»нтервью с јрташесом ƒавт€ном, руководителем направлени€ —“ћ Ђяндекс.Ћавкиї

»сточник: The DairyNews
Ђћолочные скептикиї побеседовали с руководителем направлени€ собственных торговых марок онлайн-ритейлера Ђяндекс.Ћавкаї јрташесом ƒавт€ном и узнали о перспективах развити€ формата в котором работает сеть, отличи€х от классического ритейла и взгл€де на выбор потребител€.

DN: јрташес, здравствуйте! Ќаш первый вопрос: боитесь ли вы јлису?

јƒ: Ќет, ничего страшного в јлисе нет. Ёто очень милый, добрый, позитивный помощник. ” нас дома даже стоит станци€ яндекс с јлисой. Ќе скажу, что € пользуюсь ей очень часто, но моих детей она иногда парализует на пару часов, потому что продолжает упорно отвечать на их вопросы, и иногда очень каверзные. “ак что ничего страшного в јлисе нет.

DN: Ќас, например, јлиса пугает тем, что она периодически подслушивает и неожиданно вклиниваетс€ в разговор.  ажетс€, что она все про нас знает, даже чуть больше, чем нам хотелось бы.

јƒ: я думаю, что это ощущение слегка преувеличено. ќна ничего не подслушивает, а иногда срабатывает на какие-то ключевые слова. ≈сли, например, сказать слово Ђяндексї или Ђјлисаї, то, она может самопроизвольно включитьс€. “акие проблемы у нас периодически бывают. я думаю, реб€та у нас над этим работают. я, признаюсь, не главный специалист по искусственному интеллекту и способности этой штуки отвечать на вопросы. ƒл€ мен€ это такой же немножко магический €щик, как и дл€ вас. Ќо, зато, когда есть какой-то вопрос, его всегда можно задать, и получить отличный ответ. Ёто нова€ технологи€, котора€ никуда от нас не денетс€, а ее будет только больше.

DN: Ќа наш взгл€д, у јлисы двойна€ функци€. ѕерва€Ц это удовлетворение запроса конечного пользовател€, а также облегчение работы с поисковой системой и так далее. ј втора€ функци€, и на наш взгл€д она более важна Ц это сбор вашей компанией информации о пользователе и соответственно о его предпочтени€х, ну и затем соответственно реализаци€ всех этих запросов, всего этого массива информации в различные проекты. ¬ том числе, на сколько € понимаю, и в яндекс. Ћавку.

јƒ: ќчень хороший вопрос. я бы сказал, что последн€€ вещь, котора€ нужна дл€ цели номер два, которую вы описали, это јлиса.

„то касаетс€ персональных данных пользователей, то у нас на этот счет очень много компаний-лидеров высказывались, высказываютс€ и подробно объ€сн€ют, как это все работает. Ќичьи индивидуальные, персональные данные нам дл€ работы совершенно не нужны. ћы всегда пользуемс€ тем, чем пользуемс€ в очень сильно агрегированном виде и совершенно не персонифицировано. — одной стороны, это позвол€ет делать сервисы и удобства дл€ всех нас совершенно другими. 

DN: я так понимаю, что и яндекс. Ћавка Ц это результат вот этих знаний. ѕочему по€вилс€ этот проект и на что он нацелен?

јƒ: Ќа самом деле, это не совсем так. √лавна€ технологическа€ супе-фича Ћавки построена на том, что мы умеем правильно настраивать алгоритмы и использование данных. ј также предсказывать, не знать, а именно предсказывать, где и когда может быть сгенерирован спрос, и в состо€нии аккумулировать нужное количество курьеров дл€ того чтобы этот спрос удовлетворить, чтобы вам привезли товары, которые вы купили за то врем€, которое вам нужно. ѕо сути, немного похоже на сервис яндекс.“акси.

яндекс.Ћавка делает покупки простыми и максимально комфортными.

DN: ѕолучаетс€ дл€ прогнозировани€ спроса вы также можете использовать поисковик яндекс.

јƒ: ƒл€ прогнозировани€ спроса мы пытаемс€ пользоватьс€ всем, что нам доступно. ќп€ть же в агрегированном виде, эти данные позвол€ют нам пон€ть, к примеру, где живут люди, сколько их живет, какими мобильными телефонами они пользуютс€.  ак только вы это агрегируете на миллионах человек, которые в принципе не сильно отличаютс€ от статистической таблички, можно попробовать пон€ть, на сколько эффективно размещение, например, Ћавок в том или ином месте. ѕоверьте, приблизительно таким же образом, и приблизительно такими же данными дл€ этих целей пользуетс€ любой классический ритейлер. ѕотому что в каком месте открывать Ђјшанї Ц это больша€-больша€ наука. » она работает приблизительно также и дл€ нас.

DN:  ак € понимаю, у вас все-таки вопрос доступа к информации либо уже более эффективно решен, либо это в перспективе будет так, и он движетс€ именно в этом направлении, поскольку јшан не имеет такого объема информации, и априори вы быстрее, чем люба€ друга€ офлайн-сетка, можете прин€ть решение.

јƒ: я не буду сейчас сравнивать. я думаю, вы слегка приуменьшаете возможности јшана. јшан Ц это сеть, в которой дес€тки миллионов людей каждый день делают покупки, и поверьте, эта информаци€ тоже вполне интересна€, и они ей пользуютс€, когда пытаютс€ определить, где открыть магазины и так далее, это с одной стороны. ¬о-вторых, есть очень много агентств, которые эти данные также агрегируют. Ќу, к примеру, сама€ классика жанра Ц это Nielsen, который прекрасно дает вам данные о том, какие продукты продаютс€.  ак вы думаете, какие данные в основе? Ёто продажи из магазинов, индивидуальные чеки. я пользовалс€ услугами Nielsen 15 лет, но ни разу в жизни не видел и не имел возможности увидеть ситуацию до чека. » это на самом деле не нужно. „тобы пользоватьс€ данными Ц их нужно агрегировать

„то касаетс€ нас, мы безусловно, технологична€ компани€, наш хлеб, и наше масло приход€т из + умени€ пользоватьс€ данными лучше, чем другие. Ќо в современном мире, мне кажетс€, уже прошло врем€, когда какие-то другие компетенции станов€тс€ решающими. ќт вашей способности пользоватьс€ тем, что у вас есть, как ресурс, и превращать это в продукт интересный дл€ пользовател€, зависит ваш успех. «десь нет ничего ни радикально нового, ни радикально необычного. ” нас недавно на –Ѕ  выходила стать€ “играна ’удаверд€на, главы всего яндекса. ќн очень подробно про это рассказывал. я думаю, что € вр€д ли смогу как-то лучше рассказать и ответить на вопросы, чем сделал он.

DN: Ќа текущий момент яндекс.Ћавка Ц лучша€ и крупнейша€ компани€ по доставке?

јƒ: ћы одни из крупнейших. Ѕезусловно, аналитические данные в разные моменты времени разн€тс€.  аждый квартал выходит какой-то новый update. Ќо мы точно очень быстро растем и активно развиваемс€, именно в доставке продуктов питани€. » этот сервис €вно, как мы видим, пользуетс€ спросом, очень активно растет, растет и в целом этот сегмент, поэтому это привлекает внимание большого числа игроков. я на в скидку могу назвать, наверно, 8-10 игроков, которые вид€т это частью своей долгосрочной стратегии. Ќа этот рынок сейчас работают и традиционные производители, типа Ђѕ€терочкиї или Ђѕерекресткаї, которые тоже имеют сервисы по доставке. ј есть компании, которых вы, наверно, меньше этого ожидали, например, Wildberries, которые недавно за€вили, что будут доставл€ть в том числе и фреш-продукты. ≈сть мы, есть Ђ—амокатї. ” всех свои цели и задачи. ћы сейчас очень активно развиваем и инвестируем в свой сервис. я думаю, что мы Ц один из ведущих игроков на этом рынке сейчас. 

DN: ¬ы сказали про разные цели и задачи. ј кака€ цель и какие задачи сто€т перед яндексом?

јƒ: ÷ель номер один Ц сделать сервис, который по-насто€щему удобен и востребован у пользователей.

—оздать максимально дружелюбный дл€ пользовател€ сервис, и через это получить больше покупателей, которые будут пользоватьс€ нами, а не другими сервисами.  

DN: ћагазины Ђпоследней милиї - это какие-то лавки, где хран€тс€ продукты?

јƒ:  лассический ритейлер раньше работал по одной простой модели: надо было поставить магазин в месте максимальной концентрации трафика потенциальных покупателей. ”словно говор€, магазин на выходе из метро всегда имел больше шансов продать больше товаров, чем магазин, сто€щий внутри какого-то двора из трех домов. » задача была поставить магазины таким образом, чтобы максимальный процент движущихс€, к примеру, с работы домой, людей, имел шанс попасть в этот магазин и купить там товары. ” нас ситуаци€ чуть-чуть отличаетс€. ¬место этого у нас есть курьер, который приезжает к вам домой или на работу и привозит товары. —оответственно необходимо размещать эти магазины по совершенно другому принципу. ѕо факту, это не магазины с кассами, алле€ми и отдельным складом, а, говор€ простым €зыком, склад, на котором лежат товары. »ногда они лежат по другим, нежели в магазине, принципам, в котором товар должен быть выложен красиво и так далее. «десь это может сто€ть чуть менее симпатично. Ёто не значит, что это менее безопасно, наоборот, иногда это безопасней. » холодильные камеры, и холодильные лари, и так далее - сделано это все дл€ удобства и увеличени€ скорости сборки.  огда вы размещаете заказ в приложении, то ближайший к вашему дому склад, получает его. Ќа складе работает человек, которого условно можно назвать сборщиком, он этот формирует и отдает курьеру, который этот товар и доставл€ет. —оответственно задача Ц разместить склады таким образом, чтобы максимально быстро и максимально эффективно доставл€ть такие товары в зависимости от количества и времени заказов. ¬от как это работает.

DN: —кажите, пожалуйста, сколько сейчас у вас складов?  акие планы по их количеству? ¬ каких городах они наход€тс€? » кака€ у них форма: это аренда или собственность?

јƒ: ƒл€ нас всегда интересно, сколько нужно складов. ” нас нет задачи открыть как можно больше складов, есть задача покрыти€ сервиса. “о есть, чтобы как можно больше людей были удовлетворены скоростью доставки. ≈сли дл€ этого нужно 600 складов, значит нужно 600. ј если дл€ этого нужно 6 Ц значит будет 6. ¬ этом смысле, мы немного отличаемс€ от классического ритейла. ѕотому что очень часто важнейшим показателем успеха сети было количество открытий складов магазинов. Ќапример, открыли еще 1500 магазинов или еще 2500 магазинов. ј у нас никогда не будет таких цифр, потому что это не нужно. ƒл€ такого покрыти€, которым занимаемс€ мы, в целом всегда нужно меньше складов чем магазинов классическому ритейлеру. Ёто просто объективный факт. ѕоэтому какую бы цифру € вам не назвал, она может показатьс€ не очень крупной. Ќо если говорить об охвате, то эта цифра вполне сопоставима с классическими ритейлерами в ћоскве. ” нас сейчас около 200 складов. ћы их называем Ћавками. ќни посто€нно открываютс€. «а цифрой очень сложно уследить. —концентрированы они сейчас, € бы сказал, в трех регионах: ћосква, —анкт-ѕетербург и Ќижний Ќовгород Ц это три точки, где мы приложили основные усили€. Ѕудут еще и другие.  акие города Ц не скажу.

¬ Ќижнем Ќовгороде мы провер€ем, ищем более оптимальную модель дл€ покрыти€ классических городов миллионников, чтобы дальше развивать нашу экспансию.

DN:  ак устроена автоматизаци€ на складах? —уществует ли она там? ѕотому что 200 складов Ц это, давайте будем говорить минимум 20% населени€ страны. ѕоэтому скорее всего у вас очень большие склады. ѕоэтому должна быть серьезна€ автоматизаци€.   

јƒ: —разу скажу, склады не большие. ѕотому что: во-первых, надо уметь эффективно логистически управл€ть ими. Ѕезусловно, у нас есть распределительный центр, с помощью которого мы развозим продукты по Ћавкам. » это тоже умение.

¬о-вторых, безусловно, это автоматизировано, у нас есть много показателей, за которыми мы следим. ” нас есть специальные программные инструменты, которым мы пользуемс€ дл€ того, чтобы оптимизировать скорость сборки, скорость доставки и так далее. Ёто достаточно технологична€ истори€. Ѕез рук все равно ничего там не обходитс€, хот€, мы уже следим внимательно, в мире есть предельно автоматизированные системы, когда все товары буквально собираютс€ автоматом. ћы сейчас не на этой стадии, но уровень автоматизации на наш взгл€д достаточно высокий, а способность распредел€ть товары по Ћавкам более эффективно, чтобы у вас никогда не было их слишком много или слишком мало Ц это хлеб и соль любого ритейлера. ћожет только показатьс€, что главна€ прибыль, котора€ получаетс€ любым ритейлером Ц это разница между ценой покупки и ценой продажи, но это не так. √лавна€ прибыль получаетс€ за счет твоего умени€ не списывать при этом много товаров, а правильное количество при этом покупать, не держать на остатках сотни тыс€ч тонн ненужного товара, умение прогнозировать спрос Ц это все и есть хлеб и соль ритейлера.

DN: ¬ы арендуете помещение?

јƒ: ƒа, мы арендуем помещение. Ёто классическа€ схема дл€ рынка. „аще всего нет необходимости их выкупать.   

DN:  акое количество SKU у вас сейчас и к чему вы стремитесь?

јƒ: ’ороший вопрос, но ответа на него в данный момент у мен€ нет. ќбъ€сню почему. Ёто только кажетс€, что все Ћавки одинаковые. ” нас есть несколько разных типов Ћавок. Ёти разные типы имеют разные ассортименты. Ёто позвол€ет нам соответствовать ожидани€м покупателей в разных районах города. ѕри этом иногда, это работает довольно неожиданным и непредсказуемым образом.

DN: ’отелось бы узнать, какова дол€ молочных продуктов в яндекс. Ћавке?   акие именно молочные продукты представлены? » как они реализуютс€?

јƒ: ѕрактически все наши покупатели €вл€ютс€ покупател€ми и других сетей в стране. ѕотому что в среднем покупатель в –оссии приобретает продукты приблизительно в 7 розничных сет€х.

DN: яндекс входит в эту семерку?

јƒ: я не готов заверить это точно, но в тех регионах, в которых мы присутствуем, безусловно, яндекс играет значимую роль.  » молочна€ продукци€, конечно, очень важна дл€ нас. ѕо нашим данным, более, чем в 40% чеков присутствуют молочные продукты.

” нас очень хорошо, в большом разнообразии представлены молочные продукты. » безусловно, у нас есть разделение на три самые крупные группы: традиционные молочные продукты, современные молочные продукты и сыры. “реть€ категори€ наиболее значима с точки зрени€ денежного выражени€, но меньше продаетс€ в штуках. ј традиционные молочные продукты очень сильно представлены в штуках, но чуть-чуть послабее в денежном выражении, потому что ценова€ преми€ и в среднем цена за литр традиционных молочных продуктов пониже. ” нас очень хорошо продаетс€ молоко, кефир, сметана Ц все то, что вы привыкли видеть. ј сказать, что у нас, к примеру, какое-то радикальное превышение доли современных молочных продуктов, перед традиционными больше, нельз€. Ќу, например, что у нас йогуртов больше продаетс€, чем молока, в соотношении друг с другом мы тоже не можем. ¬се очень близко к традиционной модели. “от факт, что мы воспринимаемс€ как современный сервис Ц это хорошо, и у нас, действительно, очень много молодых покупателей, но вы€сн€етс€, что молоко, кефир, сметану они потребл€ют совершенно не хуже, чем и традиционные наши покупатели, более старшего возраста.

DN: ¬от вы сказали, современные молочные продукты. Ёто какие?

јƒ: ѕоверьте, это очень условное деление, потому что в каких-то странах это, может быть, традиционные молочные продукты, а кефир во ‘ранции может восприниматьс€ как что-то очень €рко и современное.

  традиционным молочным продуктам мы относим молоко, сметану, кефир, простоквашу, р€женку, масло Ц скажем так, все то, что и в советское врем€ было у нас на молочных полках. Ѕезусловно, творог тоже туда относитс€. ј, к примеру, йогурты: питьевые, густые, греческие, какие-то кисломолочные продукты современные, некоторые названи€ даже € с трудом выговариваю, если честно. ¬ последнее врем€ стал попул€рен норвежский молочный продукт —кир. ”словно, можно еще назвать творожные сырки, которые можно условно отнести к современным молочным продуктам. ѕоверьте, в этом нет ничего оценочного, а только условное деление, которое позвол€ет понимать логику и динамику распределени€ и квот, дл€ таких товаров в ассортименте.  

DN: ¬аш покупатель: какой он? ћожете примерно описать его портрет. ћожет быть имеютс€ отклонени€ от общей нормы?  ак вы видите покупател€ яндекс. Ћавки? » как он изменилс€ за последний год?

јƒ: Ќам очень интересно наблюдать именно за тем, как потребитель изменилс€ за последний год. ѕотому что первые Ћавки были открыты, если € правильно помню, в феврале прошлого года. “о есть нам не так много лет. ѕоэтому говорить о каком-то совершенно усто€вшемс€ покупателе или о том, что мы много лет знаем нашего покупател€, наверное, будет небольшим преувеличением. Ѕезусловно изначально сервисом пользовались те, кто хочет попробовать что-то новое.

ѕомню, как € в первый раз с этим сервисом познакомилс€. ” мен€ дети сели за стол и попросили бородинский хлеб. ј у мен€ его не было. » они еще ужинать не закончили, а нам уже привезли бородинский хлеб. » € помню, сто€л, держал его в руках и думал: ЂЁто чудо! ј как?ї “о есть мне не надо одеватьс€, идти в магазин и так далее. » ты начинаешь этим пользоватьс€ потому что это круто и прикольно. ¬ какой-то момент ты понимаешь, что это очень удобно. » количество покупателей начинает расти.

Ѕезусловно, пандеми€ изменила структуру покупателей, и здесь ничего не поделаешь, это нова€ реальность. Ћюди реже стараютс€ выходить из дома. ” нас стало больше возрастных покупателей. ¬ начале, безусловно, это была более молода€ аудитори€. —ейчас, € бы сказал, что профиль покупателей активно стремитс€ к среднему по стране. ѕросто потому, что, чем вы больше становитесь, тем больше у вас обычных покупателей. ” нас нет какого-то специального конкретного позиционировани€ или сдвига ассортимента, если вы посмотрите, в премиальную или молодежную историю. ” нас есть в ассортименте совершенно типичные классические продукты. Ќапример, мы долгое врем€ обсуждали, какие замороженные пельмени нам нужны в ассортименте: только дорогие или другие. ¬ итоге, в какой-то момент мы завели Ђќстанкинскиеї пельмени в классической картонной упаковке. » они у нас стали лидером продаж.

DN: ѕо поводу доходов. ѕочувствовали ли вы за последний год изменени€ доходов и расходов? —редний чек: растет, падает или остаетс€ на ном же уровне?

јƒ: ќчень сезонна€ истори€, € вам честно скажу. ѕандеми€ на средний чек повли€ла в позитивную сторону Ц он вырос. ѕотому что люди, как мы видим, сократили частоту походов в классические магазины в любом случае. “о есть мы это наблюдаем. —редний чек растет. ћы также склонны кстати считать, что это результат нашей ассортиментной работы. Ёто очень многофакторна€ истори€: какие цены дл€ теб€ лучше, с какими темпами ты выполн€ешь доставки, на сколько интересный ассортимент, на сколько он соответствует ожидани€м. ¬ общем, мы видим устойчивый рост, и в количестве заказов, и в среднем чеке. Ќо, признаюсь, средний чек Ц это характеристика, котора€ всегда растет медленнее, чем количество покупателей, и это правильно. ѕотому что есть среднее количество показателей в корзине, которые должны положить. ≈сли удастс€ положить на один больше, то это уже, на самом деле, достаточно значимое достижение.  

DN:  ак вы считаете, каково будущее традиционного ритейла? » кто, на ваш взгл€д основной конкурент яндекс. Ћавки? Ёто —берћаркет или же все-таки традиционный ритейл?

јƒ: я не вижу никакой угрозы традиционному ритейлу как в краткой, так и в среднесрочной перспективе. ѕервое, никто не отмен€л великую силу привычки. ћы привыкли ходить в магазины. ¬торое, существуют люди, у которых есть на это врем€, и которым это нравитс€, и это нормально. я не буду говорить что-то вроде: Ђя верю, что традиционный ритейл скоро умрет и так далееї. Ќичего не умрет.  ак выгл€дит смерть гипермаркета? 3% падение продаж к прошлому году. Ёто, безусловно, тоже много, но мы не наблюдаем каких-то драматических цифр. ¬ы, наверн€ка, не слышали никаких новостей о каких-то больших кризисах в традиционном ритейле. ¬се равно есть покупатель, и это хорошо. Ќичего в этом плохого нет. Ќо современна€ технологи€, и те сервисы, которые начинают по€вл€тьс€ и развиватьс€, дают альтернативу традиционному ритейлу. » с этим вызовом надо справл€тьс€.

— точки зрени€ конкуренции, мне нравитс€ высказывание одного из CEO Coca-Cola, который любил говорить: мы конкурируем даже с супом. ѕотому что люба€ жидкость, которую потребл€ет человек Ц могла бы быть заменена на колу.

 онечно, есть более близкие по типу сервиса конкуренты. Ќо это все естественный процесс.  ћы конкурируем с теми магазинами, которые решают потребность Ђхочу купить что-то сейчасї.

DN: ¬аше преимущество Ц это удобство?

јƒ: Ќаше преимущество Ц это удобство по правильной цене.

Ќельз€ сказать, что мы можем продавать литр молока 3,2% по 99 рублей и чувствовать хорошо. Ќаш покупатель тоже чувствителен к цене. –азве что менее чувствителен к промо.

—ейчас просто так продавать дорого не может никто. Ёто наша реальность. ћы не можем сказать, что у нас растут реально располагаемые доходы населени€ и не можем ждать, что вырастет дол€ дорогих товаров.

ћы живем в стране, у которой около 30% доходов домохоз€йств уход€т на продукты первой необходимости и продукты питани€. ¬ ¬еликобритании этот показатель Ц пор€дка 7-8%. я на этом рынке работаю много лет и был момент, когда € работал в FMCG, и считалось, что –осси€ наименее чувствительна к промо. ѕрошло 4-5 лет и наша страна стала одной из самых промоутируемых.

DN:  ак вы работаете с вашими поставщиками?  ак их выбираете? ¬ частности Ц молочную продукцию.

јƒ: Ќикакого отдельного принципа дл€ поставщиков молочной продукции у нас нет. Ѕезусловно, есть специфика, св€занна€ с контролем качества и сроками годности.

ћы не ищем самое дешевое молоко или самое Ђхитровыдуманноеї дорогое молоко. ”словно, мы не будем целенаправленно выбирать ј2-молоко. »ли молоко с европейским эко-сертификатом. ћы не будем каждую неделю выбирать самый дешевый продукт, ориентиру€сь исключительно на цену. Ёто две крайние точки, в которые мы не играем.

ћы выбираем продукт, от которого потребитель хочет простых вещей Ц не так важно, фермерские ли это коровы. Ќо нашим покупател€м очень важно, что коровы не наход€тс€ на прив€зи и свободно гул€ют.

ѕример такой же Ц почему-то наши покупатели считают, что белые €йца лучше, чем коричневые. ’от€ разницы нет никакой. » нашим покупател€м важно €йцо с очень желтым желтком.

DN: » все-таки, как вы ищете Ц кто делает молоко, лучшее дл€ вашего потребител€?

јƒ: ¬начале мы посылаем запрос в 6-8 компаний, они присылают нам свою продукцию. ћы проводим тест количественный на 200 респондентов в среднем и далее работаем с производителем, который выиграл в этом тесте.

—амое главное Ц продукт должен соответствовать ожидани€м потребител€. ƒаем определенные рекомендации, есть некоторые вещи, св€занные с документооборотом, на качество продукта не вли€ющие.

DN: ¬ —“ћ будете наращивать ассортимент?

јƒ: ¬ планах така€ цель есть. »з ближайшего Ц ввести полутвердые сыры. ћы начали с бри и камамбера, добавили моцареллу и бурату.

DN: ≈сть ли у вас особые требовани€ к поставщикам, которые отличают вас от традиционной розницы?

јƒ:  оличественные тесты в первую очередь. —амый уникальный момент заключаетс€ в том, что очень много продуктов на рынке создаетс€ под традиционные магазины.

  примеру, бутылка повыше и поуже кажетс€ больше визуально. » больше веро€тность, что человек возьмет ее. ¬ каждой категории есть свой набор трюков Ц что ты должен сделать чтобы твой продукт выгл€дел на полке лучше. ѕроизводители привыкли к этому.

ћы продаем картинку, молоко должно быть удобно дл€ пользовател€. ќчень много упаковки сделано так: 80% усилий Ц на то, чтобы ее купили и 20% - чтобы бутылка была удобна€. ” нас наоборот в большинстве категорий. ћы на упаковке кефира можем написать про кефирные грибки интересный факт, дл€ товара на полку магазина € бы никогда не выпустил такую этикетку.

DN: ” оффлайн-ритейла больше проверок контролирующих органов чем у вас?

јƒ: я бы сказал, что мы ничем не отличаютс€ от классического ритейла. —отрудник –оспотребнадзора приходит провер€ть магазин Ђѕ€терочкаї не потому, что шел по улице Ц увидел Ц решил проверить. ” всех проверки плановые. Ќас провер€ют и контролируют, как и всех. Ќо это не совсем мо€ компетенци€ Ц развивать эту тему.

” нас есть и отдел качества, и лаборатори€ контрол€ качества, провер€ем этикетки, мы проходим через процессы классического ритейла и прикладываем максимум усилий чтобы соответствовать требовани€м законодательства.

DN: ¬ы работаете с системой Ђћеркурийї?  ак относитесь к об€зательной цифровой маркировке?

јƒ: ¬ системе Ђћеркурийї мы работаем, иначе бы € сейчас с вами не разговаривал. ќсобого отношени€ к системе маркировки у нас нет Ц если госорганы требуют Ц будем внедр€ть.

DN:  аким будет сервис Ђяндекс.Ћавкаї через 10 лет и каким будет потребитель?

јƒ:  я бы не загадывал дальше 2-3 лет. —корость изменений рынка и мира сегодн€ очень больша€. Ќе правильно смотреть на 10 лет, потому что нова€ информаци€ поступает посто€нно.

ћы видим на горизонте экспансию той модели бизнеса, которую предлагаем. ¬идим географическую экспансию. ” нас есть понимание, как этот бизнес развивать. ћы потихоньку переходим от ощущени€ стартапа к ощущению, что рынку это необходимо.

Ѕезусловно, первые направлени€ Ц города-миллионники. ¬ первую очередь это вопрос востребованности покупател€.

DN: —пасибо за интересную беседу!

ѕолное видео беседы смотрите по ссылке
01.12.2021
1 декабр€ стартовал третий этап об€зательной маркировки молочной продукции Ч на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситьс€ на продукцию сроком годности до 40 дней. –анее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением Ђ„естного знакаї на предпри€ти€х: перебо€х и отсрочках в поставке оборудовани€ дл€ маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок дл€ нанесени€ кодов, нанимать дополнительный персонал и мен€ть производственные процессы, а значит Ч нести дополнительные затраты. ќ том, легко ли отрасли даетс€ третий этап Ч в гор€чей теме на The DairyNews.
„итать полностью
 алендарь