Интервью с Натальей Уткиной, заместителем директора и главным технологом Союза мороженщиков России

Источник: The DairyNews
Наталья Уткина, заместитель директора и главный технолог Союза мороженщиков России, в интервью с корреспондентом The DairyNews рассказала том, как рынок мороженого пережил эпидемию коронавируса. Об итогах, успехах, сложностях – читайте в интервью The DairyNews.
Интервью с Натальей Уткиной, заместителем директора и главным технологом Союза мороженщиков России

DN: Наталья Анатольевна, начать хотелось бы с текущей статистики по темпам продаж мороженого в РФ - какие изменения были замечены за последние 3 месяца?

НУ: Производство и реализация мороженого в России за 5 месяцев текущего года, в основном, остаётся на уровне прошлого года, хотя в некоторых регионах мы видим даже падение объёмов производства мороженого на 7-10%. Об этом Союзу мороженщиков России сообщают производители. В выигрыше оказались те предприятия, которые активно занимались интернет-доставкой.

Особенно пострадали малые и микропредприятия, которые производили мороженое для HORECA.

DN: Мороженое на текущий момент является ведущей категорией среди экспорта молочных продуктов. Куда на сегодняшний день идут поставки? В каких объемах? Есть ли прирост?

НУ: Сегодня отечественные производители успешно используют потенциал советских рецептур мороженого, получая вкусное лакомство. Поэтому, неудивительно, что российское мороженое востребовано не только в России, но и в других странах. Об этом говорит динамика роста экспортных продаж мороженого (по данным РЭЦ). Так, за первые 4 месяца 2020 г прирост экспорта мороженого в тоннах составил +20,1%.

Основная часть экспортных продаж мороженого приходится на страны СНГ. За первые четыре месяца 2020 г их доля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 8,6%, но всё равно занимает более половины объёма продаж – 55,4%.

Увеличился экспорт мороженого в страны Восточной Азии, т.е. в Китай. Именно Китай является одним из наиболее приоритетных направлений для развития экспорта мороженого. Доля экспорта в Восточную Азию выросла на 6% по сравнению с прошлым периодом.

В 2019 году много мороженого экспортировалось в Африку, но в этом году мы видим пока спад продаж в этот регион. Доля сократилась с 2,4% до 0,8%

Зато порадовала востребованность мороженого в Северной Америке. Это направление обязательно нужно развивать по поставкам мороженого, доля поставок увеличилась с 9,5% до 17%.

В целом, производственные мощности   российских производителей позволяют без ущерба для внутреннего рынка - увеличить экспорт мороженого. Союз мороженщиков России желает всем производителям удачи в реализации мороженого как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

DN: А есть ли динамика по видам мороженого на экспорт? Что предпочитают за рубежом?

НУ: Практически везде большим спросом пользуется мороженое пломбир как визитная карточка нашей страны. Для Китая также интересно мороженое вида сладкого пищевого льда. Это ближе их менталитету, им интересны яркие краски, вкусы, неспецифичные для нашего потребителя.

DN: Какие тренды есть у рынка мороженого в условиях пандемии? Какие категории наиболее востребованы?

НУ: Если говорить по видам мороженого, статистка неизменна на протяжении долгого времени. По данным компании Нильсен за период с октября 2018 г по сентябрь 2019 г доля продаж мороженого в вафельном стаканчике составила порядка 28,8% всех продаж. На втором месте (22,1%) - доля эскимо, следом идет мороженое в рожках (13,3%) и семейное мороженое в пакетах (9,7%). В условиях пандемии произошло небольшое перераспределение в этих соотношениях. Люди стали чаще покупать мороженое в гипермаркетах, фасованное мороженое в пакетах или ванночках. Потребление мороженого перешло с улицы домой, с импульсного спроса на семейный формат. Такая тенденция подтверждается практически всеми производителями. Увеличение потребления мороженого в одном из каналов продаж очень порадовало на фоне общего спада продаж мороженого.

DN: Восприимчив ли потребитель к нестандартным новинкам в ассортименте?

НУ: Что касается нестандартных вкусов, у нас каждый производитель создает новинки, чтобы завоевать потребителя. Мороженое с нестандартными вкусами присутствует на рынке, но оно в большей степени пользуется спросом у аудитории экспериментаторов. Они пробуют, однако повторную покупку совершают не более 20% - если речь идет о совсем нестандартном мороженом со вкусом сыра или бекона. На рынке представлен огромный ассортимент вкусов мороженого, но лидерами являются мороженое на молочной основе без дополнительного вкуса или с ароматом ванили. Особенность такого мороженого в совокупном действии ярковыраженного молочного вкуса с кремообразной консистенцией, которую формирует молочный жир. К примеру, ДЖелато – замечательный десерт, имеющий отличную консистенцию. Но Джелато формирует свой вкус за счет наполнителей – карамели, фисташек, фруктовых или шоколадных добавок. На сегодняшний день многие ведущие производители в стране (Unilever, Froneri) перешли на производство мороженого с использованием цельного молока и молочных продуктов, убрав из своего ассортимента мороженое с заменителями молочного жира. Это подтверждает тенденцию на увеличение потребления молочных видов мороженого.

DN: Какие инвестиционные проекты сейчас реализуются в России по мороженому?
НУ: На сегодняшний день идет строительство двух крупных фабрик мороженого. Одна строится в Ярославской области, строительство ведет компания «Айсберри». Также «Коровка из Кореновки» строит фабрику в Краснодарском крае для производства мороженого, соответствующего всем критериям производства экспортного мороженого – по самым строгим международным требованиям. Компанию «Пензахолод» приобрела ГК «Дамате», одна из крупнейших молочных компаний. Мы думаем, там тоже будут интересные проекты.

DN: Какие перспективы у рынка на текущий момент? Что ожидаете после снятия ограничений?

НУ: После снятия ограничений по карантину мы видим всплеск спроса на мороженое. Мы надеемся, что за это лето мы сможем наверстать потерянные объемы продаж за время пандемии. Мороженое очень востребовано, многие предприятия сейчас даже не справляются со спросом – спрос опережает предложение. «Русский холод» полностью задействовал производственные мощности, как и «Баскин Роббинс». Практически все производители работают в полную силу. Спрос есть, надеемся, если погода останется хорошей, как сейчас, он продолжится и дальше.

Хотелось бы отметить, что в нашей стране мороженое с каждым годом улучшает свое качество. Производители строго следуют ГОСТу. Это заметно и по вкусу мороженого - лакомство стало еще вкуснее, у каждого производителя есть флагман – то мороженое, которое хочется покупать постоянно. С учетом того, что мороженое – десерт, калорийность его в 2-3 раза ниже, чем у кондитерской продукции. И употребление мороженого приносит пользу за счет его ингредиентов – белков, жиров, углеводов – это хороший питательный состав для насыщения. А вкус лакомства заряжает хорошим настроением на весь день.

DN: Спасибо за интересную беседу!
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью