Молочная отрасль-2019: провалы года
20% НДС
Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" увеличил с 1 января 2019 года НДС в РФ на два процентных пункта. Несмотря на то, что молочная продукция имеет льготную ставку НДС в 10%, компании-участники рынка загодя предупредили власти о том, что рост налога в цепочке поставок обязательно скажется на себестоимости производства и как следствие - цене готового продукта на полке.
Большинство продавцов не устанавливают прямой зависимости от налогов, однако связи все равно формируются. Учитывая, что под повышение НДС попали энергоносители и логистические затраты, себестоимость продукта в конечном итоге должна была увеличиться.
Налоговое давление на производственников усиливается.
Несмотря на то, что, к примеру, по итогам первого полугодия количество выездных проверок сократилось на 35% ( до 4900) - эффективность каждой проверки выросла на 6%, а поступления в бюджет по результатам контрольной и аналитической деятельности составили 159 млрд. рублей или на 15% больше.
НДС остается инструментом регуляторных отношений бизнеса и государства.
РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА
Заявленная “регуляторная гильотина" в России не случилась - это было ожидаемо, быстро в нашей стране принимаются только решения по итогам “Больших пресс-конференций". Хотя, учитывая, что в настоящее время в России действует около 2 млн требований, 221 вид контроля и 541 вид разрешительной деятельности для предпринимателей, разобраться с ними в течение года также не представляется возможным. К слову, по состоянию на конец сентября 2019 года в базе Минюста “Нормативные правовые акты” числилось 36,3 тыс. актов СССР и РСФСР, действующих и влияющих на бизнес.
В январе текущего года Дмитрий Медведев предложил провести “регуляторную гильотину", чтобы облегчить жизнь бизнесу. В феврале были даны первые поручения Правительству. В мае - обсуждения на базе Экспертного совета при Кабмине. “Гильотина" предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Все требования к предпринимателям будут вносить в публичный реестр и пересматривать на предмет обоснованности не реже, чем один раз в пять лет. Для реализации реформы правительство разрабатывает законопроекты "Об обязательных требованиях" и "О государственном контроле (надзоре)".
Благая, казалось бы идея. По оценке экспертов, около 7,5% ВВП, т.е. 7,77 трлн. рублей составляют затраты на получение различной разрешительной документации контрольно-надзорной деятельности. Для сравнения, бюджет национальных проектов до 2024 года составляет 25,7 трлн. рублей (около 24,8% ВВП).
Сам механизм “регуляторной гильотины” предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Самое простое - убрать старые нормы. Однако остаются и другие гораздо более важные стороны проблемы - к примеру проект закона о госконтроле, который является центральным звеном реформы контрольно-надзорной деятельности. Его цель - изменить карательный подход проверяющих органов на превентивный.
Согласно дорожным картам “регуляторной гильотины", под изменения попадут направления работы Минсельхоза, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. К примеру:
● федеральный государственный ветеринарный надзор;
● надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
● лицензионный контроль за деятельностью по производству лекарственных средств для ветеринарии;
● федеральный государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
● государственный земельный надзор;
● государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
● государственный контроль (надзор) за соблюдением требований техрегламентов
● государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
● контроль за ввозом ГМО и семян на границе;
● контроль за посевом и посадкой подкарантинной продукции из иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов (в том числе на территории иностранных государств);
● контроль за доклиническими исследованиями лекарственных препаратов для ветеринарии, их качеством и производством, изготовлением хранением, ввозом и перевозкой, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением и применением;
● лицензионный контроль содержания и использования животных в зоопарках, зоосадах, цикрах, зоотеатрах, дсельфинариях и океанариумах, а также контроль в области ответственного обращения с животными;
● надзор за физической защитой источников особо опасных организмов (лаборатории, скотомогильники и др.);
● надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
● санитарно-эпидемиологический контроль;
● надзор в области защиты прав потребителей;
● контроль за соблюдением техрегламентов;
● контроль за обращениями с пестицидами и агрохимикатами;
● надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий и др.
Ревизия устаревших нормативно-правовых актов должна полностью завершиться к 2021 году. Однако, по мнению властей, уже в 2020 году “гильотина" даст первые результаты.
Ранее союз направил свои предложения по “гильотине", которые касаются устаревших ГОСТов, принятых еще в СССР; критериев отнесения предприятий по производству молочной продукции к объектам I и II категорий; введения обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации наряду с ранее введенной системой прослеживаемости, а также требований по установлению санитарно-защитных зон предприятий. Кроме того, союз считает необходимым пересмотреть нормы Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.10.1994 N 13-7-2/173), вводящие требования по созданию подразделений государственного ветеринарного надзора на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Весь следующий год будет идти работа по переработке более 7 тыс. подзаконных актов и изучение целесообразности 200 видов надзора. Многие из них уже сегодня ставят под вопрос существование малого бизнеса. Но будут ли отменены? Неизвестно, к тому же, пока “рабочие группы" работают, Правительство усиливает регулирование в других направлениях - вводя маркировку, увеличивая НДС и тд.
БЗМЖ и СЗМЖ
Весь уходящий год Правительство пыталось регулировать производство и продажу молокосодержащей продукции.
С 2019 года производители молокосодержащих продуктов должны уведомлять покупателей о наличии в составе продукции растительных жиров.
Согласно вступившим в силу с января 2019 года поправкам к Техническому регламенту 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции", самым примечательным изменением является новое требование о наименовании продуктов с заменой молочного жира. К примеру, “молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога (сыра, сметаны и т.п.)”.
Также на упаковке или этикетке должно быть написано, что продукт содержит растительные масла, причем надпись должна быть контрастной по отношению к цвету поля.
Окончательно изменения вступили в силу в июле 2019 года. Стало ли на прилавках больше молокосодержащей продукции? Не стало. Некоторые считают, что ее производители перешли на выпуск молочных продуктов, большинство однако полагает, что компании ушли в тень.
После ухода министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сохранилась лоббируемая им идея разделения полок для продажи молочной и молокосодержащей продукции с заменой молочного жира. В результате были приняты правила изменения выкладки продукции, где говорилось о визуальном разделении продуктов из молока и с заменой молочного жира.
Сокращения на ценниках конечно заметили. Производители разницу от этой инициативы так и не прочувствовали.
ЭКСПОРТ
Согласно “майским" указам президента РФ Владимира Путина от 2018 года, экспорт продукции АПК РФ в 2024 г. должен вырасти до $45 млрд.
В 2017 году Россия экспортировала продукции АПК на $20,8 млрд против $17 млрд в 2016 году. Основными статьями экспорта стали зерно (36,4% в стоимостном выражении аграрного экспорта), рыба и рыбопродукты (16,8%), растительное масло (11,8%), шоколад (2,6%).
Во многом благодаря снижению экспорта зерновых, уже в первом полугодии 2019 года стало понятно, что итоговые показатель покажет снижение поставок за пределы страны.
В начале ноября стало известно, что по прогнозу Минсельхоза, экспорт отечественной продукции АПК за десять месяцев 2019 года составил порядка $19,3 млрд. По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года роста не наблюдается. Напротив, показатели прошлогоднего экспорта были на 2-3% выше нынешних, а к концу года разница может составить 5-6% не в нашу пользу. В то же время, по словам эксперта, беспокоиться не о чем: “отставание объясняется изменениями структуры российского экспорта АПК”.
Позиция Минсельхоза объясняет снижение экспортных поставок переориентацией на продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Компании внимательно рассматривают новые рынки, в том числе ориентируясь на опыт поставщиков в Китай, который пока не оправдал надежды, не дав быстрого результата.
Часть представителей отрасли АПК действительно настроена оптимистично по отношению к увеличению доли экспорта. Штефан Дюрр, генеральный директор "ЭКОНИВА-АПК холдинг", уверен, что для молочной сферы Китай - весьма перспективный рынок, а в Европе нашим производителям не хватает бренда: "России нужно развивать имидж своей продукции в Европе с точки зрения чистоты, качества и полезности. К каждому рынку нужен свой подход, и для нашей страны китайский рынок в молочной продукции, как известно, сейчас наиболее перспективен. Там наш бренд довольно известен, и в дальнейшем Китай по молоку будет огромным рынком. Потребление там растёт огромными темпами, и наша задача - занять эту нишу”.
В других отраслях, однако, в отношении Китая настроены менее оптимистично. Комментирует Наталья Уткина, технолог Союза мороженщиков России:
"В Китай мы поставляем очень мало мороженого, их рынок очень сложен и специфичен, и отрасли нужны очень большие финансовые вложения, чтобы продвинуть туда продукцию. Чтобы успешно экспортировать продукцию во все страны мира, и в том числе - в Китай, нам нужна государственная поддержка с точки зрения создания своих торговых домов и разработки государственного бренда. Если каждый производитель будет продавать свою торговую марку, затраты будут невероятно высоки, никакой отдачи не будет. Мы сможем активно экспортировать свою продукцию, если объединим свои усилия с помощью государства".
Изучается компаниями рынок стран Ближнего Востока, Африки, продолжается расширение в страны СНГ и бывшего СССР.
К слову, по данным Центра агроаналитики Минсельхоза, 1 января по 8 декабря экспорт продукции АПК из России составил $22,4 млрд.
При этом импорт продовольствия согласно информации ФТС в стоимостном выражении по-прежнему превышает объемы экспорта: на 8 декабря за рубежом было закуплено товаров на $26,34 млрд.
“МЕРКУРИЙ"
С 1 июля по 1 ноября 2019 года в молочной отрасли РФ начало действовать обязательное требование о работе в системе электронной ветеринарной сертификации “Меркурий".
Сам оператор системы - Россельхознадзор - уверен в том, что система ЭВС “Меркурий" позволила обелить рынок и снизить количество молочного фальсификата на полке с 21 до 17%.
Кроме того Россельхознадзор рассчитывает, что система позволит пресечь нелегальный ввоз продовольствия на 1,4 трлн рублей в год.
Ведь именно она, система “Меркурий" позволяет обеспечивать полную прослеживаемость продукции.
Прошло несколько месяцев, стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции и вся страна узнала, что “Меркурий" не работает. По крайней мере в молочном секторе.
"Система [ветеринарной электронной сертификации] "Меркурий" внедрена и работает, она связана с качеством прежде всего, и с ветеринарными требованиями - в этом в основном весь смысл. Она не отвечает на все вопросы и не прослеживает от упаковки до покупателя. Маркировка дает эту возможность. Более того, она дает возможность потребителю прямо посмотреть весь путь - от начала производства и до прилавка", - сказал президент РФ в декабре, назвав маркировку "более основательным инструментом".
При этом он отметил необходимость действия и в интересах отрасли, и в интересах потребителей.
В настоящее время участники отрасли ждут окончания пилотного эксперимента по маркировке (февраль 2020 года), а также разрабатываемого по заказу Минпромторга документа по оценке целесообразности внедрения маркировки в отраслях промышленности. Определенная надежда на то, что для молочной отрасли маркировку посчитают нецелесообразной есть, однако, как показывает опыт “Платона" - все будем там, где государство прикажет.