Максим Мейксин: город продает все – от карьерных экскаваторов до мороженого

Источник: spbdnevnik.ru
Что производят в Северной столице, кто покупает товары с почетным знаком «Сделано в Санкт-Петербурге» и почему инвесторы считают город умным, рассказал председатель Комитета по промышленной политике и инновациям СПб Максим Мейксин.


– Петербургская промышленность показывает существенный рост. За 2017 год он составил 105,5%. Это лучший показатель за последние 6 лет. Как удалось добиться таких показателей?

– Да, по итогам 2017 года индекс промышленного производства составил 105,5%, тогда как средний по России – 101,0%. Данные показатели – результат направленной системной работы по поддержке и развитию промышленности, которая ведется правительством Санкт-Петербурга совместно с деловым сообществом. Работа реализуется по трем основным направлениям. Первое – это развитие территорий производственных зон, которое связано с размещением новых и расширением действующих производств в промзонах Петербурга. Второе – содействие привлечению финансовых ресурсов в промышленность. И третье направление – содействие предприятиям в продвижении продукции на внутреннем и внешнем рынках сбыта. Комитет по промышленной политике и инновациям настаивает на сохранении и развитии индустриального потенциала. С этой целью развивается инженерная инфраструктура промышленных территорий, чтобы инвес­торы могли приступить к реализации проектов сразу после принятия решения об инвестировании.

– С чем был связан отказ правительства Санкт-Петербурга от идеи вывода промышленных предприятий за пределы города?

– В конце 2012-го – начале 2013 года при формулировании политики сохранения промышленного потенциала мы проанализировали опыт перевода промышленности за пределы города. Выводы были неутешительными – за 10 лет до окраин не до­­ехали около 150 предприятий. Они перестали существовать, город потерял очень серьезный промышленный потенциал. Кроме того, возникла маятниковая миграция. Сотрудникам приходится по утрам выезжать на окраины, а вечерами возвращаться. Сформировались очень сложные транспортные потоки, которые стали серьезно городу мешать. Возникла необходимость значительного развития транспортной инфраструктуры, чтобы через какое‑то время город не превратился в одну большую пробку из‑за выезжающих на окраины работников предприятий и тех, кто работает в смежных отраслях. Еще один нюанс: предприятия, понимая, что завтра их могут выгнать с привычного места, перестали вкладывать деньги в модернизацию.

Однако со сменой промышленной политики мы увидели очень серьезные темпы модернизации в 2015‑2017 годах. Затем возникло понимание, что все городские программы должны способствовать созданию современных производств. Это модернизация и субсидирование процентных ставок по лизингу, работа с кадрами, подготовка инженерной территории для того, чтобы предприятия могли развиваться. Показательный пример с заводом имени Климова. Ему нужно было развиваться, в несколько раз увеличивать мощности, а старая площадка уже не позволяла этого сделать. Сегодня завод успешно функционирует и решает важнейшие задачи по импортозамещению.

– Максим Семенович, а сколько сегодня людей работает в промышленности Петербурга?

– По итогам 2017 года численность работающих на промышленных предприятиях сохранилась на уровне прошлого года и составила 345,7 тыс. человек. Деятельность еще около 750 тыс. человек связана с промышленностью. Это логистика, транспорт, упаковка, страховка, финансы...

– Сколько новых производств появилось с тех пор, как город отказался от идеи вывода промышленных предприятий? И что это за производства? Могут ли они привлечь сотрудников высокой заработной платой?

– Если в 2012‑2013 годах создавалось два-три новых производства, то в 2017 году появилось уже 24. В Петербурге традиционно очень высокий средний заработок в промышленности, по итогам 2017 года – 58,8 тыс. рублей. При этом невозможно конкурировать с другими регионами России в секторе массового производства, где средняя зарплата 20 тыс. рублей. Наша миссия – высокотехнологичные производства, где нужны высококвалифицированные кадры. Петербург – город умный, почти 40% населения имеют высшее образование, и это кадровый потенциал города.

– Какой сегодня средний возраст на производстве?

– Пожалуй, нет такого понятия – средний возраст. Есть производства, где требуется очень серьезный уровень компетенции: например, чтобы вырасти до фрезеровщика высшей категории, требуются десятки лет. Поэтому есть предприятия, где работают возрастные и профессиональные люди. Особенно это касается сборки, точной сборки. Но при этом средний возраст инженеров уменьшился и перешел границу до 40 лет. На большинстве предприятий мы видим главных конструкторов и инженеров в возрасте 37, 35 лет. Это качественный скачок, потому что был разрыв поколений, в 1990‑е годы люди перестали идти на инженерные специальности, возник дисбаланс, когда были 60‑70-летние специалисты, но совсем не было 40‑летних.

– Какие новые производства открываются в Санкт-Петербурге?

– Открытые в 2017 году 24 новых производства касаются абсолютно всех сфер деятельности – от пищевой промышленности до машиностроения. Это абсолютно разные предприятия. Здесь и фармацевтическое производство, которое в последнее время стало визитной карточкой Северной столицы, и радиоэлектроника – новый тренд в промышленности города. Сейчас мы рассмат­риваем около 30 новых проектов, которые претендуют на статус резидентов особой экономической зоны, а всего мы сопровождаем около 100 новых проектов.

– Не так давно стало известно, что экспорт товаров из Петербурга может увеличиться на 30%. Что продает город? И в какие страны?

– В прошлому году мы увидели лавинообразный рост экспорта. Город продает все: от мороженого до карьерных экскаваторов. Когда в 2015 году резко сократился внутренний спрос, встал вопрос: что делать? Или сокращать людей на производствах, или находить новые рынки сбыта, потому что внутренний не потреблял то количество товаров, которое производили наши предприятия. Все усилия были направлены на развитие экспорта. Город ввел субсидии для предприятий, Российский экспортный центр сформировал огромное количество мер поддержки. В 2017 году федеральный бюджет выделил значительные средства, которые пошли на субсидирование транспортировок, участие в выставках вплоть до перевозки образцов продукции для демонстрации ее заказчикам.

– Как на это отреагировали петербургские производители?

– Увидев эту нишу, они очень активно в нее вошли, стали продавать свою продукцию на внешнем рынке. Город провел около 20 деловых миссий в прошлом году. География обширная: Италия, Казахстан, Китай, Болгария, Финляндия, Германия… Активная работа дала серьезный результат. Мы продавали экскаваторы, тракторы, автомобили, сделанные в Петербурге. По IT-направлению Петербург обеспечил половину российского экспорта, продав программного обес­печения на $3,5 млрд.

– Ощущает ли сегодня петербургская промышленность последствия введения санкций?

– В первые дни после их введения я сказал: если бы санкций не было, их надо было придумать. Это стало очень хорошим механизмом стимулирования отечественного производства. Иностранные компании, например финские и немецкие, увидев потерю российского рынка, начали активно разворачивать свои производства в России, в частности в Петербурге. При этом уровень поддержки наших предприятий серьезно вырос. Еще в 2013 году было тяжело что‑то просить в профильных министерствах, а в 2015 году уровень взаимодействия с федеральными властями изменился на порядок. Это было сложное время, но сейчас эта ситуация не только преодолена, наша промышленность активно развивается. Более того, по‑другому уже не будет, обратного пути нет, даже если санкции отменят. Мы второй раз не поверим в сказку про международное разделение труда. Но, безусловно, в целом я против санкций и любых ограничений в отношении нашей страны.

– По сути, речь идет об импортозамещении? Это слово стало очень модным как раз после введения санкций против России.

– Сейчас нужно говорить об импортоопережении. Мы должны не только повторять то, что производится в других странах, но и делать лучше, технологичней, удовлетворяя спрос на мировых рынках. При этом товары должны быть конкурентоспособными по стоимости и качеству. Такие продукты в городе уже производят: это лекарства, технологии для радиоэлектроники и машиностроения.

У нас есть серьезные разработки в энергомашиностроении, оборонном комплексе, космической сфере. Сейчас в борьбе за рынки страны пытаются обогнать друг друга, это чем‑то похоже на спринтеров на стадионе. А у нас есть уникальная возможность не пытаться догнать лидеров, а, «срезав» дистанцию, обогнать их. Поясню на примере: у любого станка есть срок окупаемости. В мире модернизация оборудования проводилась в 1980‑1990 годах, и нам не нужно повторять их путь. У нас есть возможность переходить сразу на новый уровень. Мы можем взять современные технологии и в отраслях, в которых мы обладаем большими компетенциями, активно развиваться.

У нас хорошая школа химиков, биохимиков, инженеров и технологов. Компания «Биокад» развивается лавинообразно за счет кадрового потенциала. Мы уже видим большое количество уникальных препаратов, которые они выпускают или испытывают. Поэтому наша задача компетенции собирать, развивать, но отнюдь не догонять, чтобы просто повторить.

– Петербург всегда славился своим судостроением. Как сейчас обстоят дела у этих предприятий?

– В городе работают около 40 предприятий, относящихся к судостроительной промышленности. Это огромная индустрия, имеющая полный цикл производства: от проектирования, испытания до строительства. В городе работают пять верфей, которые могут строить самые разные суда. Предприятия функционируют стабильно, они обеспечены заказами на 5-7 лет вперед, и наша задача сделать их загрузку еще больше. Сейчас в правительстве не видят рисков для судостроителей.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью