Исчезающий вид: российские продукты «органик» могут пропасть с прилавков

Источник: iz.ru
Отечественная продукция с маркировкой «органик» может исчезнуть с прилавков с 1 января из-за новых правил сертификации. За два месяца до их вступления в силу аккредитована лишь одна сертификационная компания, и она не успеет вовремя провести проверки. Производители написали письмо в три министерства с просьбой ускорить решение проблемы, в противном случае им придется приостановить работу.
Исчезающий вид: российские продукты «органик» могут пропасть с прилавков

С 1 января 2020 года вступит в силу закон об органической продукции. Согласно документу, ее изготовители должны будут доказать, что производят товары без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, гормонов, которые могут оказаться в составе, например, удобрений или кормов. Пройти необходимую аттестацию можно лишь у сертификационных компаний, которые были утверждены Росаккредитацией.

После проверок изготовители смогут получить необходимые документы с подтверждениями и попадут в единый государственный реестр производителей органической продукции. Это позволит им размещать на этикетках соответствующую маркировку.

В конце сентября — начале октября Национальный союз производителей и потребителей органической продукции обратился в Минсельхоз, Минпромторг, Роспотребнадзор и Росаккредитацию. В письмах организации сказано, что на рынке до сих пор не функционирует ни одна сертификационная компания. То есть производители не имеют возможности доказать, что их товары соответствуют требованиям к органике. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный директор союза Олег Мироненко. По его словам, даже если такие сертификационные компании появятся немедленно, производители просто не успеют пройти необходимые проверки и получить разрешение на маркировку «органик».

Эксперт подчеркнул: органическая продукция стоит дороже классической. Например, овощи — на 30–40%, молочные продукты — вдвое. Таким образом, натуральные продукты без химических добавок не смогут конкурировать с обычными на магазинной полке, если не получат специальное обозначение. Поэтому, уверен Олег Мироненко, производителям будет проще приостановить изготовление таких товаров, пока не появится возможность их маркировать.

Позже выяснилось, что одна компания всё же получила разрешение от Росаккредитации. В службе «Известиям» рассказали, что аккредитовали ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр». На рассмотрении также находится заявление от Роскачества. Наполнение этого рынка зависит от количества поданных заявок, добавили в Росаккредитации.

В пресс-службе Россельхозцентра «Известиям» подтвердили, что организация была аккредитована «буквально на днях» и теперь может сертифицировать сельхозпроизводителей, которые выпускают органическую продукцию. В Роскачестве отметили, что планируют получить такое право до конца 2019 года, а приступить к самому процессу не позднее 1 января 2020-го.

Олег Мироненко отметил, что это не меняет ситуацию: производители всё равно не успеют подтвердить маркировку до Нового года.

— Сертификация органической продукции в поле возможна только в том случае, если на нем не лежит снег, — пояснил он.

По его словам, на прохождение сертификации необходимо два месяца без учета проверки документов.

По данным союза, сегодня доля отечественных товаров на рынке органической продукции — 20%, остальное занимает импорт. Олег Мироненко пояснил, что были получены устные пояснения Роспотребнадзора, из которых следует: на иностранную органическую продукцию, прошедшую международную сертификацию, правила распространяться не будут. Закон об органике касается только отечественных товаров, а импортные смогут без препятствий продаваться на рынке, уверен эксперт.

В пресс-службе Роспотребнадзора на запрос «Известий» не ответили. Официальных письменных пояснений по этой теме служба не давала.

Пока производители органики не обязаны получать сертификат соответствия, процедура является добровольной, сказали «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза. Но с 1 января, после вступления в силу нового закона, они будут должны пройти сертификацию.

— Со вступлением в силу нового закона те производители, которые ранее успешно прошли процедуру международной сертификации, имеют право выбора: получать дополнительно российский органический сертификат или нет, — подчеркнули в ведомстве. — Не получив российскую сертификацию, производитель не сможет использовать российский единый знак соответствия (белый лист на зеленом фоне с надписью «органик»), он не будет внесен в единый государственный реестр. Однако такой производитель сможет так же, как и ранее, беспрепятственно реализовывать свою продукцию в торговых точках, маркируя ее международным знаком.

Олег Мироненко пояснил, что производители, прошедшие международную сертификацию, в России есть, но право на товарный знак «органик» они смогут получить лишь после прохождения процедуры сертификации производства.

В Минсельхозе не уточнили, как решить проблему с нехваткой компаний по сертификации.

В Минпромторге «Известиям» подтвердили получение письма от союза, хотя подчеркнули: вопрос находится вне зоны компетенции министерства. В ведомстве напомнили, что информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции осуществляет Минсельхоз. Поэтому Минпромторг перенаправил письмо организации именно в это ведомство.

Экотовары популярны у групп населения, ориентированных на здоровый образ жизни, сказал «Известиям» представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко. Обычно речь идет о премиальной продукции.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью