«Кризис в отрасли от поля до прилавка»

Источник: dairynews.ru
19 ноября 2009 года в рамках 8-го ежегодного форума Института Адама Смита "Агробизнес и пищевая промышленность России" информационное агентство DairyNews организовало сессию, посвященную итогам кризиса в российской молочной отрасли. В мероприятии приняли участие главный редактор информационного агентства DairyNews Михаил Мищенко, директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев, а также заместитель генерального директора по развитию компании «Русское Молоко» Сергей Пономарев.
19 ноября 2009 года в рамках 8-го ежегодного форума Института Адама Смита "Агробизнес и пищевая промышленность России" информационное агентство DairyNews организовало сессию, посвященную итогам кризиса в российской молочной отрасли. В мероприятии приняли участие главный редактор информационного агентства DairyNews Михаил Мищенко, директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев, а также заместитель генерального директора по развитию компании «Русское Молоко» Сергей Пономарев.

Однако, несмотря на заявленную тему, открывая сессию, Михаил Мищенко отметил, что говорить о кризисе в российском молочном сегменте, как о завершенном процессе, преждевременно. «Нынешний год, в котором производители молока терпели очень серьезные лишения в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой, оказался очень тяжелым с точки зрения перспектив. Вырезается поголовье крупнорогатого скота, не реализуются в полной мере государственные проекты, не работает множество молочных ферм, сокращаются производственные мощности. Таким образом, совершенно очевидно, что существующие проблемы очень серьезно могут сказаться на будущем молочного рынка». Это и стало главной темой мероприятия.

По мнению директора по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк», кризис в молочной отрасли не только не закончился, но и находится в самом разгаре. «С начала 2000-х годов и до 2007 года рынок развивался и рос очень успешно, – рассказал Павел Исаев.  - Были, безусловно, сезонные колебания, о которых много говорили переработчики. Эта проблема была услышана на уровне Минсельхоза. Однако так и не были предприняты реальные действия, направленные государством на снижение сезонности. С 2007 года начался рост цен на биржевые молочные продукты, что в последующем отразилось и на цене сырого молока. С тех пор существует очень серьезный дисбаланс в ценовой конъюнктуре между летом и зимой. Говоря о попытках решить данный вопрос законодательно, стоит отметить проект федерального закона о техническом регламенте. Целью этого государственного документа было навести порядок на молочном рынке за счет избавления российского рынка от импортных поставок, в первую очередь, сухого молока. Но, на мой взгляд, он с этой задачей не справился».

По мнению Павла Исаева, требуется целый комплект мер по выходу из кризисной ситуации на молочном рынке: «Во-первых,  необходимо развивать потребкооперацию, но строить именно вертикально интегрированную модель. Есть устойчивое мнение, что существует диктат переработки над производителем молока. На самом деле,  для того чтобы цепочка производитель - переработчик была конкурентоспособна на российском рынке, необходимо производить продукт, который вписывается в ценовые и качественные параметры. Для этого надо усиливать связь между производителем молока и переработчиком, развивать долгосрочное планирование, подтягивать качественные параметры сырья, бороться с сезонностью. Тогда вся эта конструкция будет устойчива и востребована. И для того, что бы отладить взаимодействие тех активов, которые есть, совершенно нет необходимости строить параллельную цепочку, которая в принципе будет инвестиционноемкой. Я имею в виду идею создания первичной переработки на базе потребкооперации. Крупный переработчик всегда лучше знает своего потребителя, лучше владеет логистическими и маркетинговыми приемами. Он всегда ответственно относится к своей целевой аудитории».

Опираясь на опыт компании «Юнимилк»,  Павел Исаев привел пример: «Основной рост наших продаж происходит в сегменте продуктов премиум - класса «Простоквашино». Это, в первую очередь, качественный продукт, качественная упаковка, качественный бренд, хорошая дистрибуция. Для того, чтобы производить продукт, востребованный рынком, необходимы инвестиции. В целом наша компания за 7 лет инвестировала больше 14 млрд. рублей в переработку. Линия по производству зерненого творога стоит 2 млн. евро. И таких примеров множество».

Сергей Пономарев, заместитель генерального директора по развитию компании «Русское Молоко», также уверен, что даже в кризис потребитель не готов экономить на качестве продукции. По его словам, средняя цена на молочные продукты компании составляет 82 руб. за килограмм. Отпускная цена за литр молока в магазинах города Москвы  - 50 руб. «Мы производим премиальный продукт высокого качества, – рассказывает Сергей Пономарев. - И за этот год, несмотря на кризис, нам удалось увеличить продажи на 20%. Продукт пользуется постоянным спросом. За последние 3 месяца мы увеличили оборот на 5%».

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на молочном рынке, компания чувствует себя достаточно уверенно. «Русское Молоко»  - это вертикально интегрированная структура, которая, на сегодняшний момент, одна из наиболее защищенных. Благоприятная ситуация сложилась в компании благодаря практически полному отсутствию кредитной нагрузки, что отличает её от других производителей молока и многих перерабатывающих предприятий. Продукция компании пользуется большим спросом среди своей целевой аудитории, что обеспечивает ей хороший рынок сбыта в московском регионе.

С другой стороны Сергей Пономарев отметил, что компания не ощущает поддержки со стороны государства: «В этом году мы чувствуем большое давление со стороны налоговых органов. Государство требует погасить все отложенные долги, которые когда-то дало возможность выплачивать постепенно. «Россельхозбанк» отказывает нам в кредитах на развитие и модернизацию до тех пор, пока не будет погашен долг по налогам.  Таким образом, новой компании, желающей выйти на рынок, сейчас взять кредит на развитие гораздо проще, чем восстановить или реконструировать то, что было создано раньше. Что касается дотаций в московской области, то они сейчас составляют 21 коп. на литр молока. Опять же, дотации получают только те предприятия, которые не имеют задолженностей перед бюджетами всех уровней. И платятся они по факту совершения работы», - рассказал заместитель генерального директора по развитию компании «Русское Молоко».

Сергей Пономарев, также как и Павел Исаев, отметил, что для того чтобы производить качественное молоко, необходимы колоссальные инвестиции. С его точки зрения, для того, чтобы молочная продукция была надлежащего качества, недостаточно поставить небольшое разливочное предприятие. Оно по своей специфике не сможет произвести качественное молоко.

Однако не все гости встречи согласились с представителями переработчиков. Участники дискуссии высказывали мнение, что в условиях кризиса необходимо сокращать расходы. Товаропроизводители, например, предлагали урезать крупным компаниям рекламные бюджеты, для того, чтобы перераспределить эти средства между поставщиками сырья, и сделать более комфортной взаимодействие цепочки производитель-переработчик.

Представители упаковочных компаний предлагали снизить расходы на упаковку, и тем самым улучшить рентабельность производства. Так Александр Галкин, Председатель Правления компании Укрпластик, занимающейся производством гибких упаковочных материалов, предложил снизить себестоимость молока за счет перехода на мягкую упаковку. Такая упаковка является экономически более выгодной, что дает серьезные конкурентные преимущества для производителя. По его информации, упаковка молока в пленку помогает сэкономить до 5 центов на каждом литре продукции. «Есть рынки, например, рынок Канады, где молоко длительного хранения пакуется в мягкую упаковку. Опыт польского рынка, где майонез в пленке не производится, но куда он активно импортируется из Украины, также доказал, что продукция в пленке востребована его потребителями. Сегодня и у России есть уникальный шанс наладить разлив молока в пакеты».

Дискуссия, которая разгорелась между представителями отрасли, еще раз наглядно продемонстрировала правильность обозначенной темы мероприятия: кризис охватил всю вертикаль молочного рынка – от самого поля до прилавка. А мировая конъюнктура  только усугубила ситуацию. К такому выводу пришел главный редактор DairyNews Михаил Мищенко, подводя итоги встречи.  Он высказался за необходимость объединения усилий производителей и переработчиков для преодоления кризисной ситуации в отрасли. А также подчеркнул важность популяризации потребления молока, с одной стороны, а с другой стороны, необходимость работы над эффективностью производства.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью