Молочная отрасль сливает маркировку

Источник: The DairyNews
Как показал опрос The DairyNews, многие представители молочных предприятий приехали в Москву в январе для участия в выставке DairyTech, на съезд Союзмолоко… И для того чтобы узнать - как и когда начинать работу в системе маркировки “Честный знак”, добровольная регистрация в которой началась 20 января 2021 года. The DairyNews опросило игроков рынка и узнало, готовы ли они к маркировке.

Минсельхоз говорит следующее: если вы не успеете присоединиться к маркировке, на полках вас заменят белорусы. Почему именно они? А потому что «они готовы».

По словам замминистра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут, Минсельхоз готов помогать.

- Мы готовы подключаться индивидуально. Будем решать с каждым предприятием. Если что-то не будет получаться, мы сами будем решать технические проблемы. Если вы будете не готовы, ваше место займет кто-то другой. Мы не должны допустить того, чтобы к 1 июня 2021 года полки были пустыми. Давайте сделаем так, чтобы в назначенную дату были представлены не только белорусские товары, но и российские - заключила Оксана Лут.

Генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов отмечает, что пока непонятно, насколько отрасль будет подготовлена к назначенным срокам маркировки.

- Мы ещё подводим итоги эксперимента, который закончился в декабре. У нас немного сместился фокус в сторону типографий. Это значит, что в большей степени к введению маркировки должны быть готовы именно они. Конечно, пока к ним есть много вопросов. Информация, которая поступает от них и от производителей в значительной степени подтверждает, что поставщики упаковки не готовы к тому, чтобы обеспечивать производителей упаковкой с нанесенными Data-matrix кодами, - рассказал Артем Белов.

По его словам, сейчас в наибольшей степени отрасль беспокоит вопрос готовности мороженщиков и сыроваров к обязательной маркировки с 1 июля. По мнению Артема Белова, так как на хладокомбинатах представлены большие производительные линии с очень сложными технологическими решениями, типографии и поставщики упаковки должны быть готовы к маркировке не к 1 июля, а к 1 апреля 2021 года.

Что касается возможности повторных переносов сроков маркировки, то Артём Белов отмечает следующее:

- Мы ждём итогов эксперимента, мы ждём готовности типографий. Уже в феврале будет понятно, насколько они готовы к тому, чтобы наносить Data-matrix коды. От этого будет очень многое зависеть.

Так, к меморандуму с обязательствами типографий, задействованных в маркировке молочной продукции, уже присоединились 19 компаний. Один из ключевых пунктов документа – обеспечение готовности печатать промышленные партии упаковки с кодами маркировки за 2 месяца до старта маркировки той или иной товарной группы.

- Особенность молочной отрасли заключается в том, что в ней самое большое количество различных типов упаковки по сравнению с другими товарными группами. Специально для маркировки молока внедряется новый способ нанесения — на упаковке, которую заказывают в типографиях. Это позволяет снизить инвестиции в разы. Мы видим, что поставщики упаковки активно включились в работу, - заявил руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ Алексей Сидоров.

При этом представители крупных упаковочных компаний отмечают, что некоторые виды упаковки молочной продукции достаточно сложно маркировать.

- Наиболее сложно маркировать продукцию в треугольной, мягкой упаковке и в упаковке Tetra Wedge. Так, при типографском способе нанесения кодов на мягкий пакет с непрерывным дизайном невозможно предугадать, в каком месте упаковка при формировании разрежется. Следовательно, в таком случае существует высокая вероятность повреждения кода. Особенность треугольной упаковки и упаковки Tetra Wedge заключается в том, что они не ориентированы на выходе из линии. Соответственно при печати на линии это будет сложно осуществить. При печати в типографии – возможно, но здесь встанет вопрос агрегации. То есть если проводить сканирование на линии, то код будет сложно уловить, - заявил директор по маркетингу компании Tetra Pak Михаил Ржавин.

В то же время, представители ЦРПТ отмечают, что минимальная стоимость оборудования, необходимого для внедрения информационной системы маркировки производителями молочной продукции, в зависимости от мощности производства, на линию составляет: 

- для малых предприятий с объемом переработки до 10 тонн в сутки – от 19,5 тыс. рублей,

- для средних предприятий с объемом переработки от 10 до 100 тонн в сутки – от 507 тыс. рублей (при использовании типографского способа нанесения кодов),

- для крупных предприятий с объемом переработки более 100 тонн в сутки – от 1,29 млн рублей (при использовании типографского способа нанесения кодов).

Пока подведомственные структуры отмечают минимальный процент брака в тестировании и незначительные, по их мнению, затраты на маркировку, представители отрасли говорят о противоположном.  

- Единовременные затраты на нашем предприятии составили 2 млн 907 тыс. рублей на техническое решение без учета агрегации и 1 млн 156 тыс. рублей на программное обеспечение. Регулярные затраты завода идут на покупку кодов (50 коп. за шт.) и на ежедневный 0,8% дополнительный брак от маркировки, который был зафиксирован в результате эксперимента из-за смены аппликаторной ленты. При типографском способе нанесения кодов упаковка в себестоимости молочного комбината занимает 10-12%. При этом удорожание упаковки на 20% приведет к повышению себестоимости продукта на 2%, - заявил председатель совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александр Ширинкин.

Он также рассказал, что ориентировочная стоимость программного обеспечения на заводе составляет около 2 млн рублей. К тому же, по словам эксперта, предприятиям потребуются дополнительные затраты на новый персонал, который необходимо будет нанимать непосредственно для работы с кодами маркировки.

Представители Союзмолоко тоже подчеркивают, что маркировка молочной продукции средствами идентификации является самой затратной регуляторной мерой за всю историю отрасли.

Генеральный директор завода «Галактика» Елена Духовская, выступая на выставке DairyTech, рассказала, что затраты на один конвейер при маркировке на предприятии составят от 3,5 до 5,3 млн рублей с НДС, включая корректировку программного обеспечения.

Многие участники отрасли призывают тех, кто еще не приступил к процессу по введению обязательной цифровой маркировки, поскорее к нему присоединяться, потому что он занимает как минимум 4 месяца. А в кулуарах подчеркивают, что мало кто представляет каким образом реализовывать задачи по ее внедрению, особенно на малых предприятиях в отдалении от региональных центров.

Процесс внедрения маркировки может занять минимум 4 месяца – Евгений Калинин (dairynews.ru)

При этом для большинства молочников становится очевидным, что - процесс-то идет, но не все оказываются к нему до конца подготовленными. Более того уверенности в полезности новшества нет ни у кого из участников рынка, что никак не способствует ускорению его внедрения.

- Маркировка - процесс сложный и готовится к ней надо заранее, уже сейчас. Для всех участников это уже очевидно, а для потенциальных участников надо сказать о том, что разработка решения занимает порядка 3 месяцев, а доработка непосредственно на линии тоже идет достаточно долго, - подчеркнула Елена Духовская.

Она добавила, что число участников оборота растет, а торговые сети готовы к приему промаркированного товара, при этом возможности интеграторов будут задействованы все больше. 

В противовес представителю “Галактики”, отдельные игроки из регионов подчеркивают, что далеко не все ритейлеры готовы выводить маркированный товар из оборота и призывают торговлю и оптовый сектор начать готовиться и учитывать, что возможно увеличение времени работы на единицу продукции.

По словам руководителя Южного молочного союза Константина Синецкого, вопрос цифровой маркировки молочной продукции продолжает быть дискуссионным. На данный момент под вопросом как сама себестоимость QR-кодов, так и степень финансового участия ЦРПТ – с учетом того, что за все платят предприятия.  

“Дискуссия по этому поводу началась, мы постоянно получаем обещания госорганов по этому вопросу. Но верить им рано – все, что делается в плане введения, оформляется документально, а обещания – пока только на словах. Себестоимость QR-кодов под вопросом, мы видим, что за все платят предприятия – за оборудование, за интеграцию, за нанесение. Где же себестоимость для ЦРПТ? Эту дискуссию закрывать рано. Ключевой вопрос тут – зачем это отрасли? Как решатся задекларированные вопросы введения маркировки?”, - подчеркнул эксперт.  

Константин Синецкий также напомнил, что среди предприятий Краснодарского края, которые в сумме выпускают 70% продукции рынка, было проведено исследование затрат на оборудование для маркировки. Для них сумма составит порядка 1,6 млрд. на старте:

“Далее мы умножили количество упаковок выпускаемой продукции, подлежащей маркировки в год, и вышло еще на 1,2 млрд. рублей ежегодно – такие затраты ожидают участников рынка в регионе, - добавил Константин Синецкий. – Письмо с нашими тезисами прокомментировали в Минпромторге: по расчетам ЦРПТ эти цифры далеки от правды, а затраты на самом деле не превысят 25 млн. рублей”.

На сегодняшний день очевидно одно - за громкими отчетами о позитивных результатах скрываются стиснутые зубы молочников и слишком много вопросов без ответов. Ждать ли нам очередных изменений сроков ее введения? Покажет только время, которого, как доказывает практический опыт - совсем мало. 

26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
Календарь