Елена Козина
Елена Козина
аналитический обозреватель ГК "Новые Технологии"

Просмотров: 1155

В магазинах сценарий разворачивается по плюс-минус по одной схеме. Начинается все с гречки, она – наша лакмусовая бумажка и при малейшей угрозе экономического кризиса в первую очередь сносят полки именно с ней. Для анализа сфокусируемся на трех не самых старых годах, этого будет достаточно. 

2014 год – падение цен на нефть, подешевевший вдвое рубль.

2015 год – продолжается снижение цен на нефть, ускоряется инфляция.

2018 год – Россия отхватила еще больше политических и экономических санкций – это снова бьет по нашей нефтегазовой промышленности.

Где-то тут еще повысили НДС до 20%.

2020 год – пока все всё помнят и наблюдают. 

В целом, чем бы ни была вызвана гречневая лихорадка – кризис, неурожай, болезни – сценарий примерно одинаковый и работает не только с крупой: ажиотаж, дефицит, возвращение товара по более высокой стоимости.

Цена на гречку почти вдвое выросла в 2014 году из-за слухов о неурожае: производители «придерживали» сырье, переработчики и поставщики повышали цену, а в магазинах сметали крупу «про запас». Только к 2019 году она вернулась на уровень 50 р. По данным Росстата стоимость килограмма гречки в среднем менялась так: 67р. в 2014 году; 70р. в 2015; 85р. в 2016; 57 р. в 2017; и около 50 в 2018-2019. К февралю 2020 ее цена уже была в районе 80р, в марте цены подняли до 100р. и известно, что поставщики на этом останавливаться не хотят. Но в какой-то момент спрос снова упадет, а активное пополнение запасов сейчас, в будущем вынудит продавцов снижать цены. 

Проследим, по какому сценарию в тяжелые года развивались другие категории. 

В кризис 2014 начали расти некоторые категории, и это напоминает нынешнюю картину 2020 года - разбирают категорию бакалеи, то есть люди делали заготовки в целях экономии. Самые востребованные товары – мука, приправы, макароны, сахар. В категории овощей выросло потребление «борщевого набора», а в остальном потребление по свежим фруктам и овощам снизилось. Из мяса стали выбирать курицу как более дешевый аналог. Дорожали все категории, но активнее всего росли цены на молочку, сахар, рыбу и алкоголь.

2015 год, кризис продолжается. Стратегия покупателей – покупать меньше, перейти на более дешевые продукты, сменить магазин, чаще покупать товары по акции. Стратегия производителей – предлагать потребителям новые товары, созданные из более дешевых ингредиентов.

Покупатели сокращают покупки дорогих продуктов – это фрукты, овощи, мясо, делая выбор в пользу базовых картошки, хлеба и молока.

Дорожают товары, которые завязаны на валюту: крупа, сахар, подсолнечное масло, импортные овощи и фрукты. Заменить эти товары в таком же объеме пока сложно, а потому поставщики и розница взвинтили цены, что, в свою очередь, вынудило потребителей экономить. Покупатели стали отдавать предпочтение отечественным овощам и фруктам, обращая внимание на их цену.

Продолжается рост потребления птицы, потому что цены на нее за год поднялись меньше, чем на остальное мясо. Продажи молочной продукции сократились из-за повышения цены, что вызвано все тем же инфляционным давлением и ослаблением курса рубля.

Шел 2018 год, реальные доходы населения продолжали падать, цены на большинство категорий расти, при этом наблюдалось увеличение спроса; сохранился рост курса валют. Импортозамещение помидоров, свинины и птицы дало повод для роста внутреннего производства, благодаря чему цены на эти категории товаров снизились по сравнению с 2013 годом.

Подешевели почти все виды овощей и фруктов, потому что выросли объемы продукции из теплиц, введенных после продэмбарго 2014 года. Проблемы начались с мясом из-за африканской чумы свиней и птичьего гриппа – наши мясопереработчики переключились на отечественный рынок, который из-за дефицита взвинтил цены. В результате стоимость мяса в 2019 была высокой из-за отголосков 2018.

Расширение производства отрицательно повлияло на стоимость свинины – к началу осени 2019-го цены пришлось снизить.

Еще о ситуации в 2020 года:

Ритейлеры будут заменять китайские товары за счет внутреннего производства. Но есть вероятность, что цены на отечественные овощи и фрукты вырастут, потому что владельцы теплиц тоже бизнесмены и скорей всего воспользуются ситуацией. Что до  других категорий – валюта, спрос и попытки его урегулировать – в ближайшее время стоит ждать повышения цен. Уже сейчас известно о подорожании чеснока, имбиря, лимонов, круп и сахара, но, как мы уже говорили в начале и как видно по данным прошлых лет, - с урегулированием ситуации, стоимость товаров должна прийти в норму, поскольку падение спроса приведет к профициту товара, а продавать его надо – как следствие стоит ждать скидок в категориях, которыми сейчас и так большинство закупилось на месяцы вперед.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора



29.05.2020

Маркировка должна быть добровольной

Сегодня представители молочной отрасли отошли от эмоций в вопросе внедрения обязательной регистрации в системе “Честный знак" и имеют четкое обоснование тому, почему маркировка молочной продукции невыгодна отрасли, потребителю и сомнительна государству.

Филиал Краснолиповский ООО МясКо
Адрес:  Волгоградская обл., Фроловский район, х Красные Липки 
 
Яковенко В.М., ИП
Адрес:  Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт Эгвекинот 
 
Лаврентьевское, ООО
Адрес:  Чукотский окр., Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Советская, д. 18 
 
Билибинский продукт, ООО
Адрес:  Чукотский окр., Билибинский район, г. Билибино, ул. Ленина, д. 7