31.12.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 10639
Молочная отрасль-2019: провалы года

20% НДС

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" увеличил с 1 января 2019 года НДС в РФ на два процентных пункта. Несмотря на то, что молочная продукция имеет льготную ставку НДС в 10%, компании-участники рынка загодя предупредили власти о том, что рост налога в цепочке поставок обязательно скажется на себестоимости производства и как следствие - цене готового продукта на полке.

Большинство продавцов не устанавливают прямой зависимости от налогов, однако связи все равно формируются. Учитывая, что под повышение НДС попали энергоносители и логистические затраты, себестоимость продукта в конечном итоге должна была увеличиться.

Налоговое давление на производственников усиливается.

Несмотря на то, что, к примеру, по итогам первого полугодия количество выездных проверок сократилось на 35% ( до 4900) - эффективность каждой проверки выросла на 6%, а поступления в бюджет по результатам контрольной и аналитической деятельности составили 159 млрд. рублей или на 15% больше.

В прошлом году государство активно “боролось с серыми схемами в налогообложении", что привело к ряду серьезных банкротств среди региональных переработчиков молока.

НДС остается инструментом регуляторных отношений бизнеса и государства.

РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА

Заявленная “регуляторная гильотина" в России не случилась - это было ожидаемо, быстро в нашей стране принимаются только решения по итогам “Больших пресс-конференций". Хотя, учитывая, что в настоящее время в России действует около 2 млн требований, 221 вид контроля и 541 вид разрешительной деятельности для предпринимателей, разобраться с ними в течение года также не представляется возможным. К слову, по состоянию на конец сентября 2019 года в базе Минюста “Нормативные правовые акты” числилось 36,3 тыс. актов СССР и РСФСР, действующих и влияющих на бизнес.

 

В январе текущего года Дмитрий Медведев предложил провести “регуляторную гильотину", чтобы облегчить жизнь бизнесу. В феврале были даны первые поручения Правительству. В мае - обсуждения на базе Экспертного совета при Кабмине. “Гильотина" предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Все требования к предпринимателям будут вносить в публичный реестр и пересматривать на предмет обоснованности не реже, чем один раз в пять лет. Для реализации реформы правительство разрабатывает законопроекты "Об обязательных требованиях" и "О государственном контроле (надзоре)".

 

Благая, казалось бы идея. По оценке экспертов, около 7,5% ВВП, т.е. 7,77 трлн. рублей составляют затраты на получение различной разрешительной документации контрольно-надзорной деятельности. Для сравнения, бюджет национальных проектов до 2024 года составляет 25,7 трлн. рублей (около 24,8% ВВП).

 

Сам механизм “регуляторной гильотины” предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Самое простое - убрать старые нормы. Однако остаются и другие гораздо более важные стороны проблемы - к примеру проект закона о госконтроле, который является центральным звеном реформы контрольно-надзорной деятельности. Его цель - изменить карательный подход проверяющих органов на превентивный.

 

Согласно дорожным картам “регуляторной гильотины", под изменения попадут направления работы Минсельхоза, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. К примеру:

 

●        федеральный государственный ветеринарный надзор;

●        надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения

●        лицензионный контроль за деятельностью по производству лекарственных средств для ветеринарии;

●        федеральный государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;

●        государственный земельный надзор;

●        государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

●        государственный контроль (надзор) за соблюдением требований техрегламентов

●        государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);

●        контроль за ввозом ГМО и семян на границе;

●        контроль за посевом и посадкой подкарантинной продукции из иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов (в том числе на территории иностранных государств);

●        контроль за доклиническими исследованиями лекарственных препаратов для ветеринарии, их качеством и производством, изготовлением хранением, ввозом и перевозкой, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением и применением;

●        лицензионный контроль содержания и использования животных в зоопарках, зоосадах, цикрах, зоотеатрах, дсельфинариях и океанариумах, а также контроль в области ответственного обращения с животными;

●        надзор за физической защитой источников особо опасных организмов (лаборатории, скотомогильники и др.);

●        надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

●        санитарно-эпидемиологический контроль;

●        надзор в области защиты прав потребителей;

●        контроль за соблюдением техрегламентов;

●        контроль за обращениями с пестицидами и агрохимикатами;

●        надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий и др.

Ревизия устаревших нормативно-правовых актов должна полностью завершиться к 2021 году. Однако, по мнению властей, уже в 2020 году “гильотина" даст первые результаты.

 

В октябре 2019 года был утвержден состав рабочей группы по регуляторной гильотине в области животноводства. Молочную отрасль в ней представляет Союзмолоко. 


Ранее союз направил свои предложения по “гильотине", которые касаются  устаревших ГОСТов, принятых еще в СССР; критериев отнесения предприятий по производству молочной продукции к объектам I и II категорий; введения обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации наряду с ранее введенной системой прослеживаемости, а также требований по установлению санитарно-защитных зон предприятий. Кроме того, союз считает необходимым пересмотреть нормы Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.10.1994 N 13-7-2/173), вводящие требования по созданию подразделений государственного ветеринарного надзора на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

 

В ноябре 2019 года министр финансов Антон Силуанов предложил сократить количество надзорных ведомств.


Правительство в тот же период одобрило законопроекты о реформе контроля и надзора в отношении бизнеса.

Весь следующий год будет идти работа по переработке более 7 тыс. подзаконных актов и изучение целесообразности 200 видов надзора. Многие из них уже сегодня ставят под вопрос существование малого бизнеса. Но будут ли отменены? Неизвестно, к тому же, пока “рабочие группы" работают, Правительство усиливает регулирование в других направлениях - вводя маркировку, увеличивая НДС и тд.

БЗМЖ и СЗМЖ

Весь уходящий год Правительство пыталось регулировать производство и продажу молокосодержащей продукции.

С 2019 года производители молокосодержащих продуктов должны уведомлять покупателей о наличии в составе продукции растительных жиров.

 

Согласно вступившим в силу с января 2019 года поправкам к Техническому регламенту 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции", самым примечательным изменением является новое требование о наименовании продуктов с заменой молочного жира. К примеру, “молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога (сыра, сметаны и т.п.)”.

 

Также на упаковке или этикетке должно быть написано, что продукт содержит растительные масла, причем надпись должна быть контрастной по отношению к цвету поля.

 

Окончательно изменения вступили в силу в июле 2019 года. Стало ли на прилавках больше молокосодержащей продукции? Не стало. Некоторые считают, что ее производители перешли на выпуск молочных продуктов, большинство однако полагает, что компании ушли в тень.

 

После ухода министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сохранилась лоббируемая им идея разделения полок для продажи молочной и молокосодержащей продукции с заменой молочного жира. В результате были приняты правила изменения выкладки продукции, где говорилось о визуальном разделении продуктов из молока и с заменой молочного жира.

Из-за свободной формулировки, многие магазины вышли из ситуации достаточно просто - на ценниках появились пресловутые аббревиатуры СЗМЖ (с заменителем молочного жира) и БЗМЖ (без заменителя молочного жира).

Сокращения на ценниках конечно заметили. Производители разницу от этой инициативы так и не прочувствовали.

К слову, в настоящее время на базе ЕАЭС обсуждается предложение Союзмолоко и технического комитета при Росстандарте по выводу продукции с заменой молочного жира и белка из Техрегламента 033. Инициатива полезная. Правда, по мнению ряда участников рынка, как всегда, реализованная в России поздно.

ЭКСПОРТ

Согласно “майским" указам президента РФ Владимира Путина от 2018 года, экспорт продукции АПК РФ в 2024 г. должен вырасти до $45 млрд.

В 2017 году Россия экспортировала продукции АПК на $20,8 млрд против $17 млрд в 2016 году. Основными статьями экспорта стали зерно (36,4% в стоимостном выражении аграрного экспорта), рыба и рыбопродукты (16,8%), растительное масло (11,8%), шоколад (2,6%).

 

В 2018 году экспорт агропромышленной продукции вырос, превысив плановые показатели и достиг $26 млрд.

 

Во многом благодаря снижению экспорта зерновых, уже в первом полугодии 2019 года стало понятно, что итоговые показатель покажет снижение поставок за пределы страны.

 

В начале ноября стало известно, что по прогнозу Минсельхоза, экспорт отечественной продукции АПК за десять месяцев 2019 года составил порядка $19,3 млрд. По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года роста не наблюдается. Напротив, показатели прошлогоднего экспорта были на 2-3% выше нынешних, а к концу года разница может составить 5-6% не в нашу пользу. В то же время, по словам эксперта, беспокоиться не о чем: “отставание объясняется изменениями структуры российского экспорта АПК”.

 

Позиция Минсельхоза объясняет снижение экспортных поставок переориентацией на продукцию с высокой добавленной стоимостью.

 

Компании внимательно рассматривают новые рынки, в том числе ориентируясь на опыт поставщиков в Китай, который пока не оправдал надежды, не дав быстрого результата.

 

Часть представителей отрасли АПК действительно настроена оптимистично по отношению к увеличению доли экспорта. Штефан Дюрр, генеральный директор "ЭКОНИВА-АПК холдинг", уверен, что для молочной сферы Китай - весьма перспективный рынок, а в Европе нашим производителям не хватает бренда: "России нужно развивать имидж своей продукции в Европе с точки зрения чистоты, качества и полезности. К каждому рынку нужен свой подход, и для нашей страны китайский рынок в молочной продукции, как известно, сейчас наиболее перспективен. Там наш бренд довольно известен, и в дальнейшем Китай по молоку будет огромным рынком. Потребление там растёт огромными темпами, и наша задача - занять эту нишу”.

 

В других отраслях, однако, в отношении Китая настроены менее оптимистично. Комментирует Наталья Уткина, технолог Союза мороженщиков России:

 

"В Китай мы поставляем очень мало мороженого, их рынок очень сложен и специфичен, и отрасли нужны очень большие финансовые вложения, чтобы продвинуть туда продукцию. Чтобы успешно экспортировать продукцию во все страны мира, и в том числе - в Китай, нам нужна государственная поддержка с точки зрения создания своих торговых домов и разработки государственного бренда. Если каждый производитель будет продавать свою торговую марку, затраты будут невероятно высоки, никакой отдачи не будет. Мы сможем активно экспортировать свою продукцию, если объединим свои усилия с помощью государства".

 

Изучается компаниями рынок стран Ближнего Востока, Африки, продолжается расширение в страны СНГ и бывшего СССР.

 

К слову, по данным Центра агроаналитики Минсельхоза,   1 января по 8 декабря экспорт продукции АПК из России составил $22,4 млрд.

 

При этом импорт продовольствия согласно информации ФТС в стоимостном выражении по-прежнему превышает объемы экспорта: на 8 декабря за рубежом было закуплено товаров на $26,34 млрд.

 

“МЕРКУРИЙ"

 

С 1 июля по 1 ноября 2019 года в молочной отрасли РФ начало действовать обязательное требование о работе в системе электронной ветеринарной сертификации “Меркурий".

 

Казалось бы, что такого плохого в “Меркурии"? Вот и министр сельского хозяйства отрапортовал о том, что система позволила нивелировать скачки цен на сырое молоко (интересно, где в механизме “Меркурия" прописана такая функция?).

 

Сам оператор системы - Россельхознадзор - уверен в том, что система ЭВС “Меркурий" позволила обелить рынок и снизить количество молочного фальсификата на полке с 21 до 17%.

Кроме того Россельхознадзор рассчитывает, что система позволит пресечь нелегальный ввоз продовольствия на 1,4 трлн рублей в год.

 

Буквально в январе 2019 года на встрече президента Владимира Путина с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым и руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом, говорилось о положительной роли электронной ветсертификации. За полгода до окончательного распространения “Меркурия" на готовую молочную продукцию, Владимир Путин в беседе с чиновниками, отвечающими за ЭВС, подчеркнул, что внедрение системы положительно скажется на здоровье граждан.


Ведь именно она, система “Меркурий" позволяет обеспечивать полную прослеживаемость продукции.

 

Прошло несколько месяцев, стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции и вся страна узнала, что “Меркурий" не работает. По крайней мере в молочном секторе.

 

По этому поводу у президента и вице-премьера Алексея Гордеева даже состоялся публичный разговор, где выяснилось, что “всю цепочку “Меркурий" не видит".

 

"Система [ветеринарной электронной сертификации] "Меркурий" внедрена и работает, она связана с качеством прежде всего, и с ветеринарными требованиями - в этом в основном весь смысл. Она не отвечает на все вопросы и не прослеживает от упаковки до покупателя. Маркировка дает эту возможность. Более того, она дает возможность потребителю прямо посмотреть весь путь - от начала производства и до прилавка", - сказал президент РФ в декабре, назвав маркировку "более основательным инструментом".

При этом он отметил необходимость действия и в интересах отрасли, и в интересах потребителей.

Можно ли назвать данный факт провалом “Меркурия"? Да! Уже и Дмитрий Патрушев вслед за президентом заговорил о том, что ЭВС и “Честный знак" дополняют друг друга.

В настоящее время участники отрасли ждут окончания пилотного эксперимента по маркировке (февраль 2020 года), а также разрабатываемого по заказу Минпромторга документа по оценке целесообразности внедрения маркировки в отраслях промышленности. Определенная надежда на то, что для молочной отрасли маркировку посчитают нецелесообразной есть, однако, как показывает опыт “Платона" - все будем там, где государство прикажет.


27.07.2020

Погодный фактор: куда пойдет цена на молоко

2020 год не перестаёт приносить сюрпризы. Падение рубля, цен на нефть, затяжная пандемия коронавируса сменяется наступлением аномальных погодных условий в ряде крупнейших молочных регионов страны.
Северная Нива Самара, ООО
Адрес:  Самарская обл., Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. Октябрьская, д. 58 корп. Б 
 
Есбол, КХ
Адрес:  Казахстан, Актюбинская обл., с. Кенсахара 
 
Шанс, КХ ТОО
Адрес:  Казахстан, Восточно-Казахстанская обл., г. Семей, ул. Пархоменко, 215 
 
Астра-Агро ЛТД, ТОО
Адрес:  Казахстан, Карагандинская, обл., Абайский р-н, с. Коксу, Центральная, 23 а