Как изменилась “частная налоговая” компания ЦРПТ

Источник: The DairyNews
Не за горами 1 июня - день “икс" для производителей сыров и мороженого, для которых стартует обязательная маркировка в системе “Честный знак". The DairyNews вспоминает как начиналась очередная система контроля производителя.

Уже история

8 декабря 2016 года Кабмин утвердил Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. Согласно документу, в течение ближайших пяти лет в стране вводится система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

Система маркировки предусматривает обязательство производителей и импортеров приобретать коды маркировки для каждой единицы продукции (стоимость кода маркировки 50 копеек без учета НДС - постановление Правительства РФ от 08.05.2019 N 577) и наносить их на упаковку. Согласно изначальным понятиям, используемым в документах, составляющих правовую базу маркировки, прослеживаемость движения продукции обеспечивается за счет того, что все участники оборота представляют в систему маркировки данные о переходе права собственности и выбытии продукции из оборота. 

В марте 2020 года также был принят ГОСТ Р 58636-2019. “Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Прослеживаемость оборота продукции. Общие требования". В нем говорится: “Прослеживаемость оборота продукции заключается в обеспечении возможности для участников оборота продукции восстановить историю происхождения, использования, местонахождения продукции с помощью регистрируемой информации и реализуется в рамках системы прослеживаемости оборота продукции". 

За три года до этого - 1 января 2017 года Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». После этих изменений Правительство получило полномочия по определению товаров, подлежащих маркировке.

2 февраля 2018 года в Казахстане подписано соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕврАзЭС. Данный документ устанавливает порядок введения маркировки на территории ЕАЭС.

25 декабря 2018 года Президент РФ подписал закон о создании государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ устанавливает полномочия Правительства РФ вводить маркировку средствами идентификации для отдельных товаров, а также характеристики кода и средства идентификации, правила маркировки и особенности введения маркировки, характеристики необходимого оборудования.

Кроме того в документе указано, что Правительство определяет Оператора государственной системы маркировки.(ст. 20.1. п.3).

Распоряжением Кабмина от 28 декабря 2018 года N 2963-р утверждена концепция системы маркировки, согласно которой ключевыми целями создания и функционирования системы маркировки являются обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках.

Как позднее неоднократно упоминали представители власти, важнейшим фактором введения маркировки остается повышение собираемости налогов. Несмотря на это последующие два года велась активная pr-кампания, поставившая целью постоянное упоминание о высоких показателях фальсификата в молочной отрасли. Данные эти так и не были подтверждены открытыми исследованиями и обоснованной системой оценки фальсификата. 

ООО “ОПЕРАТОР-ЦРПТ" было определено оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации на основании части 3 статьи 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно распоряжению Правительства от 8 мая 2019 года №899-р, соглашение с ЦРПТ заключено на 15 лет. 

ООО является совместным проектом USM Алишера Усманова ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%).

В ноябре 2019 года Союзмолоко представило оценку целесообразности и обоснованности внедрения маркировки.

Тогда отраслевое объединение оценивало внедрение системы для молочной отрасли в 45 млрд. рублей, с учетом того, что совокупная прибыль всей отрасли не превышает 35-38 млрд. рублей. 

В 2020-2021 гг переоценка показала, что на единовременное внедрение отраслью маркировки уйдет 61 млрд. руб плюс более 35 млрд. рублей ежегодно затраты на обслуживание системы и покупку кодов маркировки.

Еще в начале 2019 года в интернете тиражировался ролик-расследование Сергея Дружко о маркировке и ее бенифициарах, но уже в конце года видео было изъято из интернета и доступ к нему ограничен даже на youtube-канале автора.

К слову, видео размещалось и на сайте Молочного союза России, но также было оттуда удалено.

В 2020 году риторика лоббистов отрасли изменилась, поскольку всем дали ясно понять - маркировка будет и никого не волнует, какие последствия за этим ожидаются. Заявления о безусловной полезности маркировки продолжали звучать как от структуры НИФИ (Научно-исследовательского финансового института Минфина), так и от основателей ЦРПТ - больше всех отличался г-н Галицкий.

Структура Минфина и вовсе заявила, что молочники получат 52 млрд. рублей от внедрения маркировки.

Обусловлено это будет уходом с рынка контрафактной продукции. Осталось, как говорится, дождаться, пока это случится. А пока вопрос у молочных предприятий (по крайней мере малых и средних) один - где взять деньги на маркировку и параллельное развитие предприятий. О текущей ситуации The DairyNews оперативно информирует в соответствующем разделе. Ознакомиться с данными на затраты предприятий и ситуацию с готовностью регионов вы можете по ссылке.

Тем временем сегодня

В начале апреля стало известно, что ООО "Оператор-ЦРПТ" стало прибыльным предприятием. В 2020 году выросла до 7,104 млрд рублей с 2,716 млрд рублей в 2019 году.

Прибыль от продаж подскочила более чем в 30 раз - до 1,28 млрд рублей с 41,7 млн рублей. Чистая прибыль составила 126,297 млн рублей после убытка в размере 219,44 млн рублей годом ранее.

В структуре доходов "Оператора-ЦРПТ" за 2020 год на выручку от маркировки табачной продукции пришлось 5,57 млрд рублей против 2,66 млрд рублей в 2019 году. Еще 3,94 млн рублей компания заработала на маркировке альтернативной табачной продукции.

Доходы от маркировки лекарственных препаратов выросли до 920,18 млн рублей с 325 тыс. рублей в 2019 году, от маркировки обуви - до 340,43 млн рублей с 54,79 млн рублей.

Еще 220,06 млн рублей "Оператор-ЦРПТ" заработал на маркировке товаров легкой промышленности, 29,83 млн рублей - на маркировке парфюмерной продукции, 23,14 млн рублей - на маркировке шин, 123 тыс. рублей - на маркировке фотопродукции.

Тем временем до 2024 года согласно стратегии противодействия контрафакту в РФ, в систему маркировки войдет широкий круг товаров - в том числе безалкогольные напитки, бакалея, бытовая техника, детское питание, косметика, продукция из рыбы. 

К слову, по данным ЕГРЮЛ, Алишер Усманов, ИТ-инвестор Александр Галицкий и председатель совета директоров ИТ-интегратора Softline Игорь Боровиков, а также компания «Атол» стали бизнес-партнерами экс-топменеджера Epam Анатолия Гавердовского. В частности, 9 октября 2020 г. он получил 49,8% в ООО «Открытые цифровые платформы». В этот же день доли по 25,1% в этой организации были записаны на ИТ-инвестора Александра Галицкого и на ООО «Юэсэм телеком», которое по данным ЕГРЮЛ, почти на 40% принадлежит Алишеру Усманову. До указанной даты 100-процентным учредителем рассматриваемой компании выступало ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). 

“Новая компания", по данным СПАРК, занимается разработкой компьютерного обеспечения. 

Чистая прибыль ООО «Открытые цифровые платформы» по данным 2020 года составила чуть более 11 млн. рублей. Выручка от продажи - 160 млн. рублей.

18 февраля 2021 г. У Анатолия Гавердовского, по данным ЕГРЮЛ, оказалось во владении 47,9% долей в ООО «Цифровые налоговые технологии». В тот же день Галицкий стал обладателем порядка 16% в данной организации. Указанное ООО «Цифровые налоговые технологии» ведет свою историю с 8 сентября 2015 г. Компания также занимается разработкой компьютерного обеспечения.

Согласно данным СПАРК, ООО “Центр развития перспективных технологий" (Не путать с ООО “Оператор ЦРПТ") имеет 9 дочерних компаний.

В том числе ООО “Аймарк" - чистая прибыль в 2020 году составила 73,8 млн. рублей. Компания занимается поставкой решений для маркировки товаров и услуг.

ООО Оператор ЦРПТ - чистая прибыль в 2020 году составила 126,2 млн. рублей.

ООО “Национальный каталог" - чистый убыток в 2020 году составил 1,9 млн. рублей.

ООО “Узтипхолдинг", компания зарегистрирована в декабре 2020 года.

ООО “Цифроздрав", занимающееся разработкой компьютерного обеспечения - чистый убыток в 2020 году составил 2,2 млн. рублей.

ООО “Ивента" - чистая прибыль составила в 2020 году 231,2 млн. рублей, компания занимается “деятельностью по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов".

ООО “Модум" - чистая прибыль 709 млн. рублей, компания зарегистрирована как разработчик компьютерного программного обеспечения.

Зарегистрированное год назад ООО СПТ-Сервис, чистая прибыль в 2020 году - 44 тыс. рублей. Деятельность - разработка компьютерного программного обеспечения.

ООО “Трекмарк" - чистая прибыль в 2020 году составила 14,8 млн. рублей. Компания занимается решениями для маркировки.

Что касается этапов внедрения обязательной маркировки молока, на сегодняшний день в Дорожной карте они выглядят следующим образом:

Д1.jpg

В ходе реализации пилотного эксперимента внедрение маркировки в молочной отрасли претерпело существенные изменения и уже не отвечает ГОСТу, о котором мы упоминали в начале материала. 

Отменена поштучная прослеживаемость для скоропортящихся товаров, с 1 декабря 2023 поэкземплярный учет станет обязательным только для товаров со сроком годности равным или более 40 суток. Также предполагается отсрочить маркировку для КФХ, ИП и сельхозкооперативов до 1 декабря 2022 года. Не маркируются питание для детей до 3 лет, профилактическое питание и специализированное. Вопросов все еще остается много. Однако, перспективы у ЦРПТ большие, учитывая сколько отраслей еще планируется загнать в гибкие “рамки" “Честного знака".



12.10.2021
В последнее время мы все чаще обсуждаем АПК через призму экологичности производства, рационального использования природных ресурсов и грамотной утилизации отходов. «Зеленая повестка» стала больше, чем просто трендом — об этом говорит не только опыт международных холдингов, которые ведут свою деятельность на территории России, но и практики по экологизации производства, которые успешно внедряют российские производители и поставщики решений. The DairyNews собрали комментарии участников рынка, представителей ведомств и поставщиков решений, чтобы понять: готова ли молочная отрасль России к трансформации?
Читать полностью
Календарь