»таль€нец в –оссии: как владелец продуктовой лавки пережил эмбарго

»сточник: rbc.ru
ƒжулио ƒзомпи открыл лавку италь€нских продуктов в центре ћосквы за несколько мес€цев до введени€ –оссией продуктового эмбарго в 2014 году.  ак ему удалось сохранить и расширить бизнес?

¬ продуктовой лавке Don Giulio Salumeria на улице ѕокровка в ћоскве Ч средиземноморска€ атмосфера: продавцы здороваютс€ с покупател€ми на италь€нском, на витрине разложены сал€ми, м€со и сыры Ч моцарелла, буррата, качотта, брезаола и др. Ќо италь€нских продуктов, несмотр€ на иностранные названи€, на витрине почти нет: больша€ часть того, что продаетс€ в лавке, Ч произведена в –оссии, незначительна€ Ч в Ўвейцарии. »з италь€нского остались только бакале€ и вино.

Ђ¬ –оссии по-прежнему много перспектив, хот€ все и нестабильно. Ќо и на родине проблем не меньшеї, Ч говорит на хорошем русском 47-летний хоз€ин лавки ƒжулио ƒзомпи. ќн открыл ее в декабре 2013 года, а уже в августе 2014-го –осси€ ввела продуктовое эмбарго, запретив поставки самой попул€рной италь€нской еды Ч м€сных и молочных продуктов. ƒзомпи не сдалс€: отыскал в –оссии местных поставщиков, открыл вдобавок к продуктовой лавке италь€нскую кондитерскую, а сейчас развивает собственное м€сное производство. Ѕизнес ƒзомпи по итогам 2017 года принес 61 млн руб. выручки и около 2 млн руб. чистой прибыли.

ќчередь за колбасой

ƒжулио ƒзомпи приехал в –оссию в 2002 году, чтобы заниматьс€ продвижением ноутбуков Flybook. ¬ыходец из ¬ероны и выпускник экономического факультета –имского университета —апиенца, он продавал компьютеры на родине с начала 1990-х годов, а в –оссии увидел новый рынок сбыта. ќднако бизнес не задалс€: конкуренци€ была уже высокой, и компьютеры не пользовались спросом. ƒзомпи переключилс€ на то, что было ему ближе по духу Ч вино: Ђ“ак было правильнее. ¬ино Ч италь€нское, а компьютеры делают в  итаеї.

¬ середине 2000-х годов генеральный директор винной компании Fantinel италь€нец ћарко ‘антинель предложил ƒзомпи продвигать его бренд в –оссии и странах —Ќ√. “от согласилс€. Ђ лиенты много раз говорили мне, что хот€т не только пить вино, но и закусывать. ¬ 2010 году € впервые решил их накормитьї, Ч вспоминает ƒзомпи. „тобы выделитьс€ на фоне остальных продавцов вина, он стал проводить дегустации италь€нских продуктов по выходным. ” ресторанных поставщиков италь€нских продуктов он заказал немного сыров, в€леного м€са, сал€ми и т.п. ѕлощадкой дл€ дегустаций был выбран офис другого винного дистрибьютора, который принадлежал другу ƒзомпи.

ѕоначалу пробовать еду приходили только посто€нные клиенты Ч покупатели вина, затем пот€нулись их друзь€ и знакомые, пользователи соцсетей. ƒзомпи, ощутив спрос, решил не только угощать гостей, но и продавать еду один-два раза в мес€ц. Ќа первую партию было потрачено 500 тыс. руб. ƒзомпи, сто€вший за прилавком, едва успевал нарезать и взвешивать сыр и м€со. Ќа первой же €рмарке все деликатесы были раскуплены Ч предприниматель выручил 600 тыс. руб.

ƒзомпи вспоминает, что люди сто€ли в очереди по 2Ц2,5 часа. ¬ подвальном помещении помещались не все, часть людей ждали на улице.  то-то из местных жителей даже вызвал полицию. ЂЌас спросили: что здесь происходит? ћы ответили: ничего необычного, просто очередь за колбасойї, Ч смеетс€ ƒзомпи.

¬ тот момент предприниматель пон€л, что нужно открывать посто€нную лавку италь€нских продуктов и вина. ¬ конце 2013 года ƒзомпи нашел подход€щее помещение площадью 35 кв. м на ѕокровке. Ќа его ремонт и покупку оборудовани€ италь€нец потратил около 7 млн руб. собственных сбережений. ќткрытие состо€лось 6 декабр€ 2013 года. ѕо итогам 2013 года торговл€ деликатесами принесла ƒзомпи 12,5 млн руб. выручки и 900 тыс. руб. убытков. ¬сю прибыль съели затраты на обустройство магазина.

ѕомощь друга

—разу стало пон€тно, что ƒзомпи угадал с форматом. ≈жемес€чна€ выручка Don Giulio Salumeria весной 2014 года составл€ла 5 млн руб., прибыль Ч около 10%. ѕравда, летом 2014 года на ѕокровке началс€ масштабный ремонт в рамках программы Ђћо€ улицаї, и выручка снизилась в два раза. Ќо ƒзомпи не унывал: ЂЌужно было просто немножко потерпеть. я был уверен, что все не делаетс€ просто так, и оказалс€ прав Ч проходимость улицы после ремонта возрослаї.

Ќовости о введении продуктового эмбарго в августе 2014 года настигли ƒзомпи в круизе по —редиземному морю Ч тогда он громко нецензурно выругалс€ по-италь€нски. —ейчас оценивает это решение более сдержанно: ЂЌаверное, это был правильный ответ правительства –оссии. Ќо дл€ моего бизнеса Ч бедаї.

ƒзомпи вернулс€ в ћоскву и первым делом стал обзванивать поставщиков италь€нских продуктов, чтобы скупить деликатесы и сделать запас. —обственные деньги быстро закончились, и предприниматель обратилс€ к другу Ч владельцу крупного алкогольного дистрибьютора Ђј—“ »нтернэшнл »нваэронмэнтї Ћеониду –афаилову, с которым познакомилс€, когда начал развивать винную дистрибуцию.

Ѕизнесмен инвестировал в бизнес италь€нца несколько миллионов рублей, на которые ƒзомпи закупил 2 т сыра и колбас. ¬замен –афаилов получил долю в компании. —ейчас, по данным —ѕј– , –афаилов и ƒзомпи в равных дол€х владеют ќќќ Ђƒон ƒжулиої. Ђƒжулио Ч мой хороший друг, приехал ко мне и попросил о помощи после введени€ санкций. “ак € стал его партнеромї, Ч рассказал –афаилов –Ѕ .

Ѕлагодар€ запасам лавка ƒзомпи продолжала легально продавать Ђзапрещенкуї вплоть до лета 2015 года. ƒл€ хранени€ продуктов пришлось арендовать там же дополнительные помещени€. ¬ыдержанные сыры и многие м€сные деликатесы хран€тс€ больше года, увер€ет ƒзомпи.

—амый сложный период началс€ весной-летом 2015 года, когда запасы деликатесов стали подходить к концу. ƒзомпи тогда расширил ассортимент бакалейных продуктов, вина и кулинарии: ввел несколько новых позиций, например, оливкового масла, пасты, соусов, стал торговать готовыми блюдами. ѕоставки нескольких видов сыров удалось наладить из Ўвейцарии, которую война санкций не затронула. Ќо всего этого было недостаточно Ч полки пустели на глазах. ћес€чна€ выручка снизилась до 3Ц4 млн руб.

—ырный передел

–оссийское продовольственное эмбарго стало ответом на комплекс санкций со стороны —Ўј, ≈— и р€да других стран. Ёмбарго вводилось в три этапа: с 2014 года в отношении стран ≈вросоюза, —Ўј, јвстралии,  анады и Ќорвегии, с 2015 года в отношении »сландии, Ћихтенштейна, јлбании и „ерногории, с 2016 года в отношении ”краины. ¬ список запрещенных к ввозу вошли м€сные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи (объем импорта этих товаров оценивалс€ в $9 млрд в год).

ќдними из тех, кто извлек выгоду из эмбарго, стали производители сыра. ѕо данным BusinesStat, в 2013Ц2017 годах производство сыров в –оссии увеличилось на 36,7%, с 345 тыс. до 471 тыс. т. Ќа небольшие ремесленные сыроварни, которые делают сыры в том числе и по италь€нским рецептам, приходитс€ не более 5Ц6% рынка, по данным Ќационального союза производителей молока. Ќо именно этот сегмент рынка развиваетс€ быстрее всего, сыроварни растут как грибы после дожд€, утверждает исполнительный директор Ќационального союза производителей молока јртем Ѕелов. ƒоходность от ремесленных сыров, если у производител€ правильно и устойчиво выстроены каналы продаж, подчас достигает 50%. Ђ–оссийские производители получили хорошие возможности дл€ развити€, но многие стали торопитьс€ и делать продукты неаккуратної, Ч сетует Ѕелов.

ќдин из критериев качества Ч это длительность созревани€ сыра. ƒл€ твердых сортов она должна быть не меньше четырех мес€цев. » если дл€ италь€нского твердого сыра это не так уж много, дл€ российского Ч редкость. ѕо словам ƒзомпи, российские производители могут производить твердый сыр и за 15 дней, что негативно отражаетс€ на качестве продукта.

Ђя пристально слежу за тем, что делают русские сыроварни, и с каждым мес€цем все больше удивл€юсь их прогрессуї, Ч говорит италь€нец. Ќо таких производителей несколько дес€тков, их продукци€ недешева. „тобы произвести 1 кг выдержанного сыра, например пармезана, нужно 10Ц11 л качественного молока. “вердые сыры с выдержкой трудно производить еще и потому, что дл€ этого нужны длинные деньги, по€сн€ет ƒзомпи, а русские привыкли зарабатывать быстро и ждать не умеют.

–усские италь€нцы

ƒзомпи решил, что нужно искать российских производителей качественных сыров и м€са. » вновь его выручил друг. Ќа этот раз Ч италь€нец ѕьетро ћацца, фермер, производ€щий сыр и м€сные деликатесы по италь€нским технологи€м в селе ћедное “верской области. ћацца одним из первых начал производить качественную российскую моцареллу и выдержанные сыры. ≈го продукци€ и до санкций продавалась в Don Giulio Salumeria, а после введени€ эмбарго поставки возросли в разы. ѕервое врем€ он был чуть ли не единственным российским поставщиком Ђиталь€нскихї сыров и сыров€леного м€са дл€ Don Giulio Salumeria. ѕо данным —ѕј– , выручка ќќќ Ђ алабри€ї ћаццы возросла с 20,8 млн руб. в 2013 году до 43,5 млн руб. в 2016-м.

—о временем ƒзомпи удалось найти и других отечественных производителей. —ейчас в его лавке продаютс€ сыр и м€сна€ продукци€ от 30 предпринимателей, которые так или иначе св€заны с »талией. Ќапример, ƒзомпи сотрудничает с тульской Ђ–оссиниї, ее главный технолог Ч италь€нец, потомственный сыродел в третьем поколении. Ђ»таль€нские традицииї, основанные ƒжанни —фоджа, производ€т сыры в ћоскве под контролем технолога Ћуиджино —ибиллина.

ƒругой предприниматель Ч владелец Dolce Latte  ирилл Ўаршуков Ч до введени€ санкций занималс€ дистрибуцией сыра, а в 2015 году при поддержке италь€нского технолога организовал собственную сыроварню. ѕоначалу он производил 20 кг м€гких сыров в день, а сейчас Ч 400Ц500 кг. ≈го клиенты Ч рестораны и небольшие магазины. ќни покупают у него в среднем по 20Ц30 кг сыров в мес€ц. ƒзомпи берет в два раза больше Ч 40Ц50 кг, рассказал Ўаршуков –Ѕ .

Ђ¬ы€снилось, что в –оссии есть люди, которые делают сыр с пристрастием и изучают технологические тонкости.  ачество растет на глазахї, Ч говорит ƒжулио ƒзомпи. ќднако признает, что, например, ему не удалось найти в –оссии поставщиков пармезана, овечьего сыра пекорино и некоторых других. ¬ общей сложности из ассортимента пропало около 50 видов сыров. ј главной головной болью дл€ ƒзомпи стала италь€нска€ сыров€лена€ колбаса, котора€, как утверждает предприниматель, в –оссии вообще не производитс€.

„тобы привлечь новую аудиторию и увеличить выручку, ƒзомпи решил открыть италь€нскую кондитерскую-кулинарию Don Giulio Pasticceria на 100 кв. м по соседству с лавкой в €нваре 2016 года. ќснова меню Ч торты и сладости, но есть и паста с супами. «десь готов€т по италь€нским рецептам, но используют в основном российские продукты. ¬ создание кондитерской ƒзомпи вложил еще 6,5 млн руб. —ам составил меню и оформил зал. —редний чек в заведении, по оценке предпринимател€, составл€ет около 1 тыс. руб. „асто посетители кафе заход€т и в лавку.

ѕереход на отечественных поставщиков и запуск общепита позволили развиватьс€ бизнесу италь€нского предпринимател€, но снизили прибыльность. ≈сли по итогам 2014 года проект принес 37,5 млн руб. выручки и 2,6 млн руб. прибыли, то в 2017 году Ч 61 млн руб. и 2 млн руб. соответственно. ќснову бизнеса по-прежнему составл€ет лавка Ч она приносит 60% выручки, а кондитерска€ Ч еще 40%.

«апрещенного нет

ѕервое врем€ после введени€ санкций представители –оспотребнадзора и разнообразных общественных организаций приходили в лавку к ƒжулио ƒзомпи с проверками в поисках контрафакта раз в несколько мес€цев. «а последний год не было ни одной. ¬ то же врем€ в ћоскве можно свободно купить многие санкционные товары. ѕредприниматели ввоз€т их чемоданами €кобы дл€ личного потреблени€, а потом продают через соцсети. ЂЌаши клиенты рассказывают нам, что покупают и запрещенный пармезан, и сал€ми, Ч жалуетс€ ƒзомпи. Ч  ак будто работают двойные правила: провер€ют нас, а за теми, кто ввозит продукты нелегально, вообще не след€тї.

—умасшедший из –оссии

√од назад предприниматель арендовал в подмосковном поселке √орки Ћенинские м€сной цех. ѕроект он назвал Mad in Russia и вложил в него 20 млн руб. вместе с еще одним другом, им€ которого не называет.

ƒзомпи вз€лс€ за производство дефицитного продукта, поставщиков которого так и не смог найти в –оссии, Ч сыров€леных колбас.  ак и в случае с выдержанными сырами, на производство этой м€сной продукции уходит иногда более 12 мес€цев. ѕорос€т нужной массы и с определенным количеством жира ƒзомпи нашел у небольшого агрохолдинга Ђќхотної в Ѕр€нской области.

ƒзомпи нан€л технолога-италь€нца, но тот не говорил по-русски и не смог сработатьс€ с коллективом. ѕредпринимателю пришлось вз€ть все в свои руки. ќн изучил технологию, съездив на родину к знакомому фермеру, и запустил производство. —ейчас он ждет вызревани€ первых партий колбасы и оформл€ет государственный сертификат на сыров€леную продукцию. “ем временем, чтобы производство не простаивало, ƒзомпи делает и продает вареную мортаделлу. «а три мес€ца после запуска проекта компани€ произвела и продала одну тонну вареных колбас на 800 тыс. руб. ¬ планах италь€нца Ч произвести 8 т м€сной продукции на 50 млн руб. уже в 2018 году.

¬згл€д со стороны

Ђƒжулио крутитс€ как можетї

Ћеонид –афаилов, совладелец ќќќ Ђƒон ƒжулиої:

Ђ—ам € не участвую в операционной де€тельности Don Giulio, всем занимаетс€ сам ƒжулио. ≈сли говорить о результатах, то, к сожалению, они немного хуже, чем мы предполагали. ≈сть некотора€ ограниченность ассортимента, св€занна€ с санкци€ми. » это основна€ причина, котора€ мешает бизнесу быстро расти. ¬ нынешнее врем€ работа ƒжулио Ч непроста€ и трудна€.

” мен€ нет четкого понимани€, когда этот бизнес будет приносить большую прибыль. Ётот проект никогда не был дл€ мен€ приоритетным. я подключилс€ к нему по просьбе друга и вижу, что ƒжулио крутитс€ как может Ч компани€ существует благодар€ его дружелюбию, энтузиазму и общительностиї.

Ђќн работает с проверенными италь€нцамиї

јлександр  рупецков, основатель сети магазинов Ђ—ырный сомельеї:

Ђя бывал в лавке у ƒжулио ƒзомпи Ч там действительно уникальна€ италь€нска€ атмосфера, сотрудники очень артистичны, работают и насто€щие италь€нцы. » то, что сам ƒзомпи Ч италь€нец, живущий в ћоскве, ему помогает с точки зрени€ маркетинга и продвижени€. ќн смог не только привлечь внимание к себе, но и объединить вокруг себ€ экспатов. ” русских есть особое, хорошее отношение к иностранцам, которые делают бизнес в –оссии.   тому же расположение лавки очень удачное.

ѕравда, его сырный ассортимент довольно прост. ќн не стремитс€ находить новых интересных поставщиков и работает с проверенными италь€нцами. — одной стороны, налаженные, дружеские св€зи с поставщиками Ч это его сильна€ сторона, но с другой стороны, он упускает из виду классные сыры, которые сделаны, например, по французским технологи€мї.

22.06.2021
1 июн€ 2021 года в –оссии стартовала об€зательна€ маркировка молочной продукции. ќтрасль стала первой из пищевых, на которую было распространено действие постановлений ѕравительства, ввод€щих маркировку средствами идентификации и далеко не первой, выступившей против этого новшества. ћежду тем, 20 лет назад введение похожей системы было отменено решением  онституционного суда.
„итать полностью
 алендарь