»нтервью —ерге€ ѕластинина: Ђ—ейчас у мен€ нет такого проекта, как Ђ¬имм-Ѕилль-ƒаннї

»сточник: –Ѕ  daily
ѕолтора года назад основатели Ђ¬имм-Ѕилль-ƒаннаї (¬Ѕƒ) полностью вышли из компании, продав свои доли PepsiCo.
ќдин из них — —≈–√≈… ѕЋј—“»Ќ»Ќ — в интервью корреспонденту –Ѕ  daily јЌЌ≈ Ћ≈¬»Ќ— ќ… рассказал о своей жизни после ¬Ѕƒ: как помогает развивать бизнес дочери — дизайнеру  ире ѕластининой, чем занимаетс€ в јзиатско-“ихоокеанском банке и зачем прописалс€ на —оловках.

Ўј√ «ј Ўј√ќћ

— —ергей јркадьевич, вы владеете одежным бизнесом — компанией « ира ѕластинина —тиль», вы совладелец агрохолдинга «–азвитие регионов» и входите в совет директоров јзиатско-“ихоокеанского банка.  акой из всех проектов вы считаете сейчас дл€ себ€ самым главным?

— ¬ажны все, может быть, самым большим был ¬Ѕƒ. Ќо выбрать из этих проектов один значимый — неправильно. Ёто как спросить, какой ребенок самый любимый в семье. ¬сех детей родители всегда люб€т одинаково. ѕоэтому все бизнес-проекты значимы.  онечно, с точки зрени€ моей личной вовлеченности, затрат времени сейчас у мен€ нет такого проекта, как ¬Ѕƒ.

— ћожет быть, какой-то из них самый любимый?

— я не смогу выделить один, но эмоционально мне ближе всего проект дочери. » это пон€тно — в него вовлечен мой ребенок. Ќо времени € удел€ю этому бизнесу совсем немного, даже не каждый мес€ц приезжаю на встречи в компанию.

— –аз уж вы упом€нули ¬Ѕƒ… —ейчас, спуст€ врем€, вы довольны тем, как он развиваетс€ в руках PepsiCo?

— ћы объ€вили о сделке почти два года назад, а весной прошлого года ее полностью закрыли. я передал все свои посты в PepsiCo и с той поры не имею никакого отношени€ к компании, поэтому знаю о том, что там происходит, только по публичной информации, в прессе и так далее. Ќо € вижу рекламу продукции, она и сами продукты, которые есть на рынке, то как происходит их развитие, мне все это нравитс€. ѕоэтому мне кажетс€, что все у них развиваетс€ динамично и хорошо.

— Ќе жалеете о том, что полностью вышли из этого бизнеса?

— Ќет. Ќужно двигатьс€ вперед. Ёто был очень важный шаг, а сейчас надо делать следующие шаги, дальше развиватьс€, дальше двигатьс€.

— «а тот год, что вы не занимаетесь ¬Ѕƒ, у вас по€вились какие-то новые проекты?

— ”же давно существует бизнес-проект, который мы построили с моими партнерами, — компани€ по производству удобрений «ѕромышленные инновации». ћен€ интересует все, что окружает сельское хоз€йство. „его-то очень нового, наверно, нет. я сейчас не говорю о проектах, в которые € инвестирую. “аких инвестиций много, но € о них не говорю, потому что не вхожу в управл€ющие органы этих проектов. ѕросто выступаю как портфельный инвестор.

— ј в компании каких секторов экономики вы инвестируете?

— —амые разные, все очень диверсифицировано. ћы с партнерами посто€нно исследуем новые возможности дл€ инвестировани€. ¬полне возможно, когда-то что-то новое по€витс€, но € ни о чем конкретном сказать не могу, потому что пока не о чем говорить.

ƒќ„≈–Ќ»… Ѕ»«Ќ≈—

— ѕрежде чем задам вопрос о бизнесе вашей дочери, € бы хотела спросить о проекте, который вы развивали одновременно с созданием нового бренда, — «јЅћ-’олдинге» (сети Taxi, Fresco). ¬ 2008 году, когда вы его продали компании «ћэлон ‘эшн √руп» (Zarina, Befree, Love Republic, Women’s Secret, Springfield), стоимость сделки не раскрывалась. —ейчас расскажете, во сколько была оценена компани€?

— я не смогу ответить — по услови€м контракта эта информаци€ не разглашаетс€.

— „етыре года назад вы объ€сн€ли продажу этой компании тем, что хотели сфокусироватьс€ на развитии новой. «начит, «јЅћ-’олдинг» был просто пробным шаром?

—  огда мы в 2006 году начинали бренд Kira Plastinina, у нас не было вообще никакого опыта в фэшн-ритейле. » мы рассудили, что будет проще работать на этом рынке, если приобретем компанию, котора€ знает, как работает этот бизнес.  упили «јЅћ-’олдинг», но потом стало €сно, что никакой синергии у этих двух проектов не выйдет, их невозможно объединить. Kira Plastinina развивалась параллельно. ћенеджмент этой компании прин€л решение о продаже второго бренда, чтобы сфокусироватьс€ только на одном. ’от€ сейчас, насколько € понимаю, по€вились планы о создании еще одной марки.

—  акой?

—  омпании нужно сформировать правильный портфель брендов дл€ своей аудитории. ” Kira Plastinina есть девочки-фанатки школьного возраста, но и есть те, кто вырос вместе с маркой. “ем из них, кто начинал носить марку в 20—21 год, скоро исполнитс€ 30. ƒа и сама  ира сейчас взрослеет, у нее мен€етс€ взгл€д и подход к моде и всему остальному.

— “о есть если сегодн€шн€€ аудитори€ бренда Kira Plastinina от 14 до 25 лет с €дром покупательниц в возрасте 20 лет, то нова€ лини€ будет дл€ тех, кто старше 25?

— Ќасколько € понимаю, да. Ќо окончательное решение не прин€то, менеджмент компании еще думает об этом.

— ¬ какой ценовой категории планируетс€ новый бренд?

— Ёто будет доступный продукт. ќсновна€ иде€ бренда Kira Plastinina — дизайнерские вещи по доступной цене. Ёто всегда было нашей особенностью, и это у нас получаетс€. Ќе так давно компани€ заказывала исследование, которое показало, что по качеству продукции покупательницы став€т нашу марку наравне с модными западными брендами.

— –аз уж мы заговорили о качестве… Ќасколько € понимаю, главное, что подтолкнуло вас к открытию фабрики в –оссии, — это проблемы с качеством продукции, произведенной в  итае?

— Ќам хотелось получить больше контрол€ над качеством более сложных в производстве моделей. „тобы отслеживать качество продукции на производстве в  итае, нужно содержать там большой штат людей, а это дополнительные затраты.  роме того, дл€ сегмента марки fast fashion очень важен производственный цикл. ¬  итае он составл€ет дев€ть мес€цев, в –оссии — два. —корость играет здесь большую роль. ќдежда в этом смысле скоропорт€щийс€ продукт.  огда мы выйдем на плановые мощности, будем и дальше развивать это производство. «апустим вторую линию.

ѕро  итай еще интересно, что у всех такое представление, что если продукт китайский, значит, нехорошего качества. » теперь, когда мы открыли завод в –оссии, нам даже, наверно, выгодно поддерживать такое мнение. Ќо на самом деле качество китайских продуктов такое, какое вы от них попросите. «аказчик осознанно выбирает качество. ѕросто за лучшее качество нужно больше платить. ѕоэтому основна€ причина переноса производства дл€ нас — это скорость.

— ј как вы будете компенсировать разницу затрат на производство? —читаетс€, что производство в  итае дешевле.

— ѕо коллекции будет гораздо быстрее период оборачиваемости. ћы не замораживаем деньги на большое врем€. ¬едь все заказы в  итае предоплачиваютс€. ¬ы платите деньги и дев€ть мес€цев ждете товар. ј здесь через два мес€ца вы уже продаете это все.
 роме того, на фабрику перевели в€зальное производство. ћашины обслуживают операторы — это высокооплачиваема€ работа. Ќо она высокооплачиваема€ и в  итае. ‘актор дешевой рабочей силы роли вообще никакой не играет, потому что машины в€зальные сто€т одинаково, электричество у нас тоже недорогое, не такое большое его потребление и людей задействовано немного. ѕоэтому на в€заных издели€х, например, разница получаетс€ совсем небольша€.

— Ќасколько € знаю, Zara мен€ет свою коллекцию чуть ли не дважды в мес€ц.  ак часто это происходит у вас?

— ” Kira Plastinina новые поступлени€ приход€т в магазины раз в две недели. √лубина поставки (количество изделий определенного артикула. — –Ѕ  daily) очень небольша€. “о есть веро€тность встречи двух девушек в одинаковых кофтах другого производител€ гораздо выше. — одной стороны, кажда€ нова€ модель — это дополнительные расходы, но с другой — в скорости смены коллекции суть fast fashion.  онечно, при этом есть какие-то бестселлеры, которые проход€т из сезона в сезон.

— ‘абрика в ќзерах будет единственной в среднесрочной перспективе или по€витс€ еще какое-то производство?

— Ѕудет втора€ очередь этой фабрики. ѕока у нас подписан опцион на приобретение оставшейс€ части предпри€ти€, мы собираемс€ его сейчас реализовать.

Ѕ≈« »ћ≈Ќ»

— Ќесколько лет назад Kira Plastinina вышла на американский рынок, но магазины были закрыты через какое-то врем€. Ёто было сложное решение — уйти с этого рынка?

— “ам же выбора нам никто не давал. ќни были закрыты из-за решени€ американского суда. ќн вынес такое решение, после которого мы не могли их не закрыть.

ѕервый опыт в –оссии в 2007 году был достаточно успешным, и мы решили, что будем продвигатьс€ на другие рынки тоже. ѕопробовали сразу с американского рынка. ¬ Ћос-јнджелесе открылась дочерн€€ компани€.

— ма€ по но€брь 2008 года открылись 12 магазинов, и в принципе первый опыт был достаточно успешным.  ира сама там проводила много времени, участвовала в самых разных телевизионных проектах, на MTV и других. ѕотихоньку по€вл€лось какое-то знание марки. ѕлюс ей было 15 лет, все интересовались ею и продукцией. » вот этот шум в американской прессе привел к тому, что владельцы марки Kirra (управл€етс€ Pacific Sunwear of California) подали в суд, счита€, что бренды схожи.

“ут, конечно, можно говорить о том, что менеджмент в —Ўј что-то недогл€дел, не уделил достаточное внимание. ћожет быть, юристам надо было серьезнее поработать. я не знаю. ѕотому что нам казалось это шуткой, когда мы получили претензию: посме€лись, подумали, логотип совсем другой, продукты совсем разные. Ќо судь€ решил, что марки похожи, что вопрос сложный и он должен быть рассмотрен в суде. —лушани€ были назначены на лето 2010 года. ј это был но€брь 2008 года, когда кризис началс€ во всем мире. Ќо на период до суда он запретил использовать марку Kira Plastinina в јмерике. “акже в решении говорилось, что если где-то проходит публикаци€ о  ире как о персоне, то она об€зательно должна сопровождатьс€ оговоркой, что она не аффилирована с брендом Kirra.
¬ общем, пон€тно, что использовать марку нельз€, а это же единственный продукт, который там был, поэтому все магазины в јмерике закрылись.  онечно, это все еще происходило на волне кризиса, когда и продажи в —Ўј значительно упали.

— ј до суда и кризиса магазины были прибыльными?

—  акие-то были более успешны, какие-то менее, но в принципе работали по плану. ѕотом магазины закрылись, компани€ прекратила свое существование, ушла в процедуру банкротства, мы начали активно судитьс€. —удились полтора года. ¬ конце концов мы все урегулировали. ѕодписали мировое соглашение. —ейчас мы получили обратно все права, ребенок может снова называтьс€ своим именем, открывать свои магазины. —егодн€ в Ћос-јнджелесе работает магазин под брендом Lublu Kira Plastinina.

— ѕланируете в дальнейшем открывать еще магазины на этом рынке?

— ¬ ближайшей перспективе, насколько € понимаю, никакой серьезной активной экспансии в јмерику не предполагаетс€. “огда мы активно пошли, потому что был уникальный маркетинговый момент — 15-летний дизайнер. —ейчас  ира уже подросла, в спешке нет смысла. Ќо мы откроем еще один магазин. —ейчас ищем площадки. » если все будет хорошо, то, может быть, уже даже весной сможем это сделать.

— ¬ 2008 году в одном из интервью вы говорили, что на первоначальном этапе вложили в компанию 35 млн долл., примерно столько же понадобилось на открытие магазинов на рынке —Ўј. —ейчас вы открыли фабрику в –оссии. —колько в целом вы потратили за все эти годы на бренд дочери?

—  онечно, все это у нас посчитано. Ќо € не уверен, что мы хотим называть эту цифру.

— ѕо данным базы «—парк», компани€ « ира ѕластинина —тиль» убыточна€. ¬ какой момент планируетс€, что она начнет приносить прибыль?

— я надеюсь, что сейчас она приносит прибыль.

— ¬ 2011 году у компании был убыток в 342 млн руб. ¬ этом году она уже будет в плюсе?

— √од не закончилс€ еще. я надеюсь, что в этом году она по крайней мере не будет убыточной.

— ƒо кризиса у вас были планы по выводу Kira Plastinina на IPO. —охранились ли они?

— ƒа. Ќо и тогда конкретных планов, что мы выходим на биржу через два, три, п€ть лет, не было. ≈сли ситуаци€ на рынках будет хороша€, если компани€ разовьетс€ до такого размера, что можно будет выходить на биржу, то мы настроены это сделать.

— я обратила внимание, что на презентации мануфактуры все врем€ звучало, что  ира €вл€етс€ совладелицей компании, хот€ ранее она числилась только дизайнером. ¬идимо, что-то изменилось и  ира получила долю в компании?

— ћы особо не распростран€емс€ на эту тему. Ќо € хочу сказать, что главным бенефициаром этой компании €вл€етс€  ира, потому что это ее бизнес. ќн создавалс€ непосредственно ею. — моей поддержкой, конечно. ѕоэтому правильно ответить, что главным бенефициаром этого бизнеса €вл€етс€, конечно, она.

— «начит ли это, что у нее есть дол€ в компании, или, может быть, планируетс€ какой-то опцион со временем? ѕо данным «—парка», компанией владеет кипрский офшор, но бенефициаром офшора прин€то считать вас.

— я же вам ответил, что главным бенефициаром всего €вл€етс€  ира.

ЅјЌ ќ¬— »…  ќЌ—”Ћ№“јЌ“

— Ќекоторое врем€ назад вы были приглашены на должность независимого директора в совет директоров јзиатско-“ихоокеанского банка. ”частвуете ли вы в капитале банка?

— Ќет.

— » не заинтересованы в этом?

— Ќет. ћен€ пригласили войти в совет директоров, чтобы помочь развитию банка. Ќо € только член совета директоров, в капитале не участвую.

— ј в каком вы комитете состоите?

— ¬ комитете по стратегии.

—  огда вас пригласили в банк, председатель его правлени€ ≈вгений јксенов говорил, что у вас беспрецедентно большой опыт управлени€ розницей и вывода компаний на биржу. ѕланировалось, что вы будете помогать банку в 2013 году выйти на международный долговой рынок. » затем, возможно, провести IPO. —охранились ли эти планы?

— Ѕанк очень хороший — по внутреннему устройству, степени прозрачности, процедурам корпоративного управлени€. ќн готов к тому, чтобы выйти на биржу уже в ближайшее врем€. Ќо все же зависит от ситуации на рынке. —ейчас она не настолько хороша€, чтобы это делать.

— Ќо план по выходу на международный долговой рынок сохран€етс€ на 2013 год или что-то помен€лось?

— —корее всего срок будет сдвинут на 2015 год, в зависимости от ситуации на рынках и того, как будут вли€ть внешние факторы.

ћќЋќ ќ »« –я«јЌ»

— ƒавайте поговорим о «–азвитии регионов»…

— «ћолочном продукте». »значально была иде€ (и она остаетс€), если мы пойдем в другие регионы кроме –€занской области, будет проект «–азвитие регионов». Ќо пока вс€ активность происходит в –€занской области, а там работает компани€ «ћолочный продукт».

— –анее у «ћолочного продукта» были планы построить в ¬оронежской области свинокомплекс.

— Ёто было в прошлом году. » эти планы остаютс€, и команда небольша€ — несколько менеджеров — работает над этим, но пока есть р€д сложностей, которые они не смогли решить.

— ѕлощадка уже выбрана под строительство?

— ¬ этом проекте € тоже €вл€юсь финансовым инвестором и всех деталей не знаю. Ќо, насколько мне известно, там пока что недостаточное количество земель. Ќе смогли приобрести, чтобы начать там какую-то активность. ћы не хотим просто построить там м€сной комплекс. јгрохолдинг хочет, если уж заходить в регион, иметь полный цикл. “о есть заниматьс€ и зерновыми — самим себ€ обеспечивать кормами.

— ≈сть уже хот€ бы какой-то горизонт по этим планам?

— я ежедневно не занимаюсь этим проектом. «наю какие-то вещи, которые относ€тс€ к компетенции совета директоров. » в последнее врем€ мы не обсуждали этот вопрос.

— Ќа конец 2009 года у «ћолочного продукта» в –€занской области было 17 сельхозпредпри€тий, два элеватора, земельный банк свыше 100 тыс. га. „то изменилось с тех пор?

—  онечно, предпри€тие значительно выросло, и показатели его значительно улучшились. ћы собирали недавно цифры. —ейчас оно занимаетс€ и м€сом, и молоком, туда достаточно много инвестировано, много построено всего. “о есть предпри€тие не стало расти вширь в плане увеличени€ земельного банка или в каком-то одном направлении, а стало развиватьс€ именно качественно. “ам построили мегафермы, поголовье молочного стада очень сильно увеличилось.

— ¬тора€ ферма уже построена?

— ”же работает. Ёто проект нашего агроходлинга со —бербанком.  роме того, работает м€сной комплекс, строитс€ еще два м€сных комплекса. ” нас хороший, успешный агрохолдинг. ¬ этом году EBITDA составит пор€дка 900 млн руб.

— ¬о сколько сейчас оцениваетс€ этот актив? “ри года назад вилка оценки была очень велика — от 100 млн до 500 млн долл. ¬ы также за€вл€ли о планах компании провести IPO. ѕо-прежнему планируете?

— “акой план был, наверно, в 2008 году до кризиса.  онечно, экономическа€ ситуаци€ сильно помен€лась в это врем€, поэтому сейчас пока никаких конкретных планов нет. —ейчас мы развиваемс€ сами. ’от€ в принципе всегда открыты дл€ разговоров с потенциальными партнерами или инвесторами. Ќо никаких шагов не предпринимаем, поэтому € затрудн€юсь сейчас назвать оценку.

— ѕовли€ет ли на ваш агробизнес вступление –оссии в ¬“ќ? Ќекоторые компании уже за€вл€ют о том, что отказываютс€ от новых проектов.

— —ейчас в м€сном направлении очень многие участники рынка и между собой, и на вс€ких внешних встречах обсуждают, что м€сна€ отрасль и вообще наше сельское хоз€йство окажетс€ в невыгодном положении. ’от€ предусмотрен некий переходный этап в несколько лет. ”же в ближайшее врем€, по-моему, или даже уже сейчас должен быть разрешен беспошлинный ввоз живого скота.  онечно, это существенно осложнит работу. ћы понимаем, что работать будет сложнее. ” нас сейчас идет стройка еще двух комплексов в –€занской области. “ут уже ничего не поделаешь, все равно они будут построены, будут работать. Ќельз€ же остановитьс€ на полпути. ј по поводу дальнейшего инвестировани€, дальнейшего строительства новых комплексов посмотрим, как будет развиватьс€ ситуаци€.

∆»«Ќ№ ¬Ќ≈ Ѕ»«Ќ≈—ј

— ¬ас можно отнести к бизнесменам, которые начинали бизнес с нул€ в 90-е годы. Ќо при этом в –оссии некоторое врем€ назад по€вилась категори€ предпринимателей, которые стро€т свой бизнес на господр€дах, и это фактически сейчас бизнесмены первой дес€тки списка Forbes. ” вас, как бизнесмена другой категории, какое к ним отношение?

— √осподр€ды есть в любой стране, без этого невозможно. √осударство же не может строить дороги. ћне кажетс€, все зависит от того, как это делают. я не знаю даже. ¬ы думаете, что выполн€ть госзаказ намного проще?

— Ќет.

— ” нас был в какой-то степени схожий опыт в «¬имм-Ѕилль-ƒанне», когда наше подразделение, которое производит детское питание, боролось каждый год за то, чтобы получить госзаказ в ћоскве. ћы всегда выигрывали. Ќо € могу сказать, что это стоило больших усилий, потому что цена должна была быть ниже значительно, чем мы продаем на внешнем рынке. я не могу сказать, что госзаказы — такие пр€мо подарки.

— „его вы ждете от нового/старого президента ¬ладимира ѕутина дл€ бизнеса?

— я думаю, что того же, чего вс€ страна ждет, — стабильности, дальнейшего развити€ страны.

— ћногие бизнесмены, российские и западные, сейчас все чаще за€вл€ют о том, что не станут передавать свои активы дет€м. ј как вы планируете поступить?

— —овсем не задумывалс€ по этому поводу. ѕотому что дети у мен€ еще маленькие совсем.  ира сама€ старша€, ей 20 лет, но даже она еще маленька€ дл€ того, чтобы полностью самосто€тельно управл€ть бизнесом. ’от€, с другой стороны, в том, что касаетс€ ее бизнеса, она в него вовлечена с 14 лет, и это с полным правом можно считать ее делом.

¬ любом случае € считаю, что главна€ задача родителей — это дать дет€м образование, а дальше уже они сами будут решать, какую себе дорогу выберут, чем они будут заниматьс€.

— ¬ы с прошлого года прописаны на —оловецких островах. –оман јбрамович прописалс€ на „укотке, чтобы поддержать своими налогами регион, в котором был губернатором. ј вы зачем?

— я очень эмоционально отношусь к этому месту. я родилс€ в јрхангельской области и рос в маленьком поселке. —евер очень близок мне. — детства мы знали историю —оловков, и уже тогда формировалось отношение к ним как к очень особенному месту. Ќо туда не так-то просто было поехать, поэтому в детстве € там не побывал.  огда стал взрослым, € много раз приезжал на —оловки, и дл€ мен€ они стали значимым местом, € старалс€ внести посильное участие в их развитие. ј потом купил там дом и прописалс€. ¬ этом году первый раз заплатил налоги по новому месту жительства.

04.05.2021
Ќовый год, 23 феврал€, 8 марта Ц праздники никогда не были помехой потреблению молока. Ќаоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличиваетс€.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
12
—р
12
—р
12
—р
18
¬т
18
¬т
18
¬т
22
—б
 алендарь