Молочная дилемма: классика или альтернатива

Источник: The DairyNews
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.

Так, например, по словам со-основателя Ассоциации Производителей Альтернативных Пищевых Продуктов (АПАПП) Юлии Марсель, оценки количества вегетарианцев в России сильно отличаются. В исследовании Ipsos было написано, что в России данная категория составляет 13%. Но по данным АПАПП – их примерно 1%.  

Покупатели все равно будут обращаться к альтернативам либо по здоровью, либо по собственной прихоти, желая попробовать чего-нибудь «новенького», необычного, соответствующего настроению или трендам потребления.

В связи с этим, по мнению большинства аналитических агентств, рано или поздно молочники встанут перед дилеммой: и дальше идти по классической тропинке или же все-таки создавать альтернативу, а, может быть, даже и новую линейку, в которой молоко станет всего лишь ингредиентом.

Во всем мире сейчас молочная отрасль разделилась на два лагеря - одни холдинги приобретают производителей растительных альтернатив и разрабатывают собственные линейки, вторые - борются за право молока называться молоком. По их мнению - все, что не является продуктом животного происхождения - таковым не является.

Редакция The DairyNews решила узнать у представителей молочной отрасли РФ, готовы ли они к конкуренции с производителями растительных альтернатив.  

Мнение молочников о растительных альтернативах

Директор «Устьянской молочной компании» Елена Лобанцова считает, что молочникам не нужно конкурировать с производителями растительных альтернатив. По ее мнению, это небольшая ниша, которая тоже имеет право на существование. При этом она отмечает, что данная категория не будет сильно развита в России.

- Своя доля потребителей таких товаров будет, но она не будет увеличиваться. Это связано и с нашим менталитетом, и с их высокой стоимостью. Потому что сейчас у нас не настолько богатое население. То есть потребители будут покупать более простые и более натуральные продукты. Если раньше покупатели обращали больше внимания на йогурты и прочие маржинальные линейки, то сейчас стремительно увеличивается потребление молока, из которого люди могут сами делать и другие продукты, - заявила Елена Лобанцова.

Она считает, что категорию растительных альтернатив не надо вытеснять с рынка.

- Если, конечно, речь не идет о пальмовом масле или дезинформации потребителей о молочном продукте. Если это просто «немолоко» - альтернатива молоку, то пусть оно развивается параллельно. Самое главное, чтобы не было никаких подделок – то есть, чтобы вместо молока не предлагали какие-то растительные компоненты, все равно называя это молоком. С этим надо бороться, - заявила Елена Лобанцова.

- Россия – страна с традиционными вкусами и пищевыми предпочтениями, и говорить о серьезной конкуренции животного и растительного молока, пожалуй, все-таки еще рано. По нашим оценкам, в регионах присутствия наших предприятий доля потребления растительного молока составляет 1-2%. Традиционно россияне больше доверяют коровьему и козьему молоку. Изменить эту ситуацию будет непросто, - заявили в пресс-службе АМП «Дамол».

В компании отметили, что здоровая конкуренция – это всегда дополнительный импульс для развития, поиска нестандартных и интересных решений, поэтому при конкурировании производителей классических и альтернативных продуктов вряд ли могут возникнуть особые проблемы. 

При этом, в пресс-службе «Дамол» заявили, что с учетом снижения доходов основной части россиян, если речь будет идти о том, чтобы накормить семью, большинство потребителей выберет альтернативный источник белка, например, курицу, так как из нее можно приготовить больше блюд, чем из молока.

- Сегодня мамы стремятся давать своим детям натуральные и полезные продукты, кормить новорожденных грудным молоком. В коровьем молоке содержится не только кальций, витамины А, Д, В12, железо, но и полноценный белок, полезные бактерии и вещества, влияющие на формирование иммунитета в отличие от растительного молока. Поэтому говорить о прямой конкуренции здесь не приходится, мы работаем в разных сегментах, - заявил Дмитрий Матвеев, генеральный директор ГК «КАБОШ».

Он считает, что растительное молоко никогда не заменит традиционное и не видит смысла бороться с глобальным трендом.

- Люди, которые по разным причинам не могут употреблять коровье молоко, будут иметь возможность купить растительное. Люди с очень низким уровнем доходов будут покупать продукты с заменителями молочного жира, а возможно предпочтут купить меньше продуктов, но лучшего качества. Наш потребитель осознает: «Мы - то, что мы едим». Он понимает: сэкономив на качественных продуктах сегодня, завтра он потратит больше на лекарства, - заключил генеральный директор ГК «КАБОШ» Дмитрий Матвеев.

Генеральный директор МК «Ставропольский» Сергей Анисимов считает, что дорогие растительные напитки никогда не смогут конкурировать с натуральным молоком.

- Мы считаем, что обсуждений данной конкуренции больше, чем реальной конкуренции. Это совершенно разные по пищевой ценности продукты. Даже дорогостоящие ореховые напитки никогда не смогут конкурировать с натуральным молоком, которое дешевле в три-четыре раза. А жидкости из дешевых круп и масел тем более. Потребители, которые хоть немного разбираются в ценности продуктов, это, кстати, тоже прекрасно понимают, - заявил эксперт.

Он считает, что при конкуренции между молочниками и производителями альтернатив могут возникнуть проблемы.

- Например, введение в заблуждение некоторых потребителей о том, что растительное молоко может быть альтернативой коровьему молоку. Молоко млекопитающих своего рода венец творения природы. И ничто его заменить не может, - заявил Сергей Анисимов.

Он отметил, что в условиях падения доходов населения выигрывают традиционные продукты: натуральное молоко, кисломолочка -  а не дорогие товары, вся ценность которых, по мнению эксперта, заключается в работе маркетологов.

- Россияне чаще придерживаются традиционных взглядов на жизнь. Да и климат в России достаточно суровый для того, чтобы полностью отказаться от животного белка. В молоке много витамина D, который лучше получать из натурального продукта, а не из лекарственных препаратов. Растительные продукты предполагают поддержку организма препаратами. Мы не в Великобритании, где вегетарианство стало символом культуры и элитного происхождения. Да и в Англии молочные производства чувствуют себя неплохо, - считает директор ЗАО «Сернурский сырзавод» Альберт Сибагатуллин.

По его мнению, представителям молочной отрасли не стоит конкурировать с данной категорией, так как всегда будут существовать потребители готовые попробовать что-то новое. Эксперт считает, что проблемы в такой конкуренции могут возникнуть только при предоставлении покупателям недостоверной информации.

- Например, распространение негативного мнения о вреде животного белка, о мутациях или «молочных наркоманах». Таких лженовостей может набраться очень много, если конкуренция перейдет в разряд недобросовестной, - заявил директор ЗАО «Сернурский сырзавод».

Как действовать в рамках конкуренции?

При этом представители молочных компаний понимают, что не всегда удастся избежать конкуренции. Поэтому для привлечения потребителей в рамках здоровой конкуренции им приходится создавать новые продукты.

- С производителями любых продуктов надо конкурировать честно, улучшая собственное качество и предлагая интересные, нестандартные продукты в своей нише. Мы, например, понимая, что потребителю, особенно молодому, не всегда интересна традиционная молочка, начали производить на тольяттинском заводе «Волга Индустрия» функциональные биойогурты. На Пестравском маслозаводе расширили линейку классической ряженки этим продуктом с фруктово-ягодными наполнителями. А молочный комбинат «Вита» начал выпуск творога с фруктами и ягодами. Альтернативой традиционному молоку могут стать различные молочные коктейли. Вариантов немало: дело за технологами, - заявили в пресс-службе «Дамол».

Генеральный директор МК «Ставропольский» Сергей Анисимов рассказал, что на предприятии продолжается разнонаправленное развитие. На комбинате планируется производство как традиционных продуктов, так и ингредиентов из молока.

- Данное направление у нас уже очень широкое: это и лактоза 3 видов, включая фармакопейную, концентраты сывороточных белков, молочно-белковый концентрат, уникальные продукты для с/х животных на основе молочной сыворотки и многое другое, - заявил Сергей Анисимов.

Директор ЗАО «Сернурский сырзавод» Альберт Сибагатуллин рассказал, что на предприятии диверсифицируют производство: из молока создаются не только цельномолочная продукция, но и различные виды сыров, масло и рикотта. На основе этих продуктов развивается и производство из сопутствующих отраслей.

- Мы открыли кондитерский цех, который перерабатывает продукты, изготовленные из молока, например, чизкейк из рикотты и эклеры с ней. Начали делать косметику из козьего молока и готовы дальше развиваться в этом направлении. Мы стараемся популяризировать культуру потребления молочных продуктов, - заявил Альберт Сибагатуллин.

При этом некоторые компании пока не стремятся создавать альтернативные продукты.

- Мы конечно, думаем над тем, в какую более современную категорию можно было бы перейти, но пока мы не хотим перемещаться в другую нишу. Мы хотим реализовать инвестпроект. Сейчас мы изучаем европейский и американский рынок и смотрим, что там наиболее популярно, и какие технологии нужно применить у себя, чтобы создать такой продукт, и будет ли он вообще востребован в России, - заявила Елена Лобанцова. 

В пресс-службе «Дамол» рассказали, что оперативно отслеживают изменения рынка, потребительских предпочтений и открыты ко всему новому.  

- Не исключено, что в случае необходимости, на тех заводах, где это будет экономически целесообразно, переквалифицируем производство. Но в ближайших планах этого нет, - заявили в пресс-службе.

Директор ЗАО «Сернурский сырзавод» Альберт Сибагатуллин считает, что потребители продукции предприятия в ближайшие 5 лет будут выбирать классические молочные продукты.

- Просто мы делаем такое позиционирование - только качественная и классическая молочная продукция. Наш клиент не променяет молоко на растилку. Хотя эксперименты с растительным молоком мы проводили и даже подумывали запустить такую линию. И все же это не наше. Молоко должно быть молоком, - заявил Альберт Сибагатуллин.

Безусловно, растительные альтернативы – это не будущее, а реальность. Поэтому производителям, стоя перед молочной дилеммой, уже сейчас надо определиться: следуя трендам, производить то, что хочет потребитель, или стоять на своем, производя классические молочные продукты. Приведет ли это к стагнации? Скоро увидим.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews


19.07.2021
На прошлой неделе The DairyNews публиковало свежие данные доклада ФАО о развитии молочного рынка производство молока. Из доклада следует, что производство молока в мире будет расти примерно на 1,7% в год вплоть до 2030 года.
Читать полностью
Календарь