»нтервью с ёлией  узьминой Ц руководителем проекта “оварна€ группа Ђћолокої ÷–ѕ“

»сточник: The DairyNews
 орреспондент The DairyNews пообщалс€ с руководителем проекта “оварна€ группа Ђћолокої ÷–ѕ“ ёлией  узьминой чтобы узнать, готова ли молочна€ отрасль к введению об€зательной цифровой маркировки.

”спеют ли к намеченным срокам социальные учреждени€, HoReCa, ритейл, а главное производители Ц об этом и многом другом читайте в материале The DairyNews.

DN:  ак вы оцениваете готовность молочной отрасли к введению об€зательной цифровой маркировки, особенно с 1 июн€ 2021 года?

ё : ќтрасль активно готовитс€, и мы это видим по показател€м в системе: по количеству выданных кодов, по качеству регистрации Ц вообще по активности отрасли. ” нас регул€рно проход€т разъ€снительные меропри€ти€, например, вебинары, в том числе выездные дл€ регионов.

» по тем вопросам, которые задает отрасль, видно, что производители готов€тс€. Ёто заметно, в том числе, и по обращению в техподдержку. ѕроизводители общаютс€ с интеграторами, пробуют, поставл€ют.  то-то уже готов, кто-то будет готов к маю-июню.

Ќа сегодн€шний день подключено около 12 тыс€ч компаний, работающих с молочной продукцией, из них почти 2 тыс€чи - производители. »ми эмитировано более 250 млн кодов.

DN:  акие основные вопросы задают представители молочной отрасли?

ё : Ќа самом деле, больше технические. ¬опросы методологического характера уже почти перестали задавать, потому что коллеги, в основной своей массе, уже погружены в процесс.

 то-то участвовал в эксперименте, и им это действительно очень помогло. ќни подкованы в части методологической базы. ѕри этом технически, они, обща€сь с интеграторами, понимают, что сами уже занимают достаточно экспертную позицию, поэтому у них не возникает вопросов в данной области.

DN: ј как вы оцениваете готовность социальной сферы: школ, больниц?

ё : ћаркировка дл€ них стартует позже, поэтому у них еще есть временной запас дл€ того, чтобы подготовитьс€. ѕо той дорожной карте, котора€ находитс€ в постановлении 2099, у нас вывод по причинам, отличным от продажи через кассу, и весь учет по электронному ”ѕƒ стартует с 1 сент€бр€ 2022 года. » то в объемно-сортовом виде, то есть с указанием кода товара и количества промаркированного товара.

Ёто достаточно проста€ операци€, к которой, возможно, не нужно активно готовитьс€ пр€мо сейчас. ¬се-таки этот год нацелен на сериализацию и на производителей.

DN: —колько состав€т приблизительные затраты социальной сферы на маркировку, например, на закупку оборудовани€ дл€ нее?

ё : я думаю, что инвестиции будут минимальными, потому что дл€ этого не потребуетс€ закупать никакого оборудовани€. —читывать коды там можно при помощи мобильных устройств, а это коробочные решени€ достаточно бюджетного характера. ¬се оп€ть же зависит от того, какой будет функционал, и что в него хот€т заложить. Ќо в той дорожной карте, котора€ есть в постановлении Ц это минимальна€ стоимость.

¬озможно, инвестиции даже не потребуютс€, потому что в принципе, все условное молоко, которое они принимают, полностью используетс€ дл€ производства: например, дл€ приготовлени€ каши дет€м. ѕоэтому социальным учреждени€м достаточно просто будет работать в личном кабинете, и их инвестиции на маркировку вообще могут быть нулевыми.

DN: ѕросто мы недавно общались с производител€ми молочных продуктов, которые поставл€ют их в учреждени€ соцсферы. » они отметили, что социальна€ сфера даже не в курсе того, что об€зательна€ маркировка сыров начинаетс€ уже с 1 июн€.

ё : ƒа, сыры действительно начинают маркироватьс€ с 1 июн€. Ќо, с другой стороны, социальные учреждени€ ведь и не должны сейчас выводить их из оборота. ќни же не продают их через кассу, вывод из оборота дл€ них начинаетс€ с 1 сент€бр€ 2022 года в объемно-сортовом виде. “отальна€ информированность социальных учреждений Ц вопрос времени. ќно еще есть. ћы активно работаем, в том числе, и в этом направлении, чтобы до всех это донести.

DN: “о есть сейчас вы больше информируете производителей и меньше времени удел€ете социальной сфере?

ё : Ќе совсем так. ѕроисходит информирование всей отрасли, всех участников оборота Ц в том числе, и представителей социальной сферы. Ќо в этом году, конечно, идет упор на производителей и розницу, потому что дл€ них старт начинаетс€ совсем скоро.

DN:  ак думаете, готова ли HoReCa?

ё : HoReCa тоже не всегда продает молочную продукцию через кассу. ≈сли мы говорим про кофейни и так далее, то там продажа молока через кассу Ц это, скажем так, редкое событие. ¬се-таки его в основном используют дл€ производственных целей. “ам маркировка тоже начинаетс€ с 1 сент€бр€ 2022 года. “о есть врем€ еще есть.

Ќа самом деле в HoReCa уже готов€тс€ даже разные столовые. ќни готовы, в том числе, и к тестированию.  то-то в рамках эксперимента заинтересовалс€ этой историей и уже быстро внедрилс€, кто-то внедритс€ в срок, но чуть позже.

DN: √отов ли ритейл? »м же уже пора работать. Ќа сколько велики их затраты на оборудование дл€ маркировки?

ё : –итейл работает с маркируемой продукцией уже сейчас. Ёто и сигареты, и обувь Ц вы видели, что в различных гипермаркетах продаетс€ и легка€ промышленность тоже. ѕоэтому 2D-сканеры, которые сто€т уже сейчас, абсолютно подход€т дл€ работы с молочной продукцией.

≈динственное, что, возможно, потребуетс€, но крупный ритейл к этому уже готов, либо находитс€ на финальной стадии Ц это то, что с 1 декабр€ нужно будет обновить кассовый блок.  ак правило, у всех он уже обновлен, и каких-то дополнительных инвестиций на сканирующие устройства не потребуетс€, потому что они и сейчас уже этим занимаютс€.

DN: “огда получаетс€, что в основном готовы такие торговые сети, как ЂјЎјЌї, потому что там тоже продаетс€ обувь. ј маленькие продуктовые магазины?

ё : ≈сли они работают с маркированной табачной и алкогольной продукцией, то в принципе, у них установлены те же 2D-сканеры. — ними не нужно что-то делать Ц они стандартно считывают Data Matrix код.

DN: „то делать малым и средним предпри€ти€м? √овор€т, что они просто закроютс€, когда начнетс€ об€зательна€ цифрова€ маркировка, потому что не выдержат материальных нагрузок.

ё : Ќа самом деле, мы в части информировани€ о возможной стоимости решений провели большую работу, и до сих пор проводим. ¬ открытом доступе у нас на сайте выложены различные ценовые политики в среднем по рынку: по виду упаковки, размеру производител€, способу нанесени€; лучшие практики по тому, как и где разместить код. Ќа сайте также представлен список интеграторов, к которым можно обратитьс€ Ц то есть информаци€ по всей стоимости открыта.

ѕо результатам эксперимента, мы видим, что инвестиции завис€т от степени автоматизации на производстве, от выбранного способа нанесени€, в том числе. ѕоэтому здесь многое зависит от выбора технического решени€.

—о своей стороны мы открыты к взаимодействию с предпри€ти€ми любого масштаба.   нам часто обращаютс€ и средние, и малые предпри€ти€, мы оказываем им консультационную поддержку, помогаем подобрать необходимое техническое решение и не переплатить за ненужное программное обеспечение и оборудование. ћы заинтересованы в комфортном подключении к системе маркировки всех участников отрасли.

DN: „то дешевле: типографский способ или нанесение кодов у себ€ на производстве?

ё : “ипографское решение выгоднее в части инвестиций, так как производител€м не нужно покупать печатающее оборудование, к ним приходит типографска€ промаркированна€ упаковка, которую просто надо считать.  ак вы будете считывать: техническим зрение, сканером Ц зависит от того, как вы работаете.

Ќапример, на маленьком производстве это €вно будет 2D-сканер, стоимость которого от 3,5 тыс. рублей. ≈сли мы говорим про техническое зрение, то там уже зависит от скорости вашего производства. “ам есть различные функции. —тоимость, конечно, будет несколько выше, но зато все считываетс€ пр€мо в потоке у вас на линии.

¬ части стоимости мы очень открыты, и даже дл€ малых предпри€тий у нас готов калькул€тор стоимости решений. ¬се, что нужно: начина€ от ” ѕ, заканчива€ сканерами, если эти предпри€ти€ реализуют свою продукцию самосто€тельно.

” нас есть большой блок полезной информации, и мы надеемс€, что производител€м это поможет дл€ ориентации в процессе.

DN: ј производители вообще уже разобрались в системе? »ли заход€т на сайт и, может быть, что-то до сих пор не понимают? ћучают вас вопросами?

ё : ≈сли говорить про информационный сайт честныйзнак.рф, то сейчас действует его обновленна€ верси€, котора€ позвол€ет производител€м и другим участникам процесса найти все инструкции, основные нормативные документы, лучшие технические решени€, список типографий Ц в общем все блоки, которые интересуют коллег. ќтветы на них доступны. ќни наход€тс€ на самом видном месте, чтобы максимально сн€ть все вопросы.

DN: ¬ы можете назвать конкретные компании, которые уже на 100% готовы?

ё : Ќе буду называть тех, кто находитс€ на финальной стадии, вернее еще готовитс€, но пока еще официально не за€вл€л о завершении процесса в —ћ».

Ќо, например, компани€ Ђ¬алиої уже по максимуму готова. Ќадо отдать коллегам должное, они действительно активно участвовали в эксперименте, и им это помогло. ѕоэтому, когда проводилс€ эксперимент, мы были рады всем участникам, потому что они получили необходимую методологическую базу и поддержку. ќни участвовали в наших различных рабочих экспертных группах Ц в общем собрали дл€ себ€ всю информацию и спокойно перешли к процессу маркировки.

DN: ѕолучаетс€, к маркировке в основном готовы только крупные предпри€ти€?

ё : Ќет, почему же, есть и микро предпри€ти€. Ќо, как вы знаете, у  ‘’ есть отсрочка до декабр€ 2022 года. ќни в спокойном режиме могут интегрироватьс€ в систему и прорабатывать техрешени€.

Ќекоторые малые и средние предпри€ти€ в рамках эксперимента оснастились и просто ждут 31 ма€ дл€ того, чтобы, как говоритс€, включить рубильник.

DN:  ак вы оцениваете готовность производителей сыров и мороженого к маркировке в процентном соотношении?

ё : я считаю, что подавл€ющее большинство таких предпри€тий должно успеть в срок. ѕоэтому здесь все зависит от того, какими темпами идет производитель, и от того, насколько он подкован в технологических вопросах.

 

13.05.2021
¬чера премьер министр –оссийской ‘едерации ћихаил ћишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, св€зав с этим рост цен на социально значимые продукты питани€.
„итать полностью
 алендарь