Людмила Маницкая: В текущем году прогнозируется дальнейшее увеличение производства молока

Источник: The DairyNews
Председатель совета и директор Молочного союза России рассказала о влиянии пандемии на экономику России и молочную отрасль и привела статистику по производству молока в разных регионах страны. Выступление эксперта прошло в рамках VII Международного молочного бизнес-форума ЕАЭС, организованного Молочным союзом России (Российский союз предприятий молочной отрасли), пишет The DairyNews.

В начале выступления спикер рассказала о воздействии сразу двух мощных негативных факторов 2020–2021 годов: стремительное распространение пандемии COVID-19, которое пагубно повлияло на экономику, а также обвал цен на нефть. Рубль существенно обесценился, и к ноябрю 2020 года доллар стоил 80,5 рублей, а евро — 94 рубля. Правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан. В ответ на пандемию сформировалось несколько факторов: 

– закрытие ряда стран на карантин и снижение внешнего спроса; 

– снижение потребительского спроса в РФ, который и так был невысок;

– остановка поставок комплектующих из-за границы; 

– покидание страны иностранными специалистами, обеспечивавшими сервисное обслуживание оборудования;

– ожидание дальнейшего распространения инфекции и ответных мер различных стран;

– резкое замедление экономического развития, что снизило доступность финансовых средств. Если говорить по предприятиях, то особенно пострадали те, которые были зависимы от импортного оборудования.

Людмила Маницкая уточнила, что предприятия воспользовались складскими запасами и им удалось не поднять цены, поэтому продукция для потребителя была в привычном ассортименте. 

— Пандемия усугубила состояние потребительского спроса. Мы теряем потребителя, который старался затариться «долгоиграющей» продукцией, а ведь индикатором потребительского спроса являются и продажи молочной продукции, — рассказала спикер.

Говоря об общих показателях, Людмила Маницкая отметила, что валовое производство молока в России в 2020 году составляет 32,2 млн тонн. В абсолютном выражении прирост составил 865 тыс. тонн, т. е. 2,5%. В последние три года идет достаточный рост примерно 2,5% в год. Уровень 32,2 млн. тонн был в 2000 году, потом он повторился в 2008 году, а максимум 2002 года — 33,5 млн тонн — так и не был достигнут, и в ближайшие годы с учетом весьма уверенных темпов роста побит не будет. В текущем году прогнозируется дальнейшее увеличение производства молока до 32,6 млн тонн. Рост может продолжиться, но уже с замедлением темпов на 1,25%.

Директор Молочного союза привела статистику по регионам: на 2020 год по производству молока-сырья лидирует Приволжский Федеральный округ, там произведено почти 9 млн тонн молока. Центральный округ — 6,3 млн тонн.; Сибирский округ — почти 5 млн тонн. И на четвертом месте — Южный федеральный округ — 3,8 млн тонн, хотя этот регион лидирует по продуктивности.

Спикер выделила отдельные регионы, лидирующие по производству среди округов: более 1 млн тонн — Воронежская область; 1,2 млн тонн — Республика Алтай; 1,5 млн тонн — Краснодарский край, а больше всего дала республика Башкортостан — 1,7 млн тонн. Эти четыре области вместе составили пятую часть общероссийского производства.

Подытоживая результаты статистики, Людмила Маницкая разделила производителей по категориям хозяйств: сельхозорганизации произвели из 32,2 млн тонн молока около 18 млн тонн или 56%. Оставшаяся доля принадлежит фермерским хозяйствам — 2,9 млн тонн или 9%, личные подсобные хозяйства (ЛПХ) — 11,5 млн тонн или 35%. Доля сельхозорганизаций растет на 1–2% в год за счет снижения удельного веса ЛПХ почти на 2%, а доля ЛПХ остается практически без изменений и растет приблизительно на 0,5%. То есть изменения в структуре, по словам спикера, крайне незначительны.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь