Что год назад говорил о маркировке молока НИФИ?

Источник: The DairyNews
Год назад ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации по заказу ассоциации Русбренд провело исследование на тему влияния тотального цифрового маркирования на отечественный рынок товаров народного потребления. The DairyNews предлагает вспомнить, к каким выводам пришло НИФИ и почему от них открестилось.
Что год назад говорил о маркировке молока НИФИ?

В исследовании отмечается, что в ряде зарубежных стран используются для обеспечения прослеживаемости различные система маркирования товаров - в США, к примеру, их несколько и они конкурируют между собой. При этом маркировка зачастую не является обязательной и используется для усиления контроля над оборотом наиболее рисковых для жизни и здоровья населения товарных групп ввиду их низкого качества или высокого уровня контрафакта. В наибольшей степени таким рискам подвержена, как правило, табачная и алкогольная продукция, а также фармацевтические препараты.

Частные системы маркировки подразумевают, что функционирование систем осуществляется со стороны заинтересованных в их работе производителей что позволяет последним создать необходимые условия для усиленного контроля за оборотом маркируемой продукции на рынке. Между тем в странах Евросоюза маркировка, к примеру, лекарств из-за сложностей в изменениях бизнес-процессов не внедряется уже несколько лет.

К примеру, в Германии эксперименты по внедрению маркировки были запущены в 2013 г. и продолжаются до сих пор. В США, Индии и Албании маркирование товаров применяется только в отношении лекарств несмотря на наличие контрафакта продукции на других товарных рынках. В Китае в 2007-2013 гг. предпринималось несколько попыток по созданию единой обязательной системы маркирования как для лекарственных средств, так и продуктов питания. Однако данные попытки были признаны безуспешными и с 2016 г. системе маркирования был присвоен статус рекомендательного характера.

И только в России пытаются внедрить маркировку такой чувствительной категории как молочная продукция за меньше чем год. Напомним, что эксперимент по маркировке молочной продукции официально проходил с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года. По факту, методические рекомендации по проведению эксперимента были приняты лишь в ноябре прошлого года. Положительных отзывов со стороны участников эксперимента нет.

В отчете НИФИ подчеркивается, что такие эффекты от маркировки как “обеспечение защиты потребителей от фальсифицированных и контрафактных товаров" на практике либо слабо реализуются, либо не проявляются вовсе. В зависимости от уровня конкуренции и рентабельности продаж, расходы от маркирования несут либо производители (через увеличение издержек) либо покупатели продукции (через рост цен). Доля малого бизнеса снижается в таких условиях.

В результате внедрения цифровой маркировки мы получаем очевидные недостатки:

  • увеличение цены на товары и снижение конкуренции

  • дополнительные расходы на покупку цифровой марки и организацию технологического процесса

  • отсутствие однозначных выводов о снижении контрафакта в результате внедрения системы.

О каком обелении рынков в результате снижения контрафакта можно говорить - не ясно.

Оператор маркировки заявляет, что замещение легальной продукцией выпадающего объема контрафакта, повысит объем продаж. То есть производители должны будут наращивать производство без изменения объемов прибыли, что противоречит самой идее ведения бизнеса - получать и наращивать прибыль. Ведь на ценах это никак не должно сказаться, откуда возьмется сырье и сразу же обновленные модернизированные мощности - также непонятно.

Об этом постоянно твердят и представители ЦРПТ - “обеление рынка даст возможности нарастить производство легальным компаниям". Проблема разве что в том, что контрафакта на рынке не более 0,1%, а борьбе с фальсификатом маркировка не помогает.  

Только расходы на приобретение кодов за 11 лет увеличат расходы предприятий на 3,9 трлн. рублей.

Как говорится в отчете НИФИ, на этапе логистики и торговли для обеспечения цифрового маркирования товаров потребуется 216 млрд руб. При этом в 2021-2030 годы потребуется еще дополнительно 239 млрд руб. инвестиций в связи с ростом товарных рынков.

В отчете НИФИ также отмечается, что “в настоящее время отсутствуют единые методологические подходы к оценке тех или иных положительных и отрицательных последствий, которые следует ожидать в случае внедрения цифрового маркирования товаров в России. Кроме того, на текущий момент в системе статистического учета отсутствуют единые подходы к оценке объема фальсифицированной продукции (в разрезе отдельных товаров).

ОБ ОПЕРАТОРЕ

В отчете НИФИ подчеркивается, что в России внедрение цифровой маркировки товаров предполагается в рамках государственно-частного партнерства, но без проведения конкурса ООО «Оператор-ЦРПТ» (дочерняя структура ЦРПТ) было назначено оператором системы мониторинга товаров. 

Следует отметить, что подобного опыта в мире нет. Например, в Республике Беларусь маркировка товаров осуществляется специальными знаками, производимыми на предприятиях, подведомственных Минфину Беларуси. 

Предполагается, что компания инвестирует более 200 млрд руб. в создание и развитие Единой системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров за 15 лет. Однако непосредственно соглашение о ГЧП не содержит каких-либо инвестиционных обязательств частного партнера.

В качестве одного из критериев эффективности проекта ГЧП являются налоговые доходы федерального бюджета, которые за 2019-2024 гг. в случае реализации проекта должны составить всего 439 млн руб. Таким образом, положительные налоговые эффекты от снижения контрафакта не были рассчитаны и не являются критерием эффективности проекта. Предварительные оценки показывают, что только за первые 11 лет выручка оператора системы маркирования может составить 3,9 трлн руб.

Внедрение цифрового маркирования для всех товарных групп потребует только в первый год реализации инициативы 1 252 млрд руб. инвестиций со стороны различных производителей продукции на закупку специальных сканеров, необходимых для контроля за маркировкой.

Кроме этого, до 2030 г. предприятиям потребуется еще дополнительно инвестировать 735 млрд руб. только на обновление оборудования. Участники рынка будут нести как прямые так и косвенные расходы. Прямые расходы будут выражаться в приобретении цифровых марок у назначенного оператора ООО «Оператор-ЦРПТ» (3,9 трлн руб.) и осуществлении различных операционных расходов, связанных с изменением бизнес-процессов и поддержкой закупленного оборудования (2,2 трлн руб.). Более 7,5 трлн руб. потерь участников рынка будет связано с расходами на товары, которые не пройдут считывание через системы идентификации на этапах логистики и торговли (товар, который подлежит возврату производителю и ликвидации), а также самом производстве.


UPD:

В июле 2020 года НИФИ направило письмо. "Представляется некорректным использование материалов НИФИ Минфина России для задачи принятия решений о введении обязательной маркировки средствами идентификации в ЕАЭС, так как методический инструментарий и модельные расчеты должны отражать современное состояние и перспективы развития конкретных отраслей экономики", - сообщалось в письме.

Как пояснили в институте, использованные "Союзмолоком" расчеты НИФИ представляли собой предварительные научные гипотезы при условии тотального внедрения маркировки на все товары народного потребления, в связи с чем не могут быть использованы для расчетов в конкретной отрасли.

Вскоре структура Минфина продвинула исследования по целесообразности внедрения маркировки, основанные на не объяснимых значительных долях фальсификата в отрасли.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью