Молочное послевкусие

Пятый съезд Национального союза производителей молока совпал с выходом статьи «Bos Taurus Taurus» («Кузбасс», 7 февраля). Главными и там, и там были проблемы молочного животноводства – российского и кузбасского, его шансы и перспективы. Сегодня эту тему продолжают практики…
Валерий ЗЕМЛЯНСКИЙ, директор ООО «Зарубинское»
Топкинский район:

- Я был участником трех съездов – первого, третьего и пятого. На самом первом главным вопросом было то, что нет цены на молоко, как выжить? Теперь вопрос о цене не стоит. Вопрос – как дальше развиваться.

После длительных обсуждений субсидирование молока нам пообещали оставить, но что там будет с программой развития молочного животноводства, так и не понятно, лишь сформулированы самые общие принципы. Что касается 15-летних кредитов – нет механизма их получения, ни один банк их не даст.

Тем не менее, ясно, что у кого есть коровы, те точно от них не избавятся, потому что есть тенденция к росту цены за сданное молоко и к росту спроса. Но тем, у кого коров нет, их не завести. Сначала нужно увидеть свет в конце тоннеля, понять, что это реальный бизнес, что можно взять 15-летний кредит, понемногу платить и поднимать производство.

Это долгосрочные проекты: корове до первого теленка расти надо чуть ли не три года, тут требуются «длинные» деньги.
Кто-то говорит, что выправить ситуацию может мелкий частник, но это не так. Болеешь ты, устал – обязан идти к животным, это добровольная каторга. Да, есть энтузиасты, которые это делают, но их мало. У крупного производства больше шансов, по этому пути идет весь мир. Зачем делать шаг назад, возвращаясь к старому уровню технологий? Где взять при малых объемах специалистов, если даже для большого хозяйства это реальная проблема?

Василий МОТОРИН, генеральный директор ОАО «Кемеровоплем»:

- Проблемы отрасли? Во-первых, ценовой вопрос. Цена на произведенную продукцию не соответствует ценам на энергоносители, комплектующие, оборудование. Во-вторых, конкуренция молоку от всяческих заменителей. Люди не понимают, что они берут. Смотрю состав – с трудом нахожу сухое молоко, изготовленное из цельного. Везде написано: «заменитель», с ним никакие натуральные продукты по цене конкурировать не могут. Если на один килограмм масла по технологии требуется 21 литр молока, то и масло должно стоить около 400 рублей. Но кто ж такое масло купит?!

Мы и ребятишек всякой дрянью кормим. Китайцы хорошо придумали: чтобы было нормальное развитие ребенка, он должен получать один стакан коровьего цельного молока в день. А мы кормим то заменителями молока, то продуктами с пальмовым маслом.

Но когда сокращается спрос на молочную продукцию – сразу сокращается поголовье крупного рогатого скота и коров в том числе. И такое сокращение сразу чувствуем и мы. За последние два года цены на свою продукцию мы не увеличили, даже снизили на 10 процентов, учитывая финансовые проблемы животноводов. Но потребление все рано снижается. В позапрошлом году реализовали 65 тысяч спермодоз, а в прошлом лишь 54 тысячи.

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов говорили: давайте скинем шлейф худших коров. И так их скинули, что давно должны бы остаться только лучшие из лучших, а мы все скидываем и скидываем…

Александр СУХИНИН, группа предприятий «Деревенский молочный завод»,                                                               
Промышленновский район:

- Молочная отрасль еще не достигла своего дна. Это впереди, причем в самом недалеком будущем. Вполне возможно, уже в этом году, потому что дальше падать некуда.

Что потом? Мое видение – на землю придут новые собственники современного формата, которые уже повкладывались в какие-то перспективные направления, например, нефть или уголь, на сегодня испытывающие проблемы, связанные с мировыми изменениями. А еду никто не отменял, и эти люди поймут, что сельхозбизнес – очень хороший, прибыльный бизнес. Думаю, уже с 2015 года они начнут появляться на горизонте, будут активно развивать животноводство. Это долгий и тернистый путь, это не «быстрое» мясо, не курица и не свинина, но маржинальный доход здесь тоже приличный.

Государству надо бы задуматься о нескольких направлениях. Это поддержка сельхозпроизводителя, как происходит во всем мире. Это поддержка нового строительства – я имею в виду дотации на строительство суперсовременных коровников. И, самое главное, контроль цены на конечный продукт, то бишь сырое молоко, и дотации на один литр молока. Что, собственно, происходит в Канаде и Европе. Я уверен, что не нужна поддержка частного молока. Нужно рынок молока держать в руках и постоянно отслеживать тенденции. Бюджет на самом деле не резиновый, нужно смотреть, куда и когда направлять денежные субсидии. Сегодня цена на сырое молоко достаточно высока, в том числе в частном секторе, и не обязательно платить эти два рубля на литр.

«Деревенский молочный завод» стал строить животноводческий комплекс, потому что «кто первый встал, того и тапки». Это единственно верное направление, по которому должен идти каждый перерабатывающий завод. Наш завод стоял и остается на позициях настоящей качественной деревенской продукции, выпускаем только натуральный продукт, и то молоко, которое нам предлагают для переработки оставшиеся производители, далеко не всегда соответствует нашим требованиям. Лишь фермы такого масштаба и уровня, что мы строим, могут предоставить переработчику достойное сырье. А пока завод завозит больше половины молока с Алтая и из Новосибирской области.

Анатолий ЛАПТЕВ, семейная ферма, 
Ленинск-Кузнецкий район:

- Сегодня у меня 150 дойных коров, 12 пар рабочих рук. Сначала, как попали в программу «Молочная ферма», закупили 70 коров, потом телок и нетелей. До этого занимались картошкой, зерном с 2006 года. Подтолкнуло, что два года была засуха, что зерно ничего не стоит, а если переводить его в мясо и молоко, это более выгодно. Если, допустим, добавишь килограмм концентратов – получишь дополнительно 400 граммов молока, а оно стоит в два раза больше, чем это зерно. Считаю, что сельское хозяйство должно быть в комплексе – и молоко, и мясо, и зерно.

Мы начали со 100 литров молока в день. Нынче мечтаю выйти на четыре тонны молока от коровы в год, это годовых шестьсот тонн. По нынешней цене – 12-13 миллионов рублей, этого хватит на содержание всего моего хозяйства. А что получится с тысячи гектаров зерновых, пойдет на развитие.

Деревня стареет, работать некому, кадровый голод большой. До роботов, которые будут доить коров, еще очень далеко. А в маленькой деревне еще можно найти четырех доярок да одну подменную на 150 коров. Но увеличишь на полсотни голов – вози еще одну доярку из какого-то другого села, начинаются проблемы…

По мне, так лучше мелкие фермы по деревням, чем здоровое предприятие в одном месте. Думаю, в каждой деревне должен быть такой колхозик на 150-200 коров, как наша ферма. Гигантов хвалят, но они зависят от денег собственника, чуть тормоз – и все.

Алексей ФИЛИМОНОВ, директор ООО СПХ «Михайловское», 
Прокопьевский район:

- Молочным животноводством мы занялись два года назад, положительные изменения есть каждый год, каждый месяц, каждый день. Со вступлением в ВТО обратили внимание и на нас, появились субсидии на молоко. Их, бывает, задерживают, но на них все равно рассчитываешь в перспективе.

По области поголовье снижается, но хозяйства, которые держатся крепко на ногах, не собираются что-то уменьшать, даже знаю проекты на увеличение поголовья. Мы тоже собираемся строить новый современный комплекс и доить хотя бы 20-30 тонн молока в день. Ведем переговоры и о том, чтобы запустить переработку.

Отрасль эта интересная сегодня, однозначно конкурентоспособная. Сейчас у нас 450 дойных коров, доим 5,5-6 тонн молока на корову в год. По обоим показателям выросли вдвое. В рентабельность, грубо говоря, выходим уже при цене от 23 рублей за литр.

За два года сделали реконструкцию, потратив около 20 миллионов рублей, часть затрат – почти половину – нам должны вернуть. За прошедший год получили больше пяти миллионов рублей дотаций на молоко, чуть меньше еще недополучены. Конечно, залезли в долги, но развиваемся, занимаемся реконструкцией, покупаем высокопродуктивное семя, а не болтаемся на одном месте.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью