»нтервью с ƒмитрием  еримовым, генеральным директором FOSS –осси€

»сточник: The DairyNews
ќ том, как одновременно развивать несколько направлений без потери качества, почему экономить на молоке компани€ намерена в самую последнюю очередь и как планирует накормить каждого третьего жител€ планеты Ц в беседе The DairyNews c генеральным директором FOSS –осси€ ƒмитрием  еримовым.

DN: ƒмитрий, все знают, что FOSS занимает на рынке лидирующие позиции.  ак ¬ы считаете, за счет чего компани€ стала передовой в своей отрасли?

ƒ : ѕростой вопрос, на который нет однозначного ответа. FOSS основали в 1956 году, первый продукт был дл€ рынка зерна. Ќа сегодн€ в компании восемь сегментов. ¬ 1963 году начало развиватьс€ молочное направление. Ѕолее полувека в индустрии сделали FOSS одним из лидеров, мы были одними из пионеров в области молочной аналитики.  роме того, компанию отличает упорство и посто€нство: мы всегда идем вперед. Ќужно принимать во внимание также две вещи Ц у FOSS нет штаб-квартиры, вместо нее функционирует центральный офис, построенный в 2014 году. Ќаш основной акционер ѕитер ‘осс запретил называть его так, потому что в его понимании штаб-квартира Ц это место, где сид€т высокопоставленные бездельники, надувающие щеки. Ќаш головной офис -  FOSS Analytical Centre. ¬торое, что € хотел бы отметить Ц на первом этаже этого центра есть музей, где представлены приборы различных эпох: те, которые сейчас в продаже или когда-то продавались. ѕод этим музеем есть так называема€ Ђкомната ужасовї, где представлены приборы, над которыми FOSS работала, но так и не выпустила на рынок.  омпани€ не скрывает свои поражени€. Ѕыли как взлеты, так и падени€. ѕервое не есть причина почивать на лаврах, а второе Ц не есть причина отчаиватьс€. 

¬озвраща€сь к вопросу, что позвол€ет быть лидерами рынка: мы одними из первых начали идти по выбранному пути и до сих пор не останавливаемс€. 

DN: FOSS развиваетс€ в достаточно многих направлени€х. ћожно ли выделить отдельные из них?

ƒ : ≈сть ключевые сектора, а есть нишевые. ≈сли в »талии, ‘ранции, „или, √ермании вино €вл€етс€ одним из ключевых сегментов, то в –оссии этот сегмент нишевой. ¬ успешный год мы продаем три прибора в винном направлении. ¬ неуспешный Ц ноль. Ќо ни тот, ни другой результат на нашей общей де€тельности никак не отражаетс€. ¬ год с учетом молока мы продаем в –оссии пор€дка 250 приборов.

 роме того, в –оссии ключевыми направлени€ми €вл€ютс€ зерно, молоко, комбикорма и м€со. 

DN: ¬ продолжение темы комбикормов Ц что €вл€етс€ драйверами роста этого рынка?

ƒ : Ќедавно јгроинвестор представил рейтинг 25 крупнейших производителей комбикормов, в котором четвертый год подр€д первое место занимает „еркизово, будучи при этом крупнейшим производителем м€са. ¬ целом, эти 25 компаний произвели около 50% всех комбикормов на рынке, его емкость пор€дка 30 млн тонн. ѕоэтому драйверами €вл€ютс€, конечно, крупнейшие производители, очень при€тно, что у 17-18 из них установлено наше оборудование и далеко не по одному прибору. »ндустри€ комбикормов также консолидируетс€: были прогнозы, что к 2025 году 25 ведущих компаний будут производить пор€дка 70% всех комбикормов. »ными словами, рост будет скорее экстенсивный, чем интенсивный за счет объединени€ и сли€ний. 

 итай открыл дорогу российскому м€су Ц этот внешний фактор также €вл€етс€ своего рода движущей силой. ѕоставки свинины пока не разрешены, но м€со птицы поставл€ть можно. ѕо прогнозам на рынке, к 2025 году 30 млн тонн комбикормов, которые производ€тс€ сегодн€, должны превратитьс€ примерно в 40 млн тонн Ц рынок вырастет примерно на 30%. 

¬ целом, среднесрочные перспективы хорошие Ц если посмотреть на население –оссии, это 2% населени€ земного шара и 15% от всего объема мировых пахотных земель. ѕолучаетс€, что каждый росси€нин должен кормить шесть иностранцев. ѕерспективы экспорта очень хорошие Ц нельз€ сказать, что неограниченные, рамки есть всегда.  роме того, никто в мире не собираетс€ останавливатьс€ и ждать, когда –осси€ свой экспорт разовьет. ѕредпринимаютс€ контрмеры, контршаги и борьбу за рынок никто не отмен€л. Ќо если привести глобальную статистику, сегодн€ население составл€ет 7,5 млрд человек.   2050 году оно должно вырасти на 2 млрд. Ќо есть еще рост уровн€ потреблени€ Ц пресловутый средний класс в мире разрастаетс€, а это прослойка с активным потреблением. —ейчас ее величина Ц 1 млрд людей, ожидаетс€, что к 2050 году она вырастет до 5 млрд. Ёто говорит о том, что уровень мирового потреблени€ увеличитс€ примерно в 4 раза в ближайшие 30 лет. 

DN: ≈сли рассматривать рынок молочной отрасли: какими ¬ы видите рост и развитие? Ѕудет ли молочна€ отрасль развиватьс€ без существенных ограничений? 

ƒ : ≈сли говорить о внутреннем потреблении молочной продукции, то оно, насколько € знаю, стагнирует последние 2-3 года: не растет весомо, но и не падает. ѕоэтому если уж расти, то по большому счету за счет внешних рынков. ћы выросли в производстве молока за последние годы, но это потому что мы Ђотсекаемї Ќовую «еландию, Ѕеларусь и всех остальных традиционных поставщиков сухого молока. ¬нутреннее потребление, по моему прогнозу, существенно прирастать не будет Ц в пределах нескольких процентов, но особенно это картину не изменит. ≈сли уж расти, то ориентиру€сь на восток Ц кроме  ита€, есть еще »нди€, »ндонези€ и другие страны. ¬р€д ли мы начнем когда-то активно поставл€ть нашу продукцию на запад. ¬ то же врем€, вместе с радужными перспективами агроэкспорта на восток, нужно быть готовым встретить на этом пути огромное количество подводных камней и разного рода преп€тствий. 

DN: ¬ы достаточно много работаете с молочной отраслью.  акую характеристику можете дать переработчикам Ц они активные, деловые? —ейчас очень много людей, которые приход€т совершенно из других областей. ¬ы видите в этом плюсы или минусы, скорее?

ƒ :  огда люди приход€т со стороны и принос€т деньги, это, конечно, плюс. «начит, вид€т потенциал того, куда идут. ƒеньги ведь не пахнут. ≈сли деньги направл€ютс€ в молочную индустрию, это говорит о ее привлекательности с точки зрени€ возврата вложенного капитала. ’от€ мы все знаем, что деньги достаточно длинные при производстве, переработка позвол€ет получить средства в более короткий срок. “ак любопытно рынок устроен, что первый в стране переработчик по объемам Ц французска€ компани€, второй Ц американска€, котора€ вообще молоком нигде не занимаетс€, кроме как в –оссии. ј крупнейший производитель молока в –оссии Ц немец, хоть и с российским гражданством. 

ƒеньги приход€т в отрасль со стороны и это, безусловно, хорошо. Ќо иногда они приход€т не совсем со стороны Ц так, –усјгро, крупный агрохолдинг в направлении сахара, масложировой промышленности, с недавних пор зан€лс€ переработкой молока. Ќазвать их непрофильным инвестором сложно. — точки зрени€ инвестиционной привлекательности, така€ тенденци€ будет продолжатьс€ еще лет п€ть.

DN:  ак со стороны ¬ы видите развитие отрасли? 

ƒ : ќтрасль, безусловно, развиваетс€. ƒл€ того, чтобы стартовать активно, надо начинать с плинтуса.  огда достигаетс€ определенный уровень зрелости, развитие возможно на несколько процентов в год. Ќельз€ назвать отечественную молочную промышленность недоразвитой, есть крупные игроки с крупными дол€ми. јктивно развиватьс€ в ближайшее врем€, по моему мнению, будет органика. я избегаю таких терминов, как Ђэкологически чистыйї, Ђнатуральныйї. ќрганика в отличие от них Ц определение вполне пон€тное. “ам есть перспективы.  стати, с тем, что называетс€ Ђорганикї, можно будет идти и на «апад, и в других направлени€х. я думаю, в ближайшие п€ть лет развитие сектора продолжитс€ с теми деньгами, которые приход€т со стороны. 

DN: Ќасколько, по-¬ашему, актуальна тема фальсификата? »гроки рынка заинтересованы в улучшении качества кормов и молока?

ƒ : ћолочна€ отрасль €вл€етс€ одной из самых высококонсолидированных Ц собственники бизнеса не став€т целью вырасти на 30-40%, это сложно. ќни, скорее, стараютс€ привнести максимальную стабильность в свою работу, чтобы качество продукции изо дн€ в день было одинаково высокого уровн€. Ѕорьба с фальсификатом Ц это не отдельный тренд, а часть большой стратегии, направленной на то, чтобы быть уверенным, что –оспотребнадзор не завалит проверками, а блоггеры не раструб€т на всю страну, что на производстве нашли ртуть и крысиные уши.

DN: ƒмитрий, в одном из интервью было сказано, что более 90% рынка мирового оборудовани€ принадлежит FOSS. ќ каком виде оборудовани€ идет речь и сколько направлений развити€ оборудовани€ ¬ы можете выделить?

ƒ : я думаю, не 90%, а 80% (улыбаетс€). ќтрасль известна Ц это зерно. ≈сли говорить точнее, FOSS декларирует, что 80% зерна, выращиваемого в мире, так или иначе проходит через наши зерновые анализаторы. ≈сли говорить о молоке, мы позиционируем, что каждый второй литр молока в мире проходит через наше оборудование.  

DN:  ого бы ¬ы назвали своим основным конкурентом и в чем преимущество FOSS?

ƒ :  ак и у любой другой компании, у нас есть коллеги, которые позвол€ют нам не почивать на лаврах, а стремительно развиватьс€. Ќаше основное преимущество Ц колоссальный опыт, который дает возможность искать новые решени€.  роме того, отдельно € бы отметил инновации Ц мы презентовали рынку новый прибор, который называетс€ BacSomaticЩ, Ц мы первые, кто смогли создать экспресс-метод определени€ соматики в период осемененности. Ёто выдел€ет нас на фоне других, потому что мы как пионеры стараемс€ развивать новые направлени€, приемы, которые прежде были недоступными или примен€лись классически. 

¬ отличие от конкурентов, мы к молоку подходим с двух сторон: первое Ц молоко-переработчики. ¬торое Ц центральна€ молочна€ лаборатори€, где ведетс€ исследовательска€ де€тельность по молоку. ” нас есть такой прибор, он называетс€ CombiFossЩ, который покупают не переработчики молока, а ассоциации производителей, ветлаборатории, которые провод€т глубокий анализ молока по самым разным параметрам. ѕоскольку мы этим занимаемс€, то знаем молоко и достаточно хорошо. ћогу сказать, что нет ни одного конкурента, который так же развивал бы оба этих направлени€. 

DN: ѕару лет назад по€вилась информаци€ о том, что более 20 мировых нововведений принадлежит компании FOSS. –асскажите, что значит дл€ компании наука и как компани€ инвестирует в это направление.

ƒ : „асто большие компании рассказывают, какой процент от оборота вкладывают в R&DЦ если € правильно помню, то у FOSS это пор€дка 10%. ѕрежде € работал в компании —ингента Ц там соответствующа€ цифра была равна 8%. Ќаверное, дл€ компании-лидера 8-10% - это правильное число и правильный процент от оборота, который идет на дальнейшие научные исследовани€. ≈сли брать наши 8 сегментов, в которых мы работаем, то в год мы выпускаем на рынок 2-3 новых прибора, причем врем€ от времени случаютс€ какие-то инновационные вещи. Ќе могу сказать, какие новые приборы выйдут в скором времени. ¬ зерне один прибор был выпущен совсем недавно Ц EyeFossЩ, фактически это искусственный глаз: висит конвейерна€ лента, по которой идет зерно, определ€етс€ его пораженность. “акого нет ни у кого Ц условно € бы назвал его квантовым скачком в анализе зерна.  лассический анализатор делает анализ за 30-40 секунд на белок, влагу, клейковину, крахмал Ц на базовые большие параметры. »нновационный искусственный глаз определ€ет микро-вещи: зараженность, пораженность. ћогу сказать, что FOSS научилс€ хорошо мерить Ђхорошиеї вещи, позитивные показатели. “еперь мы учимс€ мерить негативные вещи Ц микотоксины, фузолиоз. Ќаверное, это и есть завтрашний день отрасли. ’орошо и быстро это делать в мире пока никто не умеет.  онечно, такие проекты требуют крупных вложений. ќтдел инновационных разработок у нас, к слову, самый большой.

DN: Ќа рынке представлен анализ поточного производства в реальном времени. ¬ чем его особенность?

ƒ : —уществует три метода анализа: мокра€ хими€, лабораторный анализ и поточный анализ. ћокра€ хими€ Ц очень точный анализ, однако основным его недостатком €вл€етс€ длительность времени проведени€: от 3 до 16 часов. »ными словами, пока результаты в обработке, с продуктом может случитьс€ все что угодно. ѕримером быстрого анализа €вл€етс€ FoodScanЩ Ц он проводитс€ достаточно быстро, но проблема заключаетс€ в том, что анализу подвергаетс€ не сам товар, а его некий образец: грубо говор€, на основании анализа 100 грамм делаетс€ вывод о 10 тоннах продукта. „то касаетс€ поточного анализа, он позвол€ет получать данные об изменени€х в режиме реального времени. ¬ этом случае мы уходим от пон€ти€ Ђобразецї Ц мы говорим о самом продукте и выходим на пон€тие Ђчувствительность процессаї. Ёто революционное изменение в анализе качества производимой продукции. Ёто не значит, что нужно отказатьс€ от мокрой химии или лабораторного анализа Ц это не взаимоисключающие методы. Ќо если мы наблюдаем и поток в том числе, то с поточным анализом мы имеем полный комплекс мер дл€ контрол€ качества.

DN: —колько времени в таком случае будет занимать анализ?

ƒ : јнализ идет непрерывно. ћы наблюдаем все, что идет по конвейеру и по производственной трубе Ц сканируем каждую секунду то, что происходит. 

DN:  акова степень окупаемости оборудовани€ дл€ данного метода?

ƒ : —ложно сказать, но если вз€ть пример из производства м€са, по нашим расчетам при производстве м€сного тримминга в текущих ценах в объеме 10 тонн за счет точного управлени€ постностью м€са можно экономить в день пор€дка 100 тыс рублей. ƒопустим, мы работаем 30 дней и производим всего 10 тонн. ¬ мес€ц это пор€дка 3 млн рублей, в год Ц 35 млн рублей. ј поточный анализатор MeatMasterЩ 2 примерно столько и стоит. Ќа самом деле, это важный момент, потому что стоимость оборудовани€ сначала кажетс€ непомерно высокой, но когда начинаешь считать, становитс€ €сно, что он окупаетс€ за 10-12 мес€цев использовани€. Ёто говорит о том, что это даже не капитальные инвестиции, а операционные расходы. „то касаетс€ молока, пока сказать сложно Ц MilkоStreamЩ FT мы даже еще не пробовали. Ќо есть перва€ ласточка в лице Ђ”малатаї на производство моццареллы: про окупаемость сказать не могу, но там и пор€дки другие, поточный анализатор стоимостью пор€дка 6 млн рублей.

DN: ѕривлекательность с точки зрени€ вложений важна дл€ инвесторов.

ƒ : ƒа, причем, им мало на пальцах показать Ц они привод€т экономистов, те рассчитывают эффективность вложений. Ёто, безусловно, делать нужно, но за сколько окупаетс€ хороший модуль фальсификата? »ли, допустим, в нашем приборе MeatMasterЩ есть бонус-опци€ дл€ определени€ посторонних объектов Ц костей, металла. ¬от если вы купили за 40 млн MeatMasterЩ и на первой же минуте он нашел гвоздь Ц как думаете, уже окупилс€ или нет? 

DN: я правильно понимаю, что оборудование привозитс€ из ƒании? 

ƒ : ” нас две производственные площадки Ц в  итае (там производитс€ мокра€ хими€, и то не вс€). ¬се сложное оборудование по-прежнему производитс€ в ƒании. 

DN: ≈сли российское ѕравительство повысит пошлины на ввоз оборудовани€, насколько это будет дл€ вас критично?

ƒ : Ќовые деньги, конечно, это может отпугнуть. Ќо в целом весь рынок базируетс€ так или иначе на импортном оборудовании. “ам, где мы с кем-то более активно конкурируем, это будет более чувствительно. ƒл€ BacSomaticЩ это некритично, потому что нет аналогов. ƒл€ оборудовани€, которое стоит 5-20 млн рублей за единицу техники, повышение цены на 5% не станет существенным.

DN: FOSS развивает р€д различных направлений: от молока до вина. Ќасколько сложно поддерживать одновременно каждое из них в высоком статусе без потери качества?

ƒ :  лючевым словом здесь € бы назвал фокус Ц на чем-то необходимо концентрироватьс€. ћы не очень активно следим за рынком вина: если не продадим один прибор в год, это не очень навредит нашему бюджету.   примеру, направление молока, где мы реализуем 30-50 приборов в год Ц это сектор, куда мы инвестируем и в работе которого активно участвуем. Ќаверное, если зайдет речь о сокращении расходов, то молоко будет последним, на чем мы начнем экономить. ќтвеча€ на вопрос Ц развивать одновременно разные направлени€ без потери качества очень сложно. Ќо есть хорошее выражение: если бы сороконожка задумалась о том, как она ходит, она бы тут же упала. 

DN: –асскажите, пожалуйста, в завершение о ближайших планах как основной компании, так и российского офиса.

ƒ : ќ глобальных планах компании мы уже немного упоминали ранее: мы намерены заниматьс€ Ђплохимиї анализами, не забыва€ при этом о Ђхорошихї. ≈сли говорить конкретно о –оссии в некой среднесрочной перспективе (5-10 лет), то мы планируем не потер€ть себ€ и свое место в возможности кормить мир. ќткрываютс€ российские границы на восток, прежде всего, дл€ вывоза сельхозпродукции.  аждый третий житель «емли либо китаец, либо индус. ” нас есть все шансы кормить каждого третьего жител€ планеты. ¬озвраща€сь к FOSS, повторюсь Ц главное, не потер€ть себ€, не потер€ть фокус на этом пути. Ёто позволит нам расти вместе основными игроками рынка. Ёто сделает его существенно более привлекательным дл€ конкурентов. “ем более, не секрет, что рынки «ападной ≈вропы стагнируют. ѕоэтому будет и демпинг, и различные привлекательные конкурентные предложени€. Ѕудет еще сложнее, но мы намерены работать.  

DN: —пасибо за беседу!

04.05.2021
Ќовый год, 23 феврал€, 8 марта Ц праздники никогда не были помехой потреблению молока. Ќаоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличиваетс€.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
12
—р
12
—р
12
—р
18
¬т
18
¬т
18
¬т
22
—б
 алендарь