Мир 07.12.2020

Михаил Мищенко принял участие в международном молочном форуме DairyVision

Источник: The DairyNews
В ходе международного форума молочной промышленности Dairy Vision, организованного AgriPoint (Бразилия) и Zenith Global (Великобритания), директор Центра изучения молочного рынка (DIA) Михаил Мищенко рассказал о ситуации на молочном рынке России и об его изменениях, затронув «молочный баланс» «до-ковидного периода», сообщает The DairyNews.
Россия является одним из крупнейших игроков на мировом рынке и одним из крупнейших импортеров молочной продукции. Михаил Мищенко отметил, что по данным DIA, в 2019 году в стране было произведено 19,6 млн тонн товарного молока. Потребление молочной продукции в эквиваленте сырого молока составляет порядка 24 млн. тонн.  

- В плане импорта молочной продукции наиболее важным партнером для России является Республика Беларусь. Примерно 75% импорта категории – это поставки продукции оттуда. Надо отметить, что производство сырого молока в России сокращалось до 2016 года, но после этого периода оно начало расти, - заявил Михаил Мищенко.

Он также отметил, что, несмотря на то, что производство сырого молока в России увеличивается, это не говорит о том, что растет потребление всех категорий молочных продуктов. Сейчас производителям приходится использовать более разнообразные и натуральные ингредиенты, чтобы удовлетворить потребности покупателей.

Директор Центра изучения молочного рынка также рассказал, как COVID-19 повлиял на российский рынок. По словам эксперта, как и в других странах, изначально пандемия повлияла на потребление, так как покупатели пытались понять происходящее.

- Из-за того, что в России отсутствовала значительная поддержка государством не только потребителей, но и представителей бизнеса, к лету люди почувствовали усталость и безразличие, и начали тратить свои накопления. Интересно и то, что большая доля денег жителей РФ осталась у нас в стране. Традиционно, россияне много путешествуют, и обычно делают это за рубежом. Например, в 2019 году российские туристы потратили в разных странах 34,5 млрд долларов США. Но, благодаря COVID-19, в текущем году эта сумма осталась в России, так как россияне, не имея возможности выехать за границу, путешествовали у нас в стране, что позволило поддержать российскую экономику, - заметил Михаил Мищенко.

Эксперт также сообщил, что, по расчетам DIA, в 2020 году потребление молочных продуктов на душу населения в РФ увеличится до 172 кг. По сравнению с 2019 показатель вырос на 13,7 кг. Темпы прироста производства сырого молока продемонстрируют в нынешнем году рост показателей производства на порядка 2 млн. тонн.

Расчеты DIA показывают, что в 2021-2023 годах в России может начаться перепроизводство молока. Страна выйдет на самообеспечение.

- У нас будет больше молока, чем нужно, поэтому нам необходимо будет искать различные технологии и варианты для того, чтобы устанавливать крепкие экспортные отношения. Риск заключается в том, что, если, например, необходимая инфраструктура не сформируется в ближайшие несколько лет, у нас возникнут проблемы с поставками в другие страны, что отразится и на производстве в целом, - заметил эксперт.

Эксперт также отметил прогноз правительства по сокращению населения в стране. Если в 2018 году население России увеличилось до 146,9 млн человек, то в будущем ожидается резкое падение показателя, и к 2030 году население сократится до 144,5 млн, что отразится на всех сторонах российской экономики.

По словам аналитика, ситуация с COVID-19 породила не только риски, но и выгоды для рынка. Так, например, закрытие границ привело к тому, что деньги россиян, оставшиеся внутри государства, помогли относительной стабилизации экономики.

Директор Центра изучения молочного рынка считает, что потребление влияет на цену. Сейчас в России цена на 100 кг сырого молока составляет $37,44, при этом стоимость импорта - $45,34, а региональная цена стремительно увеличивается и достигает $34,31.

- Совместно с компанией «DeLaval» мы разработали карту плотности коров на душу населения, по которой видно, в каком регионе России наиболее широко представлено производство молока. Конечно, у нас в стране очень много северных территорий, на которых не может быть коров, поэтому большинство из стад сосредоточены в европейской и южной частях страны. Наиболее значимые регионы-производители молока – это Московская область, Ленинградская область, Татарстан, Воронежская область, Краснодарский край, - рассказал Михаил Мищенко.

Наибольшая плотность коров на 1 км кв. в России сосредоточена в Брянской области.

Директор Центра изучения молочного рынка также перечислил крупных игроков российского рынка, отметив, что многие региональные компании отрасли в РФ очень быстро растут. Это позволяет им создавать серьезную конкуренцию на молочном рынке. По прогнозам экспертов, в течение 6-10 лет самые крупные игроки молочного сектора (PepsiCo и Danone) потеряют свои позиции на рынке и сместятся в рейтинге. Наиболее сильными российскими компаниями эксперт считает Комос Групп, базирующуюся в Удмуртии и воронежский холдинг "Молвест".

- В заключении хочу сказать, что молочная отрасль в нашей стране стремительно развивается, поэтому через 3-5 лет, мы станем полноценными игроками мировой молочной отрасли не только в качестве покупателей, но и в качестве продавцов, - заключил Михаил Мищенко.
12.10.2021
В последнее время мы все чаще обсуждаем АПК через призму экологичности производства, рационального использования природных ресурсов и грамотной утилизации отходов. «Зеленая повестка» стала больше, чем просто трендом — об этом говорит не только опыт международных холдингов, которые ведут свою деятельность на территории России, но и практики по экологизации производства, которые успешно внедряют российские производители и поставщики решений. The DairyNews собрали комментарии участников рынка, представителей ведомств и поставщиков решений, чтобы понять: готова ли молочная отрасль России к трансформации?
Читать полностью
Календарь