Куда ушли деньги: что происходит в АО «Пряжинское»

Источник: http://karel.mk.ru/
На прошлой неделе врио главы Карелии побывал в АО «Пряжинское», чтобы разобраться в проблемах, возникших на предприятии. Как выяснилось, видение ситуации нынешним руководством бывшего совхоза в корне отличается от видения трудового коллектива. Правоохранительные органы остаются «над схваткой» – пока…
Знакомство с коровами

Напомним: идти ко дну успешное предприятие начало в прошлом году. Здесь поменялся собственник – основным акционером стал гражданин Эстонии Айво Халлист. Началась чехарда с директорами. Уволились специалисты. Задержка зарплаты достигла нескольких месяцев. В конце концов в отношении «Пряжинского» была инициирована процедура банкротства. По сути, оно оказалось на грани краха, что и заставило врио губернатора лично отправиться туда.

Для начала, как водится, прогулялись на производство – то есть в коровник, а после на звероферму. Напомним, что АО «Пряжинское», до недавнего времени числившееся как ЗАО, известно в республике и за ее пределами не столько тем, что разводит крупный рогатый скот, сколько пушниной – шкурками зверей. Но если посмотреть на коров журналистов пустили (буренки лезли знакомиться и чуть не слопали кепку министра сельского хозяйства Всеволода Телицына), то к пушным зверькам ход был закрыт: щенятся. Но послушать очередного директора АО нам удалось. Хотя ничего нового не услышали: во всех бедах руководители винят теперь уже бывшего сособственника – партнера г-на Халлиста, – который, по их словам, и вверг успешное хозяйство в финансовую яму.

Вопросы профессионализма

А вот на встрече с трудовым коллективом ситуация представилась совсем в другом свете. Масла в огонь подлили и присутствовавшие на встрече представители кредиторов, раскрывшие несколько странных финансовых схем с участием АО «Пряжинское». Как выяснилось, делами фирмы уже занимаются местная полиция и прокуратура. Причем заявления в правоохранительные органы написаны как на собственника предприятия, так и им самим – на тех, кто мешает ему работать.

В свою очередь, собственник предприятия Айво Халлист заявил, что предъявляемые ему претензии не имеют под собой реальной почвы, а он прикладывает все силы, чтобы сохранить фирму. Его видение проблемы мы уже подробно освещали на наших страницах. Но, как выяснилось, ситуация выглядит несколько иначе, чем преподносит г-н Халлист.

Здесь же, на встрече, он во всеуслышание признал, что ничего не знает о сельском хозяйстве. Назначенный им директор – бывший военный – находится в том же положении. Спецы уволились – и, как хором подтвердили работники, никто их даже не пытался остановить. Как же хозяйство собирается работать? Айво Халлист сообщил, что специалистов начинают возвращать. К примеру, с понедельника на работу выходит зоотехник. Но работники тут же поинтересовались, в курсе ли собственник, что этот зоотехник – обычная доярка…

Не менее интересная история произошла с «техникой, которой никто не видел». Несколько раз и директор, и собственник упомянули эту «аферу»: как ставленники бывшего партнера подмахнули акты приемки дорогостоящей техники и перечислили за нее деньги – а техники этой как не было, так и нет. Мошенничество? Но тут поднялся начальник районной полиции и рассказал, что его человек эту технику обнаружил на одном из сельхозпредприятий Ленобласти, все VINы совпадают. Предприятие это, как выяснилось, принадлежит одному из кредиторов «Пряжинского». Много месяцев техника ждет, когда ее заберет покупатель…

Козыри в переговорах

Представители кредиторов явились на встречу с ворохом документов, и картина, которая вырисовалась после их выступления, выглядит крайне неприглядной. По их словам, заявление на банкротство АО они подали после того, как основной акционер продемонстрировал явное нежелание рассчитываться по своим долгам. По их словам, общая задолженность предприятия перед энергетиками и по зарплатам составляла примерно 5 миллионов рублей. И вдруг выяснилось, что оно продало пушнину, причем аж на 24 миллиона рублей. Этих денег с лихвой хватило бы на покрытие всех долгов – но г-н собственник, учредив три дочерние фирмы, перевел деньги туда. И Айво Халлист тут же, в присутствии губернатора, подтвердил эту информацию, указав, что таким образом он выкупает долю предприятия у другого кредитора – банка «Онего».

Как говорят наши эксперты, ничего странного в действиях г-на Халлиста в данном случае нет, а уж тем более криминального. Это признали и представители кредиторов: по их словам, Халлист «воспользовался дыркой в законе». Что ж – собственник защищает свое предприятие. Мол, деньги на расчеты по долгам есть, но они в сейфе. Давайте договариваться. На его месте так поступил бы любой бизнесмен – это серьезный козырь на переговорах.

Но по итогу выяснилась другая пикантная подробность: оказывается, за выкупленные акции «Пряжинского» Халлист до сих пор не рассчитался, и собрание акционеров, на котором принимаются важные решения, может оказаться попросту не легитимным. Опровергать этого Айво Халлист также не стал.

Свет в конце кривого тоннеля

В том, что ситуация крайне запутанная, сомневаться не приходится. Наверное, где-нибудь в судах в конце концов разберутся, кто говорил правду, а кто нет и как нужно было действовать, чтобы не допустить краха успешного хозяйства. Только вот есть очень большой риск, что к тому времени от АО «Пряжинское» останутся только документы, долги да никому не нужная недвижимость. Уже сейчас, по заявлению кредиторов, руководство бывшего совхоза собралось пустить под нож несколько десятков коров.

Самое главное: никто не может понять, чего хочет новый собственник. Он декларирует намерения возродить предприятие – но не делает для этого ничего действенного. Ведь банкротить «Пряжинское» не представляет для него никакого смысла: зачем платить столько денег за то, что собрался уничтожить?..

Артур Парфенчиков, в течение часа слушавший все стороны конфликта, включая «силовиков», назвал ситуацию тревожной. Попутно он пообещал вывести расследование возможных правонарушений, связанных с АО «Пряжинское», с районного уровня на республиканский. Но в ответ на просьбу работников принять такие же кардинальные решения, как в случае сМедвежьегорским молокозаводом, губернатор указал на различие ситуаций. Самое главное, что оба предприятия – частная собственность и отобрать их у собственников невозможно. Но на ММЗ уже введена процедура наблюдения, без вливания средств хозяин будет вынужден его продать, а средств у него нет и не предвидится. Так что задача власти – найти кого-то, кто готов купить молокозавод. Айво Халлист же ничего продавать не собирается и утверждает, что будет развивать хозяйство. Врио главы резюмировал: либо руководство договорится с собственными работниками и начнет реально выводить предприятие из кризиса, либо оно перестанет существовать. В этом случае проиграют все.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью