09.07.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2889
Молочные канатоходцы: как найти баланс По мере возвращения людей на рабочие места, оценке итогов пандемии возникает вопрос: как вернуться в прежнюю жизнь с новым подходом к работе, бизнесу, ведению хозяйства? Очевидно - никак. Мир уже не будет прежним.

Несмотря на то, что покупательская способность в стране снизилась, молочная отрасль не отмечает существенных падений по всем категориям - ряд региональных заводов заявил о снижении продаж на 20% в период окончания карантина, однако июль показывает рост спроса в связи с погодными условиями - в том числе рост спроса на кисломолочную продукцию.

Сомнения в отрасли связаны во многом с ожиданиями осени - ведь доходы населения сократились и роста не ожидается. В такой ситуации баланс - как производственный, так и финансовый означает возможность развития.

МИРОВОЙ ВЗГЛЯД НА ПЛЮС

Одним из наиболее явных плюсов от карантина является очевидное развитие онлайн-режима обслуживания клиентов. COVID-19 побудил предприятия заняться цифровой трансформацией бизнеса. Это подтверждает майское исследование Euromonitor. Аналитики тогда подчеркнули, что в долгосрочной перспективе многие предприятия столкнутся с деглобализацией, диверсификацией логистических цепочек; станут в большей степени автоматизировать производство и в еще больших масштабах переходить на безналичный расчет.

COVID-19 стал катализатором процесса трансформации FMCG-рынка: доля онлайн-продаж в России с начала распространения нового коронавируса в России ощутимо выросла — в апреле 2020 года она составила 5% от всего рынка FMCG в натуральном выражении, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%, по данным Nielsen.

Высокомодернизированные компании смогли перенастроить потоки входящего сырья и изменить ассортимент, мелкие и средние переработчики и производители еще больше укреплялись на локальном рынке. Несмотря на рост затрат на валютную составляющую бизнеса, производственные компании искали равновесие и находили его.

Что говорят экспертные компании, много лет работающие в отрасли?

МНЕНИЯ

По мнению Марии Гришиной, руководителя отдела науки, исследований и инноваций ООО «Компания Павлов», несмотря на сокращения производства продукции, сегодня многие производства не только не остановились, но и нарастили объемы.

«Многие не производственные компании серьезно перестраиваются, все кто могут ушли на удаленный режим работы и не хотят возвращаться, да и незачем, в короткой перспективе бизнес у многих от удаленной работы не страдает, а как будет на длинной дистанции пока неизвестно. Но уже сегодня многие отказались от аренды офисов или серьезно сократили арендуемые площади, а сотрудникам предлагают приходить работать в офис периодически», - отметила эксперт.

Иван Казаков, руководитель направления решений для пищевой безопасности 3М в регионе Россия и СНГ говорит о том, что в ходе пандемии деятельность многих предприятий не пищевой отрасли приостановилась, люди теряли работу, в связи с чем покупательская способность в целом снизилась. Однако, при этом потребители не перестали покупать молочные продукты.

«Так как выходы из дома были ограничены, люди предпочитали покупать продукты с запасом и именно с большим сроком годности. Таким образом, небольшие фермерские хозяйства, поставляющие продукцию с небольшим сроком годности, теряли своих покупателей и несли убытки. Пострадали также и торговые точки, которые занимались продажей продукции с коротким сроком годности», - отметил Иван Казаков.

Что касается трендов в переработке молока после выхода из карантина, эксперты отмечают активное развитие производства молочной сыворотки и увеличение количества игроков на рынке детского питания. Тренд на формат упаковки сменится на семейную.

«Так, например, в конце прошлого года, еще до пандемии, мы обсуждали с коллегами развитие направления форматов упаковок «to go». Жизнь на карантине и отсутствие прогнозирования ситуации с коронавирусом уже показывают изменение спроса в данном направлении в пользу семейной упаковки», - отметил Сергей Чеснов, руководитель отдела продаж оборудования для молочной промышленности компании Таурас-Феникс.

В пресс-службе Тетра Пак подчеркнули, что в период пандемии стали важны несколько аспектов. Первое - обеспечение непрерывности собственного бизнеса в рамках ограничений для борьбы с пандемией и фокус на производственную безопасность и безопасность персонала.

Второе – необходимость оперативно перестраивать работу с сетями и адаптироваться под требования каналов продаж с учетом стремительного роста онлайн сегмента, а также оптимизировать ассортимент продуктов в фокусных категориях.

«Очевидно, что вспышка коронавирусной инфекции в мире – беспрецедентное событие для всех, в том числе и для производителей и переработчиков молока. Никто из нас ранее не сталкивался с подобной ситуацией, в которой мы находились последние несколько месяцев. Безусловно, компании предприняли самые серьезные меры, чтобы производство работало непрерывно, сотрудники находились в безопасности, а люди получали доступ к продуктам питания в любое время, когда им это необходимо», - подчеркнули в пресс-службе Тетра Пак.

Сама компания перевела все свои фабрики в режим 24/7, а наличие собственной широкой производственной базы и международной сети поставщиков позволило минимизировать риски, связанные с дефицитом необходимых материалов. Ввиду ограничений на въезд зарубежных специалистов, которые должны быть задействованы на проектах по монтажу оборудования в России, компания перераспределила локальные ресурсы и разработала план усиления удаленной поддержки в части упаковочного и технологического оборудования, а также автоматизации.

По мнению Тетра Пак, потребление традиционного молока в мире стагнирует.

«Меняется образ жизни и предпочтения покупателей – они хотят большего разнообразия в продуктах, которое бы соответствовало их образу жизни и ситуациям потребления. Здесь можно говорить о тренде на низколактозное молоко, обогащенное витаминами или ароматизированное молоко, молочные продукты, которые можно использовать как перекус», - считают в компании.

Представитель Таурас-Феникс Сергей Чеснов подчеркивает, что одно из быстроразвивающихся направлений – это производство творога.

«Думаю, что данный сегмент будет продолжать расти и дальше. Однозначно, с открытием производств по переработке сыворотки, появятся новые игроки на рынке детского питания, а с учетом запасливости наших граждан впрок в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, стоит ждать развития производства продуктов с длительным сроком хранения», - резюмировал Сергей Чеснов.

Павел Карцев, директор «Завода МОЛМАШ» подчеркивает, что пандемия короновируса затронула все отрасли экономики и не прошла мимо молокоперерабатывающей промышленности. Ряд ограничительных мер, связанных с пандемией оказал негативное влияние на молокоперерабатывающие предприятия не только РФ, но и стран СНГ.

В том числе эксперт называет такие факторы как закрытие хореки и социальной сферы, логистическая изоляция.

«Эти и не только причины привели к снижению доходов молокоперерабатывающих предприятий до 30% - это колоссальный показатель который оказал негативное влияние на предприятия, ведь кредитные каникулы никто не отменил, а также прочие платежи в бюджет и заработная плата сохранилась в полном объеме. Основными задачами перед предпринимателями молокоперерабатывающей отрасли стали – сохранить рабочие места и уровень заработной платы для своих сотрудников, сохранить всеми возможными способами свое производство, реактивно суметь перетрансформировать свою привычную деятельность и перевести коммерческие подразделения в онлайн режим работы, а также объединиться с конкурентами, поставщиками, партнерами в этом локдауне», - заявил Павел Карцев, подчеркнув, что компании совместно с коллегами отрасли удалось пережить этот непростой период.
Что будет с рынком молока РФ осенью?

Узнай мнение экспертов

Пресс-служба компании Тетра Пак

Пресс-служба компании Тетра Пак

 Сергей Чеснов, Руководитель отдела продаж направления “Оборудование для молочной промышленности" компании “Таурас Феникс”

Сергей Чеснов, Руководитель отдела продаж направления “Оборудование для молочной промышленности" компании “Таурас Феникс”

Мария Гришина, руководитель отдела науки, исследований и инноваций ООО "КОМПАНИЯ ПАВЛОВ"

Мария Гришина, руководитель отдела науки, исследований и инноваций ООО "КОМПАНИЯ ПАВЛОВ"

Читать другие комментарии на эту тему

27.07.2020

Погодный фактор: куда пойдет цена на молоко

2020 год не перестаёт приносить сюрпризы. Падение рубля, цен на нефть, затяжная пандемия коронавируса сменяется наступлением аномальных погодных условий в ряде крупнейших молочных регионов страны.
КФХ Соловьев А.В., ООО
Адрес:  Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, д. КФХ СОЛОВЬЕВА А.В. 
 
Шабанов Р. М. ГКФХ ИП
Адрес:  Волгоградская область, Киквидзенский район, хутор Озерки 
 
Октябрь, СПК (Башкирия)
Адрес:  Башкортостан респ., Чекмагушевский район, с. Старокалмашево, ул. Пушкина, д. 1А 
 
Агрофирма Декар-Корсаково, ООО
Адрес:  Орловская обл., Корсаковский район, с. Корсаково, ул. Советская, д. 15