Дорблю: или как поставить в Россию санкционный сыр?

Источник: The DairyNews
Спустя три года продовольственного эмбарго на прилавках РФ успешно реализуется сыр с голубой плесенью «Дорблю». The DairyNews провело собственное расследование и выяснило, кто и каким образом поставляет в Россию официально санкционный продукт.

Напомним, что с августа 2014 года на территорию РФ запрещен ввоз ряда продуктов питания и сельхозпродукции из США, Евросоюза, Канады, Австралии и ряда других стран. В перечень эмбарго вошли сыры, что серьезно отразилось на рынке как РФ, так и стран-экспортеров, традиционно поставляющих этот продукт в Россию.  

Сегодня на прилавках многих крупных продовольственных ритейлеров можно увидеть сыр под ТМ «Дорблю» (Dorblue), принадлежащей Кезерай Шампиньон Хофмайстер ГмбХ и Ко.КГ (Käserei Champignon Hofmeister GmbH & Co.KG), которая в свою очередь производит продукцию (сыр с голубой плесенью) под данной ТМ на заводе в земле Бавария (Германия). Реализуется на сегодняшний момент продукция в РФ ООО «Аллгой» - дочерней компанией ГК «Оптитрейд».

   

 


Согласно открытой информации «Оптитрейд» сотрудничает с такими сетями как «Ашан», Метро Кэш энд Кэрри, Окей, X5, 7 континент, Азбука Вкуса, Алые паруса, Виктория, Бахетле, Тандер (Магнит), Билла, Спар, Магнолия, Твой дом, Стокманн. Действительно, на прилавках магазинов указанных сетей присутствует разнообразная продукция, производителем которой согласно маркировке является ООО «Аллгой» специализирующееся на фасовке. В «Ашане» подтвердили сотрудничество с «Аллгой» и Оптитрейд, в X5 не ответили на запрос.

Правообладатель ТМ «Дорблю» на официальном немецком сайте и на русскоязычной версии портала заявляет следующее: «Производство Dorblu находится в экологически чистых районах Баварии. Для создания абсолютно уникального продукта производитель использует инновационные технологии». В немецкой версии сайта Käserei Champignon Hofmeister GmbH & Co.KG сказано, что сыры с плесенью производятся на площадках компании в Баварии: http://www.champignon-international.com/en/company/group/organisation-chart Отвечать на подробности о производстве голубых сыров и факте продажи собственной торговой марки в России в компании отказались, сославшись на то, что лицензия на использование ТМ на российском рынке принадлежит ООО «Аллгой».

«После введения экономических санкций в начале 2012 года мы прекратили поставки нашей продукции в Россию и по сей день строго придерживаемся российского  законодательства. ООО «Аллгой» нами была предоставлена лицензия на использование торговой марки сыра «Дорблю» на российском рынке. Просим Вас по всем вопросам, связанным с реализацией сыра «Дорблю» в России, обращаться в ООО «Аллгой», - ответили The DairyNews в Käserei Champignon Hofmeister GmbH & Co.KG со ссылкой на руководителя экспортного отдела компании господина Герберта Мюллера.

Цитата дословная, ошибиться во времени введения экономических санкций (особенно компании, теоретически пострадавшей от введения продэмбарго) сложно, однако ошибка была сделана. А Käserei Champignon Hofmeister по всей видимости не слишком волнует дата санкций, ведь реализация «Дорблю» в России продолжается.


Стоит подчеркнуть, что «Дорблю» - торговая марка нацеленная во многом на Россию и страны Восточной Европы. В странах Евросоюза голубые сыры производятся очень давно. Однако, на немецком рынке они практически не были представлены вплоть до 1990-х годов, когда был выпущен «Дорблю» (Источник) Одновременно с немецким рынком сыр стал продаваться и завоевал популярность в России и некоторых других странах Восточной Европы. Сыр в России стоил значительно дешевле многих конкурентов и при этом воспринимался как очень известный европейский сыр. Как отмечает большинство экспертов, за пределами рынков Восточной Европы и РФ, сыр малоизвестен. Интересно также, что в октябре 2015 года на немецкой версии сайта производителя сыра Dorblu, он вообще не упоминался — только в англоязычной версии. Также по сей день существует русскоязычная версия сайта.

На ней указывается немецкий производитель продукта (Käserei Champignon Hofmeister), даны новости бренда за 2014-2016 гг.



«Дорблю» - продукт, нацеленный на рынок РФ в первую очередь. Потеря этого рынка означала серьезные проблемы для немецкого производителя, которые он успешно решил, передав лицензию на ТМ ООО «Аллгой» в ноябре 2014 года, спустя три месяца после введения продовольственного эмбарго.

The DairyNews в ООО «Аллгой» заявили, что компания не нарушает указа президента «О специальных экономических мерах» и является производителем фасованных сыров «Дорблю» согласно российскому законодательству.

«ООО «АЛЛГОЙ» имеет официальное согласие от правообладателя на использование товарного знака «Dorblu» (IR 624 809, свидетельство № 624 809 от 20.11.2014, выдано международным ведомством торговых марок WIPO) на фасовку сыров и реализацию продукции на всей территории Российской Федерации. Использование товарного знака «Dorblu» не означает факт ввоза и распространения на территории РФ запрещенного продукта. Сырье, которое использует ООО «АЛЛГОЙ» в производстве продукции под товарным знаком «Dorblu», поставляется на территорию Российской Федерации из Швейцарии абсолютно легальным способом на основании заключенных договоров поставки (купли-продажи)», - заявили в ООО «Аллгой».

Напомним, что согласно официальным источникам «Производство уникального сыра DORBLU находится в экологически чистых районах Баварии». Таким образом, либо ООО «Аллгой» вводит потребителей в заблуждение, выдавая швейцарский сыр с голубой плесенью за «Дорблю», к тому же произведенный в России. Либо компания Кезерай Шампиньон Хофмайстер совместно с ООО «Аллгой» занимается контрабандой под видом поставок разрешенной продукции из Швейцарии, и то, и другое является поводом для расследования прокуратуры и Россельхознадзора.

The DairyNews попросило экспертов рынка прокомментировать ситуацию.

В Швейцарии нет сыра «Дорблю», но есть другие сыры с голубой плесенью, подчеркнула директор компании «Ремма» Екатерина Карпунина.

«Я полагаю, что «Дорблю» -  это защищенное название, также, как и Пармезан, Грюйер. В конкретной ситуации мы понимаем, что поставщик пользуется пробелами в законодательной базе России для того, чтобы использовать торговое название «Дорблю» для продажи этого сыра. Я считаю, что если происходит перефасовка сыра, изготовленного из швейцарского сырья, то это тоже тема для расследования прокуратуры, нужно разобраться, какие образом это произошло и попало на российский прилавок. По закону, все что находится под санкциями, и упаковка, и производство сырья – все считается санкционной продукцией и такая продукция запрещена для ввоза в нашу страну с территории Евросоюза. Я также считаю, что швейцарский сыр должен быть фасован в Швейцарии, а не в других странах», - прокомментировала Екатерина Карпунина.

Владимир Лабинов, руководитель секретариата ТК470 и эксперт молочного рынка отметил, что отсутствие информации о об источнике сырья в случае с фасованным сыром может говорить о введении потребителя в заблуждение.

В ООО «Аллгой» также прокомментировали информацию, опубликованную на сайте The DairyNews в августе текущего года.

По оценке ЦИМР (Центра изучения молочного рынка), 80% сыров с голубой плесенью поставляет ГК Оптитрейд (фасуя на мощностях дочерней компании «АЛЛГОЙ»). 

«ГК Оптитрейд, включая ООО «Аллгой» осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с текущим законодательством РФ. Постановлений или предписаний со стороны проверяющих госорганов, тем более касательно реализации контрабандной продукции, не выписывалось», - подчеркнуто в письме за подписью гендиректора ООО «Аллгой» А. Мурашова. (ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛНЫМ ТЕКСТОМ ПИСЬМА-ОПРОВЕРЖЕНИЯ)

Таким образом ООО «Аллгой» официально поставляет из Швейцарии сырье для фасовки сыра с голубой плесенью под ТМ «Дорблю». При этом немецкий правообладатель торговой марки заявляет об уникальном производстве продукта «Дорблю» в Германии и не имеет не единого завода в Швейцарии, в то время как в России продукт реализуется, позиционируясь как отечественный сыр.

Отметим, что по данным источников The DairyNews, поставки сыров с голубой плесенью в РФ осуществляются в том числе через страны Таможенного союза, включая Армению.


НЕ ПО РЕГЛАМЕНТУ


Согласно открытой информации, производственный комплекс «Оптитрейд» рассчитан на выпуск 6 тыс. тонн готовой продукции в год. Для выпуска того ассортимента сыров, который предлагает компания под «собственными торговыми марками», необходимо значительное количество сырого молока. На сайте ООО «Аллгой» указано, что мощности площадки рассчитаны на выпуск 3 тыс. тонн продукции в год под собственными брендами: «Alpino», «Terra del Gusto», «Чиззи», «BlueDelice», «Сырных дел мастер» таких сортов сыра как Чеддар, Гауда, Тильзитер, Маасдам.

Как пояснили в ООО «Аллгой», «согласно пункту 1 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции указываются в маркировке пищевой продукции независимо от производства пищевой продукции на территории государств-членов Таможенного союза или поставляемой из третьих стран; место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 5 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 продукты, упакованные не в месте их изготовления (за исключением случаев упаковывания пищевой продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должны содержать предусмотренную пунктом 1 части 4.8 этой статьи информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Таким образом, если заявителем декларации о соответствии является изготовитель «фасованных сыров», то в маркировке на потребительской упаковке в качестве изготовителя упакованной пищевой продукции должен значится «изготовитель» фасованных сыров, в дальнейшем «несущий ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов» (статья 4 ТР ТС 021/2011)».

Эксперт в области технического регулирования, пожелавший остаться неназванным, прокомментировал данное заявление The DairyNews. «Если на полке фасованный продукт называется «Сыр фасованный (резанный)» без конкретного наименования и ссылки на ГОСТ или СТБ и т.д, то такую сборную солянку можно назвать именно так и представиться ее производителем. Но если в продаже продукцию называют так же, как и истинный производитель – «Голландский», «Маасдам» и т д. и еще и ГОСТ указывают, - вот тут компания не права. Нарезка вряд ли меняет состав продукта, это не масло, его не надо отеплять, гомогенизировать, повторно замораживать и т д.  Резюме: если в продаже этот сыр как именной, то на нем должен быть изготовитель, упаковщик, дата изготовления и дата упаковывания (в данном случае, нарезанного сыра).  Безусловно, срок годности нарезанного сыра будет меньше, чем его установил истинный изготовитель. И именно об этом написано в п.4.8 ТР ТС 022/2011», - подчеркнул эксперт.

По мнению опрошенных The DairyNews участников рынка, вопрос прослеживаемости может быть решен при помощи электронной сертификации продукции. При этом не стоит делать упор на слове «ветеринарный», сама по себе система имеет очень хорошие возможности для поддержки рынка, отмечают эксперты. Есть и другая точка зрения, согласно которой, с учетом пробелов в законодательной базе РФ и несовершенств имеющейся системы контроля, позволяющей поставлять запрещенную в РФ продукцию, Россельхознадзору стоит заняться внутренними ветеринарными делами, предоставив контроль готовой продукции более компетентным органам.

Федеральная и фитосанитарная служба (Россельхознадзор) в ответе на запрос The DairyNews сообщила, что «контроль за поставками на территорию Евразийского экономического союза подконтрольных госветнадзору товаров из третьих стран осуществляется с помощью ГИС «Аргус».

«Россельхознадзор владеет информацией об объемах, поставляемых на территорию Российской Федерации сыров и контролирует поставки этой продукции в Россию», - подчеркнули в письме надзорного ведомства за подписью заместителя руководителя службы Константина Савенкова.

Напомним, Россельхознадзор является одной из государственных служб, следящих за поставками продукции, попадающей под продовольственное эмбарго.

«Согласно ГИС «Аргус» ООО «Оптитрейд» в 2017 году подконтрольная госветнадзору продукция на территорию Евразийского экономического союза не ввозилась и разрешения на ввоз подконтрольных госветнадзору товаров Россельхознадзором этому обществу не выдавались. Из анализа информации с сайта ООО «Оптитрейд», следует, что этой компанией реализуются сыры происхождения Азербайджана, Аргентины, Армении, России, Сербии и Швейцарии», - говорится в ответе Россельхознадзора на запрос The DairyNews.

Очевидно, что всей информацией Россельхознадзор не владеет, либо предпочитает закрывать на нее глаза.

По мнению директора Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) Михаила Мищенко, категория сыров с голубой плесенью имеет большие перспективы развития. «Другое дело, что контролирующие органы во главе с Россельхознадзором и Роспотребнадзором ставят отечественных производителей в заведомо невыгодное положение. Они вводят «Меркурий», мотивируя это необходимостью формирования системы прослеживаемости внутри РФ, но при этом не способны контролировать поставки контрабандной импортной продукции», - подчеркнул Михаил Мищенко.

Между тем в распоряжении The DairyNews оказался ответ Управления Роспотребнадзора по г. Москва на обращение одного из читателей по поводу реализации ООО «Аллгой» сыров «Дорблю». (ОЗНАКОМИТЬСЯ) Создается впечатление, что контролирующие органы заинтересованы в ничегонеделании, либо имеют свой собственный интерес к свободной деятельности компаний, занятых в сфере фасовки сыров, отметил один из участников рынка в беседе с The DairyNews. Между тем фасовщики сыра без особых трудов улучшают статистику по производству, называясь производителями сыров, что безусловно выгодно госорганам, которые смотрят на подобное «улучшение» сквозь пальцы. В то время как отечественных производителей сыров надзорные службы готовы проверять по малейшему поводу или без такового.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью