Интервью с Артемом Крецу, коммерческим директором ТОО «ДЕП»
DN: Расскажите, пожалуйста, какие мощности сегодня у компании ДЕП?
АК: Компания ДЕП на сегодняшний день представлена двумя современными заводами по производству цельномолочной продукции, молочных консервов, сыров и мороженого. Проектная мощность компании – 200 тонн переработки молока в сутки. В летний период загрузка мощностей составляет примерно 95%, в зимний – 70%.
Это связано прежде всего с тем, что в Республике Казахстан до сих пор сохраняется сезонность в производстве сырого молока.
DN: Какую продукцию производите?
АК: Все классические позиции и ряд эксклюзивных пробуем вводить.
DN: 200 тонн в сутки – это общая мощность заводов?
АК: Да. На одном заводе производится мороженое, сыры и цельномолочная продукция. На втором предприятии производится наша фирменная сгущенка и кисломолочный напиток Тан.
Главный завод вместе с офисом находится в Кустанае, второй завод – в Лисаковске – в двухстах километрах от нас.
DN: Как начиналась история компании?
АК: С самого начала компания основывалась как семейный бизнес на базе молочного завода. Она создавалась с семейными ценностями, была задача с самого первого дня производства – выпускать лучшие качественные продукты.
До сих пор эта миссия для нас – важнейшая, а специалисты, работающие на заводах больше 20 лет, передают свои ценности преемникам.
Изначально семейные ценности ставили в основу этого бизнеса и сегодня эта традиция сохраняется. Само название компании – ДЕП, это инициалы основателя – Дружинина Евгения Петровича. Его семья до сих пор развивает этот бизнес, уже во втором поколении.
К сожалению, Евгений Петрович ушел от нас в 2016 году, сейчас его дети и супруга развивают заводы.
DN: Какую позицию сегодня занимает ДЕП в Казахстане? По сгущенке вы лидер?
АК: По сгущенному молоку, в принципе, мы единственные в Республике, кто делает именно его, а не продукт с заменителем молочного жира. Наш продукт однозначно лучший.
Если говорить про весь ассортимент, то мы одни из лидеров рынка. Наша продукция присутствует в каждом городе Казахстана, где плотность населения больше 150 тыс. человек.
Рынок Республики Казахстан характеризуется высокой конкуренцией на локальном уровне. Местные жители в принципе выбирают локальные продукты, поэтому большинство региональных заводов не стремятся расширить рынки сбыта за пределы своего региона. Мы же поставляем молочную продукцию по всему Казахстану.
DN: Вашу продукцию часто встречаем в Челябинской области.
АК: У нас там находится филиал, который работает уже 18 лет. Благодаря этому сегодня можно смело говорить, что по всему Уральскому федеральному округу есть продукция ТОО «ДЕП».
DN: Что поставляете в Россию?
АК: В Уральский ФО мы поставляем весь ассортимент завода, в центральную, северо-западную часть России только продукцию с длительными сроками хранения, мороженое.
Полтора года назад у нас открылся второй филиал в России, в городе Санкт-Петербург.
DN: У филиалов исключительно торговая функция?
АК: Да, они продают продукцию наших заводов.
DN: Еще куда-то поставляете продукцию, помимо России?
АК: В страны СНГ начали экспорт три года назад. Это преимущественно Республики Таджикистан и Кыргызстан. Пытаемся пробиться на рынок Китая, где встретили большой интерес к продукции со стороны местного населения.
DN: Есть сложности с Китаем?
АК: Есть некоторые ограничения, проблемы со стандартизацией продукции. Условно, чтобы поставить в Китай мороженое, мне нужно сделать срок годности продукта – 2 года. Но в Казахстане никто не может провести экспертизу по соответствию сроков годности.
Есть свои трудности, как в любой стране мира, но мы стараемся развиваться. Мы считаем, что на территории стран СНГ традиционно много потребителей нашей продукции, тех, кто выбирает классический ассортимент и натуральную продукцию высокого качества.
Поэтому мы постоянно работаем над совершенствованием производства, устанавливаем современное оборудование, чтобы не терять в качестве продукта.
DN: Какое оборудование у вас сейчас установлено?
АК: На заводах «ДЕП» установлено оборудование разных производителей. Активно работаем с итальянскими, немецкими, американскими поставщиками. Установлено оборудование Spx, Galdi, Tetra-pak и т.д. Предпочтение отдаем европейским компаниям, с ними легко работать и качество оборудования очень высокое. Так же работает российское оборудование, от многих поставщиков решили отказаться, ввиду отсутствия сервиса.
DN: Почему отказываетесь и о какой компании речь?
АК: Не хотел бы им делать рекламу, все дело в отношении к клиенту. В итоге мы просто сдали станки этой фирмы и купили две линии производства Galdi.
DN: Расскажите, пожалуйста, о вашем потребителе, кто он? Чем отличается потребление молочной продукции в Казахстане от потребления в России?
АК: Предпочтения потребителя везде варьируются. В Костанайской области все очень любят молоко в пленке, в Актау обожают пюр-пак, в Алма-Ате предпочитают более жирное молоко. Наиболее вероятно, что это связано с тем как формируют потребительский спрос локальные игроки.
В целом вся культура питания, как в Казахстане, так и в России традиционно направлена на то, чтобы продукт был питательным. Очень популярны такие продукты как сметана с высоким уровнем жирности, топленое молоко 6% жирности.
DN: У вас сгущенка очень выделяется на полке…
АК: 600 граммов упаковка и система easy-open. Мы всегда говорим, что это семейный формат сгущенки, в лучших традициях предприятия. Как в РК, так и в РФ – это самый продаваемый формат у нас.
DN: Какой продукт из вашего ассортимента самый популярный?
АК: Самый ходовой товар – это молоко. Если питьевое молоко человеку нравится, он берет и все остальное.
Мороженое, сыры, сгущенка у нас также разлетаются. Мы производим рассольные сыры.
DN: До Казахстана добирается тренд на здоровое питание?
АК: Конечно. И в этом мы видим некоторый временной провал. Там, где у России с Европой разница в трендах потребления составляет два-три года, у Казахстана это еще плюс пять лет.
Тренд на здоровое питание к нам пришел. Появляются на полках растительные напитки, растет популярность низколактозных молочных продуктов, йогуртов без добавленного сахара, ряженки с различными вкусами. Мы стараемся удовлетворить потребности рынка, производим низколактозную продукцию и десертную группу.
DN: Кто – ваши поставщики сырого молока?
АК: Мы сотрудничаем со дня основания компании с тремя крупными частными хозяйствами в Костанайской области. Они обеспечивают нам 60-65% потребности в сыром молоке. Остальной объем приходит от личных подсобных хозяйств и скупщиков молока.
DN: Казахстан остается зоной рискованного земледелия…
АК: Да, поэтому в особенно засушливые года скот просто вырезают. В силу специфики рынка, малые частные хозяйства - производители молока не пользуются таким инструментом как планирование и создание переходящих запасов. Что в свою очередь отражается на нас.
Мы стараемся себя защищать от таких проблем – на заводе установлена линия по сушке молока. Создаем запасы на зиму.
DN: Завод полного цикла у вас…
АК: Да, мы хотим работать как можно лучше. Поэтому принимаем участие в выставках, внимательно изучаем технологические новинки, внедряем на производстве.
DN: Что с регулированием рынка? Следят за ценами?
АК: Достаточно на копейку цену поднять – сразу антимонопольные службы требуют объяснений. Но мы никогда необоснованно цены не поднимаем, поэтому у нас нет проблем. Это касается исключительно переработчиков, на сдатчиков молока не распространяются никакие ограничения по ценообразованию и обосновывать им ничего не приходится.
DN: Какие у вас планы? Как будете развиваться?
АК: Население Республики Казахстан всего 16 млн. человек. Рынок молочных продуктов чрезвычайно конкурентен, и в каждом регионе идет упорная борьба за потребителя. Население, к сожалению, не станет потреблять молока больше, чем сейчас. Поэтому многие небольшие заводы начинают конкурировать ценой, снижая качество. В этом плане в регионе не очень хорошо развит контроль фальсификата.
Когда ты поставляешь на экспорт продукцию, контроль ужесточается. При поставках в Россию, нас очень жестко проверяет Россельхознадзор, проходим два обязательных лабораторных исследования каждой партии товара и одно независимое, как подстраховка.
DN: Какие вызовы перед компанией стоят?
АК: Мы бы хотели расширить поставки в Россию, зайти на рынок Китая и стран Европы. При этом необходимо сохранять обеспечение населения Казахстана высококачественной продукцией. Вызовом для нас остается и маркировка.
DN: Вы готовы к маркировке?
АК: Мы нашли интегратора, заключили контракт, срок поставки – месяц, мы начнем тестирование только в конце мая-начале июня. Постараемся успеть.
DN: Спасибо за интересную беседу! Успехов вам!