»нтервью с ¬ладиславом „ебурашкиным, генеральным директором ќќќ ЂЅрать€ „ебурашкины. —емейна€ ‘ермаї

»сточник: The DairyNews
ќќќ ЂЅрать€ „ебурашкины. —емейна€ ‘ермаї в сент€бре 2014 г. открыло завод по переработке молока и уже успело добитьс€ успехов в производстве и продвижении качественной молочной продукции в крупнейшие сети ћосковской области. √енеральный директор ќќќ "Ѕрать€ „ебурашкины. —емейна€ ферма" ¬ладислав „ебурашкин рассказал о том, какие проблемы и возможности возникают при запуске новых проектов, чего не хватает российской молочной отрасли,  и что такое семейный подход в аграрном бизнесе.
DN: †¬ладислав √еоргиевич, расскажите немного о себе. √де ¬ы родились, †кто ¬ы по специальности?†
¬ладислав „ебурашкин: я родилс€ и 19 лет прожил в Ќорильске. ѕосле этого переехал учитьс€ в ћоскву, а через несколько лет уехал заграницу, получил там образование, включа€ MBA. ѕервое образование † - финансы †и страхование, второе †- MBA в финансовой сфере.†

DN: ѕомогло ли ¬ам обучение за границей при организации собственного бизнеса?
¬ладислав „ебурашкин: Ёто было интересно, потому чтоMBA получают люди, в том числе,имеющие опыт ведени€ собственного бизнеса. ќбучение проходило в формате teamwork, что подразумевало активное взаимодействие со всеми и научило более комплексно подходить к решению проблем. ¬ целом, как и любое образование, оно помогло находить подход к решению проблем.

DN: †ѕочему ¬ы решили зан€тьс€ бизнесом, св€занным с молочной отраслью?
¬ладислав „ебурашкин: Ќаша семь€ всегда совместно работает над проектами. ¬ Ќорильске у нас есть предпри€тие, которое оказывает сервисные услуги в горном бизнесе. ¬ 2003 г мы прин€ли решение о диверсификации и открытии нового направлени€ нашего бизнеса. —ельское хоз€йство показалось нам стабильной отраслью, котора€ имеет хорошие перспективы развити€. ћы видели, что производитс€ на российском рынке, сколько приходит импортной продукции, и пришли к выводу, что эта отрасль не может вечно находитс€ в застое, и со временем правительство будет решать эту проблему. ѕри этом по статистике потребление молока в –оссии от 250 кг в год на душу населени€, что существенно меньше нормы потреблени€. ƒаже с этой точки зрени€ можно сказать, что рынок перспективный. —ельское хоз€йство должно процветать в любой развитой стране, наравне со здравоохранением, наукой, обороной и образованием.

DN: —кажите, использовали ли ¬ы заемные средства дл€ развити€ этого направлени€?
¬ладислав „ебурашкин: †ƒл€ строительства первой фермы мы не использовали заемные средства, в последующем мы привлекали дополнительные ресурсы. Ќо мы не работаем с банками, мы привлекаем средства предпри€тий-партнеров, с которыми мы совместно входим в проекты.

DN: —колько ¬ы вложили в первую ферму?†
¬ладислав „ебурашкин: ”читыва€, что прибыльность молочных ферм до сих пор чрезвычайно низка€, по крайней мере, в ѕодмосковье, мы до сих пор вкладываем средства в наши фермы. ¬ первую ферму мы вложили около 400 млн. рублей.†

DN: ѕочему ¬ы выбрали именно ћосковскую область?†
¬ладислав „ебурашкин: Ёто очень хороший рынок сбыта. ћосква и ћосковска€ область – это как минимум 15% населени€ –оссии. ”ровень потреблени€ здесь выше, чем где-либо еще в стране. ѕоэтому нам показалось логичным, работать со свежим продуктом, производить и поставл€ть покупателю в рамках этого региона.†

DN: — какими проблемами ¬ы столкнулись, когда выходили на рынок?†
¬ладислав „ебурашкин: ¬хождение в любой новый бизнес требует колоссальных усилий и времени дл€ понимани€ отрасли. ѕереход из горного бизнеса в сельское хоз€йство Ц это серьезный поворот. —амое главное дл€ нас было оценить стоимость проекта, сроки его окупаемости, а также пон€ть как привлечь ресурсы и найти команду профессионалов. Ќе могу точно сказать, что первично, деньги или люди, но и то, и другое принципиально важно. ”частие государства в поддержке †сельского хоз€йства †- важный фактор развити€ отрасли не только в –оссии, но и во всем мире. Ѕез этого молочное животноводство не может эффективно развиватьс€.

—ейчас мы можем уже говорить о том, что давно в этом бизнесе и понимаем, что молочное животноводство очень сложный бизнес. —уществует множество рисков, в том числе изменение рыночных цен на сырое молоко и компонентов, которые составл€ют его себестоимость. ¬ первую очередь это корма, которые составл€ют от 40% до 60 % †всех затрат, а также √—ћ, электричество, семена и т.д.

DN: ѕланируете ли ¬ы развивать другие направлени€ сельскохоз€йственного бизнеса, растениеводство, м€сное животноводство?
¬ладислав „ебурашкин: ѕотенциально у нас в планах было развитие м€сного животноводства, но об этом рано говорить. ≈сли холдинг будет успешно развиватьс€, мы готовы войти в м€сное животноводство. Ќо мы понимаем, что выходить на рынок ћосквы и ћосковской области с маленького проекта будет не верно. ≈сли мы начнем развивать это направление, то выберем масштаб соответствующий нашей компании. ћы больше, чем просто семейное предпри€тие, но не транснациональна€ компани€, наше отличие от них состоит в том, что мы можем лично контролировать все процессы и качество продукции и быстро принимать решени€. ¬ то же врем€, мы достаточно крупные, что дает нам возможность обеспечивать инфраструктуру продаж, давать рекламу и выходить на рынок ћосквы организованно и профессионально.†

—ейчас мы думаем над тем, как использовать опыт работы с фермами и молочным заводом нашей замечательной команды сотрудников. ¬ нашем коллективе есть старожилы, имеющие опыт работы в сельском хоз€йстве еще с советских времен, а также мотивированна€ на развитие молодежь. ѕерспективна€ молодежь быстро делает карьеру на нашем предпри€тии. ћогу привести как минимум два примера, когда сотрудники начинали с низких позиций и теперь работают в управлении, доказав свои умени€ и таланты. —ейчас на заводе работает 94 человека.   нам приход€т новые люди, мы до сих пор добираем штат. —формировав до конца команду, мы сможем масштабировать наш опыт и уйти в другие проекты, параллельно развива€ то, чем мы сейчас занимаемс€.

DN: „то, на ¬аш взгл€д, €вл€етс€ более рентабельным Ц производство молока или переработка?†
¬ладислав „ебурашкин: †”читыва€, что мы всего три мес€ца поставл€ем собственную готовую продукцию в сети, мне пока сложно судить. Ќа мой взгл€д, молочное животноводство более капиталоемкий, рискованный и менее рентабельный бизнес. ќдна из причин, почему мы пошли в переработку - понимание того, что без помощи государства, котора€ была бы сравнима с европейской, молочные фермы наход€тс€ в серьезной зоне риска.

ѕоэтому было прин€то решение замкнуть производственную цепочку, начина€ с кормов, производства сырого молока закончить его переработкой и поставкой в сети. ћы рассматриваем этот бизнес, как одно целое, но ожидаем, что быстрой окупаемости не будет. ћы стремимс€ построить крепкий, пусть и не сверхприбыльный, но надежный бизнес.

DN:ћожет ли фермерам помочь регулирование цен на сырое молоко или им тоже надо искать выходы на конечного потребител€?
¬ладислав „ебурашкин: “ема регулировани€ цены на сырье €вл€етс€ злободневной в насто€щий момент и здесь, безусловно, необходимо найти некий баланс с учетом интересов всех сторон. ѕереработчики и производители завис€т друг от друга. ћодель сложного цикла, включающа€ производство и переработку, как у нас, требует глубокого понимани€, инвестиций и значительных усилий. я бы не советовал всем внедр€ть ее, потому что каждый должен заниматьс€ своим делом. ƒл€ себ€ мы пон€ли, что производство сырого молока †- это рискованное дело, поэтому зан€лись переработкой, име€ дл€ этого возможности и ресурсы.

DN: ¬ы планируете постепенно наращивать объемы производства?
¬ладислав „ебурашкин: †ћы создали производство с учетом роста и считаем это принципиально важным. ѕотенциально, мы можем развивать другие фермерские хоз€йства.Ќа данный момент наша задача загрузить мощности завода собственным сырьем.†

Ќо при этом мы рассматриваем себ€ как семейный бизнес и не готовы расти чрезмерно. ћы убеждены, что посто€нное присутствие на фермах и на заводе повышает качество производства. ѕока мы не планируем выходить на федеральный уровень. Ќаша модель предусматривает местную сырьевую базу, короткое логистическое плечо, производство качественных традиционных продуктов с коротким сроком годности без добавок.

DN:  акой объем молока на данный момент перерабатываетс€ на предпри€тии?
¬ладислав „ебурашкин: я бы воздержалс€ от конкретных цифр, хот€ бы потому, что мы только три мес€ца работаем на рынке переработки. Ќаш прирост от мес€ца к мес€цу составл€ет 30%. ћы уже видим повышение потреблени€ нашей продукции на одну торговую точку. ¬идим положительную динамику, но нам нужно расти дальше.

DN:  аковы максимальные возможности по загрузке производства?
¬ладислав „ебурашкин: «авод рассчитан на переработку 100 т сырого молока в сутки. –абота€ в ћоскве и ћосковской области, мы считаем что это оптимальный масштаб дл€ нашей модели бизнеса и сегмента рынка. ƒл€ федеральных и транснациональных компаний это немного,но дл€ нас такой объем создает возможности надежных поставок в сети без потери контрол€ над всеми этапами производства.  огда мы подойдем к порогу текущей производительности, мы будем очень аккуратно подбирать новых клиентов, чтобы не превысить наши возможности. ƒл€ нас принципиально сохран€ть качество †и выполн€ть свои об€зательства перед сет€ми.

DN: »злишки сырого молока ¬ы продаете?
¬ладислав „ебурашкин: ƒа, конечно. ѕока мы не вышли на тот уровень, когда будем потребл€ть все свое сырье. —ейчас у нас происходит диверсификаци€ по трем каналам сбыта сырого молока: †продажа сырого молока переработчикам, вендинг и собственна€ переработка. ѕервый путь традиционен, но довольно опасен из-за колебани€ цен. ћы все помним т€желые года, когда цены упали до минимума и не покрывали себестоимость.
„то касаетс€ молокоматов, стоит отметить, что большинство из них в области. ¬ какой-то момент ћосква закрыла много киосков и вендинг тоже. Ќам дали сейчас в городе 10 точек, и если они будут успешными и будет соответствующее решение ѕравительства ћосквы, мы потенциально можем развиватьс€ дальше.ƒл€ этого нам нужно, что бы требовани€ к молокоматам не отличались в разных городах и даже районах одного города.
¬ендинг важен дл€ нас потому, что мы имеем хорошую обратную св€зь с покупател€ми, видим реакцию на изменени€ нашего ассортимента. ћы понимаем, что нравитс€ покупател€м, кака€ продукци€ уходит быстрее и отрабатываем рецептуру. ¬ этом направлении есть синерги€ с нашим производством молочной продукции на заводе.

DN: ¬ы устанавливаете молокоматы в торговых сет€х?†
¬ладислав „ебурашкин: ¬ торговых сет€х мы практически не работаем. ¬ работе на территории торгового помещени€ есть р€д сложностей. ћолокомат легче обслуживать, мен€ть танки, молокопроводы, насосы, если он стоит на улице или в торговом центре. ¬ этом случае график обслуживани€ более гибок. ¬се оборудование молокоматов промываетс€ в центре обслуживани€ р€дом с нашей фермой. † роме того в сет€х есть нюансы по оплате, а мы сами хотим контролировать цены на свой продукт.

DN: —колько молокоматов ¬ы уже установили?
¬ладислав „ебурашкин: 45

DN: —кажите, какие меры государственной поддержки производителей и переработчиков молока кажетс€ ¬ам наиболее эффективными?†
¬ладислав „ебурашкин: ≈сли государство хочет, чтобы потребитель получал качественный продукт за приемлемую цену, необходимо субсидировать производство такой продукции. Ћогично было бы субсидировать именно фермера. ¬ молочном животноводстве, как € уже говорил, много рисков, св€занных с неурожа€ми, болезн€ми, колебани€ми цен на молоко †и всех компонентов необходимых дл€ его производства.  ак мы знаем, риски и прибыль должны быть сбалансированы. ¬о многих странах этот баланс достигаетс€ за счет поддержки государства, позвол€ющей фермерам получать определенный уровень прибыли. †ћы солидарны с ѕравительством ћосковской области по поводу того, что приемлемый уровень рентабельности в молочном животноводстве составл€ет 15 %, чтобы привлечь капиталы и людей в этот бизнес.—егодн€ рентабельность проектов молочного животноводства в ћосковской области, по официальным данным, 4,5%.†

ѕоддержка отрасли требует немалых средств, причем не только в –оссии, это значительна€ стать€ расходов любого государства. ¬ —еверной †јмерике фермеров рассматривают как очень ценный актив экономики. †я отношусь с большим уважением ко всем фермерам, †понима€ насколько это т€желый труд. Ћюбые ошибки в этой отрасли приходитс€ очень долго исправл€ть. »менно поэтому фермерам необходима долгосрочна€ поддержка со стороны государства, причем в пон€тной †и прозрачной форме. Ќа мой взгл€д, поддержка за кг произведенного молока - это пон€тна€ модель. Ѕыло бы полезно, на мой взгл€д,если больша€ часть государственной поддержки выражалась в форме субсидий за кг произведенного молока.†

DN: » кого стоит поддерживать в первую очередь, крупные агрохолдинги или небольшие фермерские хоз€йства?†
¬ладислав „ебурашкин: Ќаверное, стоит поддерживать и тех, и других. ƒумаю, что поддержка на кг молока как раз €вл€етс€ таким инструментом.†

Ќа мой взгл€д, должна быть разработана математическа€ модель существовани€ эффективной, современной фермы любого масштаба. ¬ рамках этой модели можно было бы рассчитывать варьирующиес€ из года в год данные, чтобы в итоге фермы приносили 15 % рентабельности. ћожно было бы разработать отдельные математические инструменты дл€ ферм разного масштаба.†

DN: Ќужно ли оказывать поддержку переработчикам?
¬ладислав „ебурашкин: —ейчас мне сложно комментировать де€тельность переработчиков, потому что мы только начали этим заниматьс€. Ќам непросто, но это ожидаема€ ситуаци€. „ерез год, € буду готов дать ответ на этот вопрос.

DN:≈сть ли у ¬ас проблемы в работе с сет€ми?
¬ладислав „ебурашкин: Ѕольшинство сетей †- это современные качественные предпри€ти€, работающие по европейским стандартам. ак производители продукта с коротким сроком годности мы озабочены услови€ми хранени€, доставки, продажи. Ќа наш взгл€д, мало кто, кроме сетей может обеспечить сохранность нашего продукта. ” нас редко встречаютс€ небольшие семейные магазины европейского типа. ѕока на наш взгл€д только сети €вл€ютс€ современным бизнесом, с которым можно работать. Ќужно отметить, что †сроки подписани€ договоров сет€ми сейчас значительно ускорились.†

¬ нашем сегменте из-за короткого срока годности конкурентов из-за границы почти нет. ≈сть конкуренци€ российских компаний, некоторые из которых имеют хорошее качество, другие более низкое. ¬ этом есть опасность. ≈сли премиальный сегмент скоропорт€щейс€ молочной продукции наводн€етс€ некачественным товаром, это наносит удар по всем производител€м. —ейчас у многих есть соблазн выходить на этот рынок, называ€ свою продукцию высококачественной.

DN: ¬о многом по€вление некачественной продукции св€зано с дефицитом сырь€ молока …
¬ладислав „ебурашкин: ƒа, проблема с сырьем очень серьезна€. ћосковска€ область производит всего 2 % молока в –оссии, при этом спрос на территории региона в разы выше.  онечно, нужно наращивать производство молока и хотелось бы, чтобы через несколько лет мы могли сказать, что мы производим достаточно молока и изготовл€ем из него качественную продукцию. Ќадеюсь, что этот момент наступит.

DN: ¬ы не планируете начать производство молокоемкой продукции?
¬ладислав „ебурашкин: ” нас есть техническа€ возможность начать производство м€гкого сыра. “вердые сыры пока не совместимы с нашей моделью, хот€ это сейчас очень модна€ тема, так как сыра не хватает.

DN: –асскажите подробнее об идее дизайна вашей упаковки.
¬ладислав „ебурашкин: ћы хотели уйти от €ркой и пестрой упаковки, наша упаковка лаконична. ќсновной акцент мы делаем на самом продукте. —уд€ по росту продаж с каждой точки по каждой единице ассортимента, покупател€м это тоже нравитс€. ћы работаем с профессиональными дизайнерами, с ними же работали по дизайну молокоматов. ќни эмоционально вовлечены в этот проект, их работу оценили на многих международных конкурсах, в том числе в Red Dot Design Award 2014 г.

Ќа нашей упаковке указываетс€ заглавна€ буква продукта, толщина и размер букв варьируютс€ от степени жирности продукта. ¬ыбира€ шрифт, наши дизайнеры использовали †старую кириллицу †и символы, существовавшие до кириллицы, означающие облака с водой, плодородную почву, траву и т.д. †¬се символы, которые веками были св€заны с сельским хоз€йством. ¬ этом дизайне заложен некий глубокий смысл, св€занный с нашей историей, трудолюбием и созиданием нашего народа. ¬едь нашей стране есть чем гордитьс€, наше сельское хоз€йство это нелегкий труд.  огда например подлетаешь к ћоскве, можно заметить, что на месте нынешних полей когда-то росли леса, которые нашим предкам приходилось вырубать.†

DN: ¬ы не рассматриваете возможность размещени€ рекламы ¬ашей продукции на телевидении, например?
¬ладислав „ебурашкин: ” нас, безусловно, есть план развити€ и рекламы. Ќам известна целева€ аудитори€, каналы сбыта, мы тщательно прорабатываем этот вопрос.

DN: ¬ладислав √еоргиевич, на ¬аш взгл€д, поможет ли эмбарго российским производител€м?†
¬ладислав „ебурашкин: я думаю, люба€ страна, котора€ хочет развить ту или иную важную отрасль, может продуктивно вводить ограничительные меры. —овременные примеры подобных действий есть и в —еверной јмерике и высокоразвитых странах јзии. †Ёто нормальна€ ситуаци€. Ќашим производител€м нужно дать врем€ и возможность развитьс€, накопить силы и опыт и потом открыть рынок дл€ конкуренции и, как следствие, повышени€ эффективности отрасли.  роме того нужно сделать шаги в сторону финансовой поддержки местных производителей.

DN: ¬ы принимали активное участие в ћолочном форуме, который проходил этой осенью в ѕодмосковье. ѕоделитесь ¬ашими впечатлени€ми об этом событии.†
¬ладислав „ебурашкин: ќрганизаци€ данного форума †- это позитивный сигнал. –абота€ с ѕравительством ћосковской области, мы видим, что они заинтересованы в поддержке фермеров.—амое главное, что есть диалог, мы можем открыто разговаривать с новым министром сельского хоз€йства и продовольстви€ ћосковской области.

’отелось бы, чтобы через год †ко второму форуму у нас уже были какие-то результаты. ’отелось бы, чтобы молочное животноводство ћосковской области развивалось, а это уже задача государственного масштаба. —о стороны государства должно быть понимание проблем, желание их решать и долгосрочные инвестиции.

DN:  акую роль, на ¬аш взгл€д, играют отраслевые союзы в защите интересов производителей и переработчиков молока в –оссии?
¬ладислав „ебурашкин: Ќа мой взгл€д, отраслевые организации нужны дл€ развити€ кооперации †и помощи в объединении малых фермерских хоз€йств дл€ продвижени€ их продукции в торговые сети. Ќапример, в ≈вропе, в частности в ‘инл€ндии, очень развита коопераци€ производителей молока дл€ переработки и сбыта продукции. ѕроблема в том, что все малые семейные фермы могут поставл€ть качественную продукцию в сеть, но в одиночку им сложно выполн€ть услови€ по объемам и срокам поставок. Ёффективность существующих союзов у нас € оценить не могу, потому что не участвую.†

DN: –асскажите о своей фамилии. Ќасколько € понимаю, вы уже долгое врем€ боретесь с Ёдуардом ”спенским за то, чтобы использовать ее в бренде. ≈сть ли новости?
¬ладислав „ебурашкин: ћы, в первую очередь, ставим акцент на самой продукции, лаконичности дизайна и уважении к покупателю. Ќа своем примере мы показываем современный подход к фермерству и гордость за свою работу, потому что это благородный и полезный труд. » мы ни в коей мере не хотели ассоциироватьс€ с мультипликационными персонажами, потому что это не соответствует нашему подходу.

—ейчас на упаковке нашей продукции вы не увидите торговой марки. Ќам запрещают регистрировать торговые марки с нашей фамилией, но мы ищем возможности, как это сделать, чтобы подчеркнуть личную ответственность перед покупател€ми. ѕока мы только указываем нашу фамилию в названии компании - ќќќ «Ѕрать€ „ебурашкины».

Ќедавно по одной из торговых марок нам разрешили использовать фамилию, по второй идет судебное разбирательство. ¬ заключении палаты по патентным спорам, полученном нами 2 сент€бр€ 2014 г. , отмен€етс€ старый запрет –оспатента, а также указываетс€:Ђсуществование фамилии Ђ„ебурашкинї, †а также наличие документов, удостовер€ющих личность (копий паспортов), позвол€ет говорить †о том, что фамили€Ђ„ебурашкинї по€вилась задолго до создани€ †”спенским его персонажа и имеет самосто€тельное происхождениеї.†
___________________
ЂЕсловесный элемент „ебурашкиных €вл€етс€ производным от имени собственного, которое имеет смысловое словарное значение. ¬ частности, в ѕоволжье Ђ„ебурашкойї называли шашку бурлацкой л€мки, что дает основани€ полагать, что слово относитс€ к профессии †и указывает на род зан€тий обладател€ фамилии.  роме того Ђ„ебурашкойї называли дерев€нные шарики, служившие поплавками дл€ рыболовных сетей, что также свидетельствует о профессии обладател€ фамилииЕї
из заключени€ коллегии палаты по патентным спорам
___________________

DN: †¬аш бизнес семейный, как ¬ы думаете, ¬аши дети продолжат дело?
¬ладислав „ебурашкин: ћои дети еще слишком малы, чтобы принимать решени€, у моего брата дети постарше. ≈сли считать всех вместе, будет всего 10 братьев „ебурашкиных. ƒумаю кому Ц то из них будет интересен семейный формат. ’отелось бы, чтобы каждое новое поколение привносило что-то новое, чтобы они не шли в бизнес автоматически, просто потому, что этим заставл€ют заниматьс€.” детей должна быть полна€ свобода выбора.

DN: ¬ы выбрали дл€ продуктов только премиальный сегмент?
¬ладислав „ебурашкин: ћы работаем в премиальном сегменте, это не наша прихоть или желание обогатитьс€. Ќаш прайс-лист был готов в начале весны этого года, а санкции наступили в августе, но цены у нас остались прежними. ¬ молокоматах цена сейчас составл€ет 60 р. за литр, недавно она была 50 руб. Ёто свежее молоко, с максимально возможно короткой логистикой, экономии на упаковке и услугах посредников, дл€ нас это тот же премиальный продукт.

DN: †» заключительный вопрос, что, по ¬ашему, ждет молочную отрасль в 2015 г.?†
¬ладислав „ебурашкин: ¬се зависит от действий государства.  ак € уже сказал, молочное животноводство капиталоемкий бизнес, если государство будет сотрудничать с фермерами, перспектива может быть очень хорошей. ѕроекты в данной отрасли долгосрочные, от момента прин€ти€ решений до промышленного функционировани€ молочной фермы проходит 3-5 лет.

Ќадеюсь, что в 2015 г. падение экономики не будет слишком серьезным, что заставит людей экономить на †качестве продуктов. Ѕольшинство производителей имеет дело с себестоимостью, больша€ часть которой считаетс€ в рубл€х, что сдерживает повышение цен. –ост цен не будет отвечать интересам ни одного участника рынка.

“акже надеюсь, что в экономике не будет сильных потр€сений, курс выправитс€ и ситуаци€ нормализуетс€. » при настрое государства производить качественное сырье †и продукцию здесь взамен того, что раньше ввозилось, †все будет хорошо. я оптимист, и считаю, что все будет нормально. Ќаша страна переживала разные периоды, †и с этим мы справимс€. ’отелось бы справитьс€ с этой ситуацией грамотно и выйти из нее, став сильнее и эффективнее.†

12.10.2021
¬ последнее врем€ мы все чаще обсуждаем јѕ  через призму экологичности производства, рационального использовани€ природных ресурсов и грамотной утилизации отходов. Ђ«елена€ повесткаї стала больше, чем просто трендом Ч об этом говорит не только опыт международных холдингов, которые ведут свою де€тельность на территории –оссии, но и практики по экологизации производства, которые успешно внедр€ют российские производители и поставщики решений. The DairyNews собрали комментарии участников рынка, представителей ведомств и поставщиков решений, чтобы пон€ть: готова ли молочна€ отрасль –оссии к трансформации?
„итать полностью
 алендарь