Как Россия теряет рынок органической сельхозпродукции

Источник: ИА DairyNews
Недавно под патронажем организаций из ЕС и США шесть государств подписали соглашение о сотрудничестве по развитию органического сельского хозяйства.

Все эти страны граничат с Россией. Свои подписи под документом поставили аграрии Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Монголии и Кыргыстана. Россия активно развивает Таможенный и Евразийский Союзы, но в плане развития органического сельского хозяйства, мы явно проморгали выгодную нишу и упустили инициативу.

В геополитической перспективе ни США, ни ЕС и их бизнес-резидентам не интересно, чтобы Россия стала ведущим экспортером органической продукции. Природные ресурсы России для развития органического сельского хозяйства уникальны, таких ресурсов нет ни у одной страны мира.

Рынок органической продукции продолжает расти во всем мире темпами 5-30% в год. По данным IFOAM, мировой рынок органической продукции к 2020 году достигнет $200-250 млрд. 96% экопродуктов потребляют ЕС и США, но у них проблема с производством.

Крупнейшие страны-производители и потребители на мировом рынке (2012 г.)

Источник: FiBL and IFOAM; for total global market: Organic Monitor; for number of certifiers: Organic

Standard/Grolink

Страны с наибольшим количеством производителей органической продукции

Страны с наибольшим товарным оборотом органической продукции (млн. евро)

 

1

Индия

400 551

США

20 155

2

Уганда

188 625

Германия

6 020

3

Мексика

128 862

Франция

3 385

4

Эфиопия

123 062

Великобритания

2 000

5

Танзания

85 366

Канада

1 904

6

Перу

44 827

Италия

1 560

7

Турция

43 096

Швейцария

1 180

8

Италия

41 807

Япония

1 000

9

Испания

27 877

Австрия

986

10

Мали

27 771

Испания

905

В ЕС помимо физического дефицита сельхозземель, очень большая пестицидно-гербицидная нагрузка – 300 кг на гектар земли. А в США проблема для экологического земледелия - засилье ГМО культур, более 60 млн. га засеяно ГМО-культурами. Таким образом, собственный производственный потенциал основных потребителей экопродукции уже практически исчерпан, а потребление такой продукции стабильно растет. Из приведенной таблицы видно, что наибольшая доля производства приходится сегодня на развивающиеся страны – Индия, Мексика, Уганда и др. Россия потенциально способна занять ведущее место в экспорте органической сельхозпродукции на рынки США и ЕС. Нужна только политическая воля, которая судя по предложенному депутатами законопроекту, пока отсутствует. Предлагаемый законопроект создает серьезные барьеры для развития органического земледелия.

В случае принятия к 2015 году адекватных нормативно-правовых актов в сфере органического сельского хозяйства, к 2020 году Россия может занять 10-15% мирового рынка органической сельхозпродукции. Количество сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции превысит 15 000. Будет создано 750'000-1'000'000 новых рабочих мест на селе с высоким уровнем дохода. Потенциал рынка органической сельскохозяйственной продукции составляет для России 700 млрд. рублей.

Интересным фактом является активная деятельность ЕС и США в центральной Азии, в странах СНГ и Евразийского союза по развитию экспортного потенциала органической продукции. Старт программ поддержки сопредельных с Россией стран совпадает с первой активностью России в области органического сельского хозяйства. Именно в 2002 году в Совете Федерации началась разработка законопроекта об органическом сельском хозяйстве в РФ. С этого времени стартуют и программы поддержки западными странами органического сельского хозяйства в странах СНГ. И самое интересное, что одним из основных каналов сбыта органической продукции для стран Азиатского региона ЕС и США называют рынок России!

Некоторые программы поддержки в странах Азии (данные технико-экономического обоснования в рамках проекта «Интегрированный подход к продвижению Центрально Азиатских малых и средних предприятий по переработке орехов, сухофруктов и меда», 2012 год):

Армения

Такие НПО как Shen Green Lane консультируют фермерские хозяйства. Государственный аграрный университет Армении сотрудничает с университетом Касселя в области органического сельского хозяйства. Недавно завершились проекты «Развитие биологического сельского хозяйства и Био сертификации в Южном Кавказе», поддержанный SDC и HEKS (2002-2010) при технической поддержке GTZ, а также проект «Развитие органической цепочки на Кавказе и в Молдове», поддержанный Голландским Министерством иностранных дел и AVALON Нидерланды (2005-2009). ФАО ООН оказала поддержку Армении в разработке органического законодательства.

Казахстан

Органический центр Республики Казахстан был организован в 2008 году в результате  сотрудничества между Фондом интеграции экологической культуры и Agro Eco Louis Bolk Institute (Нидерланды) при финансовой поддержке Еврокомиссии. Миссия центра – укрепление органического движения и оказание помощи в создании благоприятных условий для развития органического сельского хозяйства в Казахстане и Средней Азии.

Узбекистан

Австрийская компания MARAP создала в Узбекистане дочернее предприятие по производству органической сельхозпродукции. Инвестиции MARAP в органическое производство в Узбекистане составили 5 миллионов евро.

Таджикистан

ICCO (Голландская организация по развитию сотрудничества) совместно с HELVETAS (Швейцарская компания по развитию сотрудничества) начали проект «Развитие продукции органического происхождения». Программа развития ООН в рамках проекта «Содействие торговле» в 2010 году поддержала производство органического хлопка. В 2008-2011 годах «Соадат» реализовал проект «Дурандеш», финансируемый Oxfam Novib (общая сумма проекта 350 тысяч евро).

Пока правительство России отмахивается от органического сельского хозяйства наш рынок органической продукции регулярно с пристрастием изучают США и страны ЕС, выпускают ежегодные отчеты. А российские экопроизводители развивают органическое сельское хозяйство безо всякой помощи извне и в условиях бездействия государства.  

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь