Горячая тема

Кому нужно ваше молоко?

Источник: ИА DairyNews
В ноябре 2012 года в Кейптауне состоялся очередной Всемирный Молочный Саммит. Я уехал из Кейптауна переполненный таким количеством различных идей и переживаний, что не могу не выплеснуть их на читателей.
Кому нужно ваше молоко?


















 


Cape Town 2012


В ноябре 2012 года в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) состоялся очередной Всемирный Молочный Саммит (WDS-2012), организованный Международной молочной федерацией (IDF). Всемирный молочный Саммит - знаковое и, пожалуй, самое важное событие для мировой молочной отрасли. Мероприятие проводится один раз в год и собирает всю мировую молочную элиту. 


Во время торжественного ужина, посвященного итогам Саммита, покидающий свой пост экс-президент IDF Ричард Дойл, высказал очень важную мысль о том, что даже он, человек вовлеченный в деятельность Международной Молочной Федерации, после каждого молочного Саммита находит массу идей, как развивать бизнес, в каком направлении двигаться. Что говорить обо мне, скромном редакторе DairyNews? Как и после предыдущего Саммита в Парме, я уехал из Кейптауна переполненный таким количеством различных идей и переживаний, что не могу не выплеснуть их на читателей. 




 


Вольные каменщики


В этом году (как, впрочем и всегда) на Саммит прилетели руководители и владельцы всех лидирующих компаний со всех континентов - около 2000 человек. Среди них генеральный директор кооператива Fonterra Николя Шадболт (Nicola Shadbolt), старший вице-президент компании Nestle Тьерри Филардо (Thierry Philardeau), старший вице-президент американского кооператива Dairy Farmers of America Джей Вальдвогель (Jay Waldvogel), генеральный директор Royal FrieslandCampina Киис т’Харт (Cees t'Hart), а также сотни аналитиков, производителей и переработчиков молока, поставщиков оборудования технологических и других решений отрасли. 


Такое широкое представительство на Саммите не случайно, поскольку IDF по факту является самым влиятельным отраслевым объединением, этакой масонской ложей мировой молочной отрасли. Организация, базирующаяся в Брюсселе, по сути объединяет всю технологическую, научную, финансовую мысль молочной индустрии, которая, в свою очередь, по мнению IDF, является наиболее важной и трепещущей темой для национальных экономик, здоровья населения земли и экологии. 


В эту «ложу» также сложно попасть, как и покинуть ее. IDF состоит из национальных комитетов - представительств, которых сегодня насчитывается 56. В настоящее время около 86% производства молочной продукции по всему миру приходится на страны-члены IDF. Россию в IDF представляет РСПМО - Российский союз предприятий молочной отрасли. 


Вместе с тем, вопрос представительства России в Международной молочной федерации можно назвать открытым.


Почему?


ЮАР - далекая страна. Особенно, если сегодня 1807 год. Но на дворе - 2012, и передвигаться можно не только на повозках, но и на самолетах. Из России в Кейптаун добрались только корреспондент DairyNews и главный научный сотрудник Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского профессор Борис Аркадьевич Шендеров. Больше никого.


Представляющий в IDF Россию Молочный Союз представительства на Саммите не имел. Не было, к сожалению, даже Ларисы Абдуллаевой - секретаря Российского национального комитета IDF. Владимир Лабинов, консультант РСПМО и по совместительству директор Департамента животноводства Минсельхоза России также не приехал. На прошлом Саммите в Парме (Италия) был, сейчас по причине занятости на новой должности не смог (о чем рассказал DairyNews в своем интервью). По результатам Всемирного Молочного Саммита на сайте РСПМО осталась новость следующего содержания:


7 ноября 2012 г.


Всемирный молочный саммит - 2012


В Кейп Тауне (ЮАР) с 4 по 8 ноября 2012 года проходит ежегодный Всемирный молочный саммит - главное мероприятие Международной молочной федерации (ММФ), членом которой на протяжении 10-ти лет является РСПМО (Молочный союз России). РСПМО представляет в этой старейшей организации Национальный комитет по молоку.  В первый день работы саммита состоялась Генеральная ассамблея членов ММФ, на которой был избран новый президент - М-р Дж.Хилл. Дирекция РСПМО, по этому поводу, направила официальное поздравление. Другие новости саммита ММФ читайте на сайте.


Кратко и талантливо. Но достаточно ли для того, чтобы считать себя Национальным комитетом IDF в нашей стране и представлять Россию на этом форуме, там не появившись?






 


Кто он - Великий Магистр Русской Ложи, или кто представляет молочную отрасль России?


Почему именно РСПМО представляет Россию в IDF?


Как указано на сайте IDF, стать членом организации можно, создав Национальный комитет, который будет представлять молочную отрасль. Он должен являться связующим звеном между IDF и молочной отраслью представляемой страны.


Роль связующего звена сегодня выполняет РСПМО.


Возникает ряд вопросов: 



  • Насколько эффективно Союз выполняет эту функцию?
  • Как конкретно осуществляется эта связь?
  • Кто уполномочил РСПМО представлять Россию на международном уровне?
  • Каковы результаты деятельности Национального комитета IDF в России?
  • Почему представители РСПМО не принимают участия в мероприятиях IDF, в частности, их не было на Всемирном молочном Саммите в Кейптауне?
  • Кто еще мог бы представлять Россию?



На сайте РСПМО в разделе «Национальный комитет ММФ» в 2012 году размещены только 2 сообщения: «план мероприятий IDF на 2012-2014 годы» и «Архив раздела за 2012 год». Я не знаю ни одного представителя отрасли (кроме Владимира Лабинова и его команды), который бы четко и подробно рассказал мне о том, что такое IDF, какое отношение к этой организации имеет Россия и зачем вообще нам это нужно. Для меня это и есть ответ почти на все поставленные вопросы:



  • Союз до сегодняшнего дня неэффективно выполняет функции Национального комитета IDF
  • Связи между IDF и молочной отраслью России практически не существует.
  • Результатов деятельности Национального комитета IDF в России нет либо о них никто не знает. По крайней мере, на сайте об этом ничего не сказано. 
  • Представители РСПМО не приняли участие в Саммите IDF, поскольку исполнительный директор Союза возглавил пост директора Департамента Минсельхоза, а отправлять других сотрудников Союз посчитал экономически нецелесообразным (версия).



Из этих ответов вытекают следующие вопросы:



  • Почему Россию на международном уровне представляет РСПМО?
  • Кто должен представлять нашу страну на международном рынке?



Ответить на первый вопрос не представляется возможным. Скорее всего он звучит так: «Потому что!» Примерно так нам ответили в самом IDF: «Россию в IDF представляет РСПМО, поскольку является Национальным комитетом IDF в России». Лет 10 назад это было логично: был один молочный союз, который объединял тогдашних лидеров молочного рынка, что позволяло ему представлять отрасль на международной арене. Но ситуация изменилась. Структура российского молочного рынка сегодня совсем иная. Значит надо что-то менять. 


А кто же должен нас представлять в IDF и что из себя должен представлять Национальный комитет? Напрашиваются несколько вариантов:



  • 1. РСПМО
  • 2. Союзмолоко
  • 3. Министерство Сельского хозяйства
  • 4. ВНИМИ
  • 5. ВНИИИМС
  • 6. Национальный кооператив производителей молока
  • 7. Кто-то другой...


Давайте рассмотрим эти варианты повнимательнее.


РСПМО

По подсчетам DairyNews, до исхода Pepsico и Danone суммарно все члены Союза перерабатывали более 60% всего товарного молока России. Сегодня эта цифра сократилась примерно до 20%, а, возможно, и меньше, поскольку некоторые предприятия, указанные в списке членов РСПМО, уже не действуют, как, например, ОАО «Переславский сырокомбинат». Соответственно, возникает вопрос: достаточно ли 20% переработки для представительства страны в международной организации? Скорее нет, чем да. Стоит отметить, что в союзе, откровенно скажем, совсем немного сельхозпроизводителей. То есть он представляет лишь одну сторону медали. Но существуют и другие факторы, такие, как, например, влиятельность.


РСПМО - до недавнего времени был влиятельной организацией. Даже после того, как из ее состава вышли два гиганта - Pepsico и Danone. Вопрос влиятельности остро встал сегодня, после того, как из РСПМО вышел третий гигант - бывший исполнительный директор Владимир Лабинов. Не смотря на то, что он числится консультантом РСПМО, очевидно, что ему не хватит времени и сил эффективно совмещать две должности. На чем-то нужно будет остановить выбор. Нынешнему руководству РСПМО в лице Аркадия Пономарева, Владимира Харитонова и Евгения Купляускаса, несмотря на неоспоримую значимость, придется много поработать, чтобы стать такими же влиятельными.


Влиятельности Союзу добавляют НИИ и образовательные учреждения, входящие в его состав. Ну и, естественно, - опыт и технологические знания, которым обладают сотрудники и некоторые члены организации.


Вывод неоднозначен: РСПМО, бывший главной молочной ассоциацией в стране еще 5 лет назад, сегодня таковой не является. Вместе с тем, он пока остается «мозговым центром» отрасли. Но без поддержки со стороны рынка и эту функцию он может быстро утратить. Следовательно, наверное, не совсем верно, что Россию представляет организация, не представляющая и половины рынка и не имеющая поддержки со стороны его некоторых лидеров. 


СОЮЗМОЛОКО

Здесь ситуация противоположная. В официальных заявлениях Союза декларируется, что в СОЮЗМОЛОКО - более 3000 предприятий по производству и переработке молока в России и Беларуси, но мы насчитали на сайте 260 участников из России (включая компании, не являющиеся производителями или переработчиками молока) и 6 - из Беларуси. Но какие там участники! Любо-дорого смотреть. Однозначно, практически все лидеры молочной отрасли. А благодаря членству Pepsico и Danone, СОЮЗМОЛОКО точно представляет больше половины российского молочного рынка. Но и здесь существуют свои нюансы. 

Во-первых, ни для кого не секрет, что СОЮЗМОЛОКО - организация довольно рыхлая по своей структуре. Внутри Союза тлеют непрекращающиеся противоречия. Самое главное из которых, состоит в том, что Союз, называющий себя объединением производителей молока, приютил и получает взносы от крупнейших российских переработчиков, являющихся, в свою очередь, объектом всероссийской молочной ненависти. О чем постоянно и говорят члены Союза в кулуарах союзных съездов. И многие из них не платят членские взносы. Видимая масса участников СОЮЗМОЛОКО на самом деле неоднородная и разрозненная, и значительную долю в Правлении занимают представители перерабатывающих и торговых компаний (9 из 17 - то есть больше половины).


Во-вторых, ни для кого не секрет, что СОЮЗМОЛОКО - организация политическая и созданная в большей степени для решения вопросов карьерных взлетов и падений и в меньшей степени - для лоббирования. Хотя, надо отдать должное, в последнее время, со сменой политической ситуации в отрасли, руководство Союза, похоже, меняет курс. Конкуренция заставляет быть гибкими. 

В-третьих, в отличие от РСПМО, СОЮЗМОЛОКО не является технологическим и тем более научным авторитетом. Союз не разработал технических регламентов, ГОСТов, методических рекомендаций и, соответственно, не может обсуждать технологические проблемы на международном уровне.


Резюме. СОЮЗМОЛОКО было бы сложно представлять Россию в IDF, в первую очередь, по причине отсутствия компетенции, а, во вторую, - по той причине, что на самом деле Союз - это те самые 17 членов правления (ну, возможно, чуть больше).


Министерство сельского хозяйства

Минсельхоз не может представлять Россию в IDF, поскольку не может создать Национальный комитет. Теоретически, наверное, может, но практически это маловероятно - нужно, чтобы какой-то конкретный чиновник занялся бы этим вопросом, ну, например, директор департамента международного сотрудничества Денис Трефилов, 1981 г.р. Но в Положении о департаменте слово «IDF» не прописано, значит заниматься им, скорее всего, не положено. Кроме того, IDF - это международная МОЛОЧНАЯ федерация, следовательно сотрудничеством с ним должно заниматься не Министерство сельского хозяйства, а Министерство Молочной промышленности. Да и не до того, наверное. И так дел невпроворот. 


ВНИМИ (Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности)

Это уважаемая и достойная организация. Но, по словам многих ее специалистов, сегодня их деятельность практически никак не поддерживается ни государством, ни бизнесом. Институт имеет массу разработок, многие из которых не востребованы рынком. Институт - это энтузиасты, чей опыт и знания постепенно уходят в прошлое. Институт не может представлять Россию в IDF по двум причинам. Во-первых, для этого нужны деньги, а их, скорее всего, нет. Во-вторых, Институт представляет знания, но не представляет отрасль. 



ВНИИМС (Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия)

Все то же самое, только хуже. Сыроделие и маслоделие в России развивается в сторону увеличения импорта, сокращения производственных расходов и поиска ингредиентов, позволяющих заменять недостающее и неконкурентное молоко-сырье. Николай Васильевич Верещагин бы расстроился... Сырная отрасль рассматривается в России как нечто отдельное от молочной. Особенно мала видимая связь с производством молока. То есть сыр - это сыр, а молоко - это молоко. И соединить эти понятия в голове многих не всегда представляется возможным. Потому что молоко делается из коров, а сыр - привозится из Франции. 


Национальный кооператив производителей молока

Не все знают, но он существует. Если говорить серьезно, это организация, которая имеет перспективу в течение ближайших 5-10 лет реально объединить под собой всех крупных производителей молока. Сегодня это сильная команда бизнесменов и специалистов, принявших участие в Национальном проекте «Развитие АПК» с целью заняться производством молока, а не закончить все на этапе строительства и завозе скота по лизингу. Но, похоже, что сама идея Нацпроекта как раз и заключалась в строительстве и завозе. Что будет после этого, похоже мало кто из его разработчиков представлял, поскольку в противном случае были бы другие условия кредитования и другие статьи государственной поддержки. Теперь тем, кто влез в проект, приходится бороться за жизнь. Именно как форма борьбы и появился Кооператив. 

На самом деле это единственная жизнеспособная форма развития отрасли в настоящий период. Именно кооперация является условием развития всех развитых молочных экономик мира. 

Вместе с тем, Национальный кооператив пока мал. По подсчетам DairyNews на сегодняшний день он объединяет около 700 тонн молока в сутки. Это примерно 2% от товарного молока, производимого в России. 

Именно поэтому он пока не может представлять Россию в IDF. 


Получается, что в нашей стране нет организации, о которой можно было бы сказать: «Вот кто объединяет молочную отрасль страны!». Соответственно нет и организации, которая бы могла легитимно представлять Россию в Международной молочной Федерации. Следовательно надо что-то менять. А поменять нужно следующее:



  • 1. Лишить РСПМО «монополии на IDF», сохранив все наработки Национального комитета и специалистов.
  • 2. Расширить состав Национального комитета, включив в него представителей других отраслевых союзов, НИИ, других экспертов отрасли.
  • 3. Привлечь информационную, методологическую и другую поддержку Министерства Сельского хозяйства России.
  • 4. Привлечь финансовую, техническую и информационную поддержку со стороны ведущих компаний отрасли, как переработчиков, так и производителей молока, в частности, и особенно со стороны Национального кооператива производителей молока. 



Для меня звучит логично, но для многих существует вопрос: А вообще зачем это нужно? Попробуем ответить на этот вопрос.



 

  

Молочная карта мира


Что из себя представляет мировая молочная индустрия на сегодняшний день? 

В 2011 году, по данным IDF в мире было произведено 749 млн. тонн молока. Это на 2,5% больше, чем в 2010 году. 83% от общего объема молока составило молоко коровье. В 2011 году произведено 621 млн. тонн коровьего молока, на 2,4% больше, по сравнению с 2010 годом. Рост производства коровьего молока наблюдался по всему миру, однако наиболее динамичным он оказался в Южном полушарии. 




Стоит отметить, что 2011 год на Всемирном молочном Саммите уже назвали великим. Дело не только в том, что молока произвели больше. Дело в том, что все произведенное молоко рынок употребил. То есть с ростом производства растет и потребление. Это рождает большие надежды у всех ведущих стран-производителей молока. Кроме того, благоприятные погодные условия совпали с высокими ценами на молоко, что оказалось серьезным стимулом к увеличению производства. В первой половине 2012 года также наблюдались стабильные темпы роста производства, однако во второй половине 2012 года они снизились как следствие снижения закупочных цен и увеличения себестоимости из-за роста цен на корма. 


В 2011 году вырос объем производства молочный продуктов, особенно серьезный рост наблюдался на в сегментах масла и сухого обезжиренного молока.


Объемы продаж почти всех крупнейших перерабатывающих компаний в 2011 году выросли. Активно проходили процессы укрупнения молочного бизнеса, особенно в Европе и Бразилии. 


Объем переработки молока в мире (cow milk deliveries) в 2011 году вырос на 2,9% и достиг 396 млн. тонн. Таким образом, в мире перерабатывается 52,9% всего произведенного молока. Наибольший рост товарности отмечен в Новой Зеландии - на 10,5%, Аргентине - на 12,5% и в Уругвае - на 19,3%. В Северном Полушарии наибольший рост в реализации молока показали Израиль (+6,8%), Иран (+5,7%), Китай (+4,9%), Турция (+4,9%). Евросоюз и Штаты, изначально имеющие максимальную долю товарного молока также нарастили его объемы на 2,5% и 1,8% соответственно.







Объем потребления молока в 2011 году вырос более, чем на 1 кг. на душу населения и достиг 107,3 кг. на человека в год. Лидером по потреблению молока в абсолютном выражении по-прежнему является Азия, занимая 39% мирового молочного рынка. За ней следуют Европа (28%) и Северная Америка (13%). 

Наиболее динамичный рост в потреблении молока за последние 6 лет показали Северная Америка (26%), Африка (22%) и Азия (13%). 





Потребление питьевого молока на душу населения в 2011 году.





Потребление сливочного масла на душу населения в 2011 году.



Потребление сыра на душу населения в 2011 году.



 


Белая кость


Растущее потребление естественно отразилось на результатах деятельности крупнейших компаний-производителей молочной продукции. В 2011 году выручка 27 компаний переработчиков молока превысила 3 млрд. долларов США. В этот список не вошли Pepsico и Unilever, чьи финансовые результаты не раскрываются.

Для сравнения в 2010 году количество передовиков производства с оборотом выше 3 млрд. $ в мире было 25. Из списка 2010 года исчез Parmalat, купленный французской Lactalis, но добавились немецкая компания Müller, ирландская Glanbia, Швейцарсая Emmi.




Перечисленные 27 компаний представляют 14 государств с 4 континентов. Самое большое представительство в списке лидеров у Европы - 13 компаний с общим оборотом 112,7 млрд $. На втором месте - Северная Америка - 9 компаний с общим оборотом 62,1 млрд. $, на третьем - Азия - 4 компании с суммарным оборотом 26,4 млрд. $, на четвертом - Океания и ее главная компания - новозеландская Fonterra с оборотом 15,3 млрд. $.




 


Сделать, чтобы продать.



Мировая торговля молоком достигла 52,8 млн. тонн, продемонстрировав беспрецедентный рост в 10%. Все страны-экспортеры заработали больше, благодаря растущему спросу. Рынок сыра вырос на 6,6% до 2,2 млн. тонн, рынок СЦМ - на 7% до 2,2 млн. тонн., рынок СОМ - на 19% до 1,7 млн. тонн., рынок масла на 0,5% до 813 тыс. тонн. 


Ключевыми игроками на мировом молочном рынке остаются 6 государств: Новая Зеландия (26% рынка), ЕС-27 (26% рынка), США (12%), Австралия (8%), Аргентина (4%), Белоруссия (4%). Все остальные страны экспортеры делят между собой 20% рынка.

Основным драйвером роста в 2011 году явилась растущая потребность в молочных белках. Именно этим объясняется существенный рост и производства, и торговли СОМом, сухой сывороткой, казеином. На здоровье молочного рынка серьезное влияние оказывает спрос в странах с быстро растущими рынками. За последние 5 лет страны BRIC (Бразилия,Россия, Индия, Китай) дали 40% роста всего молочного рынка. Эксперты FAO считают, что в течение ближайших десятилетий рост потребления молочных продуктов более, чем на 30% обеспечат развивающиеся страны. 



Сыр


Мировой объем производства натурального сыра (исключая переработанные сыры) составил 20 млн. тонн. Из них сыр из коровьего молока составляет 80%. Объем производства сыра из коровьего молока за последний год вырос на 2%. 




Крупнейшими мировыми производителями сыра являются ЕС-27 (8,6 млн. тонн) и США (4,8 млн тонн). Однако основными драйверами роста производства Австралия (+5%), Бразилия (+4,2%) и Аргентина (+3%).


Объем мировой торговли сыром составил 2,2 млн. тонн - 11% от объема производства. при этом за последний год рынок сыра вырос на 6,6%. 


В пятерку крупнейших поставщиков сыра в 2011 году вошли: ЕС-27 (30,5%) (в структуре ЕС главными игроками рынка являются Германия, Нидерланды, Франция), Новая Зеландия (11%), США (10,1%), Австралия (9,3%), Белоруссия (5,5%). 



Крупнейшим рынком сбыта сыра является Россия, потребляющая весь экспортный объем Белоруссии и около 30% европейских сыров. Особенностью мирового рынка сыра является то, что страны-крупнейшие производители являются еще и крупнейшими покупателями. К таким странам относятся ЕС, США, Австралия, Швейцария. 



Для ЕС важнейшим рынком сбыта остается Россия. При этом стоит отметить, что ЕС уступил Белоруссии в борьбе за Российский рынок 7%. Во многом это связано с тем, что Роспотребнадзор закрывал поставки сыров из некоторых европейских стран. Падение продаж в России европейцы компенсировали ростом сбыта в США, Швейцарии и Японии. 


СЦМ


Объем производства сухого цельного молока в мире составляет около 4,5 млн. тонн, что на 3,5% больше, чем в 2010 году. Крупнейшими производителями СЦМ являются Китай (1 млн. тонн) и Новая Зеландия (1 млн. тонн). В 2011 году Новая Зеландия догнала Китай по объему производства, показав рост в 5,6%. однако самый мощный рост производства СЦМ наблюдался в Аргентине (36%), что позволило ей войти в пятерку крупнейших производителей СЦМ в мире. 



Китай, являясь крупнейшим производителем СЦМ, одновременно крупнейший мировой импортер, поскольку колоссальные мощности по производству СЦМ не покрывают полностью потребность в 1, 4 млн. тонн (Китай полностью потребляет производимый в стране СЦМ). Вместе с тем объем импорта этого продукта Китаем сокращается. 



В целом мировой рынок СЦМ за год вырос на 7%, достигнув объема 2,2 млн. тонн. Крупнейшим мировым монополистом рынка сухого цельного молока остается Новая Зеландия, занимающая долю в 48,8%. В 2011 году Новая Зеландия впервые в своей истории поставила за рубеж более 1 млн. тонн. Вторым по величие игроком рынка сухого цельного молока является Аргентина, увеличив объем экспорта на 61%.



СОМ


Объем производства СОМ в мире оценивается на уровне 4-4,5 млн. тонн. Главным стимулом для наращивания производства сухого обезжиренного молока является растущий спрос со стороны компаний-переработчиков молока. Все более значимую роль на этом рынке играют ЕС и США, особенно после того, как ценовая разница с Новой Зеландией  исчезла. С конца 2010 года американские и европейские производители СОМ круглый год конкурируют с Новозеландцами, что особенно подтверждается началом участия Dairy America (США) и Arla Foods (ЕС) на новозеландской площадке GlobalDairyTrade.



В 2011 году в ЕС произведено 1,2 млн. тонн СОМ (+12,7%), в США - 0,9 млн. тонн (+7,9%).



Объем торговли СОМом в 2011 году вырос на 18,7% и достиг 1,7 млн. тонн. 75% всего экспорта СОМ приходятся на ЕС, США и Новую Зеландию. Практически все мировые экспортеры увеличили поставки сухого обезжиренного молока на рынок. Наиболее заметный рост поставок показала Германия, увеличив их в два раза. 


Для ЕС с учетом сокращения поставок в Россию одним из ключевых стал рынок Африки, а также Индонезия и Китай. США, второй мировой поставщик СОМ в мире, на 51% увеличил поставки в Мексику, которая в результате стала покупать 40% всего американского экспорта. 



Импортеры увеличили объем закупки, за исключением России, резко снизившей импорт СОМ на 42%. При этом основными поставщиками СОМ в нашу страну остались Белоруссия и Евросоюз. 




Масло, молочный жир


Мировой объем производcтва масла и других молочных жиров оценивается примерно в 10 млн. тонн. В 2011 году объем производства вырос на 4,6%. В целом объем производства вырос во всех регионах мира, но наиболее значительный рост отмечается в США (+15,7%) и Новой Зеландии (+11,6%).



Мировая торговля маслом в 2011 годы выросла не так значительно, как объем производства - всего на 0,5% и составила 813 тыс. тонн. 90% от этого объема поставили шесть стран - Новая Зеландия, ЕС, США, Беларусь, Австралия и Аргентина. 50% рынка сливочного масла принадлежит Новой Зеландии, которая поставляет свою продукцию практически на все ключевые рынки. Россия на 10% сократила импорт масла, в основном за счет ЕС и Новой Зеландии. Белоруссия же, напротив, на 5% увеличила поставки масла в Россию, сбывая в эту страну практически весь свой объем. 





Сухая молочная сыворотка


Объем продажи молочной сыворотки в 2011 году вырос на 11% и достиг 1,5 млн. тонн. Ключевыми поставщиками сыворотки являются Евросоюз и США, на двоих делящих 75% мирового рынка. Крупнейшим рынком сбыта является Китай, потребляющий 22% мирового объема. Россия находится на третьем месте среди импортеров, сократив импорт на 8%. 





Итак, резюмируем все вышеперечисленные данные.


  • Объем производства молока в мире вырос на 2,5%
  • Объем переработки молока в мире вырос на 2,9%
  • Количество перерабатывающих компаний, чей оборот превысил 3 млрд. $, достигло 27.
  • Объем международной торговли молоком в 2011 году вырос на 10%.
  • Потребление молока на душу населения выросло на 1%







 


Сделать, чтобы вылить, или снова о месте России.


Уже давно никого не интересует, сколько Россия производит молока. Мифические 32 млн. тонн, фигурирующие во всех отчетах последние 10 лет, вызывают недоумение у большинства мировых экспертов отрасли, которые задают совершенно правомерный вопрос: если вы столько производите, почему же вы столько импортируете? Кроме того, практически все мировые эксперты уже побывали в России хотя бы раз (а многие бывают у нас регулярно) и знают, что происходит в нашей стране, знают, что коров в сельской местности крайне мало, знают, что российские чиновники умеют желаемое выдавать за действительное. Некоторые даже знают слово «PRIPISKI».


Итак, каково же место России на мировом молочном рынке? Странно, но в отличие от прошлого Саммита в Парме в этот раз про Россию говорилось мало. Все больше в разрезе стран BRIC. И даже в этом аспекте больше говорилось про Китай и Южную Америку. Странно, потому что за год вроде бы ничего не изменилось: как была Россия одним из крупнейших импортеров, так им и осталась. Но повеяло каким-то холодком. Опять же, с высокой трибуны вещалось про 3 главных проблемы, с которыми столкнется уже в ближайшее время мировая молочная отрасль: нехватка энергии, нехватка воды и нехватка земли. Казалось бы вот он - наш звездный час - этого добра у нас в избытке. Но нет. В этом аспекте наша страна как-то совсем не рассматривалась. Вот тут бы и услышать голос директора Департамента международного сотрудничества Минсельхоза Дениса Трефилова, мол, «вот мы - Великая Страна! Все к нам! У нас есть много воды, много земли и много энергии! Давайте производить много молока вместе!» Но его на Саммите не было. Да и те, кто был, похоже, не хотели бы это слушать. 



Не вдаваясь в подробности, которые и так известны, подведем краткий итог молочной деятельности России, по данным IDF:




  • Объем производства молока - 31,6 млн. тонн. (-0,6% к 2010 году)
  • Доля России в мировом объеме произведенного молока сократилась с 5,5% до 5,1%.
  • Объем товарного молока - 16,8 млн. тонн. (+0,6% к 2010 году).
  • Производство сыра - около 425 тыс. тонн (-2%)
  • Производство масла - около 216 тыс. тонн (+5%)
  • Производство СОМ около 57 тыс. тонн (-10%)
  • Производство СЦМ около 43 тыс. тонн (-8%)




Но наиболее интересные данные касаются объемов потребления. По данным IDF, объем потребления молока в 2011 году в России составил примерно 22 млн. тонн. То есть на 10 млн тонн меньше, чем произведено. Где же недостающие 10 млн. тонн молока? Уходят на экспорт? Нет, экспортом мы не занимаемся. На откорм телятам? У нас нет столько телят. Выливается? Нет, это целое море. Этого молока просто нет.


На российскую душу населения приходится примерно 153 кг. молока в год. Из этих 153 кг. 120 кг. производятся в России, а оставшиеся 33 - импортируются. 


Вывод очевиден: если еще год назад мировые компании сильно-сильно хотели попасть на российский рынок, то теперь их пыл поутих. Они увидели, что емкость российского рынка очень невелика, даже если сравнивать с другими странами BRIC. Россия страна большая, но людей в ней мало - всего 140 миллионов. Для сравнения в США - 330 млн. человек, в ЕС - полмиллиарда. И потребление там значительно выше - 291 кг. на душу населения в Штатах и 325 - в ЕС. То есть США потребляет 96 млн. тонн молока в год - в 3 раза больше, чем производит Россия, и на 10 млн. тонн больше чем надаивают сами Штаты. Европа потребляет 163 млн. тонн молока, а производит 151 млн. тонн. Россия с ее 22 миллионами тонн не тот кусок, за который стоит бороться.


Говоря о емкости, нельзя не сказать и о перспективах ее развития. Наша страна не является лакомым куском и с этой точки зрения. Да, ВВП растет, но роста потребления молока не наблюдается. Да и демография врядли в ближайшее десятилетие даст сильный скачек. Для сравнения в Китае, на душу населения потребляется всего 9,4 кг. молока. Но, во-первых, в абсолютном выражении это аж 12,6 млн. тонн молока, а, во-вторых, и население, и потребление в этой стране ежегодно растет. 


Отсюда вывод: Россия не может быть стратегической целью для мировых молочных лидеров. То есть, за наш рынок, конечно, борются и будут бороться, но это так - локальные войны. 




 


Спрос ограничит импорт


Центр изучения молочного рынка проанализировал поставки различных категорий молочных продуктов в Россию в 2011 году. Специалисты центра за основу взяли данные стран, экспортирующих молоко и молочные продукты в Россию. Поэтому в данном случае мы рассматриваем не российский импорт, а экспорт в Россию. Все данные, приведенные ниже, указаны в килограммах.



Молоко (ТН ВЭД 0401):











































































Налицо дальнейшая интеграция в рамках единого таможенного пространства: сокращение белорусских поставок биржевых продуктов (СОМ, СЦМ, сыворотка) компенсируется ростом продаж готовой молочной продукции - питьевого молока, йогуртов, кисломолочки, сыров, масла и т.д. Самостоятельный выход белорусских производителей на конечного российского потребителя позволяет белорусским компаниям наращивать маржинальность своего бизнеса.


Вступление России в ВТО облегчает эту задачу и для европейских производителей.


При этом стоит заметить, что импорт молочных продуктов ограничится спросом. А с учетом того, что емкость российского рынка молока небольшая, то и спрос сильно расти не будет. Международные поставщики быстро заполнят существующий дефицит, а потом будут наращивать экспорт постепенно, по мере разорения российских производителей молочной продукции. 

 




 


Маржиналь, или все дело в воздушных пузырьках


Весь 2012 год прошел под флагом всероссийского обсуждения, что же станет с молочной отраслью в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Как правило, большинство уверены в неминуемой кончине отрасли. 


Однако не все так просто. Российская молочная отрасль будет жить, но по-другому. По нашему мнению, интеграция в мировую экономику полностью изменит структуру молочного рынка России. 


Что мы имеем сегодня (имели до сегодняшнего дня):



  • 1. разделение отрасли на два, противоборствующих сегмента - производителей и переработчиков молока;
  • 2. олигополистическую структуру рынка: 2 игрока «держат» почти половину отрасли и почти все крупнейшие предприятия, закупающие молоко у производителей, что позволяет им формировать цену на рынке молока;
  • 3. слабо развитых локальных, а в ряде случаев и региональных переработчиков;
  • 4. крайне неоднородную массу производителей молока с разным уровнем оснащенности, культуры производства;
  • 5. партизанское движение в лице непокорных производителей сырого молока, немногочисленных ЛПХ и героев каптруда - КФХ, поставляющих «альтернативное молоко», нередко сомнительного качества на локальных рынках.



Как результат: 

  • 1. никто не удовлетворен ценой на сырое молоко;
  • 2. производителя молока не интересует конечный потребитель, следовательно не волнует качество сырого молока;
  • 3. перерабатывающие предприятия жестко конкурируют на полке, причем, как правило, по цене, что, в свою очередь, отражается на цене закупки сырого молока;
  • 4. в качестве козла отпущения назначили розницу, которая якобы и собирает всю маржу. 
  • 5. партизаны развиваются по своему сценарию


С высоких трибун повсеместно заявляется, что в условиях ВТО, самыми уязвимыми являются «колхозники». Но если приглядеться внимательно, то становится ясно, что в самой тяжелой ситуации оказываются перерабатывающие предприятия. Связано это опять же с существующей структурой молочного рынка России. 


Дело в том, что действующие на российском рынке транснациональные компании целенаправленно развиваются в двух направлениях: 



  • производство высокомаржинальных продуктов 
  • производство питьевого молока в массовом сегменте



В первом случае компании развивают продажи тех продуктов, которые содержат меньше молока (причем сырое молоко можно полностью заменить сухим, ограничив тем самым потребности в российском сырье) и больше наполнителей, а еще лучше воздуха. В результате получаются «воздушные творожки», творожные десерты, полезные напитки и другие немолокоемкие продукты.


Производство и маркетинг питьевого молока в массовом сегменте для таких компаний, как Pepsico, примерно тоже, что и производство и маркетинг напитка Пепси и чипсов Lay’s. Главное - это технология ультрапастеризации, длительные сроки хранения, развитая дистрибуция и рекламная кампания на федеральном уровне. 


В результате в любом самом простом ларьке в самой захолустной деревне России можно найти пиво, пепси/кока-колу, чипсы, йогурты, воздушные творожки, и пакет молока «Домик в деревне» (или какой-нибудь другой бренд, разливаемый в данном регионе). Все! Масс-маркет окучен! 


Это 50-60% молочного рынка, в которые входят Pepsico и Danone, а также 10-15 других крупных компаний.

Самое главное, что эти компании все дальше от производства молокоемких продуктов. Danone-Юнимилк практически остановил производство сыров. Pepsico пока производит «Ламбер» на Рубцовском молочном заводе, а сыр Granfor, как сказано на официальном сайте, «производятся на лучших заводах в Германии и Голландии, что является гарантией стабильно высокого качества и истинного вкуса продукта».


С дальнейшим развитием перечисленных выше лидеров значительная часть региональных перерабатывающих скорее всего закроются, поскольку, с одной стороны, - конкуренция на полке и в дистрибуции с «Домиком» и «Простоквашино», а, с другой, - борьба с ними же за усыхающую сырьевую базу.


Останутся либо сильные региональные предприятия, успевшие модернизироваться и имеющие в продуктовой линейке свои «маржинали», либо цеха и предприятия по производству молокосодержащих продуктов или фальсификата для целевого покупателя с низкой покупательской способностью.


Средний сегмент традиционных молочных продуктов, особенно на европейской территории России постепенно, но уверенно осваивает Белоруссия. Для значительной доли покупателей белорусские молочные продукты являются достойной альтернативой вполне высокого качества российскому молоку, йогуртам, кисломолочке, сырам, маслу, что наглядно демонстрируют графики, показанные выше. 


Особенно болезненный разговор касается сыров. Та сырная отрасль, которую мы знаем с советских времен, скоро окончательно перестанет существовать. Просто потому, что отдельно стоящему сыродельному предприятию производить сыр не выгодно: российское молоко дороже и хуже по качеству (и далеко не всегда сыропригодно), чем европейское или белорусское. В результате мы видим на прилавке достойного качества импортные сыры (Прибалтика, Беларусь) по цене себестоимости отечественных. И никакая поддержка не спасет крупных крупных сыроделов, если они: 



  • не будут фальсифицировать свою продукцию, снижая таким образом себестоимость;
  • не будут импортировать сыры и продавать их под собственным брендом (то есть станут обычным дистрибутором);
  • не продадутся в собственность производителю молока или же, наоборот, не купят поставщика сырья, способного загрузить их мощности.




Дело в том, что значительная доля сыра как молокоемкого продукта во всем мире производится кооперативами. То есть сыр исторически - это излишки молока, и в современном мире производят его кооперативы первого или второго уровня. Конкурировать с ними по качеству и цене смогут только такие же кооперативные предприятия. Или Белоруссия.


Резюме: 

В принципе на российском молочном рынке останутся 3 крупных игрока: Pepsico, Danone и Республика Беларусь. Первые два закрепятся (уже закрепились) в сегменте высокомаржинальных продуктов, и в массовом сегменте питьевого молока, а беларусы составят им конкуренцию в этом сегменте и наполнят Россию другими традиционными молочными продуктами.


Оставшиеся ниши постепенно будут заполняться импортом. Особенно лакомый кусок представляет сырная отрасль. Во-первых, в мире производится много сыра, который надо бы куда-то сбыть, а во-вторых, емкость российского сырного рынка составляет примерно 3,4 млрд. долларов США, половина из которых тратится на импортные сыры.




Но это еще не все! Остались партизаны!

 


Партизаны.


Кто бы думал, но на молочном рынке России развивается партизанское движение. Оно имеет два вектора.

Первый вектор - это настоящие партизаны молочного рынка. Это тысячи КФХ и немногочисленные ЛПХ, окружившие крупные города имеющие от 5 до 100 коров, торгующие на рынках, доставкой на дом и другими доступными способами. Пока в минсельхозе и правительстве обсуждаются субсидии, кредиты, лизинговые схемы  и т.д., эти фермеры тихо, но уверенно осваивают рынок. Именно в КФХ самый динамичный рост поголовья коров, за последний год он составил более 17%, что особенно заметно на фоне падения поголовья в сельхозпредприятиях. На сегодня в крестьянско-фермерских хозяйствах около 1 млн. коров - 11% от всего поголовья в России. При этом стоит учесть, что еще 10 лет назад на долю КФХ приходилось не более 2% поголовья.


В то время, пока крупные инвесторы доказывают эффективность вложений в крупные товарные комплексы, партизаны при минимальных затратах неплохо зарабатывают, реализуя свое молоко населению по цене от 60 до 150 рублей за литр в зависимости от региона. Стоит отметить, что многие партизаны - это весьма успешниые люди, переехавшие жить в деревню или на дачу и изначально поставившие ферму исключительно для того, чтобы кормить свою семью продуктами собственного производства. Но, столкнувшись с неизбежными излишками, они были вынуждены заняться их реализацией. Многие из таких партизан - имеют уже вполне внушителньое поголовье, цеха по переработке молока и весьма неплохо себя чувствуют. Кое-кто все это совмещает с агротуризмом. Лицом партизанского движения в России, наверное, можно назвать Александра Саяпина (Саяпинщина).


Второй вектор партизанского движения - это крупные или средние производители молока, сельскохозяйственные предприятия, отказавшиеся или отказывающиеся от сотрудничества с молокозаводами. За последний год я встретил много таких ферм, довольно крупных и не очень, которые приняли для себя принципиальное решение реализовывать молоко конечному потребителю самостоятельно. Эти хозяйства находятся в сравнительной близости от крупных городов, в частности, Москвы - в радиусе до 1000 км. Они имеют хорошую производственную базу, отлаженную технологию содержания, современное оборудование, отработанную (как правило, с помощью тех же Danone и Pepsico) систему контроля качества и неплохие объемы производства. Также они имеют совершенно обоснованную уверенность, что их молоко востребовано конечным потребителем, уставшего от «Домика в деревне» и готового платить значительно больше, чем 13 рублей за литр. С одним из таких партизан ИА DairyNews брало интервью в 2012 году (Преступление и Наказание. Интервью с Юлием Челышевым, владельцем хозяйства "Андроновское" (Рязанская область))

Естественно, что главным рынком сбыта для них является Москва. Также естественно, что их покупатели (имеется ввиду - переработчики) сильно недовольны таким поведением. В беседе со мной руководитель одного из достаточно крупных хозяйств (800 голов дойного стада) как-то пожаловался, что менеджеры крупной компании, куда он сдает молоко, увидев пастеризатор на ферме, пригрозили ему жестким наказанием за «такое поведение».


Многие крупные производители серьезно думают или уже реализовали свои замыслы по строительству собственной переработки. К таким относится «Дмитрова гора» (Тверская область) (Переселенец), «Вощажниково» (Ярославская область), Эконива (Воронежская и Новосибирская области). Но самым, наверное, крупным «партизаном» является Русмолко Наума Бабаева, купившее «Молочный комбинат «Пензенский».


Штабом партизанского движения является Национальный кооператив производителей молока в главе с Евгенией Уваркиной. Основная битва сейчас разгорается за прозрачные договорные отношения с переработчиками и формирование справедливой с точки зрения кооператива цены на молоко. Но в перспективе, похоже, и кооператив, может вплотную заняться реализацией идеи самостоятельной переработки молока. 


Данный вектор «партизанского движения» - еще одна серьезная угроза для российских перерабатывающих предприятий. Появление переработчиков из производителей в перспективе кардинально поменяет структуру рынка, а их объединение в кооператив(ы) - создаст сильного конкурента перечисленным выше трем лидерам.


Но есть одно «но»: производители молока настойчиво строят (или планируют строить) заводы по производству молока. Вот тут-то мы и подошли к главному вопросу: а кому оно нужно, это молоко?

 


Кому нужно ваше молоко?


Суть вопроса заключается в том, что как мы уже говорили выше, емкость рынка молока в России небольшая, рынок насыщен. Потребитель покупает ровно столько молока, сколько ему надо. Я не припомню, чтобы за последние 10 лет увидел хотя бы раз отсутствие молока на прилавке. Его много в магазине и на рынках. Многие производители жалуются на большое количество возвратов от ритейла. Молочная полка - одна из самых широких в супермаркетах...


Это, во-первых.


Во-вторых, на рынке, как мы говорили выше, совершенно неплохо себя чувствуют лидеры. Совершенно непонятно, зачем необходимо строить еще один цех или предприятие по производству молока, кефира, ряженки, йогурта и других продуктов, которые уже есть на рынке?!


Зачем конкурировать с Pepsico, Danone, Молвестом, Галактикой, с белорусами, наконец, если у них все хорошо, есть реклама, дистрибуция и вполне качественные продукты?!


Для того, чтобы проиграть им в конкурентной борьбе?


Владельцы и хозяева ферм и заводов, чиновники довольно много ездят по миру, самостоятельно или в составе делегаций. Смотрят оборудование, технологии. Что-то из понравившегося потом покупают к себе... Тут же вокруг них крутятся поставщики различных технологических решений, предлагающих новую технологию производства, например, масла. А вы видели в магазине полку со сливочным маслом? Там есть место для вашего, произведенного по новой технологии? Ваше масло никому не нужно!


Вся суть инноваций на большинстве предприятий заключается в том, чтобы произвести йогрурт в новой, более красочной упаковке, или вывести новую линейку творожных десертов. Лавры Вимм-Билль-Дана не дают спать? Но это место уже занято! 


Вернемся к цифрам. В России в 2011 году произведено 4,8 млн. тонн питьевого  молока, 2,5 млн. тонн кисломолочных продуктов. Дефицит покрывают белорусы и финны. А вот с другими продуктами сложнее.


В 2011 году Россия импортировала молочных продуктов на 3,9 млрд. долларов. Это примерно 120 млрд. рублей. Если представить, что это могли бы быть субсидии сельхозпредприятиям, то получилось бы более 30 тыс. рублей на одну корову в год или почти 7 рублей на литр товарного молока. Но эти деньги уходят за границу. Мы сами же поддерживаем иностранных фермеров. 

Давайте посмотрим, за что мы и сколько мы им платим.



Статьи импорта в 2011 году

$

Прочие сыры

1 718 235 951

Масло сливочное

443 104 339

Молодые сыры и творог

260 201 560

СОМ (ТН ВЭД ТС 0402 10)

253 928 607

Маргарин

214 694 491

Молоко и сливки (жидкие) (0401)

175 225 409

Пептоны

130 220 523

Сыворотка

107 319 624

Спреды

95 552 515

Концентрированное молоко без содержания сахара (ТН ВЭД 0402 91)

84 267 003

СЦМ (ТН ВЭД 0402 21)

78 812 564

Плавленые сыры

72 688 527

Другие сухие молочные продукты(ТН ВЭД 0402 99)

69 660 731

Кисломолочная продукция, кроме йогурта

55 950 096

Другие жиры и масла

40 977 659

Сыры с голубой плесенью

32 621 953

Йогурт

27 837 755

Лактоза

14 110 078

Другие молочные продукты (ТН ВЭД 0404 90)

13 012 857

Тертые сыры

8 604 010

Казеин

6 920 271

Альбумин молочный

3 101 471

Сухое молоко подслащеное (ТН ВЭД 0402 29)

16 627

ВСЕГО

3 907 064 621



Объем импорта всех категорий сыров составил 2,1 млрд. долларов. Причем сыр - один из немногих молочных продуктов, потребление которого в России растет. Будет расти и импорт, причем не только за счет увеличения потребления, но и за счет сокращения внутреннего производства, поскольку, как мы говорили выше, сырная отрасль серьезно сократится.


Соответственно, возникает вопрос: если ты производитель молока и ты не хочешь сдавать молоко в Данон, то ты, наверное, в состоянии из своего молока произвести сыр, причем более эффективно, чем это делает сырзавод в соседней области, который закупает молоко у тебя. А если еще и постараться и произвести не адыгейский и сулугуни, не российский и пошехонский, а найти действительно интересную технологию, то, глядишь, и покупатель оценит!


Но если честно, с трудом вспоминается хозяйство, имеющее свое технологичное сырное производство. Наверно, Лукоз со своим Сернурским сырзаводом и сыром Марсенталь Турне с созреванием 12 месяцев (кстати, достойный сыр).


На самом деле производство сыра действительно могло бы спасти молочную отрасль России. Но не в том виде, в котором оно сейчас существует. Современный молочный рынок России ищет нового Верещагина, способного объединить производителей молока и создать кооперативы, специализирующиеся на производстве сыров.


Сразу бы решился и вопрос с импортом сыворотки, казеинов, лактозы, пептонов и других продуктов. Между прочим, о пептонах.


 


Наукоемкая молокоемкость


Технологически российский молочный рынок серьезно отстал от современных реалий. Взгляд российских молочников на продукт, который они производят, в большинстве случаев ограничивается набором из 10 наименований. Особенно это касается сельхозпроизводителей, которые, как правило вообще не задумываются о том, что будет произведено из их молока.


Между тем в современном мире молоко - это уже далеко не просто продукт питания. В первую очередь молоко рассматривается как уникальный и самый ценный источник белка, дефицит которого испытывают большинство стран мира. Причем потребность в этом белке с каждым годом растет вместе с ростом населения земли и его благосостояния (в связи с этим хочется отметить, что поднятый в 2012 году РСПМО вопрос об увеличении белка в молоке представляется более, чем уместным). Из молока производятся десятки различных  продуктов, использующихся в различных подотраслях пищевой промышленности, фармацевтике, промышленности. 




В нашей стране производство этих высокотехнологичных продуктов практически отсутствует. На память приходит только ООО «Шехонь-Лактулоза» - единственное в России предприятие производящее лактулозу (изомер молочного сахара из сыворотки - лактозы).


Получается, что с одной стороны в России присутствуют крупные мировые компании, которые на самом деле имеют собственные крупные научно-исследовательские центры в разных частях света, инвестируют серьезные средства в R&D в области переработки молока - Nestle, Unilever, Kraft Foods, Danone, Pepsico, Fonterra, Arla, Valio, Hero, OLAM, IDB. С другой стороны в нашей стране технологии по глубокой переработке молочного сырья и получении высокомаржинальных продуктов не применяются и никто не собирается (что естественно) ими делиться. По сути производственные мощности зарубежных компаний, если они и есть в России, то по аналогии с авторынком представляют собой сборочные производства - они созданы для того, чтобы локализовать последнюю стадию переработки сырья с целью скорейшего сбыта конечному потребителю. Все основные технологии переработки и, самое главное, производство сырья реализуется в других странах. Так, например, поступает IDB, завозя в Россию масло из Ирландии и фасуя его здесь по под своим или, что еще печальнее, под российским брендом. Так поступает Nestle, импортирующая сухое молоко, произведенное на своих предприятиях в других странах, и фасующая его здесь. Кстати, в ходе первого контакта с корреспондентом ИА DairNews, представитель компании заявил, что компания не имеет отношения к молочному рынку.


Но все это логично и объяснимо. Почему ирландский, датский, голландский, немецкий, новозеландский и любой другой кооператив или компания должны поддерживать российского фермера?


Сегодня Россия имеет реальную возможность возродить молочную отрасль. Для этого необходимо выполнить несколько условий:



1. Пересмотреть свой взгляд на рынок молока в России и в мире. Понять, что молоко может дать больше, чем мы от него ждем сегодня. Россия съедает огромные объемы различных биржевых продуктов, многие из которых даже не попадают в отчеты и сводки. Недальновидность, откровенная некомпетентность и борьба за общественное мнение многих руководителей сводится к тому, чтобы на высоком уровне задать вопрос: «А сколько стоит литр молока на полке магазина?». Этот вопрос подчеркивает незнание системы молочного рынка и неготовность его поддержать. Как ни дели маржу между производителем, переработчиком и ритейлом, ничего не изменится. Цена на полке останется такой же, поскольку она обусловлена кошельком покупателя. Все главные молочные деньги находятся в других продуктах.


Мы привыкли, что молоко покупает конечный потребитель, и всегда ориентируемся на него. Но эта узость взглядов и непонимание рынка не дает нам развиваться. Наш потребитель - это фармацевты, кондитеры, мясники, химики. Причем не только в России.


Мы проанализировали данные только по некоторым рынкам:


Мировой рынок казеина в 2011 году сосатвил 2,5 млрд. долларов. 



Мировой рынок сывороточного альбумина - 700 млн. долларов.



Мировой рынок пептонов и концентрированных белков - 2,3 млрд. долларов.





Мировой рынок лактозы - 1,6 млрд. долларов.


2. Второе условие - объединение производителей молока. Ни одна перерабатывающая компания не будет заниматься производством молокоемких продуктов, поскольку в большинстве случаев это невыгодно. Проще и дешевле купить. Но производство молокоемких продуктов сегодня еще и наукоемко. 

Но для того, чтобы производить эти продукты нужны другие по объему и по качеству инвестиции в производство. По одному с этим не справиться.


Во всем мире этим занимаются кооперативы. Именно они являются основными поставщиками различного рода ингредиентов, произведенных на основе молочного сырья.


Конечно каждый крупный производитель молока в России рассчитывает на свои силы. Почти никто не хочет взять на себя ответственность консолидации производства. Тем более никто не хочет делить бизнес и доходы. Но другого пути нет. Я очень надеюсь на успех дела, начатого Национальным Кооперативом производителей молока. Именно они теоретически могут стать платформой для будущего подъема отрасли. 



3. Третье условие - государственная поддержка. Не та, которая осуществляется сегодня. Государство должно думать не о том, как залатать дыры на старом костюме. Оно должно думать стратегически. Оно должно думать о новом костюме, а может быть и о фабрике по их производству. Именно поэтому государство должно оказать поддержку объединению крупных производителей молока.


Кроме того, государство должно поддерживать научно-исследовательские работы в области пищевой промышленности. Кто знает, чем занимаются в Сколково? Почему там нет ни одной компании, которая бы получила госденьги на разработку и внедрение новейших технологий переработки молока и производства, например, белков? Если благодаря Верещагину в начале 20-го века Россия стала крупнейшим экспортером сыра и масла, то почему сегодня мы не можем стать мировым поставщиком молочного белка? 

У нас для этого есть все, что так активно искали участники Международного молочного саммита в Кейптауне: земля, вода и энергия. 



 


И снова про масонов


Вернемся к началу. Мы обсуждали, почему российские производители молока не участвуют мероприятиях IDF и не принимают участие в работе Национального комитета.


Я еще раз хотел бы поставить этот вопрос. Если участники национального комитета считают себя частью масонской ложи, то их следует менять или ставить перед руководством IDF вопрос о формировании в России нового комитета. С междусобойчиком пора кончать!


Сегодня в молочной России достаточно здравомыслящих людей, готовых объединиться и войти в международный рынок. В первую очередь это должны быть производители молока, а не импортеры сухих молочных продуктов. Это откроет перед нашим рынком новые горизонты.


ИА DairyNews предлагает инициировать процесс реорганизации Национального комитета IDF. Мы готовы предоставить информационную площадку для всех заинтересованных сторон и сделать все возможное для консолидации рынка.


ВТО сломала таможенные барьеры. Пора ломать барьеры ментальные.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью