»в Ћегро: "–оссийские потребители очень хорошо понимают, на что они трат€т деньги"

»сточник: kommersant.ru
—пуст€ три года после сделки, позволившей Danone стать лидером на российском молочном рынке, французска€ группа отказалась от использовани€ бренда "ёнимилк". ¬ интервью "Џ" генеральный директор группы Danone в –оссии »в Ћегро рассказал, как принималось это решение, происходило объединение бизнесов и почему цены на молочные продукты в –оссии могут вырасти.
Ч ѕочему решение о названии группы в –оссии принималось так долго? 

Ч ¬начале у нас было две компании, которые были очень разными и не очень хорошо знали друг друга. ћы давно объединили высшее руководство и определились с общей стратегией. Ќо с точки зрени€ операционной де€тельности и корпоративной культуры было очень много различий. —ейчас мы ощущаем, что в сознании людей интеграци€ уже совершилась. » у нас нет такого, что люди о себе думают: "€ из "ёнимилк", они думают: "€ из Danone". 

Ч Ѕыли какие-то другие варианты названи€ объединенной компании? 

Ч ¬ыбор имени был прост. Ѕренду Danone уже около 100 лет, а "ёнимилк" Ч это компани€, котора€ была на рынке всего семь лет. Ёто был очень успешный холдинг, но это не был бренд, который хорошо известен на рынке и прочно ассоциировалс€ с имиджем компании. 

Ч ¬ письме к контрагентам по поводу смены названи€ компании вы писали, что процесс объединени€ завершилс€, но много еще предстоит сделать. „то конкретно? 

Ч ѕроцесс интеграции идет полным ходом. Ќа сегодн€ 50% наших продаж уже полностью объединено. Ёто значит один заказ, одна доставка, один счет. Ќаша компани€ делитс€ на семь дивизионов. ќдин из них, северо-западный, уже полностью интегрирован благодар€ единой операционной системе, котора€ включает не только продажи, но и всю операционную систему Ч от заказа до получени€ наличных. ѕотом мы во всех регионах объединили офисы. ” нас есть складские помещени€ в 58 регионах –оссии и в 15 из них нам потребовалось объединить склады Danone и "ёнимилка" Ч эта работа также завершена. ƒалее уже полностью объединено все, что касаетс€ управленческих функций, отчетности и маркетинга. »з того, что осталось сделать,Ч это объединить другие 50% продаж и решить юридические тонкости, касающиес€ упрощени€ нашей юридической структуры. »сторически так сложилось, что очень многие юридические лица, которые были в составе "ёнимилка", имеют мелких акционеров. Ёто заводы, которые акционировались, где часть акций могли иметь сотрудники. ƒл€ того чтобы это консолидировать, нужно провести очень большую работу по выкупу этих небольших пакетов акций, и только потом мы сможем уже объединитьс€ в одно целое. ƒумаю, что на 100% интеграци€ завершитс€ через два-три года. 

Ч —колько Danone может потратить на выкуп акций в дочерних предпри€ти€х? 

Ч Ётот процесс еще идет, и точную цифру посчитать пока сложно. 

Ч  огда происходит объединение крупных компаний, какие-то их активы станов€тс€ ненужными. ¬ вашем случае это, например, доставшеес€ от "ёнимилка" предпри€тие "—тарицкий сыр". Ёто предпри€тие было выставлено на продажу.  акова его судьба на этот момент? 

Ч ƒл€ того чтобы быть успешным, нужно концентрироватьс€ на ключевых активах. ѕроизводство сыра не €вл€етс€ профилем нашей де€тельности. »ли, например, у "ёнимилка" было производство сыворотки в ћордовии на предпри€тии "Ќадежда". ћы не хотели закрывать это предпри€тие, мы хотели, чтобы у него по€вилс€ новый стратегический инвестор, который помог бы ему развиватьс€ и сохранить рабочие места. »м стал республиканский правительственный фонд, который выкупил, сохранил предпри€тие, и оно прекрасно развиваетс€. „то касаетс€ "—тарицкого сыра", то действительно он выставлен на продажу, но сделка пока отложена и совершитс€ к концу этого года или в начале следующего. 

Ч  то выступает покупателем? 

Ч я не могу назвать покупател€, пока сделка не завершена.  роме того, покупатель может и помен€тьс€. 

Ч  акие-то еще активы планируете продавать? 

Ч ” нас есть список того, что мы продаем, но, кроме "—тарицкого сыра", в нем нет предпри€тий. ≈сть участки земли, какие-то строени€, € не могу их все точно назвать.  стати, в процессе интеграции с "ёнимилком" вы€снилось, что многие его активы, о которых мы изначально думали как о лишних, оказались нам нужными. Ќапример, мы думали, что у нас слишком много брендов и какие-то продукты не понадоб€тс€, но ситуаци€ доказала обратное. ћы не закрыли ни один федеральный бренд. Ќапротив, мы даже вернули на рынок некоторые локальные бренды, которые были закрыты "ёнимилком" еще до объединени€ с Danone. “ак, в  азани был прекращен выпуск местного бренда "Ёдельвейс", а мы его возродили. “о же самое было с брендом "ѕетмол" в —анкт-ѕетербурге. —ейчас он очень хорошо продаетс€ и показывает рост. ѕотом на ”рале мы перезапустили бренд "ћу", назвав его "”ральским молоком". —менили дизайн упаковки, сделав ее более веселой, в горошек. Ќесмотр€ на смену дизайна и имени, этот продукт продаетс€ в тех же объемах, которые были у "ћу", но при этом в гораздо меньшем количестве SKU. “ем самым мы серьезно упростили производство, но сохранили объем. 

Ч „то заставило вас решить, что эти бренды нужно возродить? 

Ч ¬ случае с "”ральским молоком" мы чувствовали, что на ”рале необходим сильный локальный бренд. "ћу" Ч название хорошее, св€зано с молоком, но никоим образом не ассоциировавшеес€ с местным продуктом, хот€ и производилось в ≈катеринбурге. ѕо той же причине мы возродили "ѕетмол", так как в ѕетербурге все понимают, что это свое, родное. я считаю, что, если локальный бренд сильный, если люди его люб€т и знают, его нужно оставл€ть. ≈сли этого не происходит, тогда удобнее продавать национальные бренды. 

Ч  огда совершалась сделка с "ёнимилком", было ли где-то записано, что акционеры российской компании јндрей Ѕесхмельницкий и јндрей Ѕлох не имеют права в течение какого-то срока заниматьс€ молочным бизнесом Ч иными словами, быть конкурентами Danone? 

Ч ќни по-прежнему €вл€ютс€ акционерами нашего совместного предпри€ти€. ѕоэтому не в их интересах конкурировать с основным бизнесом, поскольку они как акционеры заинтересованы в том, чтобы этот бизнес приносил деньги. ƒа, у јндре€ Ѕесхмельницкого по€вилс€ впоследствии молочный бизнес в Ћатвии, но он с нами не конкурирует. 

Ч Ќо он планировал поставл€ть продукты из Ћатвии в –оссию... 

Ч ќб этом лучше спросить у јндре€, но € знаю, что, даже если он будет что-то поставл€ть в –оссию, это не те продукты, которые будут с нами конкурировать. ќн не в той продуктовой нише, которую мы занимаем. ” него есть спреды, мороженое, мы же не делаем эти продукты. Ћюбой бизнес, которым занимаетс€ кто-либо из акционеров нашей компании, в случае конкуренции с бизнесом Danone должен одобр€тьс€ советом директоров. 

Ч Ќасколько господа Ѕлох и Ѕесхмельницкий участвуют сейчас в бизнесе Danone в –оссии? 

Ч ” нас провод€тс€ регул€рные встречи совета директоров. ћы делаем там обзор бизнеса, и они комментируют, дают советы. ” нас бывают и неформальные встречи. Ќо в активном оперативном управлении они не участвуют. 

Ч ќни довольны тем, как сейчас развиваетс€ компани€? 

Ч ƒа. »наче, думаю, они внесли бы предложение на совете директоров о смене генерального директора. (”лыбаетс€.) 

Ч ѕравда ли, что јндрей Ѕесхмельницкий забрал большое количество сотрудников "ёнимилка" в свой новый латышский проект?  ак вы к этому отнеслись? 

Ч Ќесколько человек из управленческой команды "ёнимилка" действительно работают сейчас с јндреем в Ћатвии, но это не "большое количество", как вы сказали. я считаю, что это нормальный естественный процесс, когда часть команды следует за своим лидером, и мы были к нему готовы.   тому же со стороны Danone в руководство объединенной компанией пришло достаточно много менеджеров из разных стран. 

Ч ѕосле вашей сделки с "ёнимилком" обща€ дол€ объединенной компании стала снижатьс€. Ёто было видно из данных Nielsen за 2011 год. „ем вы можете это объ€снить?  акова была динамика в 2012 году и сейчас? 

Ч ¬ 2011 году наша дол€ рынка снизилась за счет того, что мы отказались от некоторой региональной продукции, котора€ не приносила нам денег. — точки зрени€ финансовых показателей это сокращение объемов помогло нам. ћы оздоровили нашу ситуацию с прибылью. ¬ 2012 году наша дол€ была стабильной, у нас где-то 21% в объеме и более 25% в стоимостном выражении. ¬ первом квартале этого года мы показываем рост, мы в хорошей фазе. 

Ч  огда вы объединились с "ёнимилком", € помню, были споры, кака€ из компаний занимает лидирующую позицию на молочном рынке Ч ваша или принадлежаща€ теперь PepsiCo "¬имм-Ѕилль-ƒанн". ¬ы можете сказать, кто из вас все-таки €вл€етс€ лидером? 

Ч ѕо объемным показател€м мы не очень далеко друг от друга. Ќо мы все же больше, особенно это видно по последним данным Nielsen. ¬ стоимостном же выражении мы значительно больше. 

Ч Ќасколько вы довольны потреблением молочной продукции в –оссии и что компани€ предпринимает дл€ увеличени€ спроса на нее? 

Ч ћы уверены, что есть большой потенциал в росте объемов потреблени€. Ќекоторые категории, такие как йогурт, зерненый творог или молочна€ продукци€ дл€ детей раннего возраста, пока еще очень мало потребл€ютс€. ѕоэтому наша роль как лидера рынка Ч регул€рно выходить с какими-то инноваци€ми, работать над улучшением вкуса, качества. » это не только касаетс€ рекламы наших продуктов, нам нужно объ€сн€ть потребителю, почему эти продукты полезны. √од назад мы объ€вили, что инвестируем $700 млн в модернизацию наших производств и эти деньги в основном пойдут на улучшение качества и безопасности продуктов. ѕри этом мы стремимс€, чтобы росли не только наши бренды, но и категории, в которых они представлены в целом. Ќапример, совместно с другими игроками отрасли мы разработали программу социальной рекламы по продвижению всей молочной категории, которую мы называем "“ри молочных продукта в день". 

Ч  ак может увеличитьс€ потребление молочных продуктов в процентном отношении, скажем, в этом году? 

Ч ≈сли мы говорим о категории современных молочных продуктов, таких как йогурт, молочные десерты, то мы думаем, что она может расти на 5% в год минимум. Ќо, может быть, даже и на 10%. “радиционные продукты, например питьевое молоко, тоже могут хорошо расти. Ќа сегодн€шний день рынок растет быстрее, чем € думал полгода назад. 

Ч „ем вы это объ€сн€ете? 

Ч ћне кажетс€, российские потребители очень хорошо понимают, на что они трат€т деньги. ≈сли они вид€т качественный продукт, они готовы его покупать. » поэтому сейчас, конечно, важно боротьс€ за потребител€. ѕричиной роста продаж €вл€етс€ также и цена, котора€ в последние годы была очень стабильной. ѕри этом есть много молочных традиционных продуктов, за исключением кефира, которые используютс€ при готовке. —ливки, например. ¬ –оссии сейчас бум готовки, о чем свидетельствует большое количество телевизионных кулинарных шоу. Ёто тоже помогает росту. 

Ч ¬есной ассоциаци€ "—оюзмолоко" предупредила, что в этом году в –оссии впервые не будет сезона "большого молока", так как производители снижают объемы выпуска в услови€х недостаточной господдержки и увеличени€ стоимости кормов. —огласны ли вы с таким прогнозом? » как это повли€ет на цены? 

Ч Ёто очень т€желый год. —прос на молочные продукты растет, а производство молока Ч нет. ћы пытаемс€ боротьс€ с этой ситуацией: работаем с нашими фермерами, с поставщиками молока, у нас есть программы, которые рассчитаны на то, чтобы повышать производительность коров. “ак, например, в прошлом году у нас была программа, в которой было задействовано 250 ферм на 100 тыс. коров. ¬ рамках нее мы проводили консультации по изменению рациона питани€ животных. ¬ результате без дополнительных инвестиций со стороны производител€ молока мы добились увеличени€ объемов производства на этих фермах на 6,5%. Ќо что случилось в этом году? — конца прошлого года в –оссии очень сильно повысились цены на корма, что в совокупности с другими факторами привело к тому, что производители вынуждены были сокращать поголовье. ¬следствие этого падает производство молока и цена, котора€, как мы знаем, всегда летом снижаетс€ достаточно существенно, в насто€щий момент почти не снижаетс€. ћы считаем, что все игроки рынка должны прин€ть меры дл€ того, чтобы исправл€ть эту ситуацию. ≈стественно, поскольку растет цена на сырье, будет расти цена и на готовую продукцию. Ќо мы, конечно, со своей стороны попытаемс€ сделать этот рост достаточно гладким, чтобы не убить рынок, чтобы не убить потребление. 

Ч  ак сильно может увеличитьс€ средн€€ цена на готовую продукцию по итогам этого года? 

Ч я не могу сейчас сказать. ћы не знаем, как будет развиватьс€ ситуаци€. —ейчас мы покупаем молоко более чем на 10% дороже, чем в прошлом году. Ѕеспрецедентное повышение стоимости молока крайне опасно, так как оно неизбежно повлечет за собой рост цен на конечную продукцию.  онечно же, повышать резко цену на готовую продукцию никто не будет, так как это сразу же остановит рост рынка. 

Ч Ќасколько сейчас сильно оказывает вли€ние белорусское молоко на рынок –оссии? 

Ч Ќесколько лет назад была очень больша€ разница в ценах на молоко здесь и там. —ейчас ситуаци€ не така€ остра€.  роме того, в большинстве своем росси€не предпочитают покупать свежие молочные продукты, так что, учитыва€ размер –оссии, многие регионы не испытывают вли€ни€ от белорусского импорта. 

Ч ѕрежде поставщики молока всегда жаловались, что переработчики часто диктуют им свои цены, выкручивают руки. Ќасколько остро сейчас это противосто€ние? 

Ч ћы прислушиваемс€ и поддерживаем своих поставщиков. я думаю, что у нас сейчас хорошие отношени€ и полное взаимопонимание. ћы инвестируем в производителей молока, в их обучение, мы помогаем им расти, увеличивать производительность. ƒл€ мен€ поставщик, у которого мы покупаем 100% молока,Ч практически часть нашей компании. 

Ч  акой объем государственных субсидий производител€м молока вы считаете оптимальным? 

Ч —убсидии должны быть прежде всего стабильными, чтобы производители могли рассчитывать на них в долгосрочной перспективе и строили свои инвестиционные планы соответственно.  роме того, субсидии должны эффективно и быстро помогать покрывать потери производителей от непредвиденных ситуаций, таких как засуха. Ќе всегда рыночна€ цена позвол€ет окупать затраты ферм. ≈сли же цена, которую фермеры хот€т получить, слишком высока, пон€тно, что тогда продукт, произведенный из их молока, не сможет конкурировать с импортным. », естественно, когда это молоко оп€ть никому не станет нужным, оно будет тер€ть в цене. ћы прилагаем усили€, чтобы помогать нашим поставщикам за счет предоставлени€ им беспроцентных кредитов, но, конечно, должна быть еще и роль государства. ј что касаетс€ того, какой размер субсидий должен быть, мне т€жело говорить. ¬ большинстве стран, где есть молочное животноводство, оно дотируетс€ государством. 

Ч √од назад сменилс€ министр сельского хоз€йства. — прежним министром ≈леной —крынник у вашей компании были достаточно хорошие отношени€.  ак складываютс€ ваши отношени€ с нынешним главой министерства Ќиколаем ‘едоровым? 

Ч ” нас хорошие рабочие отношени€ с министерством. я лично встречалс€ с министром. 

Ч Ќедавно сообщили, что Danone и французский логистический оператор NDL International создают в –оссии —ѕ, которое будет оказывать услуги логистики и дистрибуции охлажденных продуктов и напитков. „то это за проект? 

Ч ћы хотим создать самую лучшую цепочку продаж охлажденных продуктов в –оссии. Ќаша цель Ч добитьс€ того, чтобы температурный режим выдерживалс€ на всех этапах доставки продукта. ¬ этот проект войдет весь транспорт, а также некоторые выборочные склады. ” нас есть очень успешные партнерские отношени€ с этой компанией в некоторых других странах, поэтому мы решили запустить проект в –оссии тоже. 

Ч ¬ы ранее отметили, что одной из растущих категорий €вл€етс€ сегмент детского питани€. Ќа этом рынке в –оссии есть крупный игрок Ч компани€ "ѕрогресс" с брендом "‘рутон€н€", котора€, как считаетс€, может быть объектом покупки иностранной компанией. Danone этот актив интересен? 

Ч ѕервое, что нам сейчас нужно, это инвестировать серьезные деньги в наши существующие активы, дл€ того чтобы довести их до нужного уровн€ качества. Ќо в общем-то, конечно, мы не исключаем других приобретений. я не могу комментировать "‘рутон€ню" или какие-то другие активы в силу нашей политики. 
26.02.2021
„исло вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хот€ их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
„итать полностью
 алендарь