»нтервью с »ваном  узнецовым, генеральным директором ЂBelousov Groupї

»сточник: The DairyNews
 орреспондент The DairyNews побеседовал с генеральным директором ЂBelousov Groupї »ваном  узнецовым об организации вертикально интегрированного холдинга, тенденци€х в молочной отрасли Ћенинградской области и перспективах отечественных сельхозкомпаний.
DN: »ван јлександрович, расскажите, пожалуйста, в чем отличительна€ особенность «Belousov Group» как компании?
- ЂBelousov Groupї - вертикально интегрированна€ компани€.

Ќа сегодн€шний день мы имеем выстроенную вертикаль Ђот зернышка до прилавкаї.†

Ёто означает, что у нас представлена вс€ производственна€ цепочка: есть свои агрокомплексы, заводы по производству продуктов питани€, сеть продовольственных магазинов, а также сво€ собственна€ логистика.

DN: –асскажите, с чего все начиналось?
- –азумеетс€, все делалось поэтапно. ћы пришли в сельское хоз€йство осознанно. Ќе смотр€ на то, что до сих пор €вл€емс€ небольшой компанией, планы у нас самые масштабные.†

¬се начиналось с 2008 года, тогда владелец группы компаний »горь Ѕелоусов на основе своего многолетнего опыта и знаний, почерпнутых из различных источников, †написал “ехнологию построени€ Ёффективного Ѕизнеса (“ЁЅ).†

ѕосле ее внедрени€ дальнейшие шаги и действи€ были просчитаны и прописаны.  ак только Ѕелоусов доказал жизнеспособность своей “ЁЅ на практике, у нас в руках по€вилась "волшебна€ палочка", с помощью которой можно построить любой бизнес, в любой отрасли. “олько после этого, Ѕелоусов вышел перед общественностью и сказал: "ƒавайте будем возрождать сельское хоз€йство"!†

Ќо, чтобы взвалить на себ€ такую ношу и такой груз ответственности, нам пришлось еще два года строить систему переработки и сбыта.†
ћы пон€ли, что производство продуктов питани€ - очень сложный бизнес. ≈го нельз€ остановить ни на одну секунду. Ќеобходимо, чтобы все его составл€ющие работали как часы – логистика св€зывала своевременное производство и торговлю, производство учитывала потребности торговли и т.п. ѕроизводство, торговл€, логистика - это и есть три кита, на которых базируетс€ всЄ благососто€ние нашей компании.

 ак только мы смогли высто€ть и доказать, что можем работать одновременно в этих трех самых сложных отрасл€х - мы пошли ещЄ дальше - в сельское хоз€йство.†

Ќа сегодн€шний день, нам удалось создать цепочку полного цикла — компани€ имеет собственную сырьевую базу, производит продукт †на собственных заводах, сбывает товар через свою же сеть магазинов. Ёто единственный способ сделать систему прибыльной и стабильной.

DN:  акие цели вы ставите перед собой?†
-ћы отличаемс€ от многих тем, что знаем, куда идем. ћожет быть, мы одна единственна€ компани€, котора€ знает, куда идет. Ќаша цель Ц возродить сельское хоз€йство –оссии с тем, чтобы обеспечить каждого жител€ страны отечественными, натуральными, качественными и доступными продуктами питани€. —огласитесь, достойна€ цель?

≈сли говорить о молочном животноводстве, наша основна€ задача - получить миллион коров дойного стада к 2030 году. ј раз мы хотим такое большое поголовье Ц значит, нужно много земли. ѕолучаетс€, что через молочное животноводство мы будем также восстанавливать севооборот и почву, чтобы выращивать многолетние травы, и зерновые культуры. Ёто самый простой и эффективный способ восстановлени€ всей земли. „ем больше у нас будет коров, тем больше у нас будет восстановлено земледелие.†

DN:  ак вы собираетесь добиватьс€ этой цели?
- ” нас есть четкий план, прописанный до 2030 года, как мы будем идти к этой цели. ћы выбрали самую т€желую отрасль Ц сельское хоз€йство. » в этой отрасли мы выбрали самую т€желую часть Ц молочное животноводство. —ама€ денежноемка€, сама€ капризна€, сама€ сложна€ из всех, кака€ только может быть в сельском хоз€йстве.†

ј каким образом будем достигать миллионного стада? ƒл€ этой цели мы разработали новую, интереснейшую технологию построени€ коровников, содержани€ и кормлени€ коров. ћы не боимс€ назвать эту технологию инновационной.

ѕри проектировании комплекса, мы использовали опыт наших израильских партнеров, - свободное содержание скота на глубокой подстилке.
ѕолы будут вентилируемые, под ними мы расположим трубы. ∆ивотные будут иметь посто€нный доступ к кормам, а также удобное и комфортное место обитани€. »менно такой метод содержани€ скота, должен увеличить количество надоев до 40-50 литров в день от коровы.
„тобы корова произвела один литр молока, ей надо перегнать через сердце 400 литров крови. ƒл€ этого понадобитс€ много кислорода - как корова сможет получить столько воздуха в замкнутом пространстве наших советских коровников? »менно поэтому наши проектировщики заложили высоту коровников в 11,5 метров, с учетом знаний о том, на каком уровне какой газ собираетс€.†

 роме того, дл€ увеличени€ поголовь€  –—, нам надо превзойти среднероссийский показатель количества лактаций Ц 2,3. †ƒл€ этого, при конструировании коровника были †исключены самые страшные риски дл€ здоровь€ коровы.

¬ажна€ составл€юща€ плана - строительство собственных эмбриональных центров в каждом федеральном округе и создание своего маточного стада. “аким образом, мы сможем самосто€тельно поддерживать численность поголовь€, посто€нно его наращивать и улучшать.

DN: ќткуда вы возьмете средства на реализацию таких грандиозных планов?
-  ак только у нас по€витс€ молоко с первого агрокомплекса Ц заработанные деньги мы направл€ем на строительство второго комплекса. —редства с первой и второй очереди объедин€ем и направл€ем на третий комплекс.†

ћы унифицируем фермы Ц сможем их собирать как конструктор.  оличество ферм, которые мы будем строить в каждом регионе, зависит от площади земель, которые мы сможем найти.†

¬ регионах на первом этапе мы собираемс€ сделать 10 заводов по 5-10 тонн переработки каждый. ƒл€ такого завода надо поставить 10-12 магазинчиков, наладить логистику, Ц и мы начинаем работать.†

DN: ѕо вашим словам, кажетс€, что это все очень просто. “ак ли это на самом деле?
-  онечно, не все так просто. Ќо мы минимизируем наши риски путем качественной подготовки сотрудников. ” нас в компании функционирует сво€ внутренн€€ јкадеми€. ¬се сотрудники посто€нно проход€т курсы повышени€ квалификации, самосовершенствуютс€. Ќи один руководитель не может быть назначен на должность, пока он не пройдЄт обучение в јкадемии, изучив основы “ЁЅ. Ёто помогает формировать насто€щую команду единомышленников, которой многое по плечу.

ћы собираем эффективные технологии со всего мира. —пециалисты компании объездили весь »зраиль, посетили р€д европейских стран: √олландию, »рландию, √ерманию, были и в Ќовой «еландии. Ёто позвол€ет нашей компании идти в ногу с передовыми мировыми тенденци€ми в области сельского хоз€йства.†

Ќаши компании открыты дл€ специалистов из любой точки –оссии и мира Ц если тебе есть что предложить, есть интересные идеи или технологии, мы постараемс€ создать идеальные услови€ дл€ воплощени€ их в жизнь. –аботы непаханое поле, и мы нуждаемс€ в специалистах, готовых мен€ть реальность, расшир€ть свои горизонты и трудитьс€ ради общей цели.†

ѕример тому Ц наш руководитель сельскохоз€йственного направлени€ - ≈вгений —ысол€тин. ќн переехал к нам из ≈катеринбурга, уже будучи специалистом высокого уровн€, что позволило ему возглавить важнейшее направление де€тельности компании.

DN: —обираетесь сконцентрироватьс€ только на производстве молока?
- Ќаш опыт показывает, что в сельском хоз€йстве нельз€ быть узкоспециализированным предпри€тием. »менно поэтому, мы начнем комплексное освоение российских регионов. „тобы иметь один миллион коров дойного стада, нужно построить 416 сельскохоз€йственных кластеров по стране.†

ќдин кластер включает в себ€: молочно-товарную ферму на 2.400 голов дойного стада, молокоперерабатывающий завод мощностью 100 тонн в сутки, хлебозавод, м€сокомбинат, биогазовую установку, теплицы и овощепереработку, розничную продуктовую сеть и логистическую компанию. —огласитесь, это не только производство молока, задачи значительно шире.†

DN:  акие объекты сейчас у ЂЅелоусов √руппї в собственности?
-Ќа данный момент мы имеем свои угодь€ в Ћенинградской области (350 га, ведетс€ строительство первого агрокластера), Ђјгрофирма Ђ“уксаї в  арелии (4300 га, 547 голов дойного стада), хоз€йства в ћедвежьегорске (3200 га, 910 голов дойного стада), угодь€ в  урганской области (1100 га), тепличный комплекс и молокозавод в јстрахани.†

ѕо заводам: суммарна€ мощность молокоперерабатывающего завода в —ѕб Ц 20 тонн молока в сутки, в ћедвежьегорске Ц до 90 тонн молока в стуки, завод в јстрахани сейчас находитс€ в процессе реконструкции.†

¬ —ѕб функционирует собственна€ сеть из 50 магазинов, также сеть представлена в јстрахани и ѕетрозаводске.

’отелось бы отметить, что в наших магазинах никогда не продавалась и не будет продаватьс€ алкогольна€ и табачна€ продукци€. Ќаши товары продаютс€ по честным ценам. —тоимость цельного пастеризованного молока - 20 рублей за пол-литровую бутылку, колбаса докторска€ из м€са - 300 рублей за килограмм, наша буханка хлеба стоит 15 рублей.†

DN: ѕолучаете ли вы субсидии на литр товарного молока?
- ¬  арелии ћинистерство сельского хоз€йства дает 3,2 рубл€ за молоко высшего сорта плюс 1 рубль добавл€етс€ из федерального бюджета. ћы честно свой объем производим и сдаем на переработку Ц запрашиваем субсидии и получаем деньги.†

DN: ≈сть ли у ¬ас проблемы?
-” нас монобрендовый магазин, что дает ему множество преимуществ, но существует и определенный риск. ≈сли ¬ы купили в обычном магазине какой-то продукт, и он вам не понравилс€, вы просто не будете больше его брать, но в этот магазин еще придете. ≈сли такое случилось в нашем магазине Ц вы просто перестанете в него ходить.

Ќаша продукци€ всегда должна быть высочайшего качества Ц а это очень сложно, но решаемо. ¬ штрих-кодах продуктов зашита интересна€ штука: три дн€ мы разрешаем им продаватьс€ Ц на четвертый их не пробивает касса. ’от€ срок годности у нас до 5 суток.†

¬ работе с натуральными продуктами сложным и важным аспектом €вл€етс€ и логистика. ќна у нас тоже сво€. ћы приложили много усилий, чтобы все работало точно и в срок, как часы.†

 роме того, иногда приходитс€ сталкиватьс€ с интересными моментами, созданными контрагентами. “ак, например, в  арелии был увеличен тариф на потребление электроэнергии. †ѕричиной стала потер€ †региональной сетевой компанией одного из крупных предпри€тий-потребителей. ѕоставщик электроэнергии просто перераспределил недостающую сумму доходов среди оставшихс€ потребителей. “аким образом, работающие предпри€ти€ вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку только дл€ того чтобы, электрокомпани€ сохранила свои доходы, но не за счет внутренней оптимизации, а за счет других хоз€йствующих субъектов.†

DN: ¬аше мнение, какие основные проблемы на российском молочном рынке вы отмечаете?
≈сли действительно произошел обвал по молоку на 1,5 миллиона тонн, - то, думаю, это необратимый процесс. ј 1 апрел€ 2015 года отмен€етс€ квота на производство молока в ≈вросоюзе. ћиллион тонн молока они нараст€т в раз. ¬се их молоко будет здесь.†

¬се же, основной проблемой, на мой взгл€д, остаЄтс€ разобщенность. — момента распада ———–, были разрушены все св€зи, налаженные между сельхозтоваропроизводител€ми, промышленностью и торговлей. ѕомен€лось и мировоззрение. ƒо 1991 года каждый нес свой чемодан сам. ” кресть€нина была задача вырастить определенное количество зерна, молока и куда-то его сдать. ј куда Ц он даже не задумывалс€. ¬сему была определена фиксированна€ цена, задача была производить ровно столько, сколько сказали. ¬ точности также магазин получал эту продукцию, разрабатывал определенную линейку. “о есть, эта вертикаль была создана в рамках —оветского —оюза. ѕлохо ли, хорошо Ц мы сейчас не берем это в расчет. Ќо, ни у одного из директоров не болела голова, куда он денет свою продукцию.†

ѕосле того, как оборвались все св€зи, заниматьс€ какой-либо промышленностью, сельским хоз€йством стало невыгодно, потому что никто из этих людей Ц работников и председателей колхозов и совхозов, директоров ферм и заводов, не знал, что такое торговл€, что такое маркетинг, PR, упаковка и т.д. »х задача была Ц производить. ѕоэтому, торговл€ стала диктовать услови€ производителю, производитель стал диктовать услови€ сельскому хоз€йству. ¬се прекрасно знают, чем выше передел, тем больше маржинальность. „ем ниже передел, тем ниже маржинальность, тем т€желее жить. —ельскому хоз€йству досталась роль обыкновенного, сырьевого заготовител€, с очень низкомаржинальной стоимостью этого продукта.

DN: ” ¬ас такие планы на развитие сельскохоз€йственного направлени€, что становитс€ непон€тным, почему его считают не прибыльным?
ћы своей ежедневной де€тельностью доказываем, что это не так. ѕросто нужно включить голову и подумать о вертикальном типе ведени€ агробизнеса Ц это будущее этой отрасли, ключ к возрождению. ѕонимание †сельского хоз€йства как черной дыры Ц это миф.

12.04.2021
ћолокосодержащие продукты. „асть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента Ђќ безопасности молока и молочной продукцииї, чтобы не вводить потребител€ в заблуждение и сделать Ђнатуральныеї молочные продукты конкурентоспособнее. ¬опрос усилилс€ с введением Ђсложносочиненныхї терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
„итать полностью
 алендарь