»тоги окт€бр€: ѕоправки в закон о торговле и запрет возвратов

»сточник: The DairyNews
¬ €нваре 2018 года группа депутатов У≈диной –оссии" во главе с »риной яровой и сенатором —ергеем Ћисовским внесли в √осдуму законопроект, запрещающий ритейлерам возвращать непроданный товар поставщикам. ”же в конце окт€бр€ проект документа был прин€т √осдумой во втором чтении, напоминает The DairyNews.
—огласно предыдущей версии документа, сегодн€ в –оссии действует запрет на нав€зывание возврата поставщику непроданных товаров (подп. "д" п. 4 ч. 1 ст. 13 закона о торговле). ќднако, факт нав€зывани€ сет€ми услови€ о возврате продуктов требуетс€ доказать, что дл€ производителей затруднительно, уверены разработчики законопроекта.

“акой подход, сформировал негативную правоприменительную практику, нанос€щую вред экономическим интересам и ущерб сельскохоз€йственным предпри€ти€м и отечественным производител€м, малому и среднему бизнесу, подчеркнули авторы поправок о запрете возвратов. Ќесмотр€ на то, что изначально законопроект яровой предполагал полный запрет возврата продовольственных товаров, ко второму чтению в него (в том числе благодар€ рекомендаци€м правительства) вошел р€д изменений.

—огласно поправкам по итогам второго чтени€ документа в √осдуме, подпункт Уд" п.4 предполагаетс€ изменить следующим образом:

’оз€йствующим субъектам, осуществл€ющим торговую де€тельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хоз€йствующим субъектам, осуществл€ющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещаетс€ нав€зывать контрагенту услови€ о возврате хоз€йствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускаетс€ или предусмотрен законодательством –оссийской ‘едерации.

 роме того документ вводит запрет на заключение между собой договора, содержащего условие о возврате хоз€йствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно.

—тоит отметить, что законопроект предусматривает запрет дл€ торговых сетей и поставщиков на возмещение расходов, св€занных с утилизацией или уничтожением не проданных продовольственных товаров. ƒоговоры, заключенные до вступлени€ в силу поправок в закон о торговле, должны быть приведены в соответствие с ним в течение 180 дней со дн€ его вступлени€ в силу.

Ќа носу третье чтение законопроекта в √осдуме. The DairyNews резюмирует итоги и мнени€ участников рынка в окт€бре после второго прин€ти€ документа депутатами √ƒ.

ћЌ≈Ќ»≈ ј ќ–“

—тоит напомнить, что в первую очередь запрет возвратов с момента по€влени€ идеи реализации его в законе о торговле, касалс€ хлебобулочной продукции. ¬ конце 2016 года ј ќ–“ (јссоциаци€ компаний розничной торговли, объедин€ет крупнейших ритейлеров) подписала меморандум о взаимопонимании с –оссийской гильдией пекарей и кондитеров (–ќ—ѕи ). ÷елью сотрудничества €вл€етс€ оптимизаци€ заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции, сообщала ј ќ–“. —реди ритейлеров, поддержавших соглашение, были ’5, "ћагнит", "Ћента", Metro. ѕозднее ритейлеры неоднократно подчеркивали, что решение о возвратах должно приниматьс€ бизнесом.

¬о второй половине окт€бр€, накануне второго чтени€ в √осдуме соответствующего документа, в ј ќ–“ за€вили, что введение запрета на возврат поставщикам продуктов, срок годности которых не превышает 30 дней, может привести к их дефициту.  роме того, скидок на такую продукцию станет меньше.

ѕредседатель президиума ј ќ–“ —ергей Ѕел€ков подчеркнул, что перечень скоропорта который запрет€т к возвратам - сама€ чувствительна€ категорий.

ѕо словам Ѕел€кова, введение в силу поправок в закон о торговле, предполагающих запрет возвратов сократит долю свежей продукции.  роме того, за€вил он, ритейлеры потер€ют возможность оперативно возмещать потери в торговом зале (испорченные или украденные товары) за счет запасов на складе магазина. ¬ ј ќ–“ напоминают, что сократ€тс€ и скидки на скоропорт€щуюс€ продукцию.

ћежду тем стоит отметить, что в 2017 году дол€ промоакций в объеме рынка FMCG достигла пор€дка 23%, уже в начале 2018 года более 30% потребителей ориентировались на промо в поисках лучшей покупки.

ѕо мнению р€да участников рынка, "желтые ценники" - отрицательна€ тенденци€ дл€ производителей готовой продукции. —ети также активно следуют за этим трендом.

ћЌ≈Ќ»≈ я–ќ¬ќ…

ѕо словам »рины яровой, запугивание дефицитом продуктов - не более чем вброс недостоверной информации лоббистами торговых сетей и грубый обман росси€н.

У“олько честные отношени€ с производителем и покупателем - основа развити€, продовольственной безопасности и честной конкуренции. ѕоэтому мы за честный диалог и открытое обсуждение. ѕредлагаю провести его в формате парламентских слушаний с участием всех заинтересованных сторон в интересах граждан –оссии", - за€вила в окт€бре »рина ярова€, котора€ возглавл€ет федеральную мониторинговую группу "„естна€ цена" партии "≈дина€ –осси€".


ярова€ считает, что возвраты поставщикам - издевательство розничных сетей. ћежду сторонами заключаетс€ договор купли-продажи, по которому производитель законно рассчитывает поставить товар и получить за это оплату. Уѕроизводитель произвел продукт, понес все затраты на выращивание в разных погодных услови€х, переработку, рецептуру, качество, упаковку, а также заработную плату работникам, налоги, кредиты.  ак и человек - покупатель, который приходит в продовольственный магазин, платит сразу деньги на кассе, - отметила вице-спикер √осдумы, слова которой привел официальный представитель.

„еловек, купив лишнее и не съев не имеет право возврата продукта, а сеть может это сделать, подчеркнула ярова€.

ѕо ее словам, тема "удушени€" отечественных производителей через возвраты им торговыми сет€ми нереализованной продукции "пришла в федеральную повестку как сигнал SOS из регионов и от отечественных союзов производителей". »нициативу поддержали 75 регионов –оссии, 9 отраслевых союзов производителей.

ярова€ также подчеркнула, что иностранным поставщикам сети не осуществл€ли возвратов.

ћЌ≈Ќ»≈ ћ»Ќ—≈Ћ№’ќ«ј » ћ»ЌЁ ќЌќћ–ј«¬»“»я

–анее ћинистерство экономического развити€ –‘ за€вл€ло, что вопрос возврата торговыми сет€ми непроданных продовольственных товаров производителю может решатьс€ путем саморегулировани€, а законодательный запрет несет риски дл€ сетей и производителей. ѕо мнению ведомства, затраты, св€занные с запретом на возврат поставщикам непроданных продуктов, в результате которых сети измен€т взаимоотношени€ с поставщиками и логистические маршруты. могут привести к повышению цен на продовольственные товары. Ќегативные последстви€ могут коснутьс€ и самих поставщиков: сети могут сократить ассортимент, снизить объемы заказа, закупать товар дроблеными парти€ми, что приведет к увеличению транзакционных издержек поставщиков, считают в ћинэкономиразвити€.

ћинсельхоз поддерживает законопроект с учетом внесенных доработок. »значально само ведомство предлагало внести поправки согласно которым запрет будет действовать на продукты сроком годности до 20 дней, позднее срок был увеличен до 30 суток. ћногие производители, в том числе м€сной продукции подчеркивали, что оптимальным будет расширение списка запрета возвратов продовольстви€ до продукции со сроком годности до 45 дней.

¬ федеральном аграрном ведомстве подчеркивают, что в первую очередь им хотелось бы выделить направление скоропорт€щихс€ товаров и товаров социально важных. ѕо мнению ћинсельхоза, в законопроекте должна быть регул€торна€ механика, св€занна€ с этим направлением.  роме того необходим конкретный список случаев, когда возврат должен быть возможен.

ћЌ≈Ќ»≈ –џЌ ј

јртем Ѕагреев, директор ќќќ Ђƒеревенское молочкої:
Ц ѕереработчики с вступлением в силу законопроекта о запрете дл€ ритейлеров возврата непроданных продовольственных товаров поставщикам понесут дополнительные издержки, а результат по качеству исполнени€ работы вр€д ли улучшитс€.  роме того, стоит ожидать уменьшени€ присутстви€ на полках скоропорт€щихс€ продуктов и образовани€ дефицита. ≈сли сейчас работа производител€ направлена на то, чтобы обеспечить доступность товара на полках, то при внедрении законопроекта мы столкнемс€ с ограничением: вечерами, когда большой трафик и люди возвращаютс€ с работы, полки по р€ду позиций уже будут пустыми. Ёто упущенна€ выгода как дл€ производител€, сети, так и дл€ потребител€. ќдним словом, минусы со всех сторон.

Ўтефан ƒюрр, глава компании ЂЁкоЌиваї:
Ц я думаю, что дл€ нашей отрасли закон ситуацию не решит. Ёто, безусловно, хороший толчок, но больше в моральном смысле, потому что вроде бы от возвратов надо отходить. —овременные сети Ц √лобус, например Ц работают без возвратов продукции. ¬ √ермании нет возвратов. Ќо и закона такого нет Ц так решил работать деловой бизнес. “о есть это задача, которую должен решить бизнес, а не закон. ќчевидно, запрет возврата станет преп€тствием дл€ вновь выход€щих на рынок компаний. Ќо повторюсь: хорошо, что тему возвратов активно обсуждают, это дает сет€м повод задуматьс€. ¬озможно, в результате введени€ запрета на возврат сократитс€ количество брендов. Ќо дефицита товара на полках, на мой взгл€д, ожидать не стоит.

јркадий ѕономарев, член аграрного комитета √осдумы –‘ и основатель Ђћолвестаї:
Ц ¬озврат Ц мера позитивна€ даже психологически. Ќо вопрос заключаетс€ даже не в этом, а в реальном доминировании сетей над производител€ми, над переработчиками. Ёто тема антимонопольна€. –анее были законы против бонусов, затем они переросли в скидки, сумма сохранилась. —ейчас ликвидируютс€ возвраты Ц на какой-то период это даст положительный эффект, потом это снова перейдет в очередной процент скидки. ¬озврат не вызовет дефицита Ц св€то место пусто не бывает. ≈сли сети бо€тс€ возвратов, это хорошо: значит, по€витс€ средний и малый бизнес и будет продавать скоропорт€щуюс€ продукцию. Ќичего страшного в возвратах нет. Ќа мой взгл€д, ситуаци€ на рынке не изменитс€.

P.S.

  слову, в конце окт€бр€ премьер-министр –‘ ƒмитрий ћедведевпоручил провести оценку воздействи€ поправок в закон о торговле, которые были прин€ты в 2016 году, и при необходимости подготовить правовой акт по см€гчению отдельных положений закона о торговле.

ѕоправки в закон о торговле, прин€тые в июле 2016 года, ограничили размер вознаграждени€ торговых сетей величиной 5% от цены купленного товара. ¬ эти бонусы были включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению товара.  роме того, в рамках поправок были сокращены сроки расчета с поставщиками.

"ќ результатах доложить до 30 €нвар€ 2019 года в правительство –‘, при необходимости - с проектом нормативного правового акта, предусматривающего см€гчение отдельных требований федерального закона от 28 декабр€ 2009 года є381-‘3 "ќб основах государственного регулировани€ торговой де€тельности в –оссийской ‘едерации", в том числе в отношении малых и средних предпри€тий, осуществл€ющих торговую де€тельность", - говоритс€ в сообщении пресс-службы ѕравительства –‘.
05.03.2021
¬ св€зи с наступлением весны и приближающимс€ солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную √ор€чую тему традиционными проблемами. ѕоэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: Ђ ак оставатьс€ женщиной и при этом быть профессионалом?ї или Ђ— чем в молочной отрасли может справитьс€ только женщина?ї ѕодробности читайте в нашем материале.
„итать полностью
 алендарь