Минсельхоз предложил восстановить единую ветслужбу страны

Источник: http://www.agroinvestor.ru
Минсельхоз подготовил изменения в закон «О ветеринарии» и ряд других законов, предусматривающий «изъятие всех полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора на федеральный уровень». Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В соответствии с ним вводится понятие федерального государственного ветеринарного надзора, который будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. При этом предусмотрена возможность делегирования части их полномочий властям регионов.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, проведенная в 2004 году административная реформа привела к раздробленности ветеринарной системы. В результате были образованы ветеринарные службы регионов, что привело к отсутствию должного контроля организации и проведения противоэпизоотических мероприятий и невозможности применения скоординированных мер по предотвращению распространения болезней животных на всей территории страны, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В документе министерство ссылается на мониторинг, проведенный Россельхознадзором. Он показал, что региональные ветслужбы совмещают функции госнадзора и оказания платных ветеринарных услуг, а это негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности.

Кроме того, Минсельхоз указал на отсутствие централизованного контроля и единого регулирования ветслужб, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах регионов и финансировании деятельности ветслужб, что ведет к «разобщенности государственных ветеринарных служб». Наконец, в ряде регионов ветслужбы входят в состав иных органов исполнительной власти, в связи с чем «не располагают независимостью в том объеме, который необходим для решения задач в области ветеринарии, и принятие особо важных решений, несущих экономические последствия для регионов, затягивается».

Предложение о передаче надзорных функций на федеральный уровень исходит не от Минсельхоза, а прежде всего от бизнеса и экспертов, заявил «Агроинвестору» президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. «Текущая ситуация показала, что современные вопросы с заболеваниями животных могут быть решены только на федеральном уровне, так как региональные ветеринарные службы — это подыгрывание своим бизнес-структурам, замалчивание фактов ветеринарных и санитарных проблем, влияние региональных властей на надзорные органы. Доказательство этому — распространение африканской чумы свиней, которое демонстрирует, что существующая система эту проблему решить не может», — сказал Мамиконян.

На фоне возросшего уровня угроз от разрастающихся эпизоотий и невозможности региональных властей контролировать эту ситуацию решение о возврате ветеринарного контроля на федеральный уровень необходимо было принять гораздо раньше, заметил президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Ситуацию запустили настолько, что у меня есть такое подозрение, что даже и этих полномочий федеральному органу может не хватить», — предположил Давлеев. Он подтвердил, что промышленный сектор поддержал это решение, и сейчас вопрос лишь в том, как Россельхознадзор распорядится этими полномочиями и хватит ли у него профессионализма. «Производители рассчитывают, что Россельхознадзор сможет взять под контроль распространение ветеринарных угроз, в том числе в частных подворьях и дикой фауне, а также транспортировку животноводческих грузов по территории России. Первым шагом стало внедрение системы «Меркурий», и укрепление позиций Россельхознадзора в части надзора позволит, надеюсь, на национальном уровне создать систему реагирования на угрозы и сделать эту реакцию более качественной — как по времени, так и эффективности», — добавил эксперт.
О разработке поправок по расширению полномочий Россельхознадзора Минсельхоз сообщал еще весной этого года. «Минсельхозом России ведется работа над пакетом соответствующих законодательных инициатив: это и контроль за пищевой продукцией, и возможность проведения внезапных, внеплановых проверок, и контроль за региональными ветслужбами», — говорил на итоговой коллегии Россельхознадзора в марте тогдашний министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Он отмечал, что Минсельхоз убеждает другие ведомства в необходимости принятия таких решений.

В 2004 году государственная ветеринарная служба России была разделена на общефедеральную — Россельхознадзор (подчиняется Минсельхозу) и 83 ветеринарных службы регионов (подчиняются губернаторам). В функции Россельхознадзора входит проверка импортных и экспортных товаров, а также определение степени ветеринарного надзора внутри страны в случаях, определенных приказами Минсельхоза. Ветеринарные службы субъектов занимаются выдачей ветеринарных сопроводительных документов, установлением карантина и ограничений на ввоз или вывоз животноводческой продукции с территории региона. Однако на практике, как ранее заявлял президент «Мираторга» Виктор Линник, «профессионально ветеринарные органы регионов могут делать только одно — собирать деньги за справки, реальной биологической безопасности они не гарантируют».
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь