– То есть большинство наших производителей используют сухое молоко?

– Да. Но при соблюдении технологии это тоже достаточно качественный продукт. Когда мы проводили дегустацию, некоторые потребители отдавали предпочтение восстановленному молоку. Хотя уверяли, что пьют только натуральное. Видимо, люди уже забыли вкус натуральных продуктов.

ГДЕ КУПАЕТСЯ «ОМСКИЙ МОЛОЧНИК»?

– В наших магазинах недавно появилось белорусское молоко с названием «Атамекен». Может, и компания «Адал» будет экспортировать в Россию молоко под названием «Алтайская коровка» или «Омский молочник»?

– Это очень грамотный маркетинговый ход. Белорусы просчитали казахстанский менталитет. Наши потребители в большинстве своём патриоты и поддерживают местного производителя. Когда мы выйдем на российский рынок, разработаем название, близкое россиянам. Это здесь все знают, что «адал» – справедливость, а там такое название ни о чём не говорит.

– В марте соцсети взорвало фото, на котором были запечатлены работники омского сырного завода, купающиеся в резервуаре с молоком. На ваших предприятиях нечто подобное возможно?

– У нас такой процесс купания исключён. Все ёмкости, которые контактируют с молоком, закрытые. Диаметр отверстия, через которое оно поступает, – 10–12 см. Даже если кто-то очень захочет искупаться, ничего не получится.

– Есть ли у вас статистика, сколько в Алматы продаётся молока с подворий и сколько промышленного?

– Если два года назад продавалось 80% разливного молока, то сейчас эта тенденция меняется: алматинцы переходят на упакованную продукцию. Натурального молока у нас, к сожалению, не хватает. Все те фермы, что были при Советском Союзе, разрушены. Сейчас очень сложно всё это восстановить.

P.S. Раньше мы продвигали, теперь – проверяем. Интервью подготовлено в рамках контроля за реализацией программы создания продовольственного пояса вокруг южной столицы Казахстана.
29.03.2024
В рамках рабочей поездки в Северо-Казахстанскую область премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов посетил в числе прочих предприятия молочной отрасли. Так, Олжас Бектенов побывал на "умной ферме" ТОО «Қызылжар Сүт» и молокоперерабатывающем предприятии ТОО «Масло-Дел Петропавловск». Премьеру доложили о планах по развитию молочного производства в регионе, передает The DairyNews со ссылкой на пресс-службу премьер-министра РК.
Читать полностью