10.06.2019
Источник: interfax.ru
Регион: Россия

"Мы могли бы двигаться со всеми нашими инициативами быстрее, если бы получили поддержку от государства. Не финансовую, а организационную и экспертную. Бизнесу необходима некая национальная дорожная карта по обращению с упаковкой, ее отходами, которая определила бы единый подход к оценке экологического влияния разных видов упаковки, определила бы желательные виды упаковки, установила бы этапы минимизации использования нежелательной упаковки и условия, включая вопросы организации раздельного сбора и переработки", - сказал "Интерфаксу" главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

В этой дорожной карте следует прописать, какая упаковка более экологична, какая менее, в какие сроки следует вывести неэкологичную упаковку из оборота, как будет организован сбор использованной упаковки и тары, кто будет принимать участие в этом процессе, считает он.

"Подобная дорожная карта есть у наших коллег в Европейском союзе - это директивы по экологии и упаковке, которые описывают все принципы, правила и этапы, на которые бизнес может опираться при создании стратегии в области экологии. Возможно, это могло бы стать частью проекта "Экология", о котором много говорили на ПМЭФ. Это надо делать совместно с производителями потребительских товаров, совместно с производителями сырья для упаковки. Здесь необходим консенсус, поскольку идеальной упаковки не существует: например, если переходить на бумажную упаковку, понадобится дополнительная вырубка лесов, а пластик требует обязательного рециклинга", - отметил Шехтерман.

"В рамках форума мы будем обращаться в профильные министерства с инициативой создания площадки для дискуссии о появлении определенной национальной дорожной карты", - сообщил он.

Обсуждение проблемы отходов в рознице активизировалось на фоне "мусорной реформы" и заявлений чиновников о перспективах ограничения оборота одноразового пластика.

"Мировое потребление пластиковых пакетов превышает миллион единиц в минуту, что в годовом пересчете приводит к производству свыше триллиона пакетов. В среднем потребитель активно использует пакет только в течение 12 минут, в природе для разложения пластика требуется до тысячи лет. Только один пакет из 200 идет на вторичную переработку", - говорится в исследовании Высшей школы экономики, проведенном по заказу российского отделения Greenpeace в 2018 году.

Ответственность за образование потребительского пластика во многом лежит на ритейлерах, отмечается в исследовании. Благодаря широкому набору упакованных товаров и появлению категории FMCG (fast moving consumer goods - товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью) - пластик встречается в каждом из отделов стандартного магазина. В исследовании были проанализированы практики продуктовых ритейлеров по сокращению использования и отказу от одноразовых пластиковых изделий.

"Крупнейшие ритейлеры прилагают усилия по переходу с одноразовой модели потребления на многоразовую не по причине альтруизма, а вследствие стратегического расчета, учитывающего изменения в глобальном поведении потребителей, ужесточение природоохранного законодательства и выигрыш от увеличения ценности бренда. Российские продовольственные сети находятся на периферии этого глобального процесса", - полагают эксперты.

Российский Greenpeace призывал Х5 отказаться от одноразовых пластиковых пакетов и устраивал акции около офиса ритейлера в прошлом году.

"Гринпис России считает, что крупнейший ритейлер страны должен взять на себя ответственность за миллиарды пакетов, которые продаются в магазинах сети, и постепенно отказаться от их использования", - заявляла организация.

"Упаковка, особенно одноразовая, это важнейший фактор воздействия на окружающую среду", - заявил глава Х5.

"Наши действия направлены на сокращение потребления одноразовой упаковки. Мы продвигаем многоразовую упаковку, расширяя ассортимент сумок и стимулируя баллами их покупку, пилотируем отпуск в свою тару. За прошлый год в наших сетях было продано 3 млн многоразовых сумок. Только каждая четвертая покупка сопровождалась приобретением одноразового пакета. Также мы пилотируем использование бумажной упаковки. Мы стимулируем экономику замкнутого цикла через требование использования вторичного сырья в упаковке, где это возможно. Например, с июля переработанный пластик будет использоваться в пластиковых пакетах, которые продаются у нас на кассах", - отметил Шехтерман.

Кроме того, добавил он, компания стремится направлять как можно больше использованных материалов на вторичную переработку.

"Мы отправляем на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов. Например, в прошлом году мы отправили почти 600 тыс. тонн картона, полиэтилена и пластика", - сообщил гендиректор Х5.

В этом году ритейлер будет пилотировать сбор использованной пластиковой упаковки у населения через фандоматы и уже подписал соглашение с Unilever. За сдачу пластиковой тары покупатели будут получить определенную скидку на продукцию Unilever. Аналогичные пилоты будут запущены с другими крупнейшими поставщиками Х5 в этом году.

"Важно, как это сделано за границей, правильно собирать и сортировать тару, чтобы она эффективно перерабатывалась. Этим занимаются специализированные компании, а мы выступаем посредником, потому что магазин - это точка соприкосновения с покупателем. Конечно, нужно, чтобы был организован раздельный сбор на уровне домохозяйств, и мы тоже готовы найти свое место в этой цепочке сбора и переработки", - сказал Шехтерман.

"Х5, как и российский ритейл в целом, активно включается в экологическую повестку, это важная часть нашей стратегии устойчивого развития", - заявил он.

Х5 - крупнейший в России ритейлер по объему выручки. Лидер рынка по числу магазинов - "Магнит" (MOEX: MGNT). В некоторых магазинах "Магнита", например, в Краснодаре, фандоматы установлены, сообщила журналистам гендиректор компании Ольга Наумова.

"Но вопрос в готовности их обслуживания. Мы к этому направлению относимся очень позитивно. Важно, чтобы была соответствующая инфраструктура (переработки - ИФ) во всех сферах - пластик, стекло, пищевые отходы. Сначала нам нужно решить, что с ними делать. Нужно, в первую очередь, стимулировать отрасль переработки. Тогда мы со своей стороны максимально обеспечим раздельный сбор", - заявила она.

"Для меня пластик и стекло - это важная тема, но пищевые отходы - гораздо более серьезная история, потому что в конечном итоге они в этом же пластике и стекле выбрасываются. У нас нормального раздельного сбора нет, утилизационные сборы зашкаливают, нет механизма, каким образом обеспечить максимальную переработку", - считает Наумова.

Ранее в июне две ассоциации, объединяющие крупнейших ритейлеров (Ассоциация компания розничной торговли и Ассоциация компаний интернет-торговли), подписали меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик под эгидой WWF. В подписании документа приняли участие руководители АКОРТ и АКИТ, представители Wildberries, Х5, "М.Видео-Эльдорадо", "Магнита", "ДНС", "Азбуки вкуса", "Ленты", "ВкусВилл". Меморандум направлен на внедрение "принципов устойчивого развития в ритейле за счет совместного поиска решений для снижения нагрузки на окружающую среду, совершенствования бизнес-процессов, разработки новых технологических решений и изменения модели потребления", сообщала "М.Видео-Эльдорадо".

19.06.2019

Молоко России: готовь сани летом и помни об импорте

Россия продолжает наращивать импорт молочной продукции, конкурентоспособность отечественного производства не увеличилась, а государство переключилось на поддержку экспортеров. Что ожидают участники отрасли от лета, на что надеются власти и в чем скептичны аналитики - изучал корреспондент The DairyNews.
Колхоз Прогресс, АО
Адрес:  Краснодарский кр., Гулькевичский район, с. Пушкинское, ул. Советская, д. 220 
 
Лакомкин, КФХ
Адрес:  Ивановская обл., Вичугский район, д. Семигорье 
 
Племпредприятие Воронежское, АО
Адрес:  Воронежская обл., Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Сосновая, д. 1 
 
Каменский молочный завод, ООО
Адрес:  ульская обл., Каменский район, с. Архангельское, ул. Тихомирова, д. 33