Комитет по стандартизации

Источник: ИА DairyNews
Интервью с ответственным секретарем Технического комитета - ТК 470/МТК 532 Ларисой Абдуллаевой.
DN: Расскажите немного об истории создания Технического Комитета.

До образования ТК 470 в отрасли существовало два комитета. Один - ТК 186 по молочным продуктам на базе ВНИМИ. Второй - ТК 187 по маслу и сыру на базе ВНИИМС. В течение некоторого времени мне было поручено выполнять функции ответственного секретаря комитета ТК 187 в Угличе в Институте маслоделия и сыроделия. Поэтому хорошо помню ту ситуацию, которая была при действии 2 комитетов в отрасли: когда ГОСТ разрабатывался одним институтом, другой институт ему довольно часто оппонировал, был против многих положений. В связи с этим, не получалось оптимально работать, стандарты тормозились и иногда не оправдано. Вот тогда в Росстандарте (тогда еще Госстандарте) и возник вопрос объединения этих двух технических комитетов в один. Тем более, что в других странах нет такого прецедента деления комитета на молоко и масло-сыр отдельно. Все эти продукты относятся к молочной продукции и должны рассматриваться в одном комитете.  

Молочный союз России, который в 2005 году уже был достаточно известной и авторитетной в отрасли организацией, и в его состав входили оба этих отраслевых института (ВНИМИ и ВНИИМС), взял на себя работу по созданию объединенного комитета. Поскольку я была знакома с работой комитета по стандартизации, летом 2005 года мне предложили должность ответственного секретаря в Молочном Союзе России с целью консолидации двух комитетов и создания единого отраслевого. По положениям о технических комитетах ответственный секретарь должен был иметь сертификат эксперта в области стандартизации. У меня был такой сертификат, поэтому все срослось. И в том же году приказом Росстандарта осенью был создан объединенный Технический комитет ТК 470.

DN: Расскажите, как формировался состав Технического комитета.

От первых писем с предложениями по созданию комитета до его организации прошло 3-4 месяца. Мы сделали все довольно быстро по сравнению с другими комитетами.
 
Что мы делали для создания? - Мы предложили Росстандарту и отрасли свое видение и разработали положение о Техническом комитете. Тогда это был первый опыт вообще в стране по функционированию ТК не на базе института, а на базе союза. Да и сейчас наш союз единственный, кто ведет технический комитет по стандартизации. Мы предложили включить в состав Комитета те организации, которые были необходимы для нормальной разработки ГОСТов, подали все свои предложения на рассмотрение в Росстандарт. Инициатива была одобрена не только Росстандартом, но и институтами.  

Затем необходимо было выбрать Председателя. Комитет должен был возглавить независимый от двух отраслевых институтов специалист, который был бы авторитетной персоной в отрасли.  На этот пост был приглашен известный человек для всей молочной отрасли - Иосиф Александрович Рогов, академик, который на тот момент возглавлял Московский мясо-молочный институт (Университет прикладной биотехнологии). 

Иосиф Александрович долгое время руководил этим техническим комитетом. Директор РСПМО Лабинов был назначен заместителем председателя. Понятно, что Иосиф Александрович - очень занятый человек, и помимо университета у него было много разнообразных обязанностей. Мы как секретариат согласовывали с ним принципиальные вопросы по разрабатываемым проектам, по основным направлениям деятельности ТК. Но ежедневную рутинную работу по руководству секретариатом ТК 470, конечно же, выполнял заместитель председателя В. Лабинов. При этом, и тогда и сейчас именно Молочный союз нес на себе все финансовые издержки по функционированию ТК: организационные расходы на ежедневную работу, согласование проектов, командировки  сотрудников секретариата, участие секретариата с докладами в конференциях и семинарах по теме стандартизации в отрасли, проведение совещаний, заседаний, в конце концов, зарплата сотрудников секретариата. 

Работы было очень много. Дело в том, что уже тогда параллельно со стартом работы нового технического комитета разрабатывался проект Технического регламента молочной отрасли и, конечно, тоже на базе Молочного союза. В создании его первой редакции участвовали многие специалисты отрасли, объединенные Молочным союзом в единый творческий коллектив и, конечно же, практически, все члены вновь созданного технического комитета. Это было очень логичным разрабатывать в одной организации закон, где были бы установлены все показатели безопасности и требования по защите прав потребителей в плане оборота молочной продукции, и саму доказательную базу выполнения регламента, коей являются стандарты. Регламент - это закон. А чтобы доказать, что ты выполняешь закон, надо соблюдать требования стандартов. Кстати, это самая простая схема, объясняющая, зачем нужны ГОСТы.

Мы шли параллельно, сразу наметили себе много задач. С первого года существования ТК, т.е. с 2005 года сразу начали активно разрабатывать российские ГОСТы. И только последние два года мы в комитете разрабатываем и согласовываем вместе с российскими и межгосударственные стандарты. 

DN: Расскажите, пожалуйста, кто входит в Технический комитет.

В первую очередь, в технический комитет входят наши главные отраслевые научные организации – основные разработчики стандартов – ВНИМИ и ВНИИМС, которыми руководят академик Харитонов и академик Свириденко. Силами этих организаций разрабатывается львиная доля всех стандартов в отрасли. Еще участвует Холодильный институт (ВНИИХП – ред.), где создают технологии мороженого. Активным участником технического комитета является Вологодская молочно-хозяйственная академия. Я считаю, что это ведущий ВУЗ страны в части подготовки высокопрофессиональных кадров для молочных предприятий. Специалисты, окончившие это учреждение - элита молочной отрасли страны. Несколько раз была председателем аттестационной комиссии по защите дипломных проектов у выпускников этой академии по специальности «сертификация в молочной отрасли» и каждый раз- получала колоссальное удовольствие, слушая дипломников. Соответственно, преподаватели этой академии привлекают к работе в техническом комитете и пятикурсников, что всегда отрадно. 

Еще из научных организаций в Комитете участвуют: Институт сыроделия в Барнауле – уважаемая экспертная организация в сыроделии, Северо-Кавказский технический университет (профессор Евдокимов всегда консультирует нас в вопросах переработки сыворотки и , конечно, он незаменимый эксперт комитета), Ярославский институт качества под руководством признанного отраслевого эксперта д-ра Гаврилова. Кроме того, членом нашего Технического комитета является Роспотребнадзор с персональным представителем - Чикиной Людмилой Владимировной. Институт питания также участвует в работе ТК. Если мы разрабатываем какие-то ГОСТы на детское питание, то участие принимает Игорь Яковлевич Конь. Если для взрослых, то это Шевелева Светлана Анатольевна. Иногда консультируемся и с Сергеем Анатольевичем Хотимченко в части вопросов токсикологии, химии пищевых продуктов. Имея на то полномочия, мы сами можем решать, кому из экспертов направлять запрос. То есть, если речь о детском питании, то С.А. Шевелеву не загружаем, если это продукты для взрослых - то Игоря Яковлевича оставляем в покое. 

Органы по защите прав потребителя представлены в ТК Национальным фондом защиты прав потребителей (директор - господин Калинин, я думаю, Вы знаете эту организацию). Конечно, участвуют предприятия. Изначально членами Технического комитета являются представители компаний Вимм-Билль-Данн, Danone (участвовал с самого создания ТК) и Юнимилк (теперь это одно целое с Danone). Сыродельные предприятия представлены в Комитете: компанией Hohland, Угличским сыродельным заводом, - тоже важные для нас экспертные организации. Принимают участие в ТК такие объединения, как, например, Кубань-молоко. Надо отметить, что это один из самых активных членов ТК. 

В состав нашего ТК входит также Росрезерв, по некоторым стандартам он делегирует свои права Институту проблем хранения - головной научной организации Росрезерва. Это важно, потому что многие наши продукты являются предметами Росрезерва: сухое молоко, молочные консервы, сливочное масло- ГОСТов на них много, без них никак. 

Все это я называю именно активно работающих членов Комитета: тех, кто всегда реагирует, присылает замечания. 
Мне сложно перечислить сейчас абсолютно всех по памяти, всего в ТК входит 24 организации. Среди участников есть и такие, кому отправляешь письма - а в ответ тишина. Присылают замечания и в заседаниях принимают участие всегда не менее 15 организаций  и этого достаточно для кворума по положению о ТК. 

Я считаю, что наш технический комитет очень живой. Знаю много технических комитетов в Росстандарте - некоторые из них есть только на бумаге: приказом они созданы, но не работают

DN: Лариса Владимировна, как у Вас получается координировать работу участников ТК, разбросанных по всей России?

Телефон, электронная почта...Вначале было, может быть, и сложно, но сейчас мы уже все наладили.

Есть строгая процедура согласования стандарта в Техническом комитете. До согласования стандарт проходит публичное обсуждение, разработчики собирают различные замечания и отзывы на этот документ. И когда стандарт поступает к нам в секретариат комитета, просто-напросто делаю рассылку членам ТК. Они нам отвечают, если что-то не так, они задают вопросы в рабочем порядке и по телефону, и в переписке. Но большая часть работы происходит по электронной почте, конечно. 

Когда мы собираем достаточное количество откликов по каждому проекту, проводим заседание ТК, для дискуссии мы выносим все проекты, которые уже прошли обсуждение в техническом комитете. Если есть единогласно принятые решения, то секретариат ТК имеет право не выносить их на обсуждение, и тогда сразу готовится экспертное заключение. Так как нам Росстандарт своим Приказом доверил вести секретариат этого ТК, то доверили и принятие решения, необходимо ли выносить на обсуждение. Если у нас по проекту есть хотя бы два каких-то нерешенных вопроса - то мы будем по ним дискутировать. 

Заседания проводятся не слишком часто, как правило, 1-2 раза в год. Каждое заседание ТК считается событием, так как собираются все эксперты, и в ходе заседаний и принимаются важные решения – каким будет стандарт и что в него будет включено. Когда утвердили Регламент, нужно было сразу очень много разрабатывать ГОСТов. Я еще не говорила об этом, но за время существования и работы нашего комитета в нем создано и утверждено более ста документов – ГОСТ Р и ГОСТ, Изменений к ним. Среди них есть стандарты и по 60-70 страниц (например, казеины, плавленые сыры). 

Перед заседанием проводится большая работа по подготовке проектов к обсуждению на заседании ТК. Это делают разработчики стандартов, эксперты ТК (именно они внимательно изучают написанный разработчиком проект и отмечают в нем все ошибки, неточности, задают вопросы, дают предложения и т.д.) и, конечно, сам секретариат. Помимо самих проектов ГОСТ готовятся пояснительные записки, сводки отзывов и замечаний, сопроводительные письма, уведомления о начале и окончании публичного обсуждения…ну, в общем, много-много различных сопроводительных бумаг. Перед заседанием нам с Председателем необходимо изучить все проекты и все предложения членов ТК по этим проектам. Это очень большая и напряженная работа. И затем, собственно, следует само обсуждение на заседании ТК. Заседания ТК открытые, туда приглашают всех членов комитета, а также всех заинтересованных лиц. Если есть кто-то, кто изъявил желание прийти, но членом ТК не является, - welcome, мы никому не отказываем. Обсуждения у нас проходят иногда бурно, все потом протоколируется, по результатам проекты дорабатываются, потом мы опять их все собираем в ТК. Мы смотрим, учли ли авторы то, что было сказано на обсуждении, готовим экспертное заключение секретариата ТК по проекту и отправляем его на утверждение в Росстандарт. Такая процедура предусмотрена для национальных стандартов. 

Теперь у нас изменилась ситуация. Два года назад на базе нашего национального технического комитета был создан уже секретариат межгосударственного технического комитета МТК 532 «Молоко и продукты переработки молока» приказом межгосударственного совета по стандартизации, расположенного в Минске. Теперь уже разрабатывается законодательная база не России в отдельности, а Таможенного Союза. У нас уже были общие стандарты  - это прежние ГОСТы, которые действуют во всех 11 странах СНГ. Но все эти стандарты требуют актуализации, так как практика по периодической актуализации стандартов действует во всем мире. А органа, который бы занимался актуализацией этих стандартов, не было, поэтому был создан этот межгосударственный МТК 532. 

Именно Россия в лице Росстандарта выступила инициатором создания этого межгосударственного комитета и обратилась с инициативой в межгосударственный совет в Минске создать технический комитет в России. Нас (Российскую сторону)поддержали и на основании приказа МГС в 2011 году был создан МТК 532. Председателем был назначен Владимир Витальевич Лабинов, как персона известная и авторитетная в молочной отрасли не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии, Украине. Меня назначили ответственным секретарем комитета МТК 532. 

Согласование межгосударственных стандартов несколько сложнее, что понятно. Работы прибавляется: надо собрать наш ТК и учесть замечания всех российских членов ТК, но теперь приходится размещать все это для обсуждения наших стран-партнеров. Существует сайт межгосударственной стандартизации, там все эти проекты размещаются, другие страны их изучают и отправляют замечания. Поэтому работа несколько удлиняется, и теперь на каждый ГОСТ нам дается не год, как было, а два, иногда три года, чтобы все согласовать. В работе международных комитетов есть примеры, когда и по пять и более лет согласовываются проекты. Приходится иногда работать и с ISO, поскольку у нас функционирует международный комитет IDF, и мы обсуждаем и проекты международных стандартов. У нас все значительно быстрее. Там столько стран - пока учтешь все мнения!..

Благодаря тому, что мы же и являемся участниками рабочей группы по разработке Технического регламента Таможенного союза на молоко, завязались какие-то контакты и связи с такими же специалистами в Казахстане, в Белоруссии, на Украине,... Поэтому в чем-то облегчается моя работа ответственным секретарем межгосударственного ТК, потому что, не дожидаясь официального письма из Госстандарта Казахстана, например, могу элементарно по телефону или электронной почте связаться с коллегой в Казахстане и в рабочем порядке решить некоторые вопросы. 

В настоящий момент в работе 48 межгосударственных стандартов. Мы 8 февраля провели последнее заседание ТК. Оно прошло как заседание национального и межгосударственного комитета, потому что там мы разбирали  предложения и замечания наших коллег из других стран. Они не могут приехать, в том числе по финансовой причине. Но их мнение мы учитываем и отражаем в протоколе. 

Стандарты, которые рассматривались на февральском заседании (сливочное масло, сыры, козье молоко питьевое, молоко для школьного питания, стандарты на методы исследований) сейчас находятся на стадии окончательной редакции, они направлены на согласование и опубликованы на официальном сайте МГС, до 25 мая по ним должны проголосовать страны. После этого мы отправим их на научно-техническую экспертизу. Ее проведет институт сертификации при нашем Росстандарте. После этого мы планируем, что документ будет утвержден где-то к октябрю в соответствии с планом. Дело в том, что стандарты разрабатываются по государственному контракту согласно строгому плану и государство день в день спросит, где результат. 

DN: Это новые стандарты?

В основном, да. Но отдельные межгосударственные стандарты разработаны на основе уже действующих российских ГОСТ Р.  
В настоящее время 16 проектов ГОСТ уже на окончательной стадии подготовки – направлены на научно-техническую экспертизу. По 32 межгосударственным стандартам сейчас только начинается работа, контракт с Росстандартом на 2013 год только заключился. Предстоит создание новых межгосударственных стандартов в соответствии с планом на 2013 и 2014 год. Летом мы планируем разместить первые редакции новых документов на публичное обсуждение, а утверждены они будут в 2014 году. 

У нас постоянно есть работа: что-то вновь разрабатывается, что-то уже утверждается. Сейчас верстаем план на 2014-2015 год. У меня уже есть предложения от институтов на этот период. 

Сейчас, сколько бы нам не поступало предложений от разработчиков или других организаций, мы в большей мере отдаем приоритет стандартам на методы контроля молочной продукции. Стандарты на продукты - это хорошо. Но важнее, когда есть стандартный метод, которым можно проверить, нет ли фальсификации, все ли правильно заявлено на этикетке.

DN: Федеральное агентство по стандартизации заключает контракт?

Вот уже 3 года Росстандарт работает по таким контрактам со всеми, кто разрабатывает стандарты. В эти контракты Росстандарт включает только те стандарты, которые являются необходимыми для соблюдений требований технических регламентов, т.е. их доказательной базы. А значит, не все наши предложения он включает в контракт, а только те, которые посчитает важными для государственных целей. Но, тем не менее, любое лицо (физическое или юридическое), в соответствии с законом о техническом регулировании, имеет право разрабатывать любой стандарт вне всяких контрактов - это называется "инициативная разработка". 

Мне буквально вчера поступил звонок от одной компании, которая сказала: "Вот, у нас есть прекрасные наработки с ВНИМИ по хорошему лабораторному оборудованию, которое может измерять микробиологические показатели. Можем ли мы разработать ГОСТ?" Конечно, можете! Вы хоть сегодня можете начать эту работу, и разместить проект для публичного обсуждения. Пройдет два месяца публичного обсуждения, и Росстандарт отправит проект в секретариат нашего ТК на рассмотрение, и комитет решит, нужен или не нужен такой стандарт, или что в нем надо поменять, как его сделать лучше. То есть контракт совершенно необязателен, можно разрабатывать инициативно, и у нас такой опыт есть. Например, мы разрабатываем стандарты по заказу компаний из Молочного союза или сторонних организаций. Безусловно, эти стандарты основаны на данных, которые проверены временем, признаны не только в России, но и мировой молочной общественностью, подтверждены исследованиями признанных мировых и отечественных научных центров.
 
DN: То есть инициативу разработки отдельных стандартов в основном генерирует сообщество, а не государственные приказы?

Да, конечно. И во всем мире так. Стандарты, как правило, инициируются бизнесом: производителями молочной продукции, производителями ингредиентов для продукции, компаниями, производящими лабораторное оборудование и т.д. В частности, на мировом молочном рынке эту роль инициаторов стандартов выполняют соответствующий комитет при Международной Молочной Федерации, в России – отраслевые институты, Молочный Союз, отдельные компании. Затем, арбитром в этих предложениях является экспертное сообщество в лице технического комитета. В мире это подкомитет № 5 при комитете № 34 ИСО «Пищевые продукты» и Комиссия Кодекс Алиментариус, а в России – наш технический комитет ТК 470. И, конечно же, решающая роль в принятии стандарта отводится государству или международной организации: в России это Росстандарт, в мире – ИСО и главная арбитражная организация ВТО - Комиссия Кодекс Алиментариус. 

Вот, например, тот же ГОСТ на козье молоко был подан в форме предложения ВНИМИ в Росстандарт. Его никогда не было, но этот документ нужен, поскольку козье молоко сейчас популярно. И Госстандарт посчитал, что разработка такого стандарта весьма важна, потому что у нас в Регламенте установлены требования к козьему молоку, но только в части основных показателей безопасности и идентификации, и даже включил этот стандарт в госзаказ. Стандартам, которые включены в госзаказ дается зеленый свет: их принимают в первую очередь, финансирование экспертизы этих стандартов государство берет на себя, потому что оно посчитало их приоритетными. 

Могут, например, поступить предложения на разработку стандартов на буйволиное молоко или молоко зебу - на то, что захотелось разработать, но что не является предметом первой необходимости в частности для стран Таможенного союза: у нас не водится зебу. Я это к примеру говорю. Тем не менее, этот стандарт никто не остановит, он будет разрабатываться, и я уверена, Технический комитет поддержит стандарт и поможет его сделать лучше. Задача комитета за счет большого количества участвующих экспертов создать то, что было бы воспроизводимо в отрасли. Но этот стандарт уже пойдет в инициативном порядке, его придется профинансировать тем, кто заинтересован. 

Сейчас легко самим разработать стандарт. Росстандарт подготовил специальные электронные клише - формы, где написано, как и что должно быть в стандарте. Но самое главное, чтобы цифры, которые будут написаны в стандарте, были обязательно обоснованы. Любая цифра будет обсуждаться в техническом комитете, поверьте, весьма пристрастно. Более того, после технического комитета любой плюс-минус массовой доли белка или жира будет проходить экспертизу у метрологов. Надо доказать, что эти цифры не с потолка взяты. Это легко сделать институту - вот почему они у нас основные разработчики. У институтов, как правило, есть наработки по воспроизводимости и сходимости. Все это обосновано ими путем проведения научно-исследовательских работ. Если это будет инициативный стандарт, то тем, кто начал разработку, надо быть готовыми провести экспертизу стандарта в уполномоченной на это организации. 

DN: Если работу ТК финансирует сторонняя организация, как регулируются ваши финансовые отношения?

ТК – это некоммерческая общественная организация, и повторяю, работу самого секретариата ТК финансирует Молочный Союз России. А вот финансирование разработки стандартов, их экспертизы,  происходит по-разному – либо это государственное финансирование в рамках госконтракта, либо финансируется организацией, которая является инициатором разработки, в том числе это может быть и Молочный Союз России и любая другая компания  
Надо избежать неточности понимания вопроса. Дело в том, что разработал ГОСТ - и простись с ним на веки. ГОСТ никогда не является собственностью кого-то одного. Если кто-то берется разработать ГОСТ, он должен понимать, что это потом будет собственностью государства. По этому документу смогут работать все.

По поводу того, что разработчик и инициатор может не быть членом ТК, - повторяю: ТК - открытая организация, поэтому мнение этого лица будет учитываться абсолютно на тех же условиях. Члены ТК - это не те люди, которые просто сидят и ничего не слушают. Они, безусловно, все аргументы, которые озвучиваются на заседании, выслушивают и разумно принимают, а где-то советуют что-то изменить.

В то же время никто из членов ТК не позволит пролоббировать частный интерес, в том числе и компании – участника Молочного Союза России. Такие попытки случались неоднократно. Иногда кто-то хотел в проекте прописать такую цифру, которую сможет выполнить только он. Естественно, это все пресекается. 

Есть и такие прецеденты: когда ГОСТ разрабатывается, в этом ГОСТе пока можно включить ссылку только на оборудование одной фирмы. Объясню почему. Дело в том, что вся метрология, все показатели прецизионности (сходимость и воспроизводимость) были рассчитаны на этом оборудовании. В такой ситуации у нас тоже есть выход: мы ставим в национальном или межгосударственном стандарте сноску и пишем: рекомендуется использовать оборудование вот этой фирмы, но допускается использовать и другое оборудование, которое позволяет получать результат с теми же показателями сходимости-воспроизводимости и делать измерения в установленных стандартом нормах. Да, иной раз кому-то может показаться, что что-то где-то было пролоббировано. Но это было сделано в некоторых ГОСТах исключительно с той целью, чтобы обосновать показатели там установленные. 

Что касается продуктов. Тут возникают такие просьбы: "Поставьте нам белок такой-то". Известная тема с белком, которая обсуждалась на вашем сайте. Очень часто крупные компании просят «занизить» белок. Ну что ж, их просто не поддерживают. 

Последний такой случай был, когда мы рассматривали на заседании ТК в прошлом году межгосударственные стандарты на кефир, молоко, ряженку, сметану, творог. Члены ТК предложили повысить содержание белка в питьевых кисломолочных продуктах. Были не согласны представители отдельных крупных компаний, они проголосовали против, но их не поддержали большинством голосов. Минимальный белок в кефире, ряженке, молоке был поставлен 3,0%. Это выше, чем минимальный уровень белка по этим продуктам в техническом регламенте. Но цель Технического комитета сделать документ, который бы устанавливал требования к продуктам премиум-класса. ГОСТ - это знак качества, к продукции по ГОСТ у потребителя выше доверие, и, если продукция маркируется ГОСТом, то - будь добр выполни все то, что установлено в этом ГОСТ, а не только в техническом регламенте! Но если ты не можешь пока выработать продукцию такого высокого качества, можешь работать и по ТУ, стандартам организации. 

DN: То есть не обязательно делать продукцию по ГОСТу?

Ее можно делать и по ГОСТ и по ТУ, и по СТО. Главное, чтобы производитель уложился в тот показатель минимальный, который регламентирован нашим Федеральным законом - регламентом. В нем прописан минимум 2,8 белок в молоке - это минимум, который вообще возможен, меньше нельзя. Так вот, в ГОСТе, если ты по нему работаешь, минимум будет 3,0. Это лучше. Ты можешь делать свой продукт и не по ГОСТу, но потребитель, покупая продукт по ГОСТ, хотел бы быть уверен в его преимуществе по сравнению с другими.

Такая же ситуация складывается сейчас по маслу. У нас в России действует ГОСТ на масло, который устанавливает очень широкий массовый диапазон доли жира, и там все, начиная от 50% жира, - это сливочное масло. Когда мы стали делать межгосударственный стандарт на масло, мы должны были опираться не только на российский стандарт, но и на действующий старый межгосударственный ГОСТ 37. А там самая нижняя планка по массовой доле жира – это масло Крестьянское – 72,5 %. Поэтому когда мы на заседании приняли решение, что и новый межгосударственный стандарт, который будет утвержден в этом году, должен все-таки быть от 72% и выше, то разработчик этого документа – институт маслоделия и сыроделия (ВНИИМС) был категорически против. Он настаивал, чтобы в новом межгосударственном стандарте все было, как в национальном российском стандарте: от 50% и выше. Комитет большинством голосов не пошел на это. Мы направили свое заключение, основанное на протоколе заседания ТК, в Росстандарт, и в нем прописано от 72%. Но, тем не менее, когда заработает этот новый стандарт, каким бы ни был ГОСТ, сливочное масло с массовой долей жира более 50 и менее 72 % можно будет выпускать тоже, и называть его сливочным маслом….но только уже не по ГОСТ, а по ТУ, СТО. 

А вообще, хочу заметить, что мы движемся в ВТО – и наступит такой момент, что когда-то нам и 72% нельзя будет назвать сливочным маслом. В мире сливочным маслом называется продукт, в котором жира не менее 80%. Так устанавливает стандарт Кодекса Алиментариус – главной арбитражной организации ВТО. В мире продукт с массовой долей жира 72,5 % относится к «молочному спреду», а не к butter, сливочному маслу. К этому тоже надо быть готовыми.

Вот такие примеры. Если кто-то говорит, что комитет что-то лоббирует, поверьте мне, это просто непрофессиональное утверждение, потому что Комитет всегда стоит на защите качества продукта и, в первую очередь, на защите прав потребителя. Пусть где-то на нас будут обижаться. И в этом, я считаю, есть и прямая заслуга Лабинова, сколько бы его сейчас не ругали на форуме вашего сайта. Я думаю, он немало сделал для отрасли. А уж в части стандартов он точно стоит строго на защите качества и традиционности продуктов. Он всегда был против снижения планки к показателям классических молочных продуктов и в особенности кисломолочных. 

Сейчас Владимир Лабинов назначен уже председателем нашего ТК, так как Иосиф Александрович попросил Росстандарт освободить его от этой должности. И как раз то, что сейчас он не в Молочном союзе, а в государственном аппарате, придает еще больше уверенности и значимости нашему комитету, так как теперь он действует исключительно в интересах государства, а значит потребителя.  

DN: То есть в основном деятельность ТК поддерживается РСПМО, при этом РСПМО не представляет собой коммерческого лица, насколько нам известно. Как тогда финансируется разработка ГОСТов?

Все основные организационные расходы на функционирование технического комитета, на разработку отдельных проектов стандартов несет на себе Молочный Союз России из своих средств, формируемых из членских взносов участников. А почему Молочный союз за это взялся? - Если не он, то кто бы тогда? Больше желающих не оказалось на момент объединения ТК. 

По поводу финансирования. Основная часть средств, выделяемых на разработку нашему техническому комитету либо государством в рамках контрактов, либо заинтересованной компанией в инициативном порядке, конечно же, идет на саму разработку проекта, т.е разработчикам - отраслевым институтам, научно-техническим организациям, рабочим группам, состоящим из специалистов в области стандартизации молочной продукции. Секретариату комитета требуются средства исключительно на проведение экспертизы, на привлечение сторонних независимых экспертов (в случае необходимости) и на необходимые организационные расходы (например, по отдельным проектам требуется проведение дополнительных совещаний, исследований, командировок). Но координирует все комитет и, соответственно, отвечает за результат перед государством (Росстандартом) или заказчиком – инициатором разработки – тоже комитет. 

DN: Хотелось бы понять, какой у ТК фронт работ в ближайшем будущем.

Работы сейчас очень много. Как я говорила ранее, в настоящий момент в работе находится 48 проектов межгосударственных стандартов на продукты и методы их контроля. И поэтому если у кого-то возникает желание заняться разработкой стандартов, то об этом надо думать глубоко заранее и уведомить об этом ТК. Нам надо будет для этого скоординировать свой план работы заранее и подать соответствующую заявку в Росстандарт. В настоящий момент уже возможности подать заявку через государственную систему, чтобы ее включили в план на 2014, нет. Только на 2015 год. Если это не инициативная разработка. Если вы готовы ее полностью финансировать, включая саму разработку,  согласование проекта и все виды необходимой экспертизы, то уведомите комитет об этом и хоть завтра начинайте. 

DN: Это неподъемная задача, наверное, - разрабатывать стандарт самостоятельно.

Почему? Это происходит регулярно! У нас есть инициативные разработки. Они не стоят миллионы, как Вы, наверное, думаете. Их, например, разрабатывают компании, которые, производят оборудование, ингредиенты, закваски. Если они накопили соответствующий опыт внедрения своей продукции на молочном рынке, то почему бы не инициировать разработку на этой основе стандарта. 

DN: Они обращаются, наверное, к тем же институтам?

Чаще всего именно так. Компании работают с институтами, и уже от них в секретариат поступают проекты на рассмотрение. Есть примеры и собственных разработок, когда интеллектуальный потенциал компании в сфере стандартизации позволяет это сделать самим. 

DN: Какие ГОСТы появятся в этом году?

В этом году запланированы к утверждению 16 новых межгосударственных стандартов. Это в том числе и стандарт на питьевое козье молоко, о котором мы с Вами говорили в начале, стандарты на быстрые инструментальные экспресс- методы контроля, ГОСТ на самые чувствительные экспресс-тесты по определению антибиотиков в молоке, стандарты на определение нитратов и нитритов, бензапирена - очень важные для контроля показателей безопасности, стандарт на молоко для школьного питания теперь уже с более широким допускаемым спектром упаковочных материалов, тот самый новый стандарт на сливочное масло, о котором мы тоже уже с Вами поговорили. 

По отдельным продуктам пока вообще нет стандартов. Нет у нас предложений, например, по разработке стандарта на овечье молоко. Были бы рады, если бы кто-то его предложил, видимо пока никто не готов к такой разработке.
 
DN: Его очень мало производится в России.

Очень мало, но тем не менее. У нас есть много российских стандартов по национальным напиткам: варенец, ацидофилин, мечниковская простокваша, кумыс... Но так как мы теперь в Таможенном союзе, ждем предложений от республики Казахстан в плане работы межгосударственного МТК 532 по их национальным кисломолочным продуктам. Такие стандарты, безусловно, должны разработать именно специалисты Казахстана, а комитет согласует их и поддержит. Думаю, что скоро должны активизироваться разработки именно в этом направлении – сохранения национальной продукции, традиций стран в рамках единого экономического пространства.  
13.05.2021
Вчера премьер министр Российской Федерации Михаил Мишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, связав с этим рост цен на социально значимые продукты питания.
Читать полностью
Календарь