Интервью с Виталием Долженко, гендиректором ОАО "Молоко" (г. Витебск)

Источник: http://produkt.by
Полтора года назад, в марте 2016‑го, «Продукт.BY» рассказывал о самом юном сыродельном предприятии страны — Браславском филиале ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат». Его молодой директор Виталий ДОЛЖЕНКО на примере выстроенного с нуля дела рассказывал, показывал и доказывал: «За три года можно перевернуть мир». Именно столько времени он пребывал на тот момент в должности руководителя филиала в Браславе.
Интервью с Виталием Долженко, гендиректором ОАО "Молоко" (г. Витебск)
Во второй половине 2017 года 31‑летний Виталий Долженко возглавил крупное региональное предприятие — ОАО «Молоко», г. Витебск. О том, чего ждать от «Витебска молочного» в ближайшей перспективе — в нашем эксклюзивном интервью.

— Виталий Николаевич, примите наши поздравления. Хотя понятно, что такой пост — это еще и огромная ответственность. Какие задачи вы посчитали приоритетными, войдя в курс дела?

— Прежде всего, традиционные подходы к ассортименту выпускаемой продукции мы решили отодвинуть на второй план, а на первое место в производственной стратегии вывести инновационные технологии. Что бы хотелось сделать в первую очередь? Пожалуй, привести в порядок экономику. Это — основа основ. Наша первоочередная задача: выпускать продаваемую, высококачественную и одновременно — максимально интересную потребителю продукцию.

— Как вы оцениваете полученное «наследство», если можно так выразиться?

— Прежде всего, ОАО «Молоко» в своей новейшей истории пыталось развиваться, оно двигалось. Это весьма положительный момент. На сегодняшний день у нас есть головное предприятие в Витебске, на котором работают более 800 человек и где перерабатывается львиная доля молочного сырья. Также имеются четыре филиала в Шумилино, Новолукомле, Городке и Лиозно.

— А цех в Яновичах, выпускавший довольно известное «Яновичское» сливочное масло?

— В недавнем прошлом это было хорошее предприятие, с достойной продукцией. Но на его примере хорошо видно, как опасно останавливаться в развитии, убирать руку с пульса. В модернизацию этого цеха практически не вкладывались денежные средства, в результате оборудование и здания там устарели и морально, и технически, и физически. Возникали проблемы с санитарными и ветеринарными службами. Неудивительно, что прежнее руководство комбината решило его закрыть. Это — правильное, экономически обоснованное решение, считаю.

— Современная экономика предприятия требует централизации и глобального управления. Это — аксиома. То есть такого количества филиалов вам не нужно?

— Так вопрос ставить не совсем корректно. Хотя доля истины в ваших словах есть. Например, на филиале в Городке мы выпускали фактически тот же ассортимент, что и в Витебске. Но мощности головного предприятия позволяют нам перерабатывать сопоставимые объемы молока при гораздо меньших затратах.

— А можно конкретизировать?

— К примеру, в Городке пять тонн молока перерабатывали 50 человек. Это — неэффективно. С одной стороны, простое закрытие данного объекта грозило бы социальным взрывом. С другой, сегодня никто не отменял экономически эффективную организацию производства. А ведь искусственно заботясь о 50 сотрудниках, мы можем создать проблемы 1500 работникам.

— В чем был выход из такой ситуации?

— На сегодняшний день Городок — наш сырьевой участок. А 50 высвобожденных от переработки молока человек мы будем доставлять для работы в Витебске и Шумилино.

— Тогда предлагаю поговорить о судьбе остальных филиалов. Что ждет их?

— В Лиозно до сего дня изготавливался сыр «Сулугуни». Его производство будет переведено в Шумилино. В то же время Лиозненский филиал представляет собой отдельный завод, соответствующий всем санитарным и ветеринарным требованиям. И мы планируем организовать на нем производство эксклюзивных сыров, созревающих с участием белой поверхностной плесени.

— Но для этого потребуются серьезные капиталовложения, создание нового цеха по весьма жестким стандартам.

— Именно поэтому мы подаем заявку в инновационный фонд — на право участия в инвестиционном проекте. Дело в том, что в стране пока никто не делает сыров с белой плесенью, аналогов легендарных «Бри» и «Камамбер». Мы же в Лиозно планируем данную нишу «закрыть». Ориентировочная стоимость проекта — порядка четырех-пяти миллионов евро. Мы чрезвычайно рассчитываем на то, чтобы реализовать его в 2018 году.

— Приходилось недавно слышать про ваш проект в Шумилино.

— Да, за счет проведения стратегической модернизации существующей технологической линии там значительно увеличатся производственные мощности. Сегодня перерабатывается до 100 тонн молока в сутки, будет — 250 тонн. Ставку в итоге сделаем на производство самого высокомаржинального продукта из молока — элитных сыров. Объем вложений в данный проект — около десяти миллионов евро. Срок окупаемости — ориентировочно не более пяти лет.

— А можно хотя бы в общих чертах обозначить стратегию нового производства?

— В Шумилино планируем выпускать «Маасдам» с пропионовокислыми бактериями, сыры длительных сроков созревания типа «Грюер» и «Гройцер», оригинальный сыр «Песто»… Пойдем, судя по всему, в линейку пробиотических продуктов. Модой на продукты для здорового образа жизни пренебрегать абсолютно не стоит.

Думаю, обратим также внимание на такую уникальную натуральную добавку, как гриб трюфель — абсолютный хит во французском сыроделии. Но все планы пока раскрывать не стану. Скажу одно: их довольно много, и они будут реализованы.

— Виталий Николаевич, но сыры длительных сроков созревания требуют специальных хранилищ. Эта задача решена?

— Пока нет. Но вопрос легко решается за счет быстро возводимых сэндвич-конструкций, а также встроенной системы микроклимата. Сроки реализации такого проекта — до полугода максимум.

— А вопрос сбыта?

— Я бы сказал, что это в первую очередь — вопрос финансов… Мы уже получили определенные авансы под будущую продукцию. Так что интерес у наших бизнес-партнеров есть. Поэтому торопимся, надеясь на запуск нового перспективного направления в 2018 году. Хочется найти понимание и получить в инновационном фонде страны основные средства. Обычно срок окупаемости таких проектов — до семи лет. Мы же, повторюсь, рассчитываем выйти на прибыль не позднее, чем через пять лет.

— Известно, что вы лично достигли серьезных успехов при производстве элитных сыров в Браславе, они успешно продавались на российском рынке, в Беларуси… А на какой результат рассчитываете сейчас, в статусе руководителя витебского ОАО «Молоко»?

— Элитные сыры мы планируем для начала продвигать на рынках ЕАЭС, по ценам — на порядок выше индикативных. Принципиально важно и то, что фасовать всю продукцию хотим самостоятельно. Зачем кому-то отдавать добавленную стоимость?..

— Однако этот год продемонстрировал очень неприятные тенденции. Ажиотажа на мировом рынке сыра вообще и молочных продуктов в частности в канун Нового года и Рождества нет. Невероятно, но факт… Вам не страшно за перспективу ваших весьма затратных проектов по сырам?

— Глаза боятся, а руки делают. Пока боишься — живешь (улыбается. — Авт.). Но вы правы. Такой год — первый на моей памяти работы в молочной отрасли, начиная с 2004‑го. Тем не менее рынок потребления сыров и масла в той же России устойчиво растет. Да и в Азии есть дефицит молочной продукции. Так что вектор направления задан правильно.

— Тогда вот вам принципиальный вопрос, который касается сырья. Не кажется ли вам, Виталий, дерзостью инициировать столь масштабную программу сыроделия в Витебском регионе, где сельское хозяйство и молочная сфера из-за специфического климата никогда не были топ-уровня?

— Да, мы рискуем. Ведь на сыры, тем более элитные, традиционно отбирается самое лучшее молоко, которого у нас пока не так много. Но технология производства молока в нашей области уже шагнула далеко вперед. Благо еще, что у ОАО «Молоко» есть возможность получать достойное сырье в двух наших филиалах — «Вымно» и «Полудетки». Кстати, мы очень серьезно намерены идти в сельскохозяйственную сферу.

— Можно ли конкретизировать этот посыл?

— Достаточно сказать, что мы на 2018 год вышли с конкретным предложением в Государственный комитет по науке и технологиям. Если оно будет одобрено, на базе сельхозпредприятия «Вымно» начнем строить мегакомплекс на 5000 голов крупного рогатого скота, из которых половина (2500 голов. — Авт.) придется на элитное дойное стадо. По нашим расчетам, выход данного комплекса на заданные мощности позволит получать каждые сутки порядка 80 тонн высококачественного молока. Кроме того, мы уже сегодня закупили современную сельскохозяйственную технику для нужд своих филиалов.

Понимая, что одно «железо» не решит всех наших задач, инвестируем средства и в социальный сектор. В частности, строим новое жилье для своих работников, приводим в идеальный порядок существующее. А в ближайшей перспективе планируем присоединить к ОАО «Молоко» еще пару сельскохозяйственных организаций.

— Но окупаемость таких, весьма затратных проектов, традиционно занимает много времени…

— Да, это так. Но не идти в сельское хозяйство мы тоже не можем. Если не развивать сельхозпредприятия в стране в целом, то рано или поздно наши молоко- и мясоперерабатывающие предприятия начнут «проседать». Этого допустить нам никто не позволит. К тому же я уверен, нашей команде удастся выстроить систему работы сельскохозяйственных филиалов ОАО «Молоко» таким образом, что сроки их окупаемости окажутся максимально сокращены.

— Виталий Николаевич, напоследок хотелось бы отойти от темы ваших филиалов и несколько слов услышать по поводу головного предприятия, в Витебске.

— Прежде всего, мы модернизировали и роботизировали маслодельный цех. По качеству это масло не хуже, чем знаменитое «Яновичское», о котором вы упоминали в начале нашего разговора. Но ставку на головном предприятии мы делаем на цельномолочную продукцию. Отсюда — ряд ходов, которые осуществляются в сфере модернизации.

В частности, планируем установить оборудование для ультрапастеризации и розлива молока и кисломолочной продукции в ПЭТ-бутылку, со сроками хранения до одного года. Цель — полноценный выход на китайский рынок с такой продукцией. Мы готовы работать в данном, весьма перспективном направлении.

В то же время нам никто и ничто не мешает сотрудничать уже завтра с Ираном, Казахстаном, ОАЭ, Египтом… Все эти страны весьма платежеспособны и заинтересованы в качественной молочной продукции, но с длительными сроками хранения. Одновременно такая бизнес-политика может стать нашим вкладом в государственную стратегию диверсификации экспорта.

— Вы просчитывали сроки окупаемости проекта по производству ультрапастеризованного молока?

— Да, на окупаемость мы можем выйти в течение пяти лет. Качественной «цельномолочки» в Китае не хватает. Это — факт. А емкость рынка — огромна…

И все же завершить нашу беседу я хочу, несколько отойдя от производственной тематики. От лица нашего динамично развивающегося предприятия поздравляю всех читателей «Продукт.BY» с наступающим Новым годом и Рождеством. Будьте здоровы и успешны!!!
Справка «Продукт.BY»

По предварительным итогам 2017 года, ОАО «Молоко», г. Витебск, получит чистую прибыль около 2 млн рублей. Рентабельность производства достигнет 15 %, показатель ИФО (индекса физического объема) — 107 %. Экспорт составит 110 % к уровню прошлого года. Объемы переработки молока на предприятии в зимний период превысили 400 тонн молока в сутки, в летний — 700 тонн.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью