Как Fonterra не сумела заработать на молоке

Источник: milknews.ru
Производители молока для Fonterra в этом году получили самую низкую выручку за последние 9 лет.
Завод Whareroa по производственной мощности может каждую неделю выпускать столько сухого молока, сыра и сливок, что этого количества хватило бы, чтобы заполнить три олимпийских бассейна. Именно благодаря этому заводу за кооперативом Fonterra закрепилась слава самого крупного экспортера «молочки».

Но на сегодняшний день из-за резкого проседания цен на рынке и снижающегося спроса на молоко в Китае 80% фермеров Fonterra оказались в состоянии кризиса. Известный завод Whareroa превратился в символ того, как Fonterra не смогла заработать на добавленной стоимости продуктов.

Несмотря на то, что Fonterra фактически имеет монополию на производство молока в Новой Зеландии, компания поставляет 61% своего сухого молока в другие компании, вместо того, чтобы развивать собственное производство и конкурировать с игроками рынка на полке.

Аналитики рассказывают: по сути Fonterra «закрылась» в развитии одного направления – производстве сухого молока. Теперь, в период кризиса, у компании нет оборотных средств на диверсификацию производства.

За последние 3 года цены на сухое молоко, которое входит состав практически всех кондитерских изделий, от печенья до мороженого, упали практически вдвое. Это произошло из-за снижения спроса в Китае на фоне перенасыщения рынка. Ситуация с Китаем сказалась на многих крупных поставщиках, ориентированных на экспорт. Однако в случае с Fonterra это привело к наиболее печальным последствиям: ранее компания реализовывала на китайском рынке 95% своей продукции.

Фермеры Fonterra заявляют: компания могла бы получать гораздо больше прибыли от полученного молока. Отпускные цены за 1 кг реализованного молока упали до $3,90 новозеландских долларов с отметки $8,40 еще три года назад. В нынешнем сезоне переработчик обещает поднять выплаты до $4,25, но такой показатель по-прежнему будет на 20% ниже, чем тот объем средств, который фермеры тратят на процесс производства. Аграрии пытаются справиться с кризисом различными путями: некоторые продают свою долю в компании и переходят на снабжение других переработчиков.

За последние 5 лет доля Fonterra в молочном бизнесе Новой Зеландии упала с 95% в 2001 году до 84%. Объем производства молока фермерами Fonterra в нынешнем сезоне составит 22 млрд литров, это в три раза больше, чем общий показатель Ирландии, схожей по климату и численности населения с Новой Зеландией. С каждого полученного литра молока Fonterra зарабатывает меньше, чем Danone или Nestle. Такие данные приводит исследовательский центр IFCN. Представители Fonterra отмечают, что по правилам компания должна забирать все молоко у своих фермеров, тогда как Nestle или Danone покупают сырье по необходимости.

Серьезным испытанием в кризис стало и географическое положение компании. Умеренный климат с обильными дождями делает Новую Зеландию идеальной для молочного животноводства. Однако относительная удаленность страны создает проблемы со сбытом на внешних рынках. Сейчас Fonterra делает основные ставки на развитие совместного бизнеса по производству детских молочных смесей с Китаем. Однако фермеры опасаются, что компания будет иметь слишком большую зависимость от китайского рынка.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью