24.04.2018
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 1974

Новые продукты, отслеживание предпочтений рынка, управление брендом и постоянная модернизация – залог успеха молокоперерабатывающего завода не только в мире, но и в России. The DairyNews пообщалось с предприятиями и экспертами рынка переработки молока о перспективах сектора.

ТРЕНДЫ

Euromonitor выделяет несколько типов современных покупателей и интересных им продуктов питания: среди них продукты для здорового питания, продукты в удобном формате упаковки перекусов на ходу, специальные продукты по типу здоровья человека либо предпочтениям (к этому относятся и продукты для диабетиков), функциональные продукты. Эксперты Euromonitor подчеркивают, что в условиях повсеместного развития интернет-среды, компании должны быть максимально представлены в интернете, в том числе для оперативного реагирования на потребительские изменения и слухи, отслеживать информацию о собственных брендах.

В России отдельным трендом выступает популярность экономичных и практичных упаковок продукции. Последние годы стабильно растет спрос как на большую «семейную упаковку», так и на категорию продуктов в порционной упаковке, готовых к употреблению, порезанных.

Тенденция развития молочного рынка РФ лежит в двух плоскостях: массовый продукт и продукты с добавленной стоимостью. «Среди последних лидирует и претерпевает наибольшее развитие категория из разряда греческих йогуртов: десерты и разнообразные творожки. В нашей компании мы очень давно работаем с такими продуктами, реализовали много глобальных проектов и продолжаем двигаться вперед. Главный вопрос в развитии таких продуктов заключается не столько в инвестициях, сколько в правильном управлении технологией и номенклатурой, а также брендом», - отметил в комментарии The DairyNews Александр Гельфанд, директор по развитию бизнеса Boccard в России.

Эксперт подчеркнул, что в стране сохраняется большое количество нуждающихся в реконструкции заводов, где из-за излишне консервативного подхода к решению вопросов с продуктовой матрицей начинаются проблемы с финансами. «Работы всем хватит! Растущие потребности в повышении эффективности выпуска массовых продуктов и обеспечении окупаемого выпуска продуктов с добавленной стоимостью, при правильном подходе, смогут обеспечить задачами все звенья цепочки ценности: от фермеров и производителей оборудования до переработчиков продавцов продукции», - уверен Гельфанд.

Сергей Баранов, гендиректор «Кизельман Рус» подчеркнул, что компания фиксирует ряд тенденций на рынке. В целом они созвучны мировым трендам. Среди тенденций: увеличение предложения функциональных продуктов, являющихся продуктами глубокой переработки молока или сыворотки. К этим продуктам можно отнести и спортивное питание, и функциональное питание для разновозрастных категорий, а также функциональное питание, предназначенное отдельно для женщин и мужчин. «Более того, все эти группы могут сочетаться в различных комбинациях, таки образом размывая границы между этими подгруппами, например, спортивное питание для женщин возраста «30+», - отметил Сергей Баранов.

Башир Узденов, управляющий партнер ООО «Бассон» отмечает, что трендов, которые могут взорвать российский молочный рынок пока нет. С ним солидарны аналитики отрасли: потребительский рынок плавно входит в мировые тенденции.

По словам экспертов, на российском рынке потребление растительных аналогов молочных продуктов идет медленнее чем в мире. Это связано с культурой потребления. Башир Узденов в свою очередь отмечает, что сегодня теряется финансовый смысл продуктов с растительными жирами.

«В связи с падением цены на молоко, переработчики меняют ориентир в сторону производства натуральных продуктов. Появляются предприятия, которые склоняются в сторону увеличения приемки молока и уменьшения производства продуктов с применением растительных элементов. Финансовый смысл производства продуктов на основе растительных ингредиентов теряется», - отметил Башир Узденов.

Модернизация представляет собой как обновление устаревшего оборудования, так и расширение технологических линий. Поставка оборудования и модернизация переработки – длительный процесс. Минимальный проект длится от 4 до 6 месяцев, глобальные модернизации занимают 8-9 месяцев, высказал мнение эксперт. Поэтому снижение цены на сырое молоко и другие актуальные проблемы молочного рынка на изменении технологических линий пока не отразились, вектор не качнулся ощутимо.

ПРЕДПРИЯТИЯ О ТЕНДЕНЦИЯХ

Игроки рынка переработки молока подчеркивают, что модернизация и отслеживание тенденций потребительского спроса остаются важнейшими факторами развития заводов. Несмотря на устойчивый спрос на традиционный сегмент у местных производителей молочной продукции, потребитель в регионах также, как и в столице стремится к новым вкусам и показывает новые предпочтения к упаковке. При этом стабильной остается тенденция спроса на продукты более низкой ценовой категории, вместе с тем потребители тщательно изучают упаковку и стремятся к сочетанию «оптимальные цена-качество».

Артем Багреев, генеральный директор ООО «Деревенское молочко»

– Принципиальных инноваций в производстве классической цельномолочной продукции в последние годы я не замечаю. В качестве тренда можно отметить общий курс на импортозамещение сыров, производство десертов и продуктов так называемой «молодежной» линейки с использованием функциональной упаковки. При этом, классическая линейка все равно остается доминирующей, нужно делать ставку на практическую экономичную упаковку. На инновации и модернизацию производства наше предприятие направляет порядка 10% выручки.

Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест» 

– В масштабах отрасли модернизация на предприятиях направлена на увеличение срока годности свежих молочных продуктов. Предприятие направляет на модернизацию производства 30% прибыли. Необходимо работать над очисткой входящего молока, созданием чистых условий приготовления продукта и правильной фасовкой упаковочной линии последнего поколения. Кроме того, важно соблюдать закрытое передвижение продукта от процесса до фасовки.

К сожалению, стабильно растет спрос на продукты с низкой ценой, что в наибольшей степени проявляется в категориях сыр, творог, молоко. Людям свойственно хотеть покупать продовольствие дешевле. Нужно убрать с полок товары ненадлежащего качества, это главное, с чем нужно бороться. Ненормально то, что у нас под видом молочного продается фальсификаты и суррогаты. Это вводит потребителей в заблуждение.

Владимир Старков, владелец сыроварни «Сыр без дыр»

Внедрение инноваций - вещь периодическая. Они не идут сплошным потоком, к сожалению. Поэтому и внедрение идет скачками.

На мой взгляд, тренд потребительского спроса в настоящий период - это колебательное падение спроса на элитные сорта, как, к примеру, Горгонзола, и соответственно перетекание в сегменты повседневного спроса и более низкой ценовой категории.

Я на своем производстве не могу развивать культуру потребления сыров. Остается только общение на ярмарках и также просвещение менеджеров и продавцов магазинов, сбывающих мои сыры.

С сетями, к сожалению, не сотрудничаем, на сегодня их мало интересуют крафтовые сыры. Все что нужно сетям – продукт подешевле и с увеличенным сроком хранения за счет применения того, что применять не хочется.

Мне неизвестно, кто из нашего Союза сыроваров работает с сетями. Есть крупные производители-молокозаводы, по моим сведениям, они сотрудничают на минимуме рентабельности, живут как-то за счет оборотов, что в нише крафтовых сыров ручной работы невозможно

Сергей Анисимов, гендиректор «Молочный комбинат «Ставропольский»

  • Потребитель сегодня выбирает полезные для здоровья натуральные продукты по доступной цене.

Актуальным на данный момент является:

  • обогащение молочных продуктов пробиотиками, пребиотиками, симбиотиками,

  • использование наполнителей, в состав которых входят так называемые суперфуды (семена льна, семена чиа, ягоды годжи и т.д.),

  • дополнительное обогащение молочных продуктов белком,

  • сокращение в рецептурах количества рафинированного сахара,

  • использование натуральных ингредиентов, которые позволяют выпускать продукты с «чистой этикеткой» (Clean label).

Самыми развивающимися сегодня категориями являются йогурты (питьевые и густые) и молочные десерты (в том числе на основе йогурта и творога), а в случае нашего предприятия, еще и мороженое.

Мы пристально следим за тенденциями и инновациями во всем мире. Последние годы девиз нашего предприятия – фраза Гиппократа «Пусть пища ваша будет лекарством, а лекарство пищей». Все направления, указанные ранее, мы активно развиваем. Кроме обогащения молочных продуктов про-, пре- и симбиотиками, а также суперфудами и белком, мы также активно расширяем линейку низколактозных продуктов и импортозамещающих сыров.

Напомним, такие крупные игроки отрасли как Danone и PepsiCo планово направляют значительные средства на модернизацию заводов и внедрение инноваций. К примеру, согласно открытым данным, в период с 2014 по 2017 год Danone вложила в модернизацию площадок в РФ порядка $400 млн. PepsiCo в начале 2018 года завершила программу для стартапов в сфере продуктов и напитков, отобрав в России 12 проектов, связанных со здоровым питанием. Наиболее успешные продукты компания может выкупить по итогам тест-маркета. Это даст PepsiCo возможность закрепиться на российском рынке здоровой еды с оборотом 870 млрд руб. в год, считают аналитики.

Какие тенденции молочного рынка РФ Вы считаете важнейшими?

Узнай мнение экспертов

Артем Багреев, генеральный директор ООО «Деревенское молочко»

Артем Багреев, генеральный директор ООО «Деревенское молочко»

Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест»

Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест»

Владимир Старков, владелец сыроварни «Сыр без дыр»

Владимир Старков, владелец сыроварни «Сыр без дыр»

Читать другие комментарии на эту тему
09.07.2019

Деньги в молоко

Потребление молока и молочных продуктов стагнирует в России. Страна все еще находится на низких позициях по уровню потребления в мире, власти вкладывают массу средств господдержки в развитие молочного производства. Однако с продвижением потребления ситуация патовая.
МолПро, ООО
Адрес:  Брянская обл, Брянский район, пос. Мичуринский, ул. Магистральная, д. 19 стр. 6 офис 9 
 
Наш аграрий СХП, ООО
Адрес:  Московская обл., Воскресенский район, г. Воскресенск, пос. Виноградово, ул. 8 Марта, д. 26 
 
Молочная река, ООО (Нижегородская обл)
Адрес:  Нижегородская обл, г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Макарова, д. 4 корп. 4 офис 89 
 
Бутурлинское молоко, ООО
Адрес:  Нижегородская обл, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 39 офис 5 · Бизнес-центр «Швейцария»