Кукуруза - главный драйвер зернового рынка

Источник: ИА SoyaNews
В росте мировых цен на зерновые виновата кукуруза, а вовсе не пшеница, отмечает ИА SoyaNews. Речь об этом не утихала на конференции «Зерновая индустрия в XXI веке», проходившей на днях в Москве.    
По данным Минсельхоза США, в текущем сезоне мировой баланс пшеницы потерял в предложении 45 млн. тонн. И хотя прогнозное потребление тоже понижено на 21 млн. тонн, конечные запасы все же сокращаются на 24 млн. тонн. Такой существенный разрыв многие считают локомотивом ценообразования на пшеничном рынке. С таким мнением совершенно не согласен президент РЗС Аркадий Злочевский. 

Главный индекс, который влияет на ценообразование – это stock-to-use, отношение использования к конечным запасам. По пшенице он составляет сегодня 25,6%. В сезоне 2007-2008 гг., когда продовольственный кризис привел к пиковым ценам (пшеница доходила до 450 долл. за тонну на мировом рынке), этот индекс был гораздо ниже - 20,9%. Злочевский напомнил, что в тот период объем торговли существенно превышал объем мировых запасов по пшенице (143 и 126 млн. тонн.).

Текущее же их соотношение на конец сезона выглядит как 174 млн. тонн запасов при объеме торговли 130 млн. тонн с небольшим. «То есть существенно ниже объем торговли, чем объем конечных запасов, - говорит президент РЗС. - Так насколько велики риски, связанные с пшеницей в общемировом балансе? Мы видим, что конечные запасы сейчас находятся по пшенице на вполне приемлемом уровне, нет той ситуации, которая была в 2007-2008 годах».

В мировом балансе кукурузы наблюдается куда меньший разрыв между производством и потреблением - 14 млн. тонн (при сокращении предложения на 36 млн. тонн и конечных запасов на 24 млн. тонн). То есть ситуация, по его словам, выглядит с точки зрения соотношения потребления и производства более-менее спокойно. Однако пресловутый индекс stock-to-use составил всего 13,8%. За последние годы это самый низкий уровень запасов в мире по отношению к потреблению, констатировал Злочевский. И хотя физические объемы запасов этой сельхозкультуры превышают уровень депрессивного сезона 2007-2008 гг., нужно учитывать, что потребление за последние годы резко выросло. Способствовали этому программа развития производства биоэтанола в США и развитие мирового животноводства в целом.

«В принципе, это самый главный локомотив текущей ситуации и драйвер ценообразования, - уверен Злочевский. - Вот он где, именно в кукурузе. И именно этот индекс 13,8% и создает главные ценовые риски на мировом рынке, а отнюдь не пшеница. Пшеница на самом деле с точки зрения запасов всего лишь цепной вагон по отношению к кукурузе».

Генеральный директор ООО «Прозерно» Владимир Петриченко считает, что сейчас в динамике индекса stock-to-use наступила точка консолидации и стабилизации. По пшенице этот индекс снижается вот уже три года подряд. «И последний год он падает очень даже капитально, - отмечает эксперт. - Это означает, что мы проедаем запасы, что напряжение на пшеничном рынке растет, и вот сейчас он находится в таком вот состоянии – 25,8%». Поэтому и росту цен на мировом рынке, по выражению Петриченко, «не было удержу».

Однако в ноябре процесс постоянного снижения индекса stock-to-use прервался. По сравнению с октябрьским уровнем он даже немного подрос. По мнению аналитика, это является поворотной точкой, и дальнейшего усугубления ситуации с проеданием запасов пшеницы в этом сезоне он не предвидит. «Это фундаментальный фактор для консолидации и стабилизации отрасли», - убежден он.

Стремительное падение индекса stock-to-use по кукурузе тоже остановилось. Пока что дело в десятых процентов, в октябре это было 13,7%, сейчас - 13,8%. Но все равно этот показатель сейчас находится на исторически низком уровне, к немалому удивлению аграрных аналитиков. Соответственно, цены на кукурузу - исторически высокие. «Такого не было никогда, чтобы кукуруза стоила 320 сейчас на ФОБе, а была и цена и 360 долл., - сказал Петриченко, - Таких цен не было у кукурузы никогда, и на это указывает индекс stock-to-use».

Что же касается отечественной кукурузы, эксперты надеются в этом сезоне как на рекордный урожай, так и на рекордный экспорт. Особенно перспективным продуктом она становится по мере разочарования экспортеров в чрезмерно дорогой пшенице. По информации Петриченко, экспорт кукурузы сейчас идет по хорошему и даже рекордному графику. А урожай он прочит в объеме 7,2-7,4 млн. тонн. Правда, она отчасти до сих пор еще в полях, поэтому точные цифры покажет время.

«Самый большой и интересный драйвер – это кукуруза, - повторяет эксперт, - Таких цен на кукурузу не было никогда. Поэтому мы совершенно очевидно при определенных неблагоприятных элементах озимых увидим в будущем сезоне если не взрывную, то повышенную активность по посевным площадям кукурузы и по производству кукурузы в мире, и у нас в Причерноморье в том числе».
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью