26.03.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 8279
Кризис 2020: что ожидать и как справиться

Сейчас, когда часть населения нашей страны, закупившись гречкой, консервами и макаронами, не ходит на работу, рестораны закрываются один за другим, пустеют отели и разоряются туроператоры, не лишним будет узнать мнения производителей и бизнеса в целом – что еще ожидать от этого кризиса? Как долго придется переживать его последствия? Об этом – в материале The DairyNews.

Сфера услуг – все?

Очевидно, что ограничения в передвижениях людей ударят в первую очередь именно по ней. В России на сегодняшний день лишь крайне рекомендуют ограничить свои передвижения, работать из дома и выходить на улицу только в случае крайней необходимости. О походах в ресторан или кафешку за углом многие перестали даже думать – а это не могло не ударить по посещаемости.  

Своей оценкой делится Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада. 

«Ситуация в сегменте HoReCa близка к катастрофической. Падение посещаемости составляет от 50%. Кто-то готовится к закрытию, кто-то - к низкому покупательскому спросу, который усилился с падением рубля. Сейчас добавилась и эпидемия коронавируса. Так как посещать рестораны стали меньше, то и закупать продукты приходится в меньшем объеме. Поставщики в свою очередь радостно повысили цены и требуют 100% предоплату», - рассказал Леонид Гарбар. 

Эксперт отметил, что в условиях снижения посещаемости ресторанов ничего не остается, как сокращать закупки сырья и продуктов – в том числе, молочных. Сфера HoReCa, по словам Леонида Гарбара, быстро не восстановится.  

«Необходимо время, а самое важное - деньги, которых не будет ни у кого, ни у посетителей, ни у рестораторов... Хорошо, если петербургские рестораны (оставшиеся) в мае следующего года будут готовы к сезону», - добавил ресторатор. 

Казалось бы, единственное, что в данных условиях хоть как-то поможет отбиться от колоссальных финансовых потерь - сфера доставки продуктов. Но даже здесь не все так просто: доставка еды в HoReCa действительно выросла – в два, а где и в три раза. Но зарабатывает на этом не ресторан – зарабатывает компания-агрегатор. 

«Ресторан за эту услугу выплачивает 35%, поэтому не зарабатывает вовсе. В ассортименте блюд - пицца, суши, их больше всего, и они не теряют вида и свойств при перевозке", - отметил Леонид Гарбар.  

О ситуации в HoReCa, спровоцированной рецессией в мировой экономике, можно судить и по рынку США. По данным аналитиков, на этой неделе американские рестораны обратились к Белому дому и лидерам конгресса с просьбой предоставить по меньшей мере 455 миллиардов долларов, чтобы помочь им пережить кризис. Из-за коронавируса индустрия может потерять почти половину рабочих мест из текущих 5,6 миллионов и четверть ежегодных продаж. Для молочной отрасли закрытие ресторанов также серьезный удар, так как сектор общественного питания важный рынок сбыта продукции. Например, McDonald’s по данным за 2018 год наращивала объемы закупок молочной продукции в США на 5% в год и являлась одним из крупнейших потребителей молока в Америке. Молочный продукты (прежде всего сыр) содержатся в 80% меню ресторанов McDonald’s. В 2018 году в США насчитывалось более 14 тысяч ресторанов McDonald’s, которые закупали продукцию у 40 тысяч молочных ферм в США.

Молочные заводы – хорошо?

Что касается молочного рынка, пока большинство из опрошенных участников если не полны оптимизма, то хотя бы не видят в произошедшем чего-то катастрофического. По крайней мере для ближайших двух-трех месяцев. 

Наталья Мокроусова, заместитель директора по производственной и коммерческой деятельности ТнВ «Сыр Стародубский», отмечает, что на их производстве нынешняя ситуация сильно не отразится – компания не так плотно работает с ресторанами. А в чем проявляется сотрудничество – сыр моцарелла – как раз идет в гору. Опять же из-за роста доставки пищи на дом.

«С HoReCa у нас есть единственная позиция – сыр моцарелла – для пиццерий. Но и по этой категории падения спроса мы не наблюдаем – сейчас благодатное время для доставки пищи на дом, и пицца пользуется спросом. На нашем производстве «Сыр Стародубский» нынешняя ситуация сильно не отразится, поскольку мы не так плотно работаем с HoReCa. У нас есть биржевые сыры, и мы реализуем их через федеральные сети», - рассказала Наталья Мокроусова.

Но если происходит падение посещаемости ресторанов, как по цепной реакции это может привести к снижению спроса на продукты – из-за недополученных зарплат работники сферы услуг могут ограничивать себя в потреблении. Это может привести и к снижению спроса на молочные продукты, и в свою очередь – к переизбытку молока в отрасли. Как переработчики собираются справляться с этим? 

«Мы всегда находимся в активном поиске как можно большего количества молока, и, если взять в пример предыдущие кризисы – наше производство нацелено именно на длительное созревание сыров. У нас их широкий ассортимент - с одной стороны, у нас есть биржевые позиции, с другой – позиция выдержанных сыров. Мы всегда можем перераспределить сырье, если отрасль столкнется с негативным экономическим положением», - ответила Наталья Мокроусова. 

Согласно комментарию участника рынка из СФО, пожелавшего остаться неназванным, сегодня на рынке наблюдается тенденция к росту остатков молочной продукции при падении цен на них. Избыток сырья приведет к снижению спроса на него, и как следствие – к падению цен, и, возможно, к росту фальсификата. 

«Конкуренция заставит заводы снижать закупочные цены, и некоторые из них не выдержат этого и разорятся. Также в этой ситуации опять возникнут мотивы к возможной фальсификации – через удешевление продукции заводам ничего не останется, как прибегнуть к этому. Сегодня на рынке спрос падает, и чтобы продать молоко, цену придется снизить. Этого не все заводы смогут себе позволить», - сообщили в комментарии. 

Это переводит нас к еще одной насущной проблеме – росту цен на компоненты производства. В анонимном комментарии нам сообщили, что в СФО заводам уже сейчас приходят обновленные цены на закваску, упаковку и прочие компоненты. Средний рост по чеку – 20%. 

Максим Ветчинников, исполнительный директор ОАО Совхоз «Всеволжский», отмечает опасность роста стоимости кормов и оборудования – за счет роста курса доллара и евро. Впрочем, пока этого не случилось

«Мы переживаем, что будет расти стоимость кормов и оборудования – все запчасти продаются в евро. Однако на данный момент какого-то повышения цен нет, видимо, в оборот вышли складские запасы поставщиков, купленные по старому курсу. 

Пока сложно сказать, какие изменения нас ждут в производстве. Мы во много зависимы от поставщиков – в тех же медикаментах присутствует множество европейских компонентов мировых концернов, которые могут поднять цену», - сообщил Максим Ветчинников. 

Георгий Житмарев, заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский», отмечает, что в современных условиях главным опасением может служить рост цен на комбикорма. В случае роста цен на иные импортные составляющие, многим заводам удалось бы решить эту проблему, не прибегая к повышению отпускных цен. Удалось бы, не будь затраты такими существенными.

«Цена на упаковку зависит от цен на нефть, и если сегодняшние цены на доллар и евро зафиксировались бы на уровне 73 – 83 рублей соответственно, то с учётом роста упаковки, заквасок и прочего наше предприятие удержалось бы, не поднимая цены, жертвуя частью доходов. Но если мы будем еще наблюдать рост, к примеру, на комбикорма - придётся поднимать отпускные цен, чего бы крайне не хотелось. Молочные предприятия в любом случае понесут убытки», - отметил Георгий Житмарев.  Рост цен на компоненты ощущает и Елена Стафеева, исполнительный директор НА «Союз животноводов». В частности,  выросли цены на технику, корма, добавки и медикаменты 

«Очень сильно выросли цены на технику – цены на те же трактора и импортные сельхоз машины очень подскочила. Соответственно, вырастет и цена на обслуживание этих машин. Все, что связано с кормами – медикаменты, кормовые добавки – вырастают в цене – ведь в них множество импортных компонентов. Я предполагаю, что в дальнейшем вырастет цена на расходники, себестоимость производства молока, сильно вырастут цены на удобрения – их в принципе нет», - отметила Елена Стафеева. 

Как же участникам рынка справиться с этими повышениями цен, не прибегая к известной схеме – с Якова на всякого? Как, не теряя ни процента из и так невысокой маржинальности, не добавлять очередного нуля к стоимости молочной продукции? Ответ нам дал Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд». 

«Мы знаем, что сейчас в Правительстве Российской Федерации прорабатываются механизмы снижения последствий резких изменений курса рубля для отраслей агропромышленного комплекса, в частности, рассматривается возможность снижения пошлин на импортное сырье, некоторые виды готовой продукции и оборудование. Если молочная отрасль закупает что-то по импорту, то такой инструмент государственной поддержки как временное обнуление пошлин может оказаться в нынешних условиях весьма своевременным», - сообщил эксперт. 

Разумеется, еще никто не объявлял ни о каких серьезных послаблениях для молочной отрасли. Заводам ничего не остается, как ожидать пересчитанных счетов на оплату техники, оборудования, запчастей, премиксов, добавок, кормов и прочего - в долларах и евро. И сейчас отрасли как нельзя кстати была бы какая-то помощь – впрочем, как и всегда.    

Как экономические проблемы, которые мы наблюдаем сегодня на рынке, коснулись конкретно Вашего предприятия?

Узнай мнение экспертов

Михаил Камышный, Генеральный директор АО «ДеЛаваль»

Михаил Камышный, Генеральный директор АО «ДеЛаваль»

Анонимный комментарий, СФО

Анонимный комментарий, СФО

Елена Стафеева, исполнительный директор НА «Союз животноводов»

Елена Стафеева, исполнительный директор НА «Союз животноводов»

Читать другие комментарии на эту тему

18.05.2020

Запас прочности: первые итоги самоизоляции

В продовольственных отраслях производство не останавливалось ни на день. Пожалуй, рынок АПК по сравнению с большинством секторов находится в более выгодном положении. Однако, не все так просто. Стагнация потребительского спроса влечет за собой и стагнацию пищевых отраслей.
Станичный СПССК
Адрес:  Ульяновская обл., Новоспасский район, с. Троицкий Сунгур, ул. Молодежная, д. 2А 
 
ОРГАНИК-ПЕТРОГРУП, ООО
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 12 пом. 304 
 
МЕРАБИШВИЛИ АРЧИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ИП
Адрес:  Тюменская область, Голышмановский район, рп Голышманово 
 
Очерское, ООО
Адрес:  Пермский кр., Очерский район, пос. Подсобное Хозяйство, ул. Совхозная, д. 9А