Крупяной завод Давида Якобашвили может купить владелец «Махеева»

Источник: kommersant.ru
На фоне ажиотажного спроса на крупы из-за угрозы пандемии COVID-19 на рынке готовится заметная сделка. Основатель «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили с партнерами может продать предприятие по производству хлопьев и круп «Арчеда-продукт» владельцу бренда «Махеевъ» — «Эссен продакшн АГ». При этом в компании признают, что срок окупаемости вложений в актив может существенно увеличиться из-за изменения курса валют.

О том, что АО «Эссен продакшн АГ» ведет переговоры о приобретении предприятия по производству хлопьев и круп ООО «Арчеда-продукт», “Ъ” рассказал представитель потенциального покупателя. Детали пока не раскрываются. «Арчеда-продукт» выпускает около 50 наименований круп и хлопьев под брендами «Крупно» и Delika, а также под собственными торговыми марками (СТМ) сетей. Мощность переработки — более 50 тыс. тонн сырья в год. В 2019 году оборот компании был на уровне 340 млн руб. без НДС, сообщили в «Эссен продакшн АГ». Как следует из данных Nielsen, около 66% продаж «Арчеда-продукт» может приходиться на СТМ и оптовый сегмент.

По данным ЕГРЮЛ, основным владельцем «Арчеда-продукт» с долей 88% выступает основатель «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили (по данным Forbes, его состояние — $750 млн). Еще 9% принадлежит Сергею Воронцову, топ-менеджеру нефтяного трейдера Petrocas Energy. Остальное — у гендиректора «Арчеда-продукт» Виталия Кравченко. Господин Воронцов заявил “Ъ”, что стороны находятся на начальном этапе переговоров, отказавшись раскрывать детали.

«Эссен продакшн АГ» выпускает майонез, кетчуп, горчицу и пр. под брендом «Махеевъ». Также развивает линейку кондитерской продукции. В 2018 году выручка компании увеличилась на 8,67%, до 17,7 млрд руб., чистая прибыль — в 2,2 раза, до 634,26 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»). В ЕГРЮЛ совладельцами «Эссен продакшн АГ» значатся Леонид Барышев и Вадим Махеев.

В «Эссен продакшн АГ» свой интерес к бакалее объясняют высокой долей СТМ в категории. По данным Nielsen, крупнейшим производителем каш в РФ в 2019 году был «Аладушкин групп» с долей 13,55% в штуках. На СТМ сетей приходилось 29,15% сегмента. Доля «Арчеда-продукт» — 0,5% в штуках, что сравнимо с продажами «Макфы». В Euromonitor International оценивают весь оборот российского рынка круп для завтрака в $738,7 млн в 2019 году. За год к марту продажи хлопьев для завтрака выросли на 2,5% в натуральном выражении и на 10% в деньгах, круп — на 2,6% и 17,9% соответственно, сообщили в Nielsen. Бренд «Махеевъ» может быть положительно воспринят в новом сегменте, надеются в «Эссен продакшн АГ». При этом в компании признают, что рынок M&A в пищевой промышленности сегодня «очень сложный» из-за изменения курса валют и падения спроса в целом, потому срок окупаемости вложений может существенно увеличиться.

Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный отмечает, что логистика бакалеи и сладостей идентична. Но у бизнеса «Арчеда-продукт» из-за большой доли СТМ в выручке невысокая рентабельность, полагает он. По мнению эксперта, актив мог заинтересовать «Эссен продакшн АГ» оптимальной ценой и возможностью дополнительно загрузить производство продукцией под маркой «Махеевъ», что позволит существенно повысить рентабельность. Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин оценивает «Арчеда-продукт» до 80 млн руб. без учета долга, исходя из результатов 2018 года и с учетом дисконта.

Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов говорит, что на рынке круп с 2016 года наблюдается постоянный рост доли сильных национальных брендов, а мелкие игроки уходят. СТМ — конкурентный рынок, рентабельность поставщика минимальна, а ключевым фактором контракта является только цена, поясняет он. Это же, добавляет эксперт, и главный риск, ведь как только конкурент предлагает цену ниже, поставщик лишается канала сбыта.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь