Маркировка: кто виноват и что делать?

Источник: The DairyNews
Маркировка в системе “Честный знак" давно стала притчей во языцех для молочной отрасли. Кто виноват? Что делать? Эти вопросы уже не актуальны. Сегодня отрасль во главе с лоббистами решает вопрос - как войти в систему с минимальными издержками.
Маркировка: кто виноват и что делать?

Ведь молоко - продукт социальный, а молочники куда охотнее потратили бы деньги на модернизацию и расширение производства чем на идею властей о борьбе с контрафактом в отрасли, где его практически нет.

30 ноября на площадке ЦРПТ, оператора системы “Честный знак" был организован вебинар, призванный ответить на вопросы участников отрасли. Основным лейтмотивом встречи стал предлагаемый Минпромторгом перенос сроков внедрения маркировки молочной продукции - что достаточно логично, учитывая отсутствие результатом эксперимента и выводов по его  реализации.

43.png

С 20 января 2021 года по проекту Минпромторга предполагается старт обязательной маркировки. В этот период производители получат возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассу молочной продукции. 

Следующая обязательная дата - 1 июня 2021 года - требование по обязательной маркировке мороженого и сыров. “Через 9 месяцев после предполагаемого выхода постановления Правительства - 1 сентября 2021 года наступает требование об обязательной маркировке молочной продукции со сроком годности более 40 дней. Последний этап начинается 1 декабря 2021 года - требование об обязательной маркировке товаров со сроков годности 40 дней и менее. В эту же дату стартует обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассу, склады. С 1 сентября 2022 года - включается объемно-артикульный учет. С 1 декабря 2023 года стартует поэкземплярный учет для продукции со сроком хранения более 40 дней", - заявила представитель Минпромторга Екатерина Приезжаева. Требования по поэкземплярному учету не касаются продукции со сроком менее 40 дней.

В сессии вопросов-ответов представители отрасли сразу озвучили просьбу о переносе сроков.

"Очень просим еще раз: прислушайтесь, пожалуйста, к индустрии, к отрасли, потому что иначе у нас будут очень большие проблемы. Мы будем вынуждены остановить отрасль. Говорить об итогах эксперимента пока рано. У одного предприятия действительно считывалась упаковка - при размотке - при таком считывании агрегации не будет и мы не получили никакого результата. Срок ввода 1 июня —очень сомнительный, давайте еще раз обсудим",— сказала замглавы Союза мороженщиков Наталья Уткина.

Она предложила отложить запуск маркировки минимум до 1 декабря 2021 года. "Типографии не готовы и оборудования, все наше оборудование для мороженого производится в Дании и в Италии. Ни одна из западных компаний еще даже не начинала проектирование линий с учетом требуемых изменений. Мы не готовы к маркировке, осталось совсем мало времени, а мы не готовы",— уточнила она.

По ее словам, время запуска маркировки также выбрано неудачно, так как приходится на лето.  

Кроме того в ходе вебинара выступил представитель компании Unilever, отметивший, "озвучено об успехе пилота в маркировке мороженого, не озвучен ни один производитель который выпустил бы промышленные партии с маркированной продукции. Пока не утверждены правила маркировки, постановление о ее внедрении. По поводу типографий также большой вопрос - они говорят об увеличении стоимости упаковки порядка 40%. Получается кроме того, что нам надо остановить линии в пик сезона производства чтобы запустить маркировку в июне".

Наталья Уткина также сообщила информацию компании Гулливер из Новосибирска, по которой в регионе нет типографии, готовой работать с переменными данными. Аналогичная ситуация в Урюпинске, где компания-производитель мороженого столкнулась с отказом типографий от работы с переменными данными.

“Чтобы исправить макеты множества SKU - которые у нас почти у каждого производителя в отрасли - нужно много времени. Сроки ставятся для отрасли - не реальные", - подчеркнула замглавы Союза мороженщиков.

САМИ ВИНОВАТЫ?

Комментируя заявления отраслевиков, Екатерина Приезжаева отметила, что Минпромторг рассчитывает, что постановление по маркировке будет принято до 10 декабря.

“Что касается 1 июня - мы уже неоднократно с вами обсуждали и вы ранее говорили, что вводить маркировку в высокий сезон в январе - нереально, мы передвинули на май и потом на 1 июня. Давайте будем честны, подготовительный период пошел со старта пилотного эксперимента. Все это время все готовятся. Вы говорите, что через 7 месяцев не будет агрегации, но я обращаю ваше внимание - она перенесена на 2022 год", - отметила представитель ведомства.

При этом чиновник не упомянула тот факт, что до сих пор в отрасли нет технических решений, и в этом отнюдь нет вины производителей.

Отдельно Екатерина Приезжаева заострила внимание на том, что ЦРПТ необходимо уточнить почему типографии в Урюпинске не могут работать с переменными данными.

Комментарий представителя ЦРПТ звучал следующим образом: “высокопотоковое оборудование это не препятствие для маркировки".

Увеличение персонала на линиях, удорожание упаковки, отсутствие утвержденных правил маркировки - эти вопросы также не получили четкого ответа со стороны оператора системы. Видимо, все впереди. Пока непонятно - к чему производитель должен готовиться.

В Минпромторге лишь отметили, что “правила находятся в процессе формирования по причине постоянных консультаций с бизнесом" и заверили, что документ скоро появится.

ПРО СЫРЫ И НЕУВЕРЕННОСТЬ

В ходе вебинара выступили представители отрасли плавленых сыров. 

Павел Кузьмин, руководитель Хохланд Руссланд отметил, что компания давно и планомерно занимается внедрением маркировки.

“Что касается типографской печати - из 14 типов упаковки которые мы отрабатывали - только на 2 типах упаковки типографии подтвердили нам возможность печати. Мы выпускаем плавленый сыр в ваннах и при впаивании этикетки в пластик (ин-молд) код становится нечитаемым. Не вся упаковка заточена под типографский метод и это не панацея, кроме того далеко не каждый из поставщиков на это идет. А многие поставщики такой упаковки являются эксклюзивными поставщиками. Вопросы эти мы несколько раз проверяли. Еще один важный момент - сканер технического зрения считывает любой код в отличие от сканера на кассе. И не факт, что упаковка считается на кассе, что требует проверки", - отметил Павел Кузьмин, подчеркивая, что несмотря на то, что агрегация перенесена на 2023 год, непонятна ситуация с импортом и экспортом. 

Представитель ЦРПТ Юлия Кузьмина, комментируя рассказ представителя Хохланд Руссланд, отметила, что у организации “есть успешный опыт печати кода на вплавляемой этикетке. Был положительный тест. Если вас интересует вопрос по технологии - мы готовы подключиться и отработать".

Михайлова Варвара, руководитель проекта по внедрению маркировки, также представляющая ЦРПТ отметила: “Были удачные и неудачные эксперименты по вплавляемой этикетке. Мы проводили их с отечественными компаниями. Есть все основания полагать, что с крупными производителями в ближайшее время мы достигнем положительных результатов. На данный момент два крупнейших импортных производителя не подтвердили, что готовы работать с маркировкой. Если мы не сможем договориться с иностранными производителями, но мы надеемся на лучшее - прорабатываем вариант нанесения со стороны ко-пакера".

Как показывает проведенный вебинар - перенос сроков маркировки логичное решение - в первую очередь по причине неготовности поставщиков решений и ЦРПТ к работе с молочной отраслью. Сколько будут вестись доработки и будет ли доведена работа до того состояния, чтобы избежать дефицита продукции из-за неполадок - будет понятно совсем скоро.


Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью