МАРКИРОВКА + МЕРКУРИЙ защитят от контрафакта и фальсификата? Страничка методички

Источник: The DairyNews
Какие лица могут быть зарегистрированы в системе маркировки и как проверяется их право на осуществление деятельности под определенными наименованиями и адресами осуществления деятельности по производству и продаже подконтрольной продукции?
Юлия Осипова
Юлия Осипова
управляющий партнер "Маслодельный завод "Уваровский"

Статьи 31, 33 Методических рекомендаций по маркировке молочной продукции.

Статья 31. Для осуществления регистрации в информационной системе мониторинга участники эксперимента направляют в информационную систему мониторинга заявление о регистрации в информационной системе мониторинга, подписанное усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (далее – заявление о регистрации участника), содержащее следующие сведения:

  • идентификационный номер налогоплательщика-участника эксперимента;

  • наименование участника эксперимента, являющегося юридическим лицом, или фамилия, имя, отчество (при наличии) участника эксперимента, являющегося индивидуальным предпринимателем;

  • телефон и адрес электронной почты участника эксперимента, по которому будет осуществляться направление уведомлений из информационной системы мониторинга;

  • глобальный идентификатор участника эксперимента и глобальные идентификаторы каждой из производственных площадок участника эксперимента, вовлеченных в его проведение.

Статья 33. Заявителю может быть отказано в регистрации в информационной системе мониторинга в следующих случаях:

  • непредставление (неполное, неверное представление) сведений, указанных в пункте 21 настоящих Методических рекомендаций;

  • идентификационный номер налогоплательщика, указанный при получении усиленной электронной подписи, не соответствует идентификационному номеру налогоплательщика, указанному в заявлении о регистрации участника;

  • фамилия, имя или отчество (при наличии) лица, подписавшего заявление, не соответствуют указанным в заявлении о регистрации участника;

  • заявитель уже зарегистрирован в информационной системе мониторинга

  • отсутствие или несоответствие сведений в отношении заявителя, указанных в заявлении о регистрации участника, сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.


Иллюстрация автора.


Иллюстрация автора.

Своими словами

Зарегистрироваться в системе «Честный знак» может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий электронный документооборот и защищенную электронную подпись. Основанием для регистрации в системе является заполненное заявление и контактные данные, а также глобальный идентификатор площадки в системе Меркурий. Для регистрации в системе маркировки не требуется предоставлять дополнительные документы, подтверждающие право владения или аренды необходимых для осуществления производственной или иной деятельности площадей и мощностей, декларации или сертификаты соответствия на продукцию. Отказ в регистрации участника оборота со стороны оператора может быть связан только с некорректной информацией в заявлении и несоответствием данных с имеющимися в ЕГРЮЛ. Регистрация в системе маркировки фактически опирается на глобальный идентификатор ФГИС ВетИС Меркурий.

Справочно:

Для регистрации во ФГИС ВетИС Меркурий также не требуется документальное подтверждение наличия у участника производственных или иных площадей, документов и разрешений. Любая компания может зарегистрировать свою «площадку» и создать глобальный идентификатор даже без ведома собственника этой площадки, просто указав в заявлении любой адрес. Таким образом, по адресам большинства легальных производителей или поставщиков молочной продукции представители ветеринарных служб выявляют множество фантомных хозяйствующих субъектов, активно осуществляющих несанкционированное использование площадок, а именно: «виртуальные» ввоз, хранение и переработку подконтрольной продукции без ведома собственника и реального пользователя имущественного комплекса.

Борьба с фантомами осуществляется Ветеринарными службами, которые периодически присылают производителям запросы с целью подтвердить наличие договорных отношений с различными фантомными юридическими лицами, о которых собственники или пользователи площадок зачастую даже не слышали. Сообщение собственников об отсутствии договорных отношений с фантомами в адрес ветеринарной службы как правило приводит только к удалению/блокировке зарегистрированной фантомной площадки по чужому адресу, но не к реальному поиску и борьбе с лицами, уже успевшими «произвести» и «отгрузить» виртуальную подконтрольную продукцию.


Письмо легальному производителю от Ветеринарной службы.


Письмо легальному производителю от Ветеринарной службы.

Как заявил начальник отдела ветеринарного надзора Россельхознадзора Сергей Лопунов, «система Меркурий работает только при условии добросовестности производителей, при условии правдивой информации, вносимой ими». Данное условие означает лишь отсутствие механизма вычисления несанкционированной регистрации лица и отслеживания его реальной деятельности, и наличие контроля только тех процессов, которые и так добросовестно контролируются и подтверждаются участниками рынка с помощью бухгалтерской, налоговой и производственной отчетности.

Зачем нужны виртуальные килограммы в Меркурии?

Их можно продать. Например, виртуальный килограмм сливочного масла стоит в пределах 5-7 рублей за 1 кг. Продавать его могут с фантомных площадок недобросовестные ветеринары и другие участники рынка или «собственники» фантомных компаний.

Покупатель виртуальных килограммов использует их примерно по такой схеме: заворачивает растительно-жировой спред стоимостью около 15 рублей за пачку в фольгу с надписью «сливочное масло» и продает его по цене 40-60 руб., что значительно выше стоимости спреда, но ниже, чем стоимость реальной пачки сливочного масла, тем самым создавая невыгодные конкурентные условия для производителей легальной продукции, а именно сливочного масла.

Таких фальсификаторов активно поддерживают торговые сети, дающие четкий запрос на входную закупочную цену пачки масла не выше 30-50 руб. за 180 г и 100-105 руб. за 500 г при реальной стоимости с завода, например, масла сладкосливочного несоленого Крестьянского с мдж 72,5%. ГОСТ 32261-2013 от 65 рублей за 180 г и от 170 руб. за 500 г.


Цена пачки масла Крестьянского с мдж 72,5% 500 г в магазине Светофор от 11 января 2020 года при текущей цене 1 кг натурального сливочного масла от 320 руб. за кг. Источник - Яндекс.Дзен, Дневник оптимиста.

Цена пачки масла Крестьянского с мдж 72,5% 500 г в магазине Светофор от 11 января 2020 года при текущей цене 1 кг натурального сливочного масла от 320 руб. за кг. Источник - Яндекс.Дзен, Дневник оптимиста.

Для такого вида фальсификата используют специальные формулировки: масло подгост, масло по цене спреда, спред как масло и пр. Требования торговых сетей – проводка такого фальсификата в ветке Меркурия. Таким образом, спред с надписью «сливочное масло», с "подтвержденным" виртуальными килограммами натурального сливочного масла "качеством" в ветке Меркурия, гарантирует торговцам отсутствие претензий со стороны Роспотребнадзора. Ощущая свое бессилие и не имея возможности применять санкции и накладывать штрафы ни на продавца, ни на поставщика, ни на указанного на этикетке производителя продукции (который как правило отсутствует в ветке Меркурия), Роспотребнадзор и Россельхознадзор часто принуждают легальных производителей к закрытию юридических лиц, под «этикеткой» которых поставляется фальсификат и контрафакт через Меркурий.

Теперь в этой схеме с таким же успехом будут принимать участие и свободно конвертируемые в реальные рубли «честные марки». С учетом того, что в системе маркировки предусмотрен исключительно общественный контроль – мобильное приложение для считывания кода, то марки можно даже официально и не получать в Честном знаке, тем более что Data Matrix код не является человекочитаемым, а ограничиться наклейками со скопированными кодами. А можно - получать и перепродавать по схеме Меркурия. Шквал заявлений о "контрафакте" молочной продукции в Роспотребнадзор не даст никаких результатов, а только способен увеличить давление контролирующих органов на легальных производителей, которые в отличие от фантомов, не могут исчезнуть вместе с заводом.


Честная марка.


Честная марка.

Легальному же производителю придется потратить огромные денежные средства для внедрения системы маркировки, чтобы на выходе не получить никаких преференций в виде увеличения собственных продаж или производственных мощностей.

Справочно:

Маркировочное оборудование производится только зарубежом, является дорогостоящим, а в связи с обвалом курса рубля – сверх дорогостоящим. В связи с необходимостью нанесения кода непосредственно в процессе производства продукции требуется модернизация линий под разные виды упаковки молочной продукции, встраивание маркировочных устройств в производственные линии, налаживание системы агрегации групповой и транспортной упаковки, изменения складского учета и т.д., в отличие, например, от обуви, где можно просто приклеить бумажную этикетку на коробку.

Вывод

Основанием для регистрации в системе маркировки «Честный знак» служит глобальный идентификатор ФГИС Меркурий. Для регистрации во ФГИС Меркурий не требуется подтверждение прав на осуществление производства и продажи подконтрольной продукции.

Вместо заключения

Умение отличать твердое от пустого – это величайшее из искусств.

Завод, производящий продукцию и дорожащий своей репутацией и именем, – это твердое.

Хозяйствующий субъект, паразитирующий на добросовестных участниках рынка, регистрирующийся в системе Меркурий и в последствии в системе маркировки для целей торговли виртуальными килограммами и честными марками подконтрольной двум системам продукции, - это пустое.

Алгоритм федеральных и избранных государством частных программ, позволяющий регистрироваться и работать в системах кому угодно, – это пустое.

Комбинация твердого и пустого всегда дает пустое. В случае с не имеющей аналогов в мире двойной прослеживаемостью молочной продукции с помощью российских систем ФГИС ВетИС Меркурий и громко звучащей национальной системы маркировки и прослеживания продукции "Честный знак" – это комбинация пустого и пустого, которая в отличие от математического правила минус на минус никогда не даст плюс.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью