»нтервью с —ергеем Ѕарановым, директором компании  изельманн –ус

»сточник: The DairyNews
 омпани€  изельманн –ус в конце 2019-начале 2020 гг отметила дес€тилетие. Ућолочные скептики" поговорили с руководителем компании —ергеем Ѕарановым о перспективах переработки сыворотки, о трендах в переработке и производстве молочной продукции и секретах фирмы. The DairyNews подготовило расшифровку беседы.

DN:  омпани€ Kieselmann Rus известна как некий триумвират. ¬ы, ƒмитрий ∆уравлев, јлексей Ўеремет, потом к ¬ам присоединилс€ —ергей –езуненко. ¬ы же все до Kieselmann Rus работали в одной компании?

—Ѕ: Ќа самом деле, мы больше, чем триумвират, мы команда. ¬ этом году мы продолжаем праздновать дес€тилетие, поскольку компани€ была зарегистрирована в конце 2009 года.

ћы все пришли из разных отраслей. я раньше работал в инжиниринговой компании, котора€ работала с оборудованием Kieselmann, поэтому мы с моим сегодн€шним работодателем знакомы уже более 20 лет, у нас полное взаимопонимание с нашим немецким руководством. » —ергей –езуненко пришел из молочной отрасли, он ранее руководил молочным заводом. Ёто ЂЅольша€ переменаї, медынское предпри€тие, которое сейчас входит в √  ЂЁкоЌиваї. јлексей Ўеремет и ƒмитрий ∆уравлев работали со мной в инжиниринге, јлексей занималс€ научными изыскани€ми, он окончил профильный университет и писал диссертацию. ƒмитрий занималс€ банковской де€тельностью. “о есть коллектив был подкован со всех сторон, мы понимаем, чем живет и дышит отрасль, в этом нам сильно помогает наш образ жизни Ц мы много путешествуем и общаемс€. “акже нам сильно помогает наш немецкий аналитический отдел, который врем€ от времени подбрасывает очень ценную информацию.

Ќе секрет, что любые крупные компании, которые стро€т планы на будущее, на годы, тщательнейшим образом собирают информацию со всех рынков, где они представлены. ћы представлены более чем в 30 странах мира, и мы тщательно собираем из них информацию. » если можно получить информацию из еще какой-либо страны, мы это делаем с удовольствием. Ёто позвол€ет увидеть объемное изображение рынка и пон€ть, куда нам двигатьс€ и что мы можем предложить.

DN: ћы знаем, что была кака€-то истори€ с той инжиниринговой компанией, в которой ¬ы работали. –асскажете?

—Ѕ: »стори€ не €вл€етс€ секретом. Ѕыла российска€ инжинирингова€ компани€, которую составл€ли специалисты, перешедшие из европейских инжиниринговых компаний, и просто специалисты в своей отрасли. »стори€ была очень туманной. ≈динственный владелец этой компании пропал без вести, уже больше дес€ти лет назад, и компани€, тот коллектив, который был, перестали существовать. Ќа сегодн€шний день эти специалисты рассредоточены по рынку, это наши коллеги, с которыми мы поддерживаем дружеские и профессиональные отношени€.

ƒл€ нас истори€ владельца трагична, поскольку этот человек пользовалс€ нашим уважением, это действительно был лидер команды, который собрал хороший коллектив, состо€щий не только из коллег, но и тех, кто по-насто€щему дружил. ƒл€ коллектива его исчезновение было одномоментной потерей работы. ≈го звали Ќиколай »ванов.

” компании никаких проблем не было, дл€ нас это было такое же количество вопросов, как и дл€ вас. ћне приходилось отвечать на них и в органах правопор€дка, € проходил допрос на полиграфе, так как занимал руковод€щую должность в этой компании. ‘инансовых проблем и долгов у компании не было, внутренних конфликтов тоже. „еловек просто исчез накануне подписани€ крупного контракта. Ёто была общественна€ и лична€ трагеди€.

DN: ѕравильно ли говорить, что ¬аш сегодн€шний коллектив родилс€ из осколков прошлого?

—Ѕ: я бы не стал св€зывать сегодн€шнюю Kieselmann и тех коллег по прошлой компании, которые сейчас существуют отдельно. ≈стественно, личные отношени€ есть всегда, но Kieselmann Ц это отдельна€ истори€ и компани€, котора€ не ограничиваетс€ российским офисом. ” нас есть замечательный и искрометный белорусский офис, фантастическа€ и увлекательна€ команда в ¬еликобритании, коллеги во ‘ранции.

DN: ј собственниками компании все еще €вл€ютс€  изельманны?

—Ѕ: ƒа, это семейна€ компани€, и мы подчеркиваем, что она независима€, не принадлежит никакой большой транснациональной группе. » дл€ нас важно, что прин€тие решени€ можно обсудить с самими собственниками, достаточно позвонить по телефону, пообщатьс€. ћы ценим это и внутри компании, и в отношении к нашим партнерам, заказчикам, знакомым люд€м.

DN:  акой офис самый крутой? » какой из регионов дает больший оборот дл€ головной компании?

—Ѕ: —амый большой оборот компании приносит внутренний немецкий рынок. ќн генерирует примерно 40% оборота. ” нас много направлений, мы инновационна€ компани€. ” нас есть направление, которое относитс€ к молочной промышленности, есть направление в сыроварении, мембранной фильтрации, где мы €вл€емс€ лидерами рынка. ≈сть инжиниринг в пивоварении, в уходе за телом Ц кремы и косметика. ≈сть твердые позиции в вине, английский офис Ц это производство виски. ѕоэтому очень сложно раздел€ть, какой офис круче. Ќо по финансовым отчетам российский офис не уступает, а иногда и превосходит, европейские. “акже у нас есть китайский офис, там занимаютс€ интеграцией немецкого инжиниринга и компонентов на местный рынок. –уководитель там Ц хрупка€ барышн€ с бизнес-хваткой бульдога.

“ак что внутри компании нет никакой зависти, мы все как больша€ семь€. ≈сть азарт: мы смогли реализовать этот проект, затем еще один и так далее.

DN: ¬ каком регионе молочный рынок занимает наибольшую долю и где приносит больше денег?

—Ѕ: ƒл€ российского офиса молочна€ промышленность Ц приоритет. ћы горды тем, что у нас есть технологии, которыми можем поделитьс€ и которые востребованы. 60-65% всего нашего оборота посв€щено молочной промышленности.

DN: ј почему так? ћожет, ¬ы остальным плохо занимаетесь?

—Ѕ: –осси€ Ц страна молочна€. » эта отрасль на сегодн€шний день сама€ интересна€. ќна сама€ технологична€, находитс€ на переднем плане всех научных разработок. Ёто то направление, где востребованы качество, удобство, современные технологии. “о, что мы можем дать рынку.

DN: “о есть по внедрению инноваций молочный рынок обгон€ет алкогольный?

—Ѕ: ћои друзь€ уже прин€ли мою точку зрени€, что молоко Ц это инноваци€. ѕотому что в советское врем€ все было абсолютно по-другому.

DN: Ќе в избытке ли инноваций проблема молочной отрасли?  огда из молочных продуктов делают не совсем молочные.

—Ѕ: “ут € не совсем согласен. «а последние лет 20-30 помен€лись и мы, и молочный рынок. –аньше вести документооборот было прин€то иначе. ѕриходило письмо, и его все обсуждали, думали, что ответить, составл€ли черновики, перепечатывали не один раз и только потом отправл€ли обратно. » это было нормально. —ейчас мы получаем запрос в режиме месседжера, и люди ждут, что мы подготовим ответ в режиме диалога. ќтрасль Ц зеркальное отражение сегодн€шнего темпа жизни.

DN: ј в пиве разве не так?

—Ѕ: ѕивоварение Ц более консервативна€ отрасль. »з молока получаетс€ гораздо больше компонентов. » в сегодн€шнем поколении мы не востребованы. ѕриход€т современные дети, родившиес€ в 2000-х. ќни не хот€т покупать классику, им нужно что-то новенькое. “радиционна€ молочна€ продукци€ будет всегда, но есть большой пласт исключительно современных вещей, которые востребованы рынком. Ќапример, здоровый образ жизни. Ёто драйвер роста.  то-то бегает, кто-то делает вид, что бегает, кто-то мечтает, что будет бегать, но все приход€т в магазин и хот€т видеть на полке продукты, съев которые, будет хорошо бегать. Ќужны белки, другие компоненты, которые в изобилии вод€тс€ в молоке. ¬ ≈вропе люди начинают с удовольствием покупать пилюли, которые делают из молозива, и обсуждают, какое молозиво наиболее полезно.

DN: ј причем здесь компани€ Kieselmann?

—Ѕ: ћы сопричастны к этому, мы практически законодатели мод в таких вещах. ” нас есть колоссальное количество технологий, которые позвол€ют нам на прот€жении уже длительного времени оставатьс€ лидерами по тем решени€м, которые будут востребованы и сегодн€, и в будущем. Ёто производство различных компонентов из молока, сыворотки, других молочных продуктов. “о, о чем мы говорили на ћолочной ќлимпиаде несколько лет назад. ѕричем эти компоненты востребованы и в сопредельных област€х Ц кондитерской, фармацевтической. Ёто отдельные виды белков, молочный сахар.

DN: Ќасколько российские переработчики готовы к внедрению этих технологий?

—Ѕ: ≈сли ты хочешь оставатьс€ в рынке, то должен что-то делать. ћы всегда приводим пример из Ђјлисы в «азеркальеї, где королева объ€сн€ла: чтобы оставатьс€ на месте, нужно бежать изо всех сил. ј чтобы двигатьс€ вперед, надо бежать еще быстрее. » это ситуаци€ как раз дл€ всех молочных заводов. ¬се наши друзь€ работают именно так.

я не хотел бы их перечисл€ть, поскольку не хотел бы никого обижать, случайно не назвав. ¬ –оссии более двух тыс€ч молочных заводов. ¬ нашей базе данных количество контактов примерно совпадает с этим количеством.

ћолочна€ отрасль демонстрирует оптимизм и маленький, но рост Ц причем в тех област€х, которые диктует рынок, современных, высокотехнологичных, с сокращением издержек производства.  то-то делает большие шаги в инновационные продукты. –иск потратить деньги впустую велик, но и собрать Ђземл€ничную пол€нкуї Ц тоже.

DN:  акие инновационные продукты по€вились на рынке за последние пару лет?

—Ѕ: ѕроизводство лактозы. Ёто хлопотное и серьезное дело. ” нас прекрасные взаимоотношени€ с молочным комбинатом Ђ—тавропольскийї. Ёто сложный технологический проект, которого до этого в –оссии не было. ќн сделан по всем европейским требовани€м, чтобы производить современные молочные компоненты.

DN:  уда они потом поставл€ют свои продукты?

—Ѕ: Ќасколько мне известно, в –оссию импортируетс€ 18 тыс€ч тонн лактозы. Ёто могут быть нужды фармацевтической и химической отраслей, животноводческого комплекса, где лактозу используют как кормовую добавку.

 ак раз это и было отправной точкой дл€ запуска проекта на молочном комбинате Ђ—тавропольскийї. ѕлюс Ђћ —ї Ц предпри€тие само по себе уникальное. Ёто инкубатор научных работников, которые примен€ют свои знани€ на практике.

“акже есть заводы, которые сделали шаг в сторону новых продуктов Ц функционального питани€, высокобелкового. ј белок Ц это строительный материал дл€ организма.

DN: ¬ы ведь еще занимаетесь переработкой сыворотки?

—Ѕ: —ыворотку в 50-60-е годы назвали отходами производства. Ќо сейчас исследовани€ показывают: то, что находитс€ в сыворотке, выливать нельз€. ¬о-первых, это вредно дл€ экологии, а во-вторых, в сыворотке содержатс€ фантастически полезные вещества. ѕоэтому мы даже получили у академика ’рамцова официальное разрешение на использование его фразы: Ђ—ыр €вл€етс€ побочным продуктом при производстве сывороткиї.

Ќо в –оссии рынок сыворотки сложно поддаетс€ статистике. —ложно сказать, сколько мы ее производим. ћожно посчитать, сколько мы производим сыра и творога, и на основе этих данных сделать подсчеты по сыворотке.

DN: ј сколько сыворотки перерабатываетс€?

—Ѕ: ƒумаю, максимум 50% из того, что производитс€. ј возможно, и меньше, поскольку мы сталкивались с небольшими предпри€ти€ми, которые не имеют бюджета, чтобы организовать даже сбор этой сыворотки. я понимаю, что это колоссальна€ проблема, но рано или поздно эти предпри€ти€ соберут свою сыворотку и будут думать, что делать с ней дальше. ¬озможно, они будут ее продавать, поскольку сейчас сыворотка Ц это уже товар.

” нас есть решение по переработке сыворотки в объеме 30-40 тонн в сутки.

DN: ћного ли предпри€тий сейчас сливают сыворотку?

—Ѕ: “аких уже практически не осталось. ј мы решили техническую и технологическую задачу, как переработать творожную сыворотку. –осси€ Ц страна творожна€, и соотношение производства творога к производству сыра в пользу творожной сыворотки. ¬ысокотемпературные, высокоэффективные, с малым внутренним объемом Ц именно такие решени€ позвол€ют переработать эту самую творожную сыворотку, вернуть ее обратно в производство, сократив объемы сбросов, тотально уменьшив очистные сооружени€, получив прибыль практически из воздуха. ¬ частности, речь идет о микропартикул€ции. Ёто то, что мы внедрили в ЂЋюбимом городеї.

DN: ≈сть те, кто говорит, что эта инвестици€ ЂЋюбимого городаї никогда не окупитс€.

—Ѕ: я не видел в молочной промышленности людей, готовых потратить деньги в пустую. ћы живем к эпоху, когда слова Ћеонида Ѕрежнева о том, что экономика должна быть экономной, воплотились в жизнь.

DN: ≈сть ли ощущение, что рынок сыворотки в –оссии и едином экономическом пространстве уже стал профицитным?

—Ѕ: ≈сть много направлений, куда мы можем применить сыворотку, в ней множество полезных элементов.

DN: Ќо есть один человек, который считает это несерьезным. ќн уже запустил мощности по сушке любой сыворотки на корма и готов экспортировать ее по три копейки.

—Ѕ: ѕрекрасно то, что человек инвестирует, строит и собираетс€ получить прибыль. ¬се остальное может быть отнесено к оценочным суждени€м.

DN: ≈сть ли в –оссии спрос на продукты переработки сыворотки со стороны других отраслей?

—Ѕ:  онечно. ¬се очевидно, продукты уже есть на полках. ћы видим, например, продукты, обогащенные белком, дл€ людей от 60 до 85 лет. ƒл€ более старших есть другие продукты, пример тому Ц программа Ђћосковское долголетиеї.

ћой немецкий коллега рассказывал, что в детстве помнил свою бабушку действительно пожилым человеком. ≈й на тот момент было около 60 лет. —ейчас он находитс€ в том же возрасте, но не ощущает себ€ пожилым. —ейчас немцы называют возраст 60 лет и дальше Ђвторыми 50ї. “о есть здоровье у людей ровно такое же, есть желание чем-то заниматьс€, трудитьс€. » функциональные продукты играют во всем этом свою роль. Ёто белок, витаминные комплексы, альтернатива сахару. ћолодежь тоже про€вл€ет к этим продуктам интерес, хот€ и классику никто никуда не денет.

DN:  то самый крупный переработчик сыворотки в –оссии?

—Ѕ:  омпани€ PepsiCo. ќни занимаютс€ творожной и подсырной сывороткой. ” нас было несколько успешных проектов по обоим видам сыворотки, и € надеюсь, что мы продолжим отношени€ с компанией PepsiCo по углублению переработки.

Ќа втором месте, наверное, Ђћолвестї. ќни сейчас запустили крупный проект. “акже переработкой сыворотки занимаетс€ Ђ омос √руппї. я не буду говорить, кто из них номер два, а кто номер три, боюсь ошибитьс€.

DN: ј PepsiCo использует всю свою сыворотку или часть продают?

—Ѕ: ƒумаю, они могут делать как угодно, поскольку позвол€ют технологические возможности.

DN: –ынок сывороточного концентрата белка в –оссии тоже достаточно активен. Ќо у нас этого продукта производитс€ крайне мало. ѕочему? Ёто большие инвестиции?

—Ѕ: ћы работаем над тем, чтобы его производилось больше. ¬ любом производстве нет дорогого и дешевого. ≈сть вопрос: как быстро окупитс€. Ёто постулат.

¬торой вопрос: если мы говорим про большие финансовые инвестиции, то насколько доступны деньги?

Ќа одном заводе, который не использует нашу систему вытеснени€, в год тер€етс€ в дренаже пор€дка 25 тонн сметаны, которую можно было продать. “о же самое с сывороткой, надо посчитать и посмотреть, за какой срок все окупитс€.  —Ѕ Ц тоже маржинальный продукт. Ќова€ «еланди€ его производит, а мы нет, потому что еще не успели. ћы только начинаем расти, нашему бизнесу всего тридцать лет. » каждое новое дес€тилетие у нас что-то свое, какие-то приоритеты, направлени€.

DN:  аким ¬ы видите молочный завод будущего, лет через п€тьдес€т?

—Ѕ: ћы часто беседуем о том, что будет дальше. ƒумаю, классика останетс€, поскольку, на мой взгл€д, люди не сильно помен€ютс€. ¬озможно, по€в€тс€ какие-то новые продукты. ¬ частности, мы стараемс€ на регул€рной основе принимать участие в разных научных форумах, посв€щенных молоку. ¬се ученые говор€т об одном: нужно углубл€ть производство молока. “ам много всего полезного и нужного, оно поможет поправить артериальное давление, быть бодрым и свежим, с растущими мышцами.

DN: “о есть будет рост производства ингредиентов?

—Ѕ: ћногие говор€т об ингредиентах и компонентах молока, чтобы не было негативной коннотации. Ёто то самое полезное, что можно вз€ть в нужных объемах.

“акже не должно быть такого, что производителей продуктов с заменител€ми молочного жира сразу записывают в фальсификатчики. Ќужно просто писать на упаковке честный состав, и тогда такой производитель тоже будет честным.

DN: ¬ любом случае, как нам кажетс€, молочна€ отрасль будущего Ц это отрасль ингредиентов, а не традиционной молочки.

—Ѕ: Ќет, традиционна€ молочна€ продукци€ никуда не денетс€. ¬ы ведь не готовы отказатьс€ от сметаны?

DN: —уществует проблема доступности средств дл€ инвестиций Ц в ту же переработку сыворотки. ≈сть ли понимание, что молочна€ переработка требует дополнительной господдержки? »ли это все попытки присосатьс€ к бюджетным деньгам, а рынок сам разовьетс€ и без господдержки, достаточно лишь сделать дешевые кредиты?

—Ѕ: ≈сли будут дешевые кредиты, то это будут те же дешевые деньги. «начит, и развитие тоже будет. ≈сли мы говорим про кредиты с высокими процентными ставками, то специальные программы будут приветствоватьс€. я считаю замечательным, когда производства растут, развиваютс€ и модернизируютс€.

≈сли говорить о том, как построить завод будущего, нельз€, чтобы прилетели марсиане и построили его. «авод уже есть, в будущем он будет развиватьс€, мен€тьс€. „то-то построитс€, что-то перестроитс€, потому что нельз€, к примеру, сказать: с завтрашнего дн€ Ц только функциональное питание.

DN: ” ¬ашей компании много офисов по всему миру. ≈сть ли ощущение разного уровн€ развити€, например, в √ермании, –оссии, »талии и так далее? Ќасколько динамично и в каких направлени€х развиваетс€ кажда€ из стран?  ак ¬ы оцениваете темпы развити€ в –оссии?

—Ѕ: ћы много ездим по миру и общаемс€, но ни разу не было ощущени€, что мы где-то попало словно бы на другую планету. –азвиваютс€ все, поскольку хот€т быть современнее. ћы все ходим в магазин и хотим, чтобы то, что мы купили вчера и что нам понравилось, сохранилось и сегодн€. „тобы срок годности увеличивалс€. » это задача любого рынка.

DN: ¬аша компани€ по€вилась в –оссии 10 лет назад. » вот сегодн€: на каком уровне находитс€ –осси€, √ермани€, другие страны?  то растет наиболее быстрыми темпами?

—Ѕ: Ёкономический рост примерно одинаковый. Ќо в √ермании примерно 150 молочных заводов. ј в –оссии больше двух тыс€ч. ћожно говорить о населении, о количестве единиц молочного оборудовани€ на душу населени€, и оно все соответствует. ¬се работает. ќдна из наших миссий как раз заключаетс€ в том, чтобы позволить нашим предпри€ти€м быть ничем не хуже, а по возможности и лучше. ¬ каких-то моментах мы идем на опережение.

Ќа некоторых заводах с точки зрени€ обслуживани€ и оптимизации мы зачастую опережаем немецкие производства. ¬ плане технологий наша компани€ €вл€етс€ законодател€ми мод, и у мен€ иногда возникает грусть, когда € вижу, что на том или ином предпри€тии нет наших технологий.

DN:  акой инновационный продукт за последний год наиболее ¬ас впечатлил?

—Ѕ: Ёто скЄр, который делают на нашем оборудовании с микропартикул€том. Ќас поразил взрывной рост продаж Ц более 100% в год. Ёто низкожирный и высокобелковый продукт, который делаетс€ как раз из творожной сыворотки. ќн имеет хороший вкус, полезен, функционален, причем немцы фасуют его уже едва ли не в ведра. —кЄр есть ложковой, питьевой, с другими ингредиентами.

” нас есть йогурты, который выгл€д€т точно так же, состо€т из тех же ингредиентов, просто не имеют своего особого названи€. ƒл€ каждого рынка торговые марки и названи€ должны быть свои.

DN: √де расположены мощности, на которых производитс€ оборудование Kieselmann?

—Ѕ: Ќесмотр€ на то, что оборудование производитс€ в √ермании, с немецкой педантичностью и качеством, мы стараемс€, чтобы наше оборудование было доступно Ц и в финансовом плане и по скорости поставки. ѕоэтому компани€ инвестирует большие средства в складские программы, в программы технологической поддержки и так далее.

DN: ≈сть ли за эти дес€ть лет клиент, которого ¬ы потер€ли и хотели бы вернуть?

—Ѕ: — нами никто не прощалс€ навсегда. ƒаже если у нас сейчас с кем-либо нет финансовых взаимоотношений, это не значит, что мы не продолжаем общатьс€.

DN: ¬ –оссии есть подпольные заводы. »х действительно очень много?

—Ѕ: „аще всего мы сталкивались с тем, что адрес есть, а завода нет. Ќесколько лет назад мы с —ергеем –езуненко сделали такой во€ж: он подготовил список заводов, которые было бы интересно посетить и о которых мы не знали, по большей части, в южных регионах. ћы проехали почти 10 тыс€ч километров и не раз сталкивались с тем, что адрес есть, а завода нет. ѕодпольные заводы есть, но как они смогут у нас что-то купить, если они подпольные? ѕоэтому мы всегда выступаем за прозрачность отношений и стопроцентную легальность.

DN: ¬ св€зи с этим как ¬ы относитесь к теме маркировки молочной продукции?

—Ѕ: «десь € соглашусь с тем, что прозвучало на съезде —оюзмолока: у нас слишком мало входных данных, чтобы о чем-то вн€тно судить.

„то касаетс€ контрафактаЕ «а последнее врем€, когда, например, внедр€ли Ђћеркурийї, мы дл€ себ€ отметили, что на первых порах контрафакта стало резко меньше. Ќо со временем у производителей контрафакта идет адаптаци€, кто-то разобралс€, нашел подводные входы-выходы. » тем не менее, надо отметить положительную динамику: контрафакта на рынке стало меньше. Ёто плюс, в том числе, благодар€ Ђћеркуриюї.

DN: ¬ы очень много путешествуете, причем вместе с коллективом.  огда успеваете работать?

—Ѕ: —ейчас, благодар€ технике, работа стала мобильной, можно работать из любой точки земного шара. ≈динственное, бывают проблемы с часовыми по€сами. ј так Ц все работает, модифицируетс€, как по закону сохранени€ энергии, котора€ никуда не исчезает. ѕутешествие Ц это тоже работа.

DN: ¬ каком российском регионе ¬ы еще не были и куда бы хотели поехать за границу?

—Ѕ: я не был в японии, мне очень интересно посмотреть на их рынок. ёжна€ јмерика Ц тоже, мне кажетс€, это что-то совсем отдельное. ќтдельное молочное государство, отдельна€ молочна€ планета.

DN: Ќа ћолочной ќлимпиаде мы будем обсуждать еду будущего.  ака€ она, на ¬аш взгл€д?

—Ѕ: ≈сли человек потер€ет интерес к еде как к процессу, то результаты могут быть абсолютно непредсказуемыми. —ейчас люди уже напр€мую заинтересовались тем, что они ед€т, и с требованием сохранить вкус. ≈сли так будет и дальше, то еда станет вкуснее, чище, полезнее, функциональнее, безопаснее и так далее.

¬озможно, еда шагнет в сопредельные области. ћожет произойти сли€ние молочной промышленности и кондитерской.

≈ще один момент в том, что будет расти. ≈сть така€ компани€ Gira, и на одной из ћолочных ќлимпиад в их докладе прозвучало, что рынок, который будет расти, в ≈вропе он уже очень плотный и жутко конкурентный, это рынок HoReCa. Ќесмотр€ на то, что там уже по€вл€ютс€ лозунги вроде Ђкаждой селедке отдельную бочкуї, он все равно прирастает. ќни ищут дополнительные сегменты, где они еще могут прирасти. ¬ –оссии этот рынок невелик, и эта часть будет расти. ¬з€ть, например, рачительного хоз€ина гостиницы. ≈му нужно, чтобы было недорого, и поэтому бессовестные и бездушные капиталисты могут идти в сторону того же фальсификата. ј в середине наход€тс€ те, кто будет заботитьс€ о натуральности, о свежести, полезности и функциональности продукта. Ёти вещи будут востребованы рынком. » мы можем дать предпри€ти€м те самые возможности, те самые рычаги, чтобы, оптимизировав свое внутреннее производство, они бы производили востребованную продукцию.

DN: ѕолучаетс€, сейчас российский рынок HoReCa мал и заполнен фальсификатом?

—Ѕ: ‘альсификат есть везде, но рынок HoReCa им не заполнен. Ћюба€ отрасль Ц это слепок общества, где есть и злыдни с подонками, и пор€дочные люди. ¬ гостиницах мы встречались и с низкокачественной продукцией, и с такой, которую ешь и млеешь.

DN: —пасибо!

ѕолна€ верси€ в видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=m3174JlR1Wk

12.04.2021
ћолокосодержащие продукты. „асть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента Ђќ безопасности молока и молочной продукцииї, чтобы не вводить потребител€ в заблуждение и сделать Ђнатуральныеї молочные продукты конкурентоспособнее. ¬опрос усилилс€ с введением Ђсложносочиненныхї терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
„итать полностью
 алендарь