Как вакцинируются молочники и horeca?

Источник: The DairyNews
Лето в самом разгаре, столичные кафе и рестораны должны работать в полную силу, но, “приходящий ровно в 23.00 коронавирус” рушит все планы.
Так, уже с грядущего понедельника, 28 июня, заведения общепита в Москве можно будет посещать только тем жителям, у кого имеются антитела, отрицательный ПЦР-тест на COVID-19 или электронный сертификат о вакцинации.

Начало

Все началось с очередных ограничений в Москве, которые стартовали еще во время недавних праздников, когда незапланированные выходные были продлены на неделю.

Об экспериментальной системе «контроля» за эпидемией стало известно еще на прошлой неделе. Изначально к эксперименту должны были присоединиться только 10 столичных заведений общепита, которые должны были работать без ковидных ограничений для посетителей. 

В начале этой недели в эксперименте уже участвовали  три заведения ресторанного холдинга Restart Vasilchuk Brothers: один из ресторанов «Чайхона № 1», караоке «Щас спою» на Пушкинской площади и ночной клуб «Birds» в районе Делового центра. Их запуск в новом формате был запланирован на 22 июня.

При этом уже во вторник было заявлено о том, что более 170 московских заведений могут приступить к работе в «бесковидном режиме», а предприятиям общепита, не выполняющим требования, было разрешено работать на вынос.

Введение ограничений на посещение ресторанов мэр Москвы Сергей Собянин объяснил следующим образом:

- Это тоже дополнительный стимул, с одной стороны, к вакцинации, с другой стороны, это явно ограничительная мера, которая способствует разобщению граждан и снижению темпов заболеваемости. Мера жесткая, непопулярная, но необходимая в той ситуации, в которой мы находимся. На мой взгляд, это лучше, чем просто взять и закрыть работу целой отрасли. По мере нарастания количества вакцинированных, естественно, и оборот торговли будет увеличиваться.

Кстати власти Северной столицы также задумываются над тем, чтобы запретить посещать заведения общепита не привившимся и не переболевшим.

- У нас есть опыт подготовки к Петербургскому международному экономическому форуму, когда благодаря работодателям и сознательности людей, работающих в гостиничном бизнесе, гостиницы практически целиком были привиты, либо часть контингента, которая обслуживала наших гостей, переболела и имела антитела. Поэтому - да, это возможно. Бизнес проявляет интерес к этой инициативе, уже поступают вопросы от предпринимателей. Мы наблюдаем за опытом Москвы. Мы по темпу от Москвы отстаем, поэтому у нас есть запас времени, чтобы с холодной головой подойти к такой мере, - отметили в Санкт-Петербурге.

Далее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил о неминуемой дискриминации непривившихся.

- Поведение вируса настолько нестандартное, что так или иначе те, кто не привит, и те, кто не имеет иммунитета, попадут в менее выгодное положение, чем тем, кто имеет иммунитет. Либо переболев, либо прививку. И это та реальность, в которой мы живем. И придется жить еще в обозримой перспективе, - заявил Дмитрий Песков. 

Тем временем, столичным кафе и ресторанам, участвующим в COVID-free эксперименте, предложили ввести систему QR-кодов, по которым горожане смогут посещать заведения общепита. Эта мера связана с тем, чтобы избежать возможности подделки ПЦР-тестов, тестов о наличии антител, а также сертификата о вакцинации. Теперь все документы должны быть в электронном виде, информация занесена в общую базу, а далее прикреплена к уникальному QR-коду, который необходимо предъявить в кафе или ресторане. 

В Оперштабе столицы даже объяснили, как получить коды для посещения ресторанов.

- Если у вас открыт доступ к электронной медкарте, то вы сможете получить QR-код в электронной медкарте на mos.ru или в приложении «ЕМИАС. ИНФО» в разделе «Цифровой сертификат». Если у вас есть полная учетная запись на портале mos.ru - в личном кабинете; если вы прошли вакцинацию в московской поликлинике, переболели в Москве или сделали ПЦР-тест в московской лаборатории, подключенной к ЕМИАС, но не имеете доступа в ЭМК - вы сможете заполнить специальную форму на портале mos.ru, после проверки которой получите QR-код. По итогам вакцинации он также доступен на федеральном портале госуслуг и в мобильном приложении «Госуслуги» и «Госуслуги.Стопкоронавирус», - разъяснили в Оперативном штабе Москвы. 

Там также добавили, что люди, переболевшие коронавирусом, но не обращавшиеся к врачу, должны будут сдать ПЦР-тест в лабораториях, которые подключены к ЕМИАС, или привиться для посещения ресторанов в Москве.

- ПЦР-тест должен быть сдан в лабораториях Москвы, присоединенных к ЕМИАС. Результаты теста действительны 72 часа с момента внесения в базу лаборатории результатов теста, - подчеркнули в Оперштабе столицы.

При этом власти Москвы заявили о возобновлении работы фудкортов с понедельника, 28 июня, которые были закрыты еще в начале введения новых ограничений в столичном регионе. Они также будут работать в режиме COVID-free.

С 28 июня московские рестораны «Макдоналдс» также начнут тестировать QR-коды, а непривившихся обслуживать навынос, продолжая, как заявили в компании «работать совместно с государственными органами для снижения темпов распространения заболевания».

А аграриям что?

В то время как обязательная вакцинация затрагивает только работников общепита, аграриям также начинают закручивать гайки.

Так, в начале недели Минсельхоз Подмосковья «настоятельно рекомендовал» местным аграриям привиться от COVID-19, основываясь на постановлении губернатора области Андрея Воробьева. 

В письме, которое получили руководители животноводческих и растениеводческих хозяйств Подмосковья, говорится, что на предприятиях следует издать правовой акт о профилактической вакцинации, установить численность сотрудников, кому не возбраняется по различным показаниям получить вакцину, и определить место вакцинирования. Отчет о проведенной работе сдавать еженедельно. Провести два этапа вакцинирования следует до 15 августа.

Андрей Воробьев объявил о повышенной готовности, отметив, что предприятия, в которых числится 100 и больше работников, 2 раза в месяц должны тестировать сотрудников. Но если 60% персонала вакцинировано, то тестирование не нужно. Таким образом, компания может элементарно сэкономить на тестах, веди они платные, а прививки – нет.

В ситуацию уже вмешался и Минпромторг, начав сбор данных о вакцинации от COVID-19 работников на промышленных предприятиях России с помощью Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).   

- Эта информация поможет анализировать темпы вакцинации и эпидемиологическую обстановку как на конкретных предприятиях, так и в отраслях промышленности, и совместно с Роспотребнадзором вырабатывать соответствующие рекомендации по предотвращению распространения заболевания на производствах и минимизации экономических последствий пандемии для предприятий, - заявил глава министерства Денис Мантуров. 

Государственная поддержка

При этом власти всячески стараются показать, что поддерживают и население, и бизнес, предлагая различные привилегии за сделанную прививку от COVID-19.

Так, например, в Москве предложили ввести налоговые вычеты для привившихся граждан.

Палата общественных уполномоченных при бизнес-омбудсмене Москвы Татьяне Минеевой выделила следующие меры поддержки: предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц привитым гражданам, а также предоставление вычета по страховым взносам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в зависимости от числа привитых работников. Вычеты планируется применять за период с января по июнь 2021 года.

В палате также предложили принять меры о компенсации предпринимателям затраты на обеспечение вакцинации персонала: предоставление выходных дней, проведение анализов и прочее

В результате власти Москвы заявили, что отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для организаций общественного питания исключит для них необходимость дробления бизнеса и даст возможность увеличить штатную численность.

По мнению министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Кирилла Пуртова, данная мера позволит поддержать предприятия общественного питания в этот сложный для отрасли период, а для государства реализация этих мер будет способствовать обелению бизнеса общественного питания, росту налогооблагаемой выручки и уровня официальной занятости в отрасли.

Предполагается, что эти меры не окажут негативного воздействия на бюджетные доходы.

Отметим, что поступления по НДС от организаций общественного питания с объемом выручки до 2 млрд рублей оцениваются на уровне 15 млрд рублей, которые, как ожидается, будут замещены дополнительными поступлениями от этих же организаций по налогу на прибыль, НДФЛ и страховым взносам.

Невзначай и «Яндекс.Еда» решила помочь ресторанному бизнесу и обнулить с 28 июня (Совпадение?) комиссию для заведений общепита. Акция для московских ресторанов продлится до конца этого лета. 

Сервис также пообещал ежедневные выплаты ресторанам по всей России: по 5 тыс. руб. будет выплачиваться заведению ежедневно за каждого сотрудника, который выполнит от 5 доставок в день для сервиса.

- Более частые выплаты помогут ресторанам вовремя начислять сотрудникам зарплату и рассчитываться с партнерами. «Яндекс.Еда» также поддержит заведения выплатами за сотрудников, которые будут по совместительству работать курьерами на доставке заказов сервиса. Эта выплата будет единовременной за каждого такого сотрудника, — отметил представитель сервиса. 

Результат

Вчера первый замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы Алексей Немерюк, возглавляющий столичный департамент торговли и услуг, заявил, что посещать летние веранды кафе и ресторанов столицы также будет разрешено только при наличии QR-кодов, после чего представители рестораторов Москвы попросили вывести летние веранды из COVID-free зоны
В результате, летним кафе и верандам в Москве разрешили работать в старом режиме только до 12 июля.

Тем временем с сегодняшнего дня уже доступно получение QR-кода для посещения COVID-free ресторанов в Москве. Получить их можно на сайте mos.ru. При этом забрать заказ навынос из таких ресторанов можно будет без него.

Вакцинация молочников

Редакция The DairyNews решила опросить читателей нашего информационного агентства и узнать, собираются ли они прививаться.

Так, всего 24% опрошенных читателей The DairyNews заявили, что будут вакцинироваться от COVID-19.

При этом, 24% выбрали вариант ответа, гласящий, что они уже полностью вакцинировались, а 15% - что будут вакцинироваться, поскольку хотят посещать заведения общепита. 9% опрошенных отметили, что их заставляют вакцинироваться на работе.

46% респондентов заявили, что вакцинироваться не будут. И это самый популярный ответ в опросе.

Мы также решили узнать, как относятся предприятия молочной отрасли к всеобщей вакцинации. Их мнения немного разделились, но, отметим, никто из них не агитирует против прививок от COVID-19, хотя и понимают, что они помогают не во всех случаях.

Активно к всеобщей молочной вакцинации от COVID-19 присоединяются следующие опрошенные участники отрасли: «Рузское Молоко»Unagrande Company, «Уфагормолзавод», на котором вакцинировались 20% сотрудников; ООО «ЭкоНива-Продукты питания» - 25% во всех регионах РФ, «Валио», «Русский пармезан», «Сернурский сырзавод», ГК «Лосево», «Дамол». 

Перечисленные выше предприятия положительно относятся к всеобщей вакцинации, отмечая, что это необходимо для «выработки коллективного иммунитета». При этом последние два считают, что вакцинация – это добровольное дело каждого человека, поэтому принуждать к ней нельзя, но необходимо проводить профилактические беседы и аргументировано убеждать сотрудников.

При этом такие крупные компании, как «Молвест», «КОМОС», «Nestle» и «Unilever» отказались комментировать ситуацию.

Есть и те, кто отрицательно высказывается об обязательной всеобщей вакцинации, при этом все равно осуществляя прививочную кампанию у себя на предприятии.

- Попытка переложить ответственность за вакцинацию на предприятия - провальная. Из опыта: мы постоянно ведем агитационную работу с февраля 2021 года. И только народ становится готовым к вакцинации, как появляется какой-то доктор, который скажет, что прививки зло, или заболеет сотрудник, который месяц назад прививался. И приходится начинать с нуля, - рассказали на «Сернурском сырзаводе». 

Поддержка вакцинировавшихся молочников

Тем временем опыт «поддержки» Московскими властями переходит и в молочную отрасль.

На предприятии «Русский пармезан» уже рассказали, что будут выплачивать по 5 тыс. рублей каждому сотруднику, привившемуся от COVID-19. А, например, работники «Валио» получают льготы за прививки от COVID-19: продуктовые наборы и возможность взять день отдыха без оформления больничного листа.

Антимеры и их последствия

Но кроме мер поддержки населения и бизнеса, правительство постепенно вводит и антимеры, которые негативно отражаются на всем, что попадается под их влияние. 

Одна из основных антимер, распространяющихся не только на заведения общепита – это угроза лишить непривившихся сотрудников зарплаты или вообще рабочего места.

- Работодатель обязан отстранять сотрудника, отказавшегося от вакцинации от COVID-19 при отсутствии медицинских противопоказаний. Граждане могут отказаться от прививок, но тогда они должны быть отстранены от работы. К сфере торговли, где должны быть привиты не менее 60% сотрудников, помимо розничного сектора, относятся также оптовая и дистанционная. В период отстранения от работы невакцинировавшемуся сотруднику зарплата не начисляется. Это время также не включается в трудовой стаж, дающий право на отпуск. В случае несоблюдения работодателем требования о количестве вакцинированных сотрудников, ему будет грозить приостановка работы на 90 суток. Контроль за соблюдением требований будет проводиться в форме сплошных проверок в отношении всех работодателей, - сообщили в московском Оперативном штабе по борьбе с коронавирусом.

При этом ранее в СМИ говорилось о том, что невакцинировавшиеся сотрудники смогут работать удаленно.

В знаменитой сети кафейн также сообщили, что отказавшиеся от вакцинации сотрудники будут вынуждены покинуть компанию добровольно.

В связи со сложившейся ситуацией, советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко заявил, что заведения общественного питания в Москве потеряют около 30% выручки из-за введения «бесковидного» формата работы с 28 июня, несмотря на допуск посетителей до 12 июля на летние веранды без QR-кодов.

- Летние веранды, конечно, помогут, но выручка все равно сократится. Поскольку, во-первых, к ночной работе заведений это вообще не относится, а во-вторых, аномальная жара не очень располагает к сидению на открытой веранде. Ожидать, что с 12 июля удастся прекратить все ограничения, пока не приходится, поскольку до этого времени вакцинировать всех не удастся, - подчеркнул эксперт. 

Директор Переяславского молочного комбината Алексей Сарафинос заявил, что в результате введения системы QR-кодов в заведениях общепита может сократиться потребление молочных продуктов в HoReCa.

При этом, по его мнению, изменить ситуацию в лучшую сторону поможет доставка готовых блюд, в результате чего возрастет потребление молочных продуктов в домохозяйствах.

- Производителям в этой ситуации остается только не терять оптимизма, искать альтернативные каналы сбыты, и тут первое, что приходит в голову, - e-commerce. Также необходимо продолжать работать с соблюдением всех санитарно-защитных мер на производстве. Я думаю, это временные трудности, и вместе мы с ними справимся, - заметил Алексей Сарафинос. 

Так или иначе всеобщая вакцинация неизбежна. Может это и к лучшему. Но пока она будет навязываться населению в виде закручивания гаек и вымышленных подачек в виде обещаний правительства – это не принесет никакого эффекта.

А как эксперимент по созданию COVID-free кафе и ресторанов отразится на потреблении молока в сегменте HoReCa – покажет только время.

Мы следим за развитием событий

18.09.2021
В наше время популярные блогеры и лидеры мнений оказывают, кажется, намного большее влияние на представления потребителей о здоровом питании, чем научное сообщество, диетоги, врачи, технологи пищевого производства. Чтобы разобраться, насколько научна та информация о молоке, которая нередко встречается в Интернете, мы запросили комментарии экспертов — которые, кстати, тоже активно ведут блоги и сами являются лидерами мнений.
Читать полностью
Календарь