29.05.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 8339
Маркировка должна быть добровольной

Пандемия обострила все имеющиеся в производстве проблемы, в результате маркировка была перенесена до лучших времен - когда вопросы борьбы с коронавирусом отойдут на второй план. В настоящее время распоряжением главы Правительства Михаила Мишустина, маркировка перенесена на 2021 год - с конца января будущего года маркироваться должна продукция с длительными сроками хранения, остальная категория будет подлежать маркировке не позднее октября 2021 года.

Пилотный эксперимент по маркировке молока продлили до конца декабря 2020 года, что побудило ряд заводов принять в нем участие - пока все органы власти говорят, система “Честный знак" в молочной отрасли все-таки заработает. Опыт ранее участвовавших в эксперименте заводов говорит о том, что маркировка для потребительского рынка крайне невыгодна и приведет к сокращению числа предприятий, а также большим проблемам действующих заводов.

The DairyNews пообщалось с молочными заводами и отраслевыми экспертами, чтобы узнать мнение по развитию ситуации с маркировкой в нынешней экономической реальности.

По мнению большинства опрошенных нами участников отрасли, маркировка должна быть добровольной, так как ничего не дает кроме маркетинговых ходов, которые предприятие может внедрить самостоятельно и дешевле. 

Роспотребнадзор сегодня считает возможным подготовку и ведение пилота по маркировке на пищевых предприятиях. Несмотря на то, что некоторые участники эксперимента открыто заявляют о том, что не пустят посторонних на производство до снятия ограничительных мер по коронавирусу. Представители ЦРПТ в свою очередь подчеркивают, что сотрудники оператора проинструктированы и соблюдают все меры безопасности.

Параллельно ЦРПТ сообщило, что готово профинансировать пилоты для молочных заводов.

“Обязательную маркировку можно уверенно считать незаконной. В силу того, что постановление было подписано отставным премьером, пока нет технологии отмены "последнего приказа полководца" (по Сунь-Цзы) без удара по его репутации. Поэтому пока новый премьер его отодвинул, да и разбираться было некогда. Мишустин как никто умеет считать деньги и знает, откуда они берутся у государства, какие доли налогов с каждой отрасли и знает толк в цифровизации и контроле. Так что из печки под названием ЦРПТ вынимают дрова, и потому они суетятся. И вероятно рассчитывают на то, что хотя бы те, кому они поставят свое нерабочее оборудование будут потом пользоваться их услугами. То, что ЦРПТ давит на потребителя, пользуясь тем, что он не различает контрафакт и фальсификат, пытается его даже купить, заявив о возможности заработать на сканировании, также подтверждает слабость их позиции", - говорит Юлия Осипова, управляющий партнер завода “Уваровский".

“Думаю, молочникам не стоит занимать позицию жертвы и даже оборонительную. Нам надо объединяться и наступать. Сколько писем написали премьеру бизнесмены за время пандемии. Как он реагировал. Отставной вряд ли бы давал такую реакцию. Поэтому нам нужен подробный юридический анализ и замена слова "обязательный" на "добровольный", - подчеркнула представитель завода.

ГК “Кабош" включилась в пилотный эксперимент для того чтобы просчитать возможные затраты.

В компании создана рабочая группа для внедрения маркировки в производственный процесс. Специалисты в настоящее время готовят к эксперименту производственные линии и IT-экосистему. Основная цель участия в эксперименте – просчитать расходы на подключение всех предприятий ГК к системе, и по возможности минимизировать влияние маркировки на себестоимость продукции, сообщили The DairyNews в пресс-службе ГК.

Как подчеркнул президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев, в ГК всё еще не считают введение обязательной маркировки молочной продукции целесообразным при наличии системы «Меркурий», которая была внедрена ранее. «Я всегда выступал всеми руками за идею прослеживаемости молочной продукции от коровы до полки супермаркета, – отмечает Дмитрий Матвеев. – Именно поэтому мы одними из первых начали работать с «Меркурием» на наших предприятиях. На мой взгляд, он вполне успешно решил эту задачу. Маркировка же повлечет за собой необходимость дополнительных затрат, а значит и последующее удорожание продукции».  

По словам Шамиля Гусейнова, генерального директора молочного завода “Гиагинский", в целом, маркировка должна быть добровольной. 

“В этом случае она поможет производителям в борьбе с подделками определённых видов выпускаемой ими продукции, которые продаются на рынках или в небольших частных магазинах. Есть категории товаров, которые мы хотим защитить и планировали это сделать в рамках пилотного проекта по маркировке, но абсолютно всю продукцию маркировать смысла не видим", - отметил эксперт, подчеркнув, что внедрение обязательной маркировки не имеет крайней необходимости, и в большей вероятности она не принесёт ожидаемого эффекта, в том числе и потому, что не все потребители старшего поколения  смогут в полной мере стать участниками цифровой платформы. 

“Обязательная маркировка является существенным обременением и серьёзным давлением, которое  будет тормозить развитие отрасли в сложившихся условиях и в период выхода из кризиса, вызванного пандемией. Она будет способствовать формированию дополнительных ежемесячных и ежегодных  материальных издержек для всех участников бизнес-процесса", - резюмировал Шамиль Гусейнов.

Участники отрасли по-прежнему сходятся во мнении, что поголовная маркировка продукции не несет никакой пользы рынку.  Многие однако надеются, что новое правительство сможет услышать доводы всех сторон процесса, не только желающих эффективно контролировать, но и эффективно производить.

Готовы ли вы внедрять маркировку молочной продукции?

Узнай мнение экспертов

Юрий Лебедев, начальник отдела информационных технологий ООО "Уфагормолзавод"

Юрий Лебедев, начальник отдела информационных технологий ООО "Уфагормолзавод"

Артем Белов, генеральный директор “Союзмолоко"

Артем Белов, генеральный директор “Союзмолоко"

Юлия Осипова, управляющий партнер завода “Уваровский"

Юлия Осипова, управляющий партнер завода “Уваровский"

Читать другие комментарии на эту тему

02.07.2020

«Считать мы стали раны»: как молочная отрасль пережила карантин

Вот уже почти 4 месяца мир сотрясается от ударов, вызванных пандемией коронавируса. Этот период прочно утвердится в мировой истории, по своей масштабности он может легко потягаться с экономическим кризисом 2008 года, российским дефолтом 1998 года или «Черным понедельником». Последствия кризиса вызванного пандемией, только предстоит оценить.
Милаша, КФХ
Адрес:  Иркутская обл., Иркутский район, с. Хомутово, ул. Колхозная, 135/1 
 
Буренка, ССПК
Адрес:  Челябинская обл., Чебаркульский район, с. Кундравы, ул. Больничная, д. 40 
 
Чеховское отделение отечественного мясо-молочного производственного объединения, ООО
Адрес:  Московская обл., Чеховский район, пос. Васькино, д. 4 
 
Белый медведь, ООО (Ростовская обл)
Адрес:  Ростовская обл., г. Ростов-На-Дону, ул. Лениногорская, д. 11/10/8