Маркировка в вопросах и ответах: Работа с общепитом, дистрибьюторами и контрагентами и правила вывода из оборота

Источник: The DairyNews
В ходе вебинара «Линия поддержки бизнеса перед стартом 3 этапа маркировки молочной продукции» Юлия Кузьмина, руководитель проекта товарной группы Молоко, ответила на актуальные вопросы по работе с маркировкой. Наиболее распространенными оказались вопросы по маркировке молочной продукции, поставляемой рестораны, кафе и госучреждения, а также вопросы маркировки при работе на экспорт и взаимодействии с контрагентами, пишет The DairyNews.
Маркировка в вопросах и ответах: Работа с общепитом, дистрибьюторами и контрагентами и правила вывода из оборота

Юлия Кузьмина в начале вебинара представила дорожную карту, на которой намечены основные этапы маркировки молочной продукции.

11.png

20 января 2022 года стартует этап выбытия продукции через кассы при продаже потребителям. С 1 декабря 2023 года для продукции с длинным сроком годности стартует поэкземплярный учет. В электронном УПД необходимо будет указывать коды продукции, которые вы списываете или передаете другому юридическому лицу, пояснила Юлия Кузьмина.

После краткого обзора дорожной карты начался блок ответов на вопросы, мы собрали для вас самые актуальные, важные и сложные из них.

Вопрос: Для оптового звена с какой даты наступает момент по подтверждению приемки маркированных товаров от поставщиков и передача розничным торговым точкам марок с УПД без ЭДО?

— Оптовое звено, как и все остальные участники оборота, начинают работать с электронным документом УПД с 1 сентября 2022 года. С этого периода начинается активное включение оптовых компаний. Сейчас оптовики  также должны удостовериваться, что к ним приходит товар с маркировкой.

Вопрос: Контрактное производство, когда будет реализован функционал? Невозможность отгрузки товаров, произведенных субаккаунтом других ООО, кроме владельцев GTIN.

— Функционал субаккаунта дает возможность другому лицу заказывать коды на товар, вводить его в оборот, подавать отчет о нанесении. Бывают случаи, когда помимо использования услуг контрактной площадки вы также перемещаете товар другому юрлицу. Давайте возьмем этот вопрос на карандаш, пока данные коды отгружаются непосредственно владельцу, но бывает, что схема передвижения товара реализуется иначе. Давайте подумаем, возьмем в этом вопросе паузу.

Вопрос: Производитель, экспортер поставляет в распределительный центр для дальнейшего экспорта молочную продукцию. Нужно ли маркировать в этом случае?

— Если продукция едет в страны, где маркировки нет, маркировать молочную продукцию не нужно. Но есть тонкий и важный момент. Если вы и производитель, и экспортер, и все документы оформляете сами, оформляете экспорт от себя, маркировка не нужна. Если же документы делаете не вы, а дочерняя или входящая в структуру холдинга компания с другим ИНН, то в этом случае придется такую продукцию маркировать, иначе это может попасть под оборот немаркированной продукции на территории РФ!

Вопрос: КФХ, поставляем оптом молоко в детские сады. Нужна ли нам маркировка и как ее проводить?

— Да, маркировка молока нужна, но вы КФХ, поэтому обязательная маркировка для вас начнется 1 декабря 2022 года. С этой даты вам необходимо будет маркировать продукцию и вводить ее в оборот. У всех, кто попадает под эту отсрочку, а это КФХ и СПК, фактически с этой же даты включается необходимость работать с УПД. Для остальных участников, которые под отсрочку не попадают, этот процесс начинается раньше.

Вопрос: Мороженое нужно выводить из оборота в те же сроки, что и остальные молочные продукты? Если срок годности мороженого — более 40 дней?

— Да, все верно. У мороженого срок годности более 40 дней, значит, вывод через кассу для такого продукта стартует 1 июня 2022 года.

Вопрос: Как должны работать предприятия общественного питания и школьные столовые?

— Если вы не реализуете продукцию путем продажи через ККТ, а используете ее для приготовления блюд, к сентябрю 2022 года (а мы рекомендуем готовиться сейчас) нужно зарегистрироваться в системе, понять, как работают процессы. С сентября 2022 года вам нужно будет при приемке формировать электронный УПД в объемно-сортовом виде. Помимо электронного УПД у вас возникает момент переработки молочной продукции, а значит, в систему нужно будет также подавать сведения о выбытии такой продукции из оборота.

Вопрос: Ведем учет сыра в килограммах, но марки клеим на штуки. Как должны выводиться марки? Например, есть голова, 3 кг, режется на куски разного веса, на каждый своя марка. Товар в ЧЗ указан в диапазоне от 100 до 500 гр, как в этом случае вести учет и выводить коды через кассу?

— Если вы как производитель поставляете голову сыра, а нарезка осуществляется на точке продажи (скажем, в супермаркете, рынке и так далее), то голову вы маркируете, но результат нарезки, сделанной в торговом зале, не маркируется. Здесь все выводите из оборота, как сейчас. Если говорим про кусочки сыра и вы нарезаете их самостоятельно, они должны быть промаркированы. Далее, если вы поставляете их с разным весом в магазин, и тот их не разрезает и не фасует, магазин сканирует линейный и DataMatrix код, которые присутствуют на упаковке. При этом в линейном штрих-коде уже содержится информация о весе товара. Рассматривается предложение о включении веса в код маркировки для таких товаров, чтобы избежать двойного сканирования, ждем финального решения от регулятора.

Вопрос: Если производитель по ошибке выпустит в продажу пачку товара, по которой не были отправлены документы о вводе в оборот, торговая точка не сможет продать товары, вернет все производителям?

— Продать такой товар розница сможет. Но когда начнется обязательное выбытие таких товаров, это будет уже квалифицироваться как нарушение. Продать сейчас — сможет, но если розница найдет продукцию, которая не введена в оборот, может вернуть. Мы призываем не рисковать.

Вопрос: Каким способом делать выбытие с 20 числа 2022 года через ККТ, если магазин по 54 ФЗ относится к труднодоступному населенному пункту и обязанность установки ККТ отсутствует?

— Значит, вы сейчас работаете с ФНС-ом, вы передаете сведения раз в месяц. 843 Постановление от 31 мая такое уточнение внесло, самостоятельно передаете сведения раз в месяц, — это «Розничная реализация» в системе, вы должны будете отображать информацию там.

Вопрос: Дистрибьютор сливочного масла. С какого числа должен сканировать поступившую маркированную продукцию?

— Если мы говорим о проверке, что продукция обладает кодом маркировки и промаркирована верно, то с момента наступления обязательной маркировки для данного вида продукции. Тут уже зависит от того, каков минимальный срок годности масла.

Вопрос: Как будет осуществляться выбытие с 20.01 при реализации товаров на ярмарках выходного дня?

— Так же, как сейчас. Если на ярмарках есть кассы, то через ККТ, если нет – путем подачи сведений о розничной реализации напрямую через систему маркировки.

Вопрос: Я ИП, есть склад для хранения и приема продукции с последующей передачей товара на свои торговые точки. Также идет продажа по УПД другим контрагентам для продажи в розницу. Как должен проходить вывод маркированной продукции, если ее срок годности более 40 дней?

— Если вы ИП, то стартуете в обязательной маркировке со всеми участниками оборота. Если вы реализуете свою продукцию через контрагентов, то они уже выбытие организовывают через кассу. На текущий момент необходимости в формировании электронного УПД нет, эта необходимость наступит только в сентябре 2022 года. Сейчас вы как производитель закупаете и наносите коды, далее подаете отчет о нанесении в процессе или после фасовки. Только после этого вводите товар в оборот.

Вопрос: О прослеживаемости молочной продукции со сроком менее 40 дней. Торговые точки при продаже такой продукции будут выводить ее из оборота не в объемно-сортовом разрезе?

— Нет, выбытие через кассу, как и ввод в оборот, осуществляется по кодам маркировки.

Вопрос: Можно ли сейчас подключить сканеры и начинать тестирование оборудование по выводу молочной продукции из оборота? 

— Конечно, уже сейчас большое количество молочной продукции выводится через кассу, как сетями, так и магазинами регионального характера. Поэтому запретов никаких нет, можете вместе с оператором начинать тестирование.

Вопрос: Когда перейдем на ЭДО с отправкой данных покупателям, будет ли возможность указывать количество 5 кг и прикреплять к объему, допустим, 35 марок? Будет ли возможность, чтобы столбец количество не соответствовал количеству прикрепляемых марок?

— Здесь нужно будет указывать по-другому. Если вы отгружаете продукцию весом сколько-то грамм, условно 700, то вы указываете, что отгружаете продукцию 700 грамм в количестве 35 штук. И прикрепляете 35 марок. Рекомендации по тому, как нужно настраивать процессы, есть у нас на сайте в разделе Маркировка молочной продукции.

Вопрос: Что делать с 1 декабря 2021 года производителю, если коды зависнут в типографии, так как у них сейчас большая загруженность.

— Не совсем понятно, что такое зависнут в типографии. Сейчас те коды, которые вы отправляете в типографию, бесплатные, они будут бесплатными до наступления обязательной маркировки. Если вы будете пользоваться, подавать отчет о нанесении, вводить в оборот в платный период, денежные средства за ними будут списаны. Возможно, вы имеете в виду, что заказываете с небольшим запасом, потому что типографии все равно отпускают на какую-то приладку больше кодов, чтобы отправленных по заказу упаковок хватило. Эти коды вы сейчас купить не можете, в будущем оплачиваете их по нанесению, чтобы те коды, которые не придут к вам на упаковке, не оплачивать.

Вопрос: Если пачка продукта была промаркирована и по ней отправлены документы о вводе в оборот, но данная пачка не была выведена из оборота ни с касс, ни по причинам, отличным от реализации (скажем, потеряли при отгрузке), по такой пачке могут быть предъявлены претензии производителю со стороны проверяющих органов?

— Не могут, дата наступления обязательной маркировки и дата вывода такой продукции через кассу — это последовательный процесс. Есть уже сейчас даже такие случаи, пока еще не в полном объеме маркируется продукция. Поэтому здесь вы никакой ответственности не несете, это не является нарушением. Сейчас нет обязательного режима для продажи.



30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью