Как пандемия способствовала развитию «темных кухонь»
«Темные кухни» появились еще до пандемии, но она способствовала их активному развитию., утверждает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. По его мнению, эта бизнес-модель станет маржинальнее стандартных заведений.
Успешная схема сотрудничества «темных кухонь» и агрегаторов по доставке еды такая: сервис по доставке еды может стать собственником сетевого кафе и продавать блюда от его имени. Например, так делает подразделение Uber – Uber Eats, – у которого есть свои «темные кухни».
Как сообщал Agrotrend.ru, компания Uber в 3Q 2020 за всю свою историю впервые заработала больше на доставке продуктов, чем на своем традиционном бизнесе – перевозках пассажиров. Это знак того, насколько изменилось поведение покупателей, и как компания быстро отреагировала на эти изменения. Бизнес Uber по доставке еды вырос на 125% – на $1,45 млрд. Сервис востребовали клиенты, заказывавшие еду вместо того, чтобы, как до пандемии, посещать заведения HoReCa.
Суть сотрудничества агрегаторов и «темных кухонь» – не в конкуренции с другими партнерами, которые тоже продают товары через площадки, а в том, чтобы гибко занять свободные ниши, утверждает Федяков. Например, различные эксперименты с упаковкой, тарой, рецептами и т.д.
Например, «Партия еды» из Санкт-Петербурга сфокусирована именно на фабрике-кухне. Осенью 2018 года 83% в ее капитале купила компания «Яндекс Такси». По оценке экспертов, это стоило около 1 млрд руб. В итоге на основе была создана новая компания «Яндекс.Шеф». Она разрабатывала наборы ингредиентов блюд для клиентов, в том числе для ресторанов. Через год функционирования по подписке компания закрылась, но созданный ассортимент получила «Яндекс.Лавка».
Две подобные точки в Москве открыл McDоnald’s, напоминает Федяков. По его мнению, такой формат работы заведений гораздо рентабельнее, чем традиционный формат. Блюда готовят быстро при этом нет затрат на аренду и т.д.
По схожей схеме в пандемию начали работать и продуктовые ретейлеры. «Магнит» начал открывать в Москве дарксторы (darkstore). Это магазины-склады без торговых залов, ориентированные только на сборку и быструю доставку продуктовых заказов.