Кто производит оборудование для российских производителей мороженого
Пять графиков о рынке мороженого в России
По оценке Statista, в 2024 году объем мирового рынка мороженого может составить 75 млрд долл. США. Потребление мороженого растет, прежде всего, в развивающихся странах, таких как Китай, Бразилия и Индия. Россия не является исключением, потребление мороженого в 2020 году выросло на 8%, за первые полгода 2021 года — на 5% год к году. Общий прирост рынка составил 6% CAGR.
Рост интереса к мороженому замечают и участники отрасли. «Аналитические данные действительно показывают, что потребление мороженого на российском рынке растет — как в стоимостном, так и объемном выражении», — указали в пресс-службе “Валио”. Наибольшей популярностью у россиян, по данным Союза мороженщиков России, пользуется мороженое в вафельном стаканчике, оно занимает 30-35% от продаж всех видов мороженого. Вслед за ним идет эскимо, затем рожок и «Лакомка».
С усилением тренда к здоровому образу жизни современный потребитель все больше внимания уделяет качеству ингредиентов, из которых изготавливается мороженое. Согласно исследованию Mintel, каждый второй взрослый потребитель считает высокое качество важнее калорийности и готов платить больше за качественное, полезное мороженое, изготовленное из натуральных ингредиентов. Вопрос качества становится на первый план и для российского потребителя. «Нишевые категории - крафтовое, органическое мороженое, мороженое с определенными бенефитами (например, без лактозы) - пользуются спросом у своей аудитории потребителей», - отмечают в «Валио».
Вместе с объемами потребления выросло и производство: плюс 8% в 2020 году, плюс 8% за шесть месяцев 2021. «В текущем году сезонный рост производства был более существенный, чем в прошлом году. Открылись рестораны и кафе после локдаунов, плюс выдалось жаркое лето, это повлияло на уровень потребления и, соответственно, на производство», — сказал Milknews руководитель аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин.
Уровень самообеспеченности мороженым в 2021 году составил, по данным Союзмолоко, 104%, что на 3 п.п больше, чем в прошлом. Несмотря на фактическое перепроизводство мороженого, участники рынка продолжают реализовывать крупные инвестиционные проекты. Так, ГК «Айсберри» строит в Ярославской области фабрику с общим объемом инвестиций 2,5 млрд рублей. После выхода предприятия на производственную мощностью объемы выпуска составят до 7 тыс.тонн в месяц. В Саратовской области строится фабрика ГК «Белая Долина» с планируемым объемом выпуска до 15 тыс.тонн в год. Объем инвестиций оценивается в 2 млрд рублей.
Объемы импорта за первые полгода 2021 года сократились на 6%. Доля импорта мороженого в общем объеме закупок молочной продукции из-за рубежа составила 3% за первые шесть месяцев 2021 года. Основной объем мороженого в Россию идет из Беларуси, далее с большим отставанием — из Франции, Казахстана, Украины и Кореи.
Рост запасов в летний период 2021 года связан, в первую очередь, с введением маркировки с 1 июня. “Летом производители фактически распродавали сформированные за апрель-май запасы немаркированной продукции”, — объяснил Алексей Воронин. Кроме того, объем запасов связан с общим приростом производства в нынешнем году.
По оценкам аналитического агентства Milknews, экспорт мороженого в прошлом году в объемах вырос на 17%, за полгода 2021 года - на 22%. Всего 6% от общего объема производства продукции идет на экспорт. В основном десерт поставляется в Казахстан (7,4 тыс.тонн), США (5,8), Украину (1,5), Монголию (1,5), Беларусь (1). Общая доля в экспорте молочной продукции оценивается в 21%, что на 2,7 п.п больше, чем в прошлом году.
На сегодняшний день рынок мороженого в России находится в стадии консолидации, считают участники отрасли. «Рынок действительно достаточно фрагментированный и высококонкурентный. По данным компании даже самые крупные игроки категории занимают доли порядка 10 %. На это может быть несколько причин. В том числе, тот факт, что почти в каждом городе есть собственный завод по производству мороженого. На региональных рынках, по нашим наблюдениям, локальное мороженое зачастую имеет хорошую представленность и пользуется высоким спросом», — отмечают в пресс-службе «Валио».
«Рынок мороженого в России все еще достаточно сильно фрагментирован и раздроблен. Поэтому, безусловно, он будет консолидироваться, причем не только за счет приобретений и слияний, но и за счет угасания и ухода с рынка части игроков, которые не справляются с требованиями рынка, и перераспределения их доли в пользу более сильных игроков», - считает гендиректор «Айсберри» Роман Лола.
Подробнее о ситуации и расстановке сил на российском рынке можно узнать 14 октября на презентации первого рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко), консалтинговой компанией Streda Consulting и информагентством Milknews при поддержке Союза мороженщиков России.
Кто поставляет оборудование для мороженщиков
Дальнейшая консолидация рынка неизбежно усилит конкуренцию на рынке, соглашаются эксперты. В этих условиях по-настоящему устойчивые позиции останутся за игроками, которые сумеют оптимизировать процесс производства без потери качества готового продукта. Сегодня на рынке представлены десятки поставщиков, готовые предложить производителям оборудование и технологии. Но как выбрать по-настоящему надежного партнера в таком разнообразии? Milknews подготовил список компаний, которые за долгое время работы с российскими производителями мороженого успели зарекомендовать себя как эксперты в своей области.
Альфа Л Сервис
Компания организует пищевые производства, производит и поставляет оборудование, занимается пусконаладочными работами, а также сервисным обслуживанием и технической поддержкой. «Альфа Л Сервис» разрабатывает проекты предприятий, технологические схемы, выполняет отдельные технические задачи клиентов, производит расчеты и разрабатывает техническую документацию выпускаемого оборудования. Эксперты компании готовы изготовить модульные установки и емкостное оборудование на собственных мощностях.
Для участников рынка мороженого «Альфа Л Сервис» предлагает следующее оборудование:
· модульные станции безразборной мойки c автоматическим или полуавтоматическим управлением;
· модули-пастеризаторы c автоматическим или полуавтоматическим управлением с совместным использованием деаэратора, бактофуги, сепаратора, нормализатора, гомогенизатора;
· установки для распределения потоков с автоматическим или ручным управлением (клапанные коллекторы);
· установки для охлаждения с автоматическим или полуавтоматическим управлением;
· установки для нагревания с автоматическим или полуавтоматическим управлением;
· системы для предотвращения смешивания, сбора продукта и очистки трубопроводов для минимизации потерь при производстве;
· асептические танки для промежуточного хранения стерильных продуктов;
· емкостное оборудование для использования с пищевыми и непищевыми продуктами.
АТЛ
«АТЛ» — поставщик научных разработок по контролю качества пищевых продуктов и сырья. Компания поставляет лабораторные изделия для диагностики сельскохозяйственной продукции конечному покупателю и осуществляет информационную поддержку.
«АТЛ» предлагает тест-системы для определение антибиотиков в молоке экспресс-методом:
· система EXTENSO определяет 98 антибиотиков и ветпрепаратов за 13 минут
· 4SENSOR, TwinSensor внесен в перечень методов, рекомендованных для выполнения требований ТР ТС 021/2011 и 033/2013;
· экспресс-тест ANKAR Milk Test4 определяет антибиотики группы β-лактамов, тетрациклинов, стрептомицина и хлорамфеникола.
В портфеле компании есть ультразвуковые анализаторы технологических параметров молока, а также следующее оборудование для микробиологических исследований:
· люминометр для контроля чистоты поверхностей и рук персонала;
· наборы для анализа кормов;
· наборы для определения остатков антибиотиков, гормонов и микотоксинов в продуктах и кормах
· экспресс-лаборатория для измерения количества микроорганизмов в молоке.
Doehler
Мировой производитель, продавец и поставщик ингредиентов, систем ингредиентов и комплексных решений для индустрии напитков продуктов питания — компания Doehler — предлагает участникам рынка мороженого следующие продукты:
· натуральные красители и красящие концентраты;
· ароматизаторы и ароматические экстракты;
· натуральные калорийные и низкокалорийные подслащивающие решения;
· наполнители и топпинги для молочных продуктов и мороженого;
· фруктовые и овощные ингредиенты;
· сухие ингредиенты и включения - цельные фрукты, фруктовые кусочки и слайсы, порошки и гранулы с различным содержанием фруктовой части, криспы и дропсы;
· растительные и функциональные ингредиенты — экстракты, натуральные растительные порошки, растительные волокна;
· злаковые, ореховые и бобовые ингредиенты — белковые концентраты, рисовые, овсяные и солодовые экстракты, овсяный и кокосовый порошки, пасты из орехов и семян.