Интервью с Иваном Кузнецовым, генеральным директором «Belousov Group»

Источник: The DairyNews
Корреспондент The DairyNews побеседовал с генеральным директором «Belousov Group» Иваном Кузнецовым об организации вертикально интегрированного холдинга, тенденциях в молочной отрасли Ленинградской области и перспективах отечественных сельхозкомпаний.
Интервью с Иваном Кузнецовым, генеральным директором «Belousov Group»
DN: Иван Александрович, расскажите, пожалуйста, в чем отличительная особенность «Belousov Group» как компании?
- «Belousov Group» - вертикально интегрированная компания.

На сегодняшний день мы имеем выстроенную вертикаль «от зернышка до прилавка». 

Это означает, что у нас представлена вся производственная цепочка: есть свои агрокомплексы, заводы по производству продуктов питания, сеть продовольственных магазинов, а также своя собственная логистика.

DN: Расскажите, с чего все начиналось?
- Разумеется, все делалось поэтапно. Мы пришли в сельское хозяйство осознанно. Не смотря на то, что до сих пор являемся небольшой компанией, планы у нас самые масштабные. 

Все начиналось с 2008 года, тогда владелец группы компаний Игорь Белоусов на основе своего многолетнего опыта и знаний, почерпнутых из различных источников,  написал Технологию построения Эффективного Бизнеса (ТЭБ). 

После ее внедрения дальнейшие шаги и действия были просчитаны и прописаны. Как только Белоусов доказал жизнеспособность своей ТЭБ на практике, у нас в руках появилась "волшебная палочка", с помощью которой можно построить любой бизнес, в любой отрасли. Только после этого, Белоусов вышел перед общественностью и сказал: "Давайте будем возрождать сельское хозяйство"! 

Но, чтобы взвалить на себя такую ношу и такой груз ответственности, нам пришлось еще два года строить систему переработки и сбыта. 
Мы поняли, что производство продуктов питания - очень сложный бизнес. Его нельзя остановить ни на одну секунду. Необходимо, чтобы все его составляющие работали как часы – логистика связывала своевременное производство и торговлю, производство учитывала потребности торговли и т.п. Производство, торговля, логистика - это и есть три кита, на которых базируется всё благосостояние нашей компании.

Как только мы смогли выстоять и доказать, что можем работать одновременно в этих трех самых сложных отраслях - мы пошли ещё дальше - в сельское хозяйство. 

На сегодняшний день, нам удалось создать цепочку полного цикла — компания имеет собственную сырьевую базу, производит продукт  на собственных заводах, сбывает товар через свою же сеть магазинов. Это единственный способ сделать систему прибыльной и стабильной.

DN: Какие цели вы ставите перед собой? 
-Мы отличаемся от многих тем, что знаем, куда идем. Может быть, мы одна единственная компания, которая знает, куда идет. Наша цель – возродить сельское хозяйство России с тем, чтобы обеспечить каждого жителя страны отечественными, натуральными, качественными и доступными продуктами питания. Согласитесь, достойная цель?

Если говорить о молочном животноводстве, наша основная задача - получить миллион коров дойного стада к 2030 году. А раз мы хотим такое большое поголовье – значит, нужно много земли. Получается, что через молочное животноводство мы будем также восстанавливать севооборот и почву, чтобы выращивать многолетние травы, и зерновые культуры. Это самый простой и эффективный способ восстановления всей земли. Чем больше у нас будет коров, тем больше у нас будет восстановлено земледелие. 

DN: Как вы собираетесь добиваться этой цели?
- У нас есть четкий план, прописанный до 2030 года, как мы будем идти к этой цели. Мы выбрали самую тяжелую отрасль – сельское хозяйство. И в этой отрасли мы выбрали самую тяжелую часть – молочное животноводство. Самая денежноемкая, самая капризная, самая сложная из всех, какая только может быть в сельском хозяйстве. 

А каким образом будем достигать миллионного стада? Для этой цели мы разработали новую, интереснейшую технологию построения коровников, содержания и кормления коров. Мы не боимся назвать эту технологию инновационной.

При проектировании комплекса, мы использовали опыт наших израильских партнеров, - свободное содержание скота на глубокой подстилке.
Полы будут вентилируемые, под ними мы расположим трубы. Животные будут иметь постоянный доступ к кормам, а также удобное и комфортное место обитания. Именно такой метод содержания скота, должен увеличить количество надоев до 40-50 литров в день от коровы.
Чтобы корова произвела один литр молока, ей надо перегнать через сердце 400 литров крови. Для этого понадобится много кислорода - как корова сможет получить столько воздуха в замкнутом пространстве наших советских коровников? Именно поэтому наши проектировщики заложили высоту коровников в 11,5 метров, с учетом знаний о том, на каком уровне какой газ собирается. 

Кроме того, для увеличения поголовья КРС, нам надо превзойти среднероссийский показатель количества лактаций – 2,3.  Для этого, при конструировании коровника были  исключены самые страшные риски для здоровья коровы.

Важная составляющая плана - строительство собственных эмбриональных центров в каждом федеральном округе и создание своего маточного стада. Таким образом, мы сможем самостоятельно поддерживать численность поголовья, постоянно его наращивать и улучшать.

DN: Откуда вы возьмете средства на реализацию таких грандиозных планов?
- Как только у нас появится молоко с первого агрокомплекса – заработанные деньги мы направляем на строительство второго комплекса. Средства с первой и второй очереди объединяем и направляем на третий комплекс. 

Мы унифицируем фермы – сможем их собирать как конструктор. Количество ферм, которые мы будем строить в каждом регионе, зависит от площади земель, которые мы сможем найти. 

В регионах на первом этапе мы собираемся сделать 10 заводов по 5-10 тонн переработки каждый. Для такого завода надо поставить 10-12 магазинчиков, наладить логистику, – и мы начинаем работать. 

DN: По вашим словам, кажется, что это все очень просто. Так ли это на самом деле?
- Конечно, не все так просто. Но мы минимизируем наши риски путем качественной подготовки сотрудников. У нас в компании функционирует своя внутренняя Академия. Все сотрудники постоянно проходят курсы повышения квалификации, самосовершенствуются. Ни один руководитель не может быть назначен на должность, пока он не пройдёт обучение в Академии, изучив основы ТЭБ. Это помогает формировать настоящую команду единомышленников, которой многое по плечу.

Мы собираем эффективные технологии со всего мира. Специалисты компании объездили весь Израиль, посетили ряд европейских стран: Голландию, Ирландию, Германию, были и в Новой Зеландии. Это позволяет нашей компании идти в ногу с передовыми мировыми тенденциями в области сельского хозяйства. 

Наши компании открыты для специалистов из любой точки России и мира – если тебе есть что предложить, есть интересные идеи или технологии, мы постараемся создать идеальные условия для воплощения их в жизнь. Работы непаханое поле, и мы нуждаемся в специалистах, готовых менять реальность, расширять свои горизонты и трудиться ради общей цели. 

Пример тому – наш руководитель сельскохозяйственного направления - Евгений Сысолятин. Он переехал к нам из Екатеринбурга, уже будучи специалистом высокого уровня, что позволило ему возглавить важнейшее направление деятельности компании.

DN: Собираетесь сконцентрироваться только на производстве молока?
- Наш опыт показывает, что в сельском хозяйстве нельзя быть узкоспециализированным предприятием. Именно поэтому, мы начнем комплексное освоение российских регионов. Чтобы иметь один миллион коров дойного стада, нужно построить 416 сельскохозяйственных кластеров по стране. 

Один кластер включает в себя: молочно-товарную ферму на 2.400 голов дойного стада, молокоперерабатывающий завод мощностью 100 тонн в сутки, хлебозавод, мясокомбинат, биогазовую установку, теплицы и овощепереработку, розничную продуктовую сеть и логистическую компанию. Согласитесь, это не только производство молока, задачи значительно шире. 

DN: Какие объекты сейчас у «Белоусов Групп» в собственности?
-На данный момент мы имеем свои угодья в Ленинградской области (350 га, ведется строительство первого агрокластера), «Агрофирма «Тукса» в Карелии (4300 га, 547 голов дойного стада), хозяйства в Медвежьегорске (3200 га, 910 голов дойного стада), угодья в Курганской области (1100 га), тепличный комплекс и молокозавод в Астрахани. 

По заводам: суммарная мощность молокоперерабатывающего завода в СПб – 20 тонн молока в сутки, в Медвежьегорске – до 90 тонн молока в стуки, завод в Астрахани сейчас находится в процессе реконструкции. 

В СПб функционирует собственная сеть из 50 магазинов, также сеть представлена в Астрахани и Петрозаводске.

Хотелось бы отметить, что в наших магазинах никогда не продавалась и не будет продаваться алкогольная и табачная продукция. Наши товары продаются по честным ценам. Стоимость цельного пастеризованного молока - 20 рублей за пол-литровую бутылку, колбаса докторская из мяса - 300 рублей за килограмм, наша буханка хлеба стоит 15 рублей. 

DN: Получаете ли вы субсидии на литр товарного молока?
- В Карелии Министерство сельского хозяйства дает 3,2 рубля за молоко высшего сорта плюс 1 рубль добавляется из федерального бюджета. Мы честно свой объем производим и сдаем на переработку – запрашиваем субсидии и получаем деньги. 

DN: Есть ли у Вас проблемы?
-У нас монобрендовый магазин, что дает ему множество преимуществ, но существует и определенный риск. Если Вы купили в обычном магазине какой-то продукт, и он вам не понравился, вы просто не будете больше его брать, но в этот магазин еще придете. Если такое случилось в нашем магазине – вы просто перестанете в него ходить.

Наша продукция всегда должна быть высочайшего качества – а это очень сложно, но решаемо. В штрих-кодах продуктов зашита интересная штука: три дня мы разрешаем им продаваться – на четвертый их не пробивает касса. Хотя срок годности у нас до 5 суток. 

В работе с натуральными продуктами сложным и важным аспектом является и логистика. Она у нас тоже своя. Мы приложили много усилий, чтобы все работало точно и в срок, как часы. 

Кроме того, иногда приходится сталкиваться с интересными моментами, созданными контрагентами. Так, например, в Карелии был увеличен тариф на потребление электроэнергии.  Причиной стала потеря  региональной сетевой компанией одного из крупных предприятий-потребителей. Поставщик электроэнергии просто перераспределил недостающую сумму доходов среди оставшихся потребителей. Таким образом, работающие предприятия вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку только для того чтобы, электрокомпания сохранила свои доходы, но не за счет внутренней оптимизации, а за счет других хозяйствующих субъектов. 

DN: Ваше мнение, какие основные проблемы на российском молочном рынке вы отмечаете?
Если действительно произошел обвал по молоку на 1,5 миллиона тонн, - то, думаю, это необратимый процесс. А 1 апреля 2015 года отменяется квота на производство молока в Евросоюзе. Миллион тонн молока они нарастят в раз. Все их молоко будет здесь. 

Все же, основной проблемой, на мой взгляд, остаётся разобщенность. С момента распада СССР, были разрушены все связи, налаженные между сельхозтоваропроизводителями, промышленностью и торговлей. Поменялось и мировоззрение. До 1991 года каждый нес свой чемодан сам. У крестьянина была задача вырастить определенное количество зерна, молока и куда-то его сдать. А куда – он даже не задумывался. Всему была определена фиксированная цена, задача была производить ровно столько, сколько сказали. В точности также магазин получал эту продукцию, разрабатывал определенную линейку. То есть, эта вертикаль была создана в рамках Советского Союза. Плохо ли, хорошо – мы сейчас не берем это в расчет. Но, ни у одного из директоров не болела голова, куда он денет свою продукцию. 

После того, как оборвались все связи, заниматься какой-либо промышленностью, сельским хозяйством стало невыгодно, потому что никто из этих людей – работников и председателей колхозов и совхозов, директоров ферм и заводов, не знал, что такое торговля, что такое маркетинг, PR, упаковка и т.д. Их задача была – производить. Поэтому, торговля стала диктовать условия производителю, производитель стал диктовать условия сельскому хозяйству. Все прекрасно знают, чем выше передел, тем больше маржинальность. Чем ниже передел, тем ниже маржинальность, тем тяжелее жить. Сельскому хозяйству досталась роль обыкновенного, сырьевого заготовителя, с очень низкомаржинальной стоимостью этого продукта.

DN: У Вас такие планы на развитие сельскохозяйственного направления, что становится непонятным, почему его считают не прибыльным?
Мы своей ежедневной деятельностью доказываем, что это не так. Просто нужно включить голову и подумать о вертикальном типе ведения агробизнеса – это будущее этой отрасли, ключ к возрождению. Понимание  сельского хозяйства как черной дыры – это миф.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью