Как придать ферме достойное содержание?

Источник: mk.ru
Из ста с лишним фермерских хозяйств, зарегистрированных в Рузском районе, действующих примерно пятая часть. Остальные наличествуют лишь на бумаге. Тех же, которые специализируются на молочном скотоводстве, и вовсе единицы. Валерий Васильев — хозяин одной из таких ферм.
Наш сегодняшний очерк об этом замечательном человеке. Его история и уникальна, и типична одновременно. Уникальна тем, что он вот уже более 20 лет занимается любимым делом, а солидный фермерский стаж в постсоветской, кризисной России — явление редкое. А типична она теми проблемами, с которыми сталкиваются практически все предприниматели, работающие на земле.

Если свинина, не проданная сразу, может подождать в холодильнике несколько дней, если картошка обладает способностью много месяцев храниться в ожидании реализации, то молоко остается свежим недолго. Это странный продукт из пакета не киснет неделю, а то и две. А настоящее молоко должно попасть на стол как можно скорее.

 
 

Васильев считает, что земля должна быть под строгим контролем государства.
 
И вот выясняется, что у нас вырастить корову, обеспечить ей комфортные «бытовые» условия, накормить, напоить, вовремя провести осеменение — это еще не самое трудное. Главная головная боль у российского «молочного» фермера, как и у любого другого, — как сбыть полученный продукт. В нашем конкретном случае — молоко.

— За все двадцать лет у меня ни одного отпуска не было, — поясняет Валерий Анатольевич. — «Отлынивал» от работы, только когда в больнице лежал.

Карьера нашего героя складывалась следующим образом: после восьмилетки выучился в можайском СПТУ на тракториста. Работал в совхозе «Октябрьский», служил в армии. А когда демобилизовался, попал под активную пропаганду, проводимую СМИ, касающуюся пресловутого семейного подряда. Ну и решил попробовать, что это за фрукт и с чем его едят.

Не думал он тогда, в какой нелегкий процесс вовлекается, но, возможно, эта неосведомленность и позволила в полную меру проявиться его кипучему энтузиазму.

Сколько инстанций, сколько бюрократических кругов прошел он в стремлении создать свою молочную ферму, стать хозяином и работать не покладая рук, не отвлекаясь на изматывающую бумажную волокиту. Арендовал коровник в рузском селе Теряеве — у подсобного хозяйства 2-го московского часового завода.

Когда оттуда внезапно «попросили», перебрался с хозяйством в развалины телятника в недалекую деревеньку Вандово. Там одни стены были. Крышу, окна и все остальное восстанавливал сам.

Однако до полной кондиции помещение не довел до сих пор. То средств не хватает, то времени.

К слову, этот свой «долгострой» вместе с землей он решил выкупить у владельцев и даже деньги внес, но оплаченное имущество, по причине неразберихи в государстве, в собственность так и не получил. Лишь недавно с помощью районной администрации ему удалось-таки, еще раз заплатив владельцу, оформить документы на пять гектаров земли вокруг телятника.


Головная боль российского «молочного» фермера — как сбыть полученный продукт.
 
Конечно, этого участка мало. Ведь сегодня у Васильева стадо в сорок дойных коров да столько же молодняка. Приходится сено и солому подкупать на стороне, а это тоже дело недешевое и непростое.

А тут еще проблемы с рынками сбыта молока, которые для ферм с такой специализацией полностью доступны лишь в теплый сезон.

— Молоко в основном продаем на розлив и летом, — поясняет Валерий Анатольевич. — Торгуем в поселках, в Рузе — в Заречье, по садоводческим товариществам. Наступает 1 сентября, дачники с детьми уезжают — пора доходов заканчивается. Сдавать продукцию на заводы нет смысла — там принимают по такой низкой цене, особенно летом, что никакой прибыли не получишь.

В такой ситуации нет смысла стремиться и к рекордным надоям и расширять стадо. Для увеличения поголовья необходимы все те же слагаемые: надежная кормовая база и стабильный сбыт. И о собственной переработке можно говорить при тех же условиях.

— Платили бы заводы за молоко выгодную цену, был бы смысл расширять производство, — мечтает собеседник. — Когда поставляешь свою продукцию в детские сады, школы, больницы, тоже есть уверенность в завтрашнем дне. Но сегодня во время торгов во главу угла ставится отнюдь не качество продукции. Выигрывает тендер тот, кто может предложить широкий и дешевый ассортимент, о качестве тут разговор не идет.

Кто прежде всего проигрывает в этой ситуации? Дети. Молоко, настоящее, живое, чистое, — очень важный продукт для растущего организма. Пичкая малышей «химией», со временем мы получим больных взрослых. В общем и целом проблема продовольственной безопасности в нашем государстве уже звучит набатом.

В этом разрезе государственная поддержка отечественного производителя — дело необходимое и неотложное. К слову, фермер Васильев отмечает, что кое-какие шаги в этом направлении все же совершаются. Например, в прошлом году он впервые за всю историю своего фермерства получил дотацию — около ста пятидесяти тысяч рублей. И в этом году собирает документы на новую.

И все же главная проблема, по имени земля, остается открытой. И тут у нашего героя, предпринимателя и частника, весьма нетипичная для этого сословия точка зрения:

— Земля должна быть в руках государства или хотя бы под строгим его контролем.

Валерий Васильев — оптимист. Он уверен: как за ночью обязательно наступает день, так и все наши неурядицы и нелепости должны смениться умными и гуманными правилами в этой вечно идущей игре под названием «экономика».
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью